Научная статья на тему 'Методы правильной постановки социальных проблем'

Методы правильной постановки социальных проблем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
766
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ / УПРАВЛЯЕМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ / НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ / SOCIAL PROBLEM / MANAGEMENT PROBLEM / CORRECT FORMULATION OF PROBLEM / CONTROLLED VARIABLES / UNCONTROLLED VARIABLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайворонская Наталия Ивановна, Данакин Николай Семенович

В статье раскрываются методы правильной постановки социальных, управленческих проблем. Описаны методы функциональных сопоставлений, функциональных допущений, проблемного моделирования, причинной редукции, расширения управляемых переменных, расширения учитываемых переменных, а также экспериментальный метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF CORRECT SETTING OF SOCIAL PROBLEMS

The article reveals the methods of the correct formulation of social, managerial problems. Methods of functional mapping, functional assumptions, problem modeling, causal reduction, expansion of controlled variables, expansion of relevant variables, as well as the experimental method are described.

Текст научной работы на тему «Методы правильной постановки социальных проблем»

УДК 316.4

МЕТОДЫ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

© Наталия Ивановна Г айворонская

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, г. Белгород. Россия, соискатель кафедры социологии; старший преподаватель кафедры иностранных языков Губкинского филиала Московского государственного открытого университета,

e-mail: synergy7@mail.ru © Николай Семенович Данакин Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, г. Белгород, Россия, доктор социологических наук, профессор, директор НИИ синергетики,

e-mail: synergy7@mail.ru

В статье раскрываются методы правильной постановки социальных, управленческих проблем. Описаны методы функциональных сопоставлений, функциональных допущений, проблемного моделирования, причинной редукции, расширения управляемых переменных, расширения учитываемых переменных, а также экспериментальный метод.

Ключевые слова: социальная проблема; управленческая проблема; правильная постановка проблемы; управляемые переменные; неуправляемые переменные.

Во многих случаях, если иметь в виду случаи повседневной жизни, социальная проблема очевидна, и ее правильная постановка обходится без применения специальных процедур и методов. Авиапассажиру, опоздавшему к вылету самолета и создавшему себе проблему, не надо иметь особой учености, чтобы правильно ее осознать и поставить. Однако в других случаях смысл проблемы не столь очевиден, и требуются немалые усилия для ее осознания и правильной постановки. Для облегчения этих усилий предлагается несколько методов правильной постановки социальных проблем.

Метод функциональных сопоставлений. Суть метода заключается в оценочном сопоставлении предлагаемых моделей проблемы по критерию эффективности. Рассмотрим его на примере.

Сельское хозяйство в нашей стране уже давно находится в сложном положении и не совсем ясно, как его из этого положения вытащить. Одни предлагают увеличить капитальные вложения, вторые - изменить агротехнику, третьи - всемерно вводить частную собственность, четвертые - изменить систему управления сельским хозяйством... Таких кардинальных предложений можно насчитать не менее десятка, и каждое из них исходит из особого понимания того, в чем суть проблемы сельского хозяйства - в недостаточных капиталовложениях, в несовершенной агротехнике, в неадекватной экономиче-

ской форме, в бюрократической системе управления и т. п. Каждая сторона приводит аргументы, ссылается на факты, апеллирует к отечественному и зарубежному опыту, обращается к здравому смыслу и логике...

Возникает непростой вопрос: какой из этих позиций и предложений отдать предпочтение. Сразу все их реализовать невозможно, и нужно выбрать приоритетные направления действия. Но каким образом? Процедура здесь, на наш взгляд, такая.

Поскольку представленные позиции и предложения в той или иной мере были реализованы в прошлом, то уместно будет оценить, во что они «обошлись» и к каким результатам привели. Такое ретроспективное сравнение позволит сразу же освободиться от некоторых неадекватных моделей проблемы.

Следующий шаг - выяснение того, почему предложенные в свое время пути не привели к ожидаемым результатам. Здесь возможны два варианта: или сам путь уводил в сторону от решения проблемы, или какие-то привходящие обстоятельства мешали двигаться к цели. В дальнейшем целесообразно работать с предложениями, относящимися ко второму варианту.

Третий шаг - анализ затруднений при осуществлении оставшихся проектов (предложений).

Четвертый шаг - обобщение затруднений и оценка оставшихся проектов по критерию разрешимости данных затруднений.

Пятый шаг - формулирование и постановка исходной проблемы.

Из вышеизложенного понятно, что метод функциональных сопоставлений правомерно использовать в ситуациях, когда уже предпринимались какие-то попытки решения социальной проблемы и нужно оценить принципиальную возможность и целесообразность их возобновления. Когда таких попыток еще не было и они только предлагаются, то полезно обратиться к методу функциональных допущений.

Метод функциональных допущений -метод постановки проблемы, основанный на оценке вероятных последствий достижения цели.

Результат решения проблемы всегда можно рассматривать как средство для достижения более отдаленной цели. Поэтому для определения ценности любого промежуточного результата важно знать, какой исход, в конечном счете, желателен и насколько приближает к нему промежуточный результат. Оценка вероятного промежуточного результата позволит правильно поставить проблему, т. е. согласовать конечные и промежуточные цели, учесть цели других лиц и т. п.

В более сложных проблемных ситуациях, где также важна оценка вероятных последствий предлагаемых решений, целесообразно обратиться к методу проблемного моделирования.

Метод проблемного моделирования -метод постановки проблемы, основанный на учете тенденций изменения смоделированной проблемной ситуации. Обратимся для иллюстрации к одному из возможных вариантов его использования.

Обычно тот, перед кем стоит проблема, смотрит на нее иначе, нежели тот, кто порождает эту проблему. По этой причине, скажем, разработчики военно-технических систем уже давно используют т. н. «группы противодействия». Эти группы включают высококвалифицированных исследователей, которым предлагается играть роль противника, но в отличие от него они располагают всей необходимой информацией. Их задача - выяснить, каким образом можно нанести ущерб рассматриваемой системе. Когда они находят такой способ, то сообщают об этом разработчикам. Те, в свою очередь, вносят соответствующие изменения в конструкцию сис-

темы, чтобы противостоять противодействию. После того, как разработчики усовершенствуют систему, устранив выявленные недостатки, группа противодействия вновь принимается за дело. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет получена конструкция, при которой система будет выполнять все свои функции вопреки «стараниям» группы противодействия. Хотя эта процедура не гарантирует успеха в случае «реального противника», она значительно увеличивает шансы на успех.

Таким образом, при постановке любой проблемы - социальной, управленческой - ее моделирование может осуществляться в форме противодействия группы «разработчиков» и группы «оппонентов», хотя эти группы и меняются ролями. Противодействие продолжается до тех пор, пока обе группы не дойдут до уяснения сути проблемы и ее правильной формулировки.

Метод причинной редукции - метод последовательного сведения причин к исходной, устранение которой обеспечивает возможность решения проблемы. Обычно наше внимание фиксируется на очевидных, внешних причинах и дальше этого не распространяется. Ограничиваясь этими причинами и пытаясь их устранить, мы не можем добиться эффективного решения проблемы. Образно говоря, пытаемся лечить насморк, а не сам грипп, т. е. проявления болезни, а не саму болезнь. Спускаясь по «лесенке» причинных связей от одной ступеньки к другой, мы доходим до исходной причины, устранение которой особого труда может и не составлять. Вспомним сказку о Кощее Бессмертном, смерть которого находилась в тоненькой иголке, которую легко было сломать, хотя добраться до нее было очень трудно и небезопасно. Сколько препятствий пришлось преодолеть Ивану-Царевичу! Так вот, пользуясь методом причинной редукции, мы становимся иван-царевичами и постепенно добираемся до той иголки, т. е. исходной причины, порождающей проблему, которая нас беспокоит.

Обратимся в этой связи к классической ситуации, рассмотренной в книге Р. Акоффа «Искусство решения проблем».

Смотритель большого административного здания стал получать все больше жалоб на работу лифтов, особенно в часы пик.

Когда же несколько арендаторов заявили, что переедут в другое здание, если обслуживание не улучшится, смотритель пригласил группу инженеров-консультантов, специализировавшихся на проектировании лифтов. Изучив ситуацию, они определили три возможные линии поведения: увеличить число лифтов; заменить все или некоторые лифты; ввести центральную систему управления лифтами с помощью ЭВМ, обеспечивающую более быстрое обслуживание.

Затем инженеры провели анализ окупаемости затрат по каждому из этих вариантов. Было установлено, что только увеличение числа лифтов или их замена могут привести к существенному улучшению обслуживания, однако затраты, необходимые для осуществления этих планов, невозможно возместить за счет доходов от аренды здания. По существу, ни один из предложенных вариантов не был приемлем. Тогда смотритель здания сделал то, что руководители делают крайне редко (если только они не попали в безвыходное положение): он решил посоветоваться со своими подчиненными. Он созвал совещание своих сотрудников и предложил им решить эту проблему методом «мозговой атаки». Были внесены различные предложения, однако все они были отклонены. Казалось, что обсуждение зашло в тупик, как неожиданно для всех слово попросил молодой сотрудник отдела кадров. Смущаясь и робея, он представил на суд собравшихся свое предложение, которое сразу же было принято. Несколько недель спустя при сравнительно небольших затратах проблема «лифта» была решена: на каждом этаже на тех стенах, где были расположены двери лифтов были повешены большие зеркала [1].

Молодой сотрудник из отдела кадров оказался хорошим психологом. Он рассудил, что жалобы вызваны скукой во время ожидания лифта. Фактически время ожидания было совсем небольшим, но оно казалось продолжительным, т. к. при ожидании лифта было нечем заняться. Наличие зеркал означало возможность чем-то себя занять (можно было незаметно посмотреть на себя и на других, особенно на лиц противоположного пола), и это занятие доставляло удовольствие. Таким образом, в первых случаях проблема свелась к фактическому времени ожидания и

необходимости его сокращения, что предлагало значительные расходы, и не удивительно, что предложенные проекты решения были отклонены («овчинка не стоит выделки»). Во втором случае она была сведена к кажущемуся времени ожидания и необходимости устранения этой кажимости. Фактическое и кажущееся время ожидания - это не одно и то же, и способы их оптимизации также различны.

Метод расширения управляемых переменных основан на преобразовании неуправляемых переменных в управляемые. Творческие решения проблем часто связаны с выбором линии поведения, которая первоначально вообще не просматривается, но становится очевидной благодаря расширению управляемых переменных. Это видно на следующем примере.

Руководители района крупного города обратились к специалистам за помощью. Их волновало, что находящиеся в их районе магазины розничной торговли страдают от воровства, разбоя и актов вандализма. Эти преступные действия приняли такие масштабы, что страховые компании отказывались страховать торговцев от подобных нападений. В результате торговцы начали покидать этот район, число магазинов в нем резко сократилось. Обсуждение проблемы показало, что большинство краж, налетов и нападений совершали члены криминальных структур, которые расплодились в этом районе. Численность милиции здесь была недостаточной для того, чтобы защитить торговцев, а старания торговцев увеличить ее не увенчались успехом. Тогда специалисты решили искать не способ защиты торговцев от криминальных структур, а способ превращения их членов из разрушительной силы в созидательную. В конце концов, это им удалось. По рекомендации специалистов руководители предложили торговцам принять на работу членов криминальных структур в качестве подсобных рабочих. Некоторые из них ответили согласием, и нападения на магазины прекратились. По прошествии некоторого времени и остальные торговцы поступили точно так же. В результате торговцы перестали переселяться в другие районы, и отпала необходимость в страховании подобного рода.

Таким образом, при рассмотрении проблем, связанных с недостатком каких-то ресурсов, мы ищем единственную причину, пытаясь ее устранить, ограничить или ослабить. Вместе с тем полезно рассмотреть возможность превращения «виновника» в созидательную силу посредством расширения области ее применения. Проблемы, первоначально не поддающиеся разрешению, часто можно решить путем расширения системы управляемых факторов. Система и ее окружение - взаимосвязанные понятия. Мы можем расширять или сужать их. Обычно мы стремимся сузить систему и ее окружение, чтобы сделать проблему «посильной», разрешимой. Однако нередко это исключает возможность ее принципиального разрешения.

Метод расширения учитываемых переменных основан на учете и привлечении незамеченных до того неуправляемых переменных.

Известно, что «целое больше суммы его частей». Но мы зачастую игнорируем возможные следствия этого утверждения. Так, совокупность линий поведения, каждая из которых невозможна если их рассматривать порознь, может оказаться возможной как единое целое. Существует удивительное и неожиданное следствие из этого свойства взаимно независимых линий поведения: ограничения, налагаемые на нас какой-либо неуправляемой переменной, можно устранить, акцентируя внимание на важной неуправляемой переменной, которая игнорировалась до сих пор как не имеющая отношение к делу. Таким образом, многие проблемы могут быть решены намного легче и эффективнее, если увеличить учитываемое число неуправляемых переменных.

Показательна ситуация, когда фирма, изготавливающая станки, периодически испытывала трудности, связанные с большими колебаниями спроса на ее продукцию: когда экономика находилась на подъеме, сбыт продукции возрастал еще более быстрыми темпами, в периоды резкого экономического спада сбыт фирмы сокращался еще быстрее. Эти колебания затрудняли эффективную работу предприятий фирмы. Специалисты увидели возможное решение этой проблемы в измене -нии ассортимента продукции фирмы. Они предложили начать производство продукции, для которой цикл изменения спроса был бы

противоположен циклу изменения спроса на станки и изготовление которой предусматривало бы ту же технологию производства.

Комбинируя, таким образом, несколько «плохих вещей», можно получить одну хорошую.

Экспериментальный метод - метод постановки проблемы, основанный на проведении соответствующего эксперимента.

В одной фирме по изготовлению небольших прецизионных деталей в качестве контролеров готовой продукции работали, обычно, женщины. Им всем, независимо от выработки, была установлена одинаковая дневная ставка. Вскоре их производительность резко снизилась, и одновременно увеличилось число ошибочно принятых и забракованных деталей. Стремясь повысить производительность и уменьшить число ошибок, руководитель предприятия предложил систему сдельной заработной платы. Это позволило бы работницам получать значительно больше при условии, что их производительность достигнет прежнего уровня. Работницы дружно отклонили это предложение, так как при сохранении производительности на существующем уровне они зарабатывали бы меньше. Такая реакция удивила руководителя, но поскольку у него не было других идей, он обратился за помощью к группе исследователей, которая в это время работала на предприятии.

Проанализировав положение дел,

структуру мотивации работающих женщин, исследователи предложили провести эксперимент. Его суть заключалась в следующем. Была установлена полноценная дневная выработка - определено число правильно проверенных деталей; она соответствовала самому высокому ранее достигнутому уровню выработки. Однако женщинам разрешалось уходить с работы домой, как только они выполнят установленную норму; они также могли продолжать работу по сдельным расценкам в течение дополнительного времени, сколько пожелают, если позволяют условия производства. Работницы с энтузиазмом приняли такое предложение. Их производительность увеличилась более чем в два раза, и они получили возможность уходить с работы раньше. Число ошибок уменьшилось, и возросла удовлетворенность. Эксперимент позволил правильно поставить

проблему (определить то, что могло повысить производительность работниц) и эффективно разрешить ее посредством введения новой системы оплаты труда.

Таким образом, для правильной постановки проблемы - социальной, управленческой и т. п. - предложены методы функциональных сопоставлений, функциональных допущений, проблемного моделирования, причинной редукции, расширения управляемых

переменных, расширения учитываемых пере менных, а также экспериментальный метод.

1. Акофф Р. Искусство решения проблем. М. 1982.

Поступила в редакцию 25.08.2010 г.

UDC 316.4

METHODS OF CORRECT SETTING OF SOCIAL PROBLEMS

Nataliya Ivanovna Gayvoronskaya, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod, Russia, Competitor of Sociology Department; Senior Lecturer of Foreign Languages Department of Gubkinsky branch of Moscow State Open University, e-mail: synergy7@mail.ru

Nikolay Semyonovich Danakin, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod, Russia, Doctor of Sociology, Professor, Director of Research Institute of Synergetics, e-mail: synergy7@mail.ru

The article reveals the methods of the correct formulation of social, managerial problems. Methods of functional mapping, functional assumptions, problem modeling, causal reduction, expansion of controlled variables, expansion of relevant variables, as well as the experimental method are described.

Key words: social problem; management problem; correct formulation of problem; controlled variables; uncontrolled variables.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.