Барковский Е.С.
Аспирант кафедры социологии и управления, Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова.
Правильная постановка управленческой проблемы
Рассел Акофф, автор популярной книги "Искусство решения проблем" любил повторять, что правильная формулировка проблемы не менее важна, чем получение правильного решения1. У нас нет оснований оспаривать это утверждение, но поскольку правильная формулировка проблемы не является все же самоцелью, а только средством ее эффективного решения, то целесообразно будет рассмотреть ее в терминах решения проблемы. При этом воспользуемся выводами, представленными в работах З.А. Абасова, А. Алексеевой и Л. Ушвицкого, Е.Ш. Гонтмахера и Т.В. Малеевой, Н.С. Данакина2, а также наших собственных работах3.
Всякий процесс решения проблемы предполагает наличие следующих факторов (компонентов):
- лицо, принимающее решение, т.е. кому предстоит решать проблемы. Это может быть отдельный индивид, большой коллектив или небольшая группа людей;
- управляемые переменные, т.е. ситуации, охватываемые проблемой, которыми может управлять лицо, принимающее решение. Так, абитуриент может выбирать институт и специальность, форму обучения - дневную или заочную и т.д. Эти переменные могут быть количественными (например, число конкурсных мест по отдельным специальностям) или качественными (характер той или иной специальности);
- выбор, или принятие решения, т.е. процесс нахождения линий поведения, определяемых значениями одной или большего числа управ-
1 Акофф Р. Искусство решения проблем. М.: «Мир», 1982. 224 с.
2 Абасов З.А. Анализ проблемной ситуации как акт творчества // Инновации в образовании. 2005. № 3. С. 110-118; Алексеева А., Ушвицкий Л. Методика определения проблемного состояния организации // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 8. С. 17-23; Гонтмахер Е.Ш., Малеева Т.В. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 61-72; Данакин Н.С., Гайворонская Н.И. Место и роль проблемного анализа в системе социального управления // Управление городом: теория и практика. 2011. № 1. С. 26-34; Данакин Н.С., Гайворонская Н.И. Проблемный анализ в системе социального управления. Белгород: ИП Остащенко А.А., 2011. 182 с.
3 Барковский Е.С., Данакин Н.С. Аналитические модели социальной проблемы // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 5 (73). С. 15-21; Барковский Е.С., Данакин Н.С. Модели поведения в проблемной ситуации // Технологические инновации и научные открытия: сб. науч. статей по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2020. С. 118-123.
ленческих переменных. Должно существовать не менее двух возможных линий поведения, в противном случае проблема не возникает, так как нет выбора. Разумеется, может существовать и бесконечное множество линий поведения;
- неуправляемые переменные, т.е. ситуации, которыми не может управлять лицо, принимающее решение, но которое совместно с управляемыми переменными могут влиять на результат его выбора. Например, от абитуриента не зависят условия приема в вуз и число предметов, подлежащих обязательному изучению. Эти переменные также могут быть количественными или качественными. В совокупности они образуют окружающую среду (фон) проблемы. Следует иметь в виду, что неуправляемым переменным совсем не обязательно присуще свойство неуправляемости: просто они могут регулироваться другими лицами (организациями). Условия приема в институт устанавливаются его администрацией и ученым советом, число обязательных учебных предметов - министерством высшего образования или учебно-методическим объединением по соответствующей специальности;
- внутренние и внешние ограничения на возможные значения управляемых и неуправляемых переменных. Скажем, тот же абитуриент решил приобрести только техническую специальность, связанную с работой на селе (внутренне ограничение). Кроме того, он вынужден выбирать между вузами, расположенными только в данном городе (внешнее ограничение);
- возможные исходы, которые зависят как от выбора, так и от неуправляемых переменных. Так, например, абитуриент может выбрать специальность либо действительно "стоящую", либо широко разрекламированную, но малоперспективную.
Заметим, что должно быть не менее двух возможных исходов, в противном случае выбор не влияет на исход. Более того, как минимум, два возможных исхода должны быть неравноценными, так как в противном случае не имеет значения, какое решение принято.
Если человек не безразличен к тому, правильно или неправильно ставит он жизненные проблемы - а таких, полагаем, большинство, - то полезно будет разобраться в том, в чем, собственно говоря, проявляется неправильная постановка проблемы. Если сформулировать типичные проявления неправильности, то они будут выглядеть так:
- отсутствие четкой формулировки цели. Если руководитель отклоняет подготовленный вами проект под видом "доработки" и в то же время не формулирует определенные критерии, которым он должен удовлетворять, то остается только посочувствовать вашему положению. Некото-
рые "шефы" признаются, что они не могут дать четкого определения характеристик желаемого результата, но если "лучший" вариант возникает, то они-де его немедленно "узнают";
- игнорирование вероятных последствий достижения цели. Многие цели оказываются, по сути, средством достижения других, более отдаленных целей. Если же они не рассматриваются как средства и, следовательно, не учитываются возможные последствия их достижения, то это может само по себе иметь серьезные последствия. Так, студенты одного крупного американского университета в течение продолжительного времени проводили организованную кампанию протеста против существовавшей системы выставления оценок. Радикально настроенные студенты потребовали вообще отменить оценки. При обсуждении этого требования один студент поинтересовался, что произойдет, если он и другие студенты, не имея оценок, будут рекомендованы для поступления в аспирантуру в другие университеты. Этот вопрос остудил горячие головы и в результате было принято более взвешенное решение;
- игнорирование целей других лиц. Чуть ли не каждая проблема, решаемая человеком, затрагивает не только его собственные цели, но и цели других лиц, организаций. Профессор, решая проблему стопроцентной посещаемости его лекций студентами, вряд ли добьется успеха, если будет относиться к учащимся как к "рабочему материалу" и не замечать их как личностей, не брать в расчет их цели и интересы;
- игнорирование характера взаимосвязи целей. Важно учитывать не только цели других лиц, но и то, как они соотносятся. Если вы рассчитываете в своих делах на сотрудничество непримиримых врагов, то многим рискуете;
- упрощение проблемы. Обычно мы стараемся свести сложные проблемы к одной или нескольким простым, разрешимым проблемам. Иногда этот процесс называют "сокращением размеренности задачи". Вместе с тем, действуя таким образом, мы часто уменьшаем свои шансы найти творческое решение первоначальной проблемы;
- неадекватное определение причинных связей. Наша способность решать проблемы существенно зависит от того, насколько хорошо мы представляем себе причинные связи, существующие между тем, что делаем, и тем, что хотим получить. Многие наши неудачи при решении проблемы объясняются тем, что мы либо допускаем существование причинной связи там, где она отсутствует, либо неправильно характеризуем причинную связь, которая действительно существует. Вес и рост человека как-то связаны, но трактовать эту связь как причинную зависимость было бы ошибкой. Или,
как сказал один специалист по управлению, опоздания на работу - это только симптом болезни, а не сама болезнь; ее причины следует искать глубже;
- неадекватные ограничения, т.е. речь идет о тех ограничениях, которые накладываются на проблему и препятствуют ее правильной постановке и эффективному решению. Если человек думает о себе, что он знает и понимает и в ничьих советах не нуждается, то такая самооценка вряд ли содействует ему в правильной постановке проблем.
О многих внутренних ограничениях, сдерживающих наши возможности в проблемных ситуациях, нам бывает неизвестно. Выясняя эти ограничения и ставя под сомнение их справедливость, часто можно найти пути их ослабления или устранения.
Жесткое определение управляемых переменных. Большинство из нас подходит к решению проблемы со своими представлениями о существенных и несущественных факторах, что и определяет выбор переменных. Это представление обусловлено нашим образованием или, если говорить более конкретно, областью наших научных либо профессиональных интересов. Стоит эти представления "законсервировать" - и мы лишаемся творческого подхода к осознанию и решению проблемы. Так, некоторые администраторы пытаются побудить сотрудников к более эффективной работе посредством одних только материальных стимулов (зарплата, премия), ошибочно полагая, что это единственный рычаг стимулирующего воздействия, тогда как на самом деле таких рычагов несколько и нужно их освоить.
Неадекватная оценка неуправляемых переменных. В каждой проблемной ситуации существует некоторая совокупность относящихся к делу обстоятельств. Некоторые из них обычно кажутся очевидными. Чем более очевидными кажутся нам эти факторы, тем более тщательно необходимо проверить их истинность. Более вероятно ошибиться, принимая без доказательств кажущееся очевидным, чем требуя доказательств, пусть даже сомнительных. Если очевидный факт опровергается, то почти неизбежно открываются возможности для нахождения более творческих и более эффективных решений рассматриваемой проблемы. Это достигается путем превращения переменной, которая кажется неуправляемой, в переменную, которая рассматривается как управляемая.
Далее, неуправляемые переменные часто не только порождают существенную проблему, но и ограничивают действия лица, принимающего соответствующее решение. Часто возникшую проблему или налаженные ограничения можно устранить путем расширения рассматриваемой системы. Это позволяет превратить неуправляемые переменные в управ-
ляемые. Нередко одна неуправляемая переменная может использоваться для того, чтобы устранить неблагоприятное воздействие другой.
И, наконец, неуправляемые переменные по своей природе не являются таковыми. Отсутствие контроля над ними обусловлено не характером той или иной переменной, а несовершенством наших знаний о ней и недостаточным ее пониманием. Поэтому научные исследования, направленные на получение соответствующих знаний и представлений, часто могут обеспечить возможность регулирования неуправляемой переменной.
Выводы.
1. Процесс решения проблемы предполагает наличие следующих компонентов: лицо, принимающее решение, управляемые переменные, выбор, или принятие решения, неуправляемые переменные, внутренние и внешние ограничения, возможные исходы.
2. Типичные проявления неправильной постановки проблемы выражаются в следующем: отсутствие четкой формулировки цели, игнорирование вероятных последствий достижения цели, игнорирование целей других лиц, игнорирование характера взаимосвязи целей, упрощение проблемы, неадекватное определение причинных связей, неадекватные ограничения.
Список литературы:
1. Абасов З.А. Анализ проблемной ситуации как акт творчества // Инновации в образовании. 2005. № 3. С. 110-118.
2. Акофф Р. Искусство решения проблем. М.: «Мир», 1982. 224 с.
3. Алексеева А., Ушвицкий Л. Методика определения проблемного состояния организации // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 8. С. 17-23.
4. Барковский Е.С., Данакин Н.С. Аналитические модели социальной проблемы // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 5 (73). С. 15-21.
5. Барковский Е.С., Данакин Н.С. Модели поведения в проблемной ситуации // Технологические инновации и научные открытия: сб. науч. статей по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2020. С. 118-123.
6. Гонтмахер Е.Ш., Малеева Т.В. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 61-72.
7. Данакин Н.С., Гайворонская Н.И. Место и роль проблемного анализа в системе социального управления // Управление городом: теория и практика. 2011. № 1. С. 26-34.
8. Данакин Н.С., Гайворонская Н.И. Проблемный анализ в системе социального управления. Белгород: ИП Остащенко А.А., 2011. 182 с.
Bibliography
1. Abasov Z.A. Analysis of the problem situation as an act of creativity // Innovations in education. 2005. № 3. P. 110-118.
2. Ackoff R. The art of problem solving. M.: Mir, 1982. 224 p.
3. Alekseeva A., Ushvitsky L. Methods for determining the problematic state of the organization // Problems of theory and practice of management. 2008. № 8. P. 17-23.
4. Barkovsky E.S., Danakin N.S. Analytical models of social problems // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2020. № 5 (73). P. 15-21.
5. Barkovsky E.S., Danakin N.S. Models of behavior in a problem situation // Technological innovations and scientific discoveries: Sat. scientific articles based on the materials of the III Intern. scientific-practical. conf. Ufa, 2020. P. 118-123.
6. Gontmakher E.S., Maleeva T.V. Social problems of Russia and alternative ways of their solution // Questions of Economics. 2008. № 2. P. 61-72.
7. Danakin N.S., Gaivoronskaya N.I. Place and role of problem analysis in the system of social management // City management: theory and practice. 2011. № 1. P. 26-34.
8. Danakin N.S., Gaivoronskaya N.I. Problem analysis in the system of social management. Belgorod: IP Ostaschenko A.A., 2011. 182 p.