УДК 316.613
Данакин Николай Семенович
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова
Барковский Евгений Сергеевич
аспирант кафедры социологии и управления Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация:
В статье описаны аналитические модели социальной проблемы - атрибутивная, структурная, эволюционная, позволяющие получить целостное научное представление о ней, которое складывается прежде всего из атрибутивных переменных, т. е. ее отличительных признаков. В числе этих переменных - наличие жизненных затруднений, беспокойство относительно жизненного затруднения, негативные последствия жизненного затруднения, масштаб жизненного затруднения, необходимость нестандартных решений, ценностный конфликт и относительный характер (релятивность). Структурная модель социальной проблемы включает следующие компоненты, одновременно выступающие как стадии формирования проблемной ситуации: потребность социального субъекта, условия удовлетворения данной потребности, блокирование процесса удовлетворения потребности, социальное (жизненное) затруднение, реальная или потенциальная возможность преодоления затруднения, осознание этой возможности, ценность (значимость) этой возможности, заинтересованность социального субъекта в преодолении социального затруднения и разрешении проблемной ситуации, действия социального субъекта, направленные на преодоление жизненного затруднения. В эволюции социальной проблемы существуют три фазы: возникновение, закрепление и преодоление. Проблема возникает двояким образом - постепенно или внезапно. Термин «закрепление» выражает фазу устойчивости, стабилизации жизненной проблемы. На этой стадии она может обостриться или ослабеть, актуализироваться или «консервироваться» и т. д. Соответственно, выделяются состояния актуализации, потенциа-лизации, «консервации», обострения и ослабления. Преодоление социальной проблемы осуществляется четырьмя способами: разрешением, устранением, подавлением и трансформацией.
Ключевые слова:
аналитическая модель, социальная проблема, атрибут, структура, эволюция, проблемная ситуация, жизненная проблема, жизненное затруднение, блокирование потребностей, разрешение проблемы, трансформация проблемы, устранение проблемы.
Danakin Nikolai Semenovich
D.Phil. in Social Science, Professor, Sociology and Management Department, Belgorod State Technological University
Barkovsky Yevgeny Sergeyevich PhD student,
Sociology and Management Department, Belgorod State Technological University
ANALYTICAL MODELS OF SOCIAL PROBLEM
Summary:
The study presents and describes analytical models of a social problem - attributive, structural, evolutionary, allowing to obtain a holistic scientific understanding of it. This representation consists primarily of attribute variables, i.e. its distinguishing features. Among these variables there are the presence of life difficulties, anxiety about life difficulties, the negative consequences of life difficulties, the scale of life difficulties, the need for non-standard solutions, value conflict and relative nature (relativity). The structural model of a social problem includes the following components that act simultaneously as the stage of formation of a problem situation: the need of a social subject, the conditions for satisfying a given need, blocking the process of satisfying a need, social (life) difficulty, real or potential possibility of overcoming difficulty, awareness of this possibility, value (significance) of this opportunity, the interest of the social subject in overcoming social difficulties and resolving a problem situation, the actions of a social subject aimed at overcoming life difficulties. Three phases are distinguished in the evolution of a social problem: emergence, consolidation, and overcoming. The problem arises in two ways - gradually or suddenly. The term "consolidation" expresses the phase of stability, stabilization of a vital problem. In this phase, the problem may worsen and weaken, become actualized or "canned", etc. Accordingly, the states of actualization, potentialization, "conservation", exacerbation and weakening are distinguished. There are four ways to overcome a social problem, such as resolution, elimination, suppression, and transformation.
Keywords:
analytical model, social problem, attribute, structure, evolution, problem situation, life problem, life difficulty, blocking needs, problem solving, problem transformation, problem elimination.
В процессе изучения социальной проблемы, и не только ее, возникает вопрос об уточнении того, что именно анализировать. Решая его, социолог формирует предметное поле исследова-
ния, образованное из множества признаков (переменных) интересующего его социального явления. Как мы отмечали ранее, эти признаки могут относиться к отличительным особенностям данного феномена (атрибутивные переменные), его структуре (структурные), изменению во времени (динамические переменные) и т. д. [1]. Совокупность переменных социального явления (в данном случае социальной проблемы) образует его аналитическую модель.
Использование моделей в качестве средств изучения социальных явлений предполагает, что они «улавливают» их существенные черты. Чтобы быть эффективным средством познания, модель должна иметь по меньшей мере три признака: отражение, репрезентацию, экстраполяцию [2, с. 81-92]. Обобщение результатов теоретических исследований по социальной проблеме приводит к построению ее аналитических моделей - атрибутивной, структурной и динамической.
Атрибутивная модель социальной проблемы. На вопрос о признаках социальной проблемы нет однозначного ответа, поскольку среди социологов нет единого мнения о том, что именно считать социальной проблемой [3]. В рамках современной социологии социальных проблем есть несколько подходов к их определению. Один из них акцентирует внимание на том, какая ситуация представляет собой социальную проблему, а также на условиях, которые ее порождают. Этот подход называется традиционным, объективистским, поскольку речь идет о конкретной ситуации, существование которой верифицируется непредвзятым наблюдателем [4].
Другой подход - конструкционистский - сосредоточен на том, кто и как определяет социальное явление как социальную проблему. В этом случае субъективные признаки наличия социальной проблемы и ее отличия от социального явления выражаются в многочисленных высказываниях как «причастных» к ситуации людей, так и «вовлеченных» в нее [5].
Более перспективным нам представляется третий вариант, предусматривающий объединение объективистского и конструкционистского подходов. Согласно этому варианту, традиционный подход должен быть дополнен анализом субъектов идентификации проблемы. Принимая данный подход в качестве методологической основы атрибутивного анализа социальной проблемы, мы попытались выделить и описать ее отличительные признаки.
1. Наличие жизненных затруднений. Внешне наблюдаемыми признаками трудности решения проблемы являются следующие. Во-первых, возникают сложности с идентификацией проблемы. Во-вторых, поиски «ответственного» за ее решение ни к чему не приводят. В-третьих, может выясниться, что нет профессионалов, компетентных в анализе и решении проблемы, и необходима их подготовка. В-четвертых, часто обнаруживается, что для решения вопроса не существует законодательной базы или она требует серьезной доработки [6].
2. Беспокойство относительно жизненного затруднения. Проявляется в различных формах:
- эмоциональной: эмоциональная реакция возникает, когда целеустремленное поведение оказывается прерванным или задержанным;
- оценочной, т. е. в оценке проблемной ситуации как нетерпимой;
- когнитивной: социальная ситуация привлекает к себе внимание значительного числа компетентных наблюдателей;
- диспозиционной: социальный субъект ориентируется на преодоление жизненного затруднения и разрешение проблемной ситуации;
- практической: социальный субъект предпринимает практические действия по преодолению жизненного затруднения и разрешению проблемной ситуации.
3. Негативные последствия жизненного затруднения. Социальное явление может стать проблемой, когда оно не только существует в структуре общества, но и вызывает общественное беспокойство в силу своего негативного влияния на социальную жизнь. В этом случае исследователи сосредотачиваются на различных количественных характеристиках, описывающих возникшую социальную проблему, и причинах, вызвавших ее появление [7].
4. Масштаб жизненного затруднения. Проблема затрагивает множество людей (в случае общественного затруднения) или личностный статус и самоопределение человека (в случае личностного затруднения).
5. Необходимость нестандартных решений. Жизненные проблемы располагаются в той части социального поля, которая оказывается «не прикрыта» деятельностью социальных институтов, занимающихся родственными проблемами. При этом, как мы указывали ранее, все усилия общества по решению жизненных вопросов направлены на то, чтобы перевести их из области, требующей нестандартных решений и иных деятельностных инноваций, в сферу рутинных стандартных действий, отдать их соответствующим специалистам - профессионалам по решению обнаружившихся проблем, а если необходимо, то и создать специальные социальные институты [8].
6. Ценностный конфликт. Является важнейшим признаком социальной проблемы. Решение жизненных проблем никак не идет по пути терпимости по отношению к сложившейся ситуации, наоборот, ценностное единство достигается в результате изменения положения и восстановления социальной справедливости. Поэтому так важны идентификация проблемы и анализ групп, участвующих в этом процессе, который можно осуществить, только опираясь на субъективистскую методологию [9].
7. Относительный характер (релятивность). Хорошо известен релятивистский характер жизненных проблем. Даже если проблема старая, она может приобрести совершенно новые черты. Поэтому часто речь идет о невозможности разрешения затруднения с помощью имеющихся ресурсов и средств. Если социальные институты не справляются со своими задачами или появляются новые обстоятельства, то возникает ситуация, которая в общественном сознании фиксируется как социальная проблема [10].
Таким образом, социальную проблему отличают от жизненного (социального) явления следующие аспекты: 1) наличие жизненного затруднения, 2) беспокойство от жизненного затруднения, 3) негативные последствия жизненного затруднения, 4) масштаб жизненного затруднения, 5) необходимость нестандартных решений, 6) ценностный конфликт, 7) относительный характер.
Структурная модель социальной проблемы. Структурная модель - это теоретическое воспроизведение реальной структуры проблемы, причем достаточно общее и приблизительное, выступающее скорее не копией, а ориентиром для более углубленного и детального исследования.
Многие ученые делают акцент на различении объективного условия (проблемной ситуации) и его (ее) определения как социальной проблемы. Так, К.М. Кейс одним из первых высказал мысль, что объективное условие само по себе не становится проблемой. По его мнению, ею может стать та социальная ситуация, которая привлекает к себе внимание значительного числа компетентных наблюдателей в обществе и требует социального вмешательства и применения специальных мер, т. е. коллективных действий [11, с. 269]. Таким образом, социальная проблема складывается из проблемной ситуации и отношения субъекта к этой ситуации, т. е. субъективного отношения.
Что представляет собой проблемная ситуация? Можно дать такой ответ: это ситуация блокады потребностей социального субъекта. Соответственно, структуру проблемной ситуации образуют отношения между потребностью социального субъекта (человека, социальной группы) и условиями ее удовлетворения.
Предпосылкой любой деятельности служит потребность - состояние индивида или социальной группы, вызываемое испытываемой ими нуждой в объектах, необходимых для их существования и развития, и выступающее источником их активности [12]. Условия удовлетворения потребностей включают в себя те социальные явления (обстоятельства, ситуации, институты, организации), которые оказывают непосредственное воздействие на субъект [13]. Потребность социального субъекта и условия ее удовлетворения - это необходимые, но еще не достаточные структурные переменные социальной проблемы. Проблемная ситуация возникает при ограниченности или отсутствии условий для удовлетворения потребности, т. е. при социальных затруднениях (социальное затруднение - это проявление ограниченности или отсутствия условий для удовлетворения потребности социального субъекта).
Любое вмешательство, создающее перерыв в начавшемся действии, называется блокадой. Могут произойти какие-то неожиданные события, возникнуть препятствия или появиться альтернатива, требующая сознательного решения. Человек может вдруг осознать, что он неспособен выполнить определенное действие; это приведет к переоценке ситуации и формулированию нового плана действий.
Блокада вызывает социальные затруднения. Какие-то из них преодолеваются довольно быстро, а другие оказываются неразрешимыми. Пассажир может добраться в другой город автобусом или самолетом, договориться о проезде с проводником пассажирского вагона либо попытаться проехать зайцем - возможных вариантов действия здесь несколько. В несравненно более трудной ситуации оказывается мать, чьи воспитательные действия не приносят ожидаемого результата. Ей нужно критически оценить воспитательную программу, выявить ее слабые стороны, причину неуспеха, от чего-то отказаться, что-то обновить и т. д. Раз затруднение не преодолевается средствами наличного знания и опыта, то остается один выход - выйти за их пределы и овладеть новыми.
Таким образом, правомерно выделение еще одного структурного компонента проблемной ситуации - реальной или потенциальной возможности снятия социальной, психологической блокады и преодоления жизненного (социального) затруднения. Однако самой по себе возможности мало. Не менее важно ее осознание. Именно осознание возможности преодоления жизненного затруднения переводит проблемную ситуацию в социальную проблему. Но даже этого
мало. Важно осознание не только возможности, но и значимости (ценности, целесообразности) преодоления жизненного затруднения.
Ценность - это такой предмет, в котором люди постоянно испытывают потребность. Обычный предмет потребности - единичный. Ценность - это, как правило, обобщенный предмет (например, семья и семейные отношения как ценность). Если обычный предмет потребности имеет для людей функциональное значение, то ценность обладает категориальным значением [14].
Углубляясь в структурный анализ социальной проблемы, целесообразно спуститься еще на одну ступеньку - к заинтересованности социального субъекта в преодолении социального затруднения и разрешении проблемной ситуации. Ценность не перекрывает всего мотиваци-онно-энергетического поля социальной проблемы. Должны присутствовать реальное беспокойство по поводу проблемной ситуации и заинтересованность в ее разрешении.
Рассматривая соотношение потребности и интереса, многие авторы обычно склоняются к утверждению, что интерес является осознанием потребности, осознанной потребностью. Такое мнение представляется односторонним. Оно не отражает сложности и многообразия их соотношения. Прежде всего интерес выступает формой социализации потребности, «социальной» потребностью. Как мы отмечали ранее, далее интерес актуализирует потребность, придает ей энергетическое напряжение, усиливает ее направленность на удовлетворение [15].
Принимая во внимание это обстоятельство, исследователи рассматривают две группы людей, небезразличных к социальной проблеме и ее разрешению, - «причастных» и «вовлеченных» [16]. В первой выделяются не только «жертвы» проблемы, т. е. те, кто страдает от сложившихся обстоятельств, но и ее «носители» - те, кто сам создает угрожающую ситуацию. Среди «вовлеченных» в проблему можно выделить профессионалов, обязанных по статусу заниматься этой проблемой (администраторов, экспертов, специалистов в данной области, представителей помогающих профессий). Сюда же относятся разного рода непрофессионалы - добровольцы, считающие моральным долгом принять участие в решении проблемы. Их поведение и трактовка ситуации различны, высказывания могут свидетельствовать о большей или меньшей степени осознания проблемы: от заявлений типа «неясно, почему так происходит», «трудно понять, что это такое» до четкого указания «это то-то и то-то» [17].
Таким образом, структурный анализ социальной проблемы позволяет выделить следующие структурные компоненты, выступающие одновременно стадиями ее формирования: 1) потребность социального субъекта; 2) условия удовлетворения данной потребности; 3) блокирование процесса удовлетворения потребности; 4) социальное (жизненное) затруднение; 5) реальная или потенциальная возможность преодоления затруднения; 6) осознание этой возможности; 7) ценность (значимость) этой возможности; 8) заинтересованность социального субъекта в преодолении социального затруднения и разрешении проблемной ситуации; 9) действия социального субъекта, направленные на преодоление жизненного затруднения. При этом нужно заметить, что первые пять из обозначенных элементов достаточны для идентификации и описания проблемной ситуации, а остальные четыре - характеризуют непосредственно социальную проблему.
Эволюционная модель социальной проблемы. Как и все остальное в этом мире, социальная проблема не стоит на месте и подвержена изменению. Причем трансформируется она как в результате активных действий субъекта, так и вследствие меняющихся обстоятельств [18].
Генезис и эволюция социальной проблемы привлекают внимание социологов разных направлений. Так, представители интеракционистского направления - Р. Фуллер и Р. Майерс -предложили концепцию стадий существования социальной проблемы, согласно которой выделены: 1) стадия осознания, 2) стадия определения политики, 3) стадия реформы [19]. Таким образом, социальную проблему они понимают как нечто, всегда находящееся в динамичном состоянии «становления».
Эволюция социальной проблемы привлекает также внимание исследователей из других социологических направлений. Например, модель стадий социальной проблемы М. Спектора и Дж. Китсьюза [20] более сложная по сравнению с версией Р. Фуллера и Р. Майерса. Она включает следующие стадии.
Стадия 1. Актуализация и артикуляция затруднения.
Стадия 2. Признание обоснованности требований инициативной группы.
Стадия 3. Повторное выдвижение утверждений-требований инициативной группой (или другими группами), выражающее неудовлетворенность установленным порядком ведения дел.
Стадия 4. Отказ группы, выдвигающей утверждения-требования, от надежды на деятельность официальной организации или института.
В эволюции социальной проблемы полезно выделить три фазы: возникновение, закрепление и преодоление [21].
Социальная проблема возникает двояким образом - постепенно или внезапно. Постепенное возникновение проблемы можно увидеть, например, в разлаживании отношений между деловыми партнерами или супругами, когда их сохранение и нормализация становятся затруднительными. Занятые родители, откладывая повседневное воспитание детей на будущее, со временем обнаруживают, что их воспитательные акции уже не воспринимаются, совершаются вхолостую. Налаживание нормальных контактов с детьми превращается для них в непростую проблему.
Внезапное возникновение социальной проблемы чаще всего связано с неожиданно изменившейся жизненной ситуацией, неблагоприятным стечением обстоятельств. Если сотрудник получает уведомление о предстоящем сокращении, у него сразу появляются даже не одна, а несколько жизненных проблем - трудоустройство, возможная переквалификация, материальное обеспечение семьи, сохранение собственного достоинства и т. п.
Социальная проблема решается, как правило, не сразу. Крайне редко бывает, что проблема исчезает тотчас после появления. Более того, некоторые трудности сопровождают человека в течение всей его жизни. Например, индивида не совсем устраивает выполняемая работа. Он находит ее малосодержательной и из-за соображений самоактуализации давно намеревается сменить ее. Тем не менее не принимает окончательного решения - из-за нерешительности или нежелания менять привычную обстановку - и, как следствие, продолжает «тянуть волынку».
Термин «закрепление», возможно, не совсем удачно выражает фазу устойчивости, стабилизации жизненной проблемы, но это не меняет существа дела. На этой стадии проблема может обостриться или ослабеть, актуализироваться или «консервироваться» и т. д. Необходимо выделить наиболее характерные изменения, претерпеваемые жизненной проблемой на этапе закрепления.
Актуализация жизненной проблемы выражает ее перемещение на первый ряд, авансцену человеческих решений и действий. Индивид не может отложить проблему в сторону или до лучших времен. Если одну-единственную дорогу перекрывает препятствие, мы не можем двигаться дальше, не устранив эту преграду. Так и с актуальной социальной проблемой: нужно принять по ней какое-либо решение, чтобы расчистить путь для поступательного движения. Не находя приемлемого решения, можно надолго задержаться перед жизненным препятствием.
Потенциализация социальной проблемы означает ее обратное движение, т. е. превращение из актуальной в потенциальную. Столкнувшись с жизненным препятствием, человек может повернуть назад и, дойдя до исходной точки, выбрать другое направление движения. Тем самым он не снимает и не решает проблему, так как по прежнему маршруту ему все равно придется двигаться, но это движение откладывается на какое-то время, достаточное для мобилизации собственных ресурсов. Абитуриент, не прошедший в вуз по конкурсу, не будет терзать себя отчаянием и попытается поступить в избранный вуз на следующий год.
«Консервация» социальной проблемы - это крайний случай ее потенциализации, когда решение откладывается на неопределенное время - в долгий ящик. Человек заставляет себя не думать о ней, никаких конструктивных шагов не предпринимает, хотя время от времени затруднение дает о себе знать, вызывая неприятные мысли и ощущения. Характерный пример: человек решил бросить курить, поскольку четко осознал, что данное пристрастие отнюдь не способствует укреплению его здоровья и жизненным успехам. Однако в силу обстоятельств это решение не было принято. Сначала оно откладывалось, затем индивид стал о нем постепенно забывать, вспоминая только при ухудшении самочувствия. В эти минуты он снова (в который раз) возвращался к мысли о пагубности курения и необходимости бросить вредную привычку. Тем не менее такие мысли скоро проходили, человек вновь оказывался в водовороте повседневных дел и забот.
Обострение жизненной проблемы выражает высшую степень ее актуализации, когда она привлекает к себе чуть ли не все внимание, требуя безотлагательного принятия решений, осуществления действий. Если для супружеской пары важным жизненным вопросом является нормализация внутрисемейных отношений, то примером его обострения может быть ситуация, когда, например, жена делает мужу заявление, что дальше жить с ним не может и уходит из дома.
Ослабление социальной проблемы - процесс, противоположный ее обострению. Та же проблема нормализации внутрисемейных отношений может оказаться ослабленной вследствие встречных шагов и взаимных уступок супружеской пары, их отвлечения на другие жизненные задачи. Исчезает аккумуляция отрицательной энергии и эмоций вокруг затруднения, тем самым оно теряет остроту.
Продолжая анализ динамики социальной проблемы, следует обратиться к рассмотрению фазы ее преодоления. Можно выделить по меньшей мере четыре способа ее преодоления: разрешение, устранение, подавление и трансформацию.
Разрешение социальной проблемы означает нахождение эффективных средств преодоления лежащего в ее основе противоречия, связанных с ним затруднений и достижение при этом
поставленной цели. Если принять во внимание глобальные вопросы, то в качестве иллюстрации можно привести успешное решение продовольственной проблемы в Мексике и Индии. Она была решена не традиционными и привычными средствами, т. е. расширением площади сельскохозяйственных посевов или резким увеличением производства соответствующей техники, были выведены принципиально новые - высокоурожайные и в то же время засухоустойчивые сорта пшеницы, массовое распространение которых оказалось настоящей зеленой революцией.
Устранение социальной проблемы производится путем ее снятия, точнее сказать - ухода от нее. Как с повестки дня собрания снимается какой-либо вопрос, аналогичным образом снимается проблема с «повестки» жизненных ориентаций и притязаний человека. Например, если молодой человек, мечтая стать хирургом, несколько лет подряд безуспешно пытается поступить в медицинский институт, в итоге он вынужден будет расстаться с мечтой юности и снять проблему, оказавшуюся для него неразрешимой. Из-за этого он не умирает и не теряет жизненных сил, но траектория их использования и развития будет иной.
Социальная проблема может быть устранена и вследствие изменения внешних обстоятельств. Сотрудник, озабоченный ухудшением взаимоотношений с руководителем и пытающийся их нормализовать, избавляется от этого затруднения, когда руководителя переводят в другой отдел или цех.
Подавление социальной проблемы - это и не разрешение, и не устранение, она загоняется внутрь. Когда затруднение некоторое время не дает о себе знать, о нем начинают забывать. Однако в какой-то момент, чаще всего самый неподходящий, оно вдруг проявляется, иногда будучи умноженным на негативные последствия, которые вызваны несвоевременным решением. Типичный пример - межнациональные вопросы, подавляемые при тоталитарных режимах, стали взрываться наружу в условиях политической либерализации. Сработал эффект сжатой пружины [22].
Трансформация социальной проблемы - ее исчезновение в первоначально заданном виде и преобразование в подобную или смежную проблему. Сотрудник, склонный из-за неудовлетворенных притязаний к конфликтности, перестает враждовать с руководителем, но направляет агрессивность на кого-либо из рядовых работников. Вопрос нормализации взаимоотношений с руководителем исчез, перекинувшись на отношения с коллегами.
Завершая анализ генезиса и эволюции социальных проблем, заметим, что оба эти процесса находятся под сильным влиянием субъективных факторов, т. е. того, как человек воспринимает жизненную ситуацию, оценивает самого себя и т. д. Особенно заметно это воздействие на такие изменения социальной проблемы, как актуализация и потенциализация, обострение и ослабление. Обозначим также, что успешное решение того или иного вопроса не означает установление беспроблемности. Иногда решение затруднения вызывает большое количество новых проблем, и человек уже не рад достигнутому успеху. Победа оказывается пирровой. Необходимо принимать в расчет вероятные последствия принятых решений. Нередки ситуации, когда разумнее уйти от проблемы, чем броситься ее преодолевать.
Обозначим некоторые выводы.
1. Социальная проблема складывается из проблемной ситуации и отношения к ней субъекта, т. е. субъективного отношения. Проблемная ситуация представляет собой блокаду потребностей социального субъекта. Соответственно, структуру проблемной ситуации формируют отношения между потребностью субъекта (человека, социальной группы) и условиями ее удовлетворения.
2. Целостное научное представление о социальной проблеме состоит прежде всего из атрибутивных переменных, т. е. отличительных признаков. В их числе - наличие жизненных затруднений; беспокойство, обусловленное жизненным затруднением; негативные последствия жизненного затруднения; масштаб жизненного затруднения; необходимость нестандартных решений; ценностный конфликт; относительный характер (релятивность).
3. Структурный анализ социальной проблемы, включая проблемную ситуацию, позволяет выделить следующие структурные компоненты, или стадии формирования проблемной ситуации: 1) потребность социального субъекта; 2) условия удовлетворения данной потребности; 3) блокирование процесса удовлетворения потребности; 4) социальное (жизненное) затруднение; 5) реальная или потенциальная возможность его преодоления; 6) осознание этой возможности; 7) ценность этой возможности; 8) заинтересованность социального субъекта в преодолении социального затруднения и разрешении проблемной ситуации; 9) действия субъекта, нацеленные на преодоление затруднения.
4. Проблемный анализ предусматривает выявление динамики социальной проблемы. В этом процессе существуют три фазы: возникновение, закрепление и преодоление. Социальная проблема может формироваться постепенно или внезапно. Внезапное появление проблемы обусловлено неожиданно изменившимся положением, неблагоприятным стечением обстоятельств. Термин «закрепление» характеризует фазу устойчивости, стабилизации проблемы. На данном
этапе она может обостриться, ослабеть, актуализироваться, «консервироваться» и т. д. Следовательно, выделяются состояния актуализации, потенциализации, «консервации», обострения и ослабления. Социальная проблема преодолевается четырьмя способами: разрешением, устранением, подавлением и трансформацией. Разрешение означает нахождение эффективных средств преодоления лежащего в основе проблемы противоречия, связанных с ним затруднений и достижение при этом поставленной цели. Социальная проблема устраняется путем ухода от нее. В случае подавления проблема загоняется внутрь. Трансформация социальной проблемы -ее исчезновение в первоначально заданном виде и преобразование в другую проблему.
Ссылки:
1. Данакин Н.С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления. Белгород, 1996. 271 с.
2. Теория управления: социально-технологический подход : энциклопедический словарь / сост. А.Г. Гладышев, В.Г. Го-родяненко, В.И. Григорьев [и др.]. М., 2004. 672 с.
3. Социальные проблемы // Аберкомби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / пер. с англ. М., 2000. С. 301-302 ; Социальные проблемы // Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь / пер. с англ. М., 1999. С. 253.
4. Иванов О.И. Введение в социологию социальных проблем. СПб., 2003. С. 22 ; Симонова Т.М. Социальные проблемы в социологии и в социальной работе: определение, анализ, решение. СПб., 2005. 239 с. ; Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. М., 2002. С. 28-37.
5. Социальные проблемы и социальные явления [Электронный ресурс] // Международные отношения : блог. 2011. 9 июня. URL: http://abbasid2011.blogspot.com/2011/06/blog-post_09.html (дата обращения: 18.05.2020).
6. Кремнева Т.Л. Определение социальной проблемы в контексте зарубежной социальной работы // СОТИС - социальные технологии, исследования. 2016. № 3 (77). С. 25-30.
7. Чеботкова Ю.Ю. Алкоголизм как социальная проблема в социологии и общественном мнении // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2011. № 1. С. 46-48.
8. Данакин Н.С., Гайворонская Н.И. Проблемный анализ в системе социального управления : монография. Белгород, 2011. 181 с.
9. Социальные проблемы и социальные явления.
10. Там же.
11. Case C.M. What is Social Problem? // Journal of Applied Sociology. 1924. No. 8. Р. 268-273.
12. Магун В.С. Понятие потребности и его теоретико-психологический контекст // Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 118-126.
13. Иванов О.И. Указ. соч.
14. Дурыхин М.И. Традиции и инновации в управлении процессами трудовой мотивации : дис. ... канд. социол. наук. М., 2006. 212 с.
15. Данакин Н.С., Почернин И.О. Вопрос о соотношении потребностей и интересов как детерминанта человеческой деятельности // Проблемы социально-экономического, политического и культурного развития России : межвузовский сборник научных трудов / под ред. С.В. Осипова. Ульяновск, 2014. С. 62-64.
16. Иванов О.И. Указ. соч.
17. Социальные проблемы и социальные явления.
18. Альберт Э. СПИД и пресса: создание и трансформация социальной проблемы // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы : хрестоматия / сост. И.Г. Ясавеев. Казань, 2000. С. 115-138 ; Гребениченко С.Ф., Давыдов В.П. Россия после Путина: нарастание проблемы // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 3. С. 3-19 ; Симпура Ю., Еремичева Г.В. От грязи к преступности: динамика восприятия социальных проблем населением Санкт-Петербурга // Мир России. 1997. № 2. С. 163-182.
19. Fuller R.C., Myers R.R. Some Aspects of a Theory of Social Problems // American Sociological Review. 1941. Vol. 6. P. 24-32. https://doi.org/10.2307/2086338.
20. Spector M., Kitsuse J.I. Constructing Social Problems. Menlo Park, Calif., 1977. 184 p.
21. Симонова Т.М. Социология социальных проблем: субъективистская парадигма // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2008. Т. 9, № 1. С. 144-152.
22. Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Динамика регионального конфликтного процесса на Юге России (экспертная оценка) // Социологические исследования. 2007. № 9. С. 70-78 ; Баранов Е.Г. Нациопатия - источник конфликтов // Общественные науки и современность. 1999. № 2. С. 101-111.
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна