Н.С. ДАНАКИН доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова'
А.Л. СЛАВКО кандидат социологических наук, доцент кафедры физической подготовки Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел России
Креативные и коммуникативные функции физкультурно-спортивной деятельности
Физкультурно-спортивная деятельность (ФСД) обладает значительным социокультурным потенциалом, который проявляется в его многочисленных функциях. Характерно в этом отношении исследование литовских социологов С. Шукиса, К. Кардялиса, Р. Янаускене «Юношеский спорт - фактор социализации»1. Социальные (социокультурные) функции ФСД раскрываются ими через анализ ее влияния на уровень самоуважения спортсменов, наличие/отсутствие у них вредных привычек, уровень и направленность их агрессивности, уровень эгоизма/альтруизма.
В ходе наших исследований было выявлено значительное множество социокультурных функций физкультурно-спортивной деятельности2. С учетом их сходства и различия они были разделены на одиннадцать групп: 1) ценностно-нормативные, 2) регулятивные, 3) деятельностные, 4) коммуникативные, 5) социально-статусные, 6) социально-психологические, 7) валеологические, 8) социально-интеграционные, 9) интеллектуальные, 10) социально-нравственные, 11) эстетические.
В данной статье ставится цель выделения и описания креативных и коммуникативных функций ФСД.
1. Креативные функции. Особенности этих функций заключаются в их «двойной» направленности. С одной стороны, они направлены на формирование и развитие деятельностных (креативных) способностей молодого человека, повышающих его шансы на достижение жизненного успеха. С другой стороны, они направлены на его адаптацию к новым или меняющимся условиям социальной среды, интеграцию в социум. В
•Данакин Николай Семенович, е-та11:зупегду7@та1!.ги.
1Шукис С., Кардялис К., Янаускене Р. Юношеский спорт - фактор социализации // Социологич. Исследования, 2005, № 11, с. 87-96.
2Бахарев В.В., Данакин Н.С., Славко А.Л. Социокультурный потенциал физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи и условия его эффективного использования. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2012.
составе креативных функций физкультурно-спортивной деятельности мы выделяем: моделирование жизненных ситуаций; повышение готовности к преодолению жизненных затруднений; культивирование субъективных моделей достижения жизненного успеха; повышение целеустремленности и настойчивости в решении жизненных задач; повышение жизненной конкурентоспособности.
Моделирование жизненных ситуаций. Физкультурно-спортивная деятельность студентов «раскрывает» для них многообразие возможных жизненных ситуаций, пути и способы оптимизации поведения в этих ситуациях. Особенно заметно проявляется это в спортивной игре.
Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет первенствующую роль в жизни человека и общества отводил игре, считая, что все виды деятельности, связанные с достижением каких-либо практических,
о
утилитарных целей, - это жизнь второго порядка3. Игровой характер знаковых отношений выделял в качестве основополагающего Л. Витгенштейн в своей работе «Философские исследования»4. Игру как определяющий антропологический фактор рассматривает Й. Хейзинга в своей известной работе «Человек играющий»5.
Смена игровых ролей в ходе игры активизирует диалогическое мироотношение человека, в котором социальные и деятельностные позиции личности проявляются в наибольшей степени. В практическом отношении это предполагает возможность выполнить роль другого, занять его социальную позицию, например, судьи своих согруппников, и обратить внимание на то, как он понимает эту роль и как ведет себя в соответствии с этим пониманием.
Важно в процессе игр ставить как можно больше таких задач, которые решаются только совместно, то есть всей группой и которые требуют умения поставить себя на место товарища, учитывать интересы и возможности всех участников.
Отличительные признаки развертывания игры - быстро меняющиеся ситуации, которые требуют принятия быстрых решений и поступков.
Нередко во время групповой игры возникают конфликты, связанные с лидерством и доминированием, когда на первый план выходит соревнование или соперничество. Конфликт может разрешаться при этом как на вербальном уровне - наставник (преподаватель, тренер) может призвать членов группы к его обсуждению, побуждая участников конфликта обосновать свои поступки, основываясь на моральных принципах, так и на уровне физического взаимодействия.
Повышение готовности к преодолению жизненных затруднений. Одна из характерных особенностей физкультурно-спортивной
з
Ортега-и-ГассетХ. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.
4Витгенштейн Л. Философские исследования. В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985, вып. 16.
5 **
Хейзинга И. НотоЬ^епэ. М.: Прогресс, 1992.
деятельности состоит в поступательном преодолении специально создаваемых затруднений и препятствий. Этот процесс становится возможным в результате непривычного физического напряжения, мобилизации физических сил человека. Само преодоление затруднения (препятствия) оказывается чаще всего установлением личного рекорда. При этом логика физкультурно-спортивной деятельности такова: сегодня - рекорд, завтра - норма. Рекордные достижения превращаются постепенно в обычную норму.
Как показывают результаты проведенных исследований, готовность молодого человека к преодолению затруднений и препятствий спортивного характера, как правило, перерастает в готовность как в социальную установку6. Такая установка становится уже личностной чертой и проявляется независимо от характера и создания самих жизненных затруднений7.
В этой связи отметим, что повышение готовности к преодолению жизненных затруднений связано с таким важным качеством как небоязнь поражений. Большинство людей склонно к такой жизни, в которой нет ни побед, ни поражений. Не столько стремятся они к лаврам победителя, сколько избегают горечи поражений. Люди боятся поражений и, соответственно, избегают ситуаций, где велика вероятность их появления.
Физкультурно-спортивная деятельность, для которой характерно чередование побед и поражений, способствует формированию адекватного отношения к жизненным успехам и неудачам, их
о
рационального восприятия8.
Культивирование субъектных моделей достижения успеха. В современных условиях особо важное значение приобретает ориентация молодых людей на успех. По данным социологических опросов, для подавляющего большинства студентов (95-98%) успех в жизни очень важен. Не ориентирована на успех очень незначительная часть студентов, а также совсем немного тех, кто не задумывался над этой проблемой9. Стремление к успеху выступает одним из основных факторов, обусловливающих социально-профессиональную активность будущих специалистов.
Существуют различные модели достижения успеха (ДЖУ). Успех человека может зависеть исключительно от него самого - радикально-субъектная модель достижения успеха; в основном от него самого -умеренно-субъектная стратегия; от заложенных в нем генов -
6Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитательной культуры здорового образа жизни (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры.1990, № 1, с. 22-26.
7Степашов Н.С. Феномен жизненных ситуаций. Курск: КГМУ, 2002.
8Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры, 1991, № 7, с. 3-9.
9Созонтов А.Е. Основные жизненные стратегии российских студентов // Вестник Московского унта, Сер. 14, Психология, 2003, № 3.
генетическая стратегия; от содействия родителей - родственно-патерналисткая стратегия; от содействия друзей, знакомых - дружеско-патерналистская стратегия; от связей с «сильными мира сего» -протекционистская модель; от стечения обстоятельств -
Л П
фаталистическая модель; от удачи, везения - случайная модель ДЖУ
Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что в жизненных ориентациях учащейся молодежи преобладают субъектные модели достижения жизненного успеха. Сравнительно большое значение придается ими протекционистской, фаталистической и случайной моделям ДЖУ. Ниже рейтинг значимости у остальных моделей ДЖУ - родственно-патерналистской, дружеско-патерналистской и генетической11.
Заметим в этой связи, что физкультурно-спортивная деятельность ориентирует молодых людей на то, чтобы рассчитывать на собственные силы при достижении жизненного успеха. Мобилизация и рациональное распределение собственных сил - основная гарантия жизненного успеха.
Культивирование субъектных моделей достижения жизненного успеха в процессе и посредством физкультурно-спортивной деятельности связано непосредственно еще с одной ее социализационной функцией - повышением жизненной
Л о
конкурентоспособности молодых людей
Повышение жизненной конкурентоспособности. Физкультурно-спортивная деятельность студенческой молодежи, повышая ее шансы на достижение жизненного успеха, делает ее более конкурентоспособной на рынке труда, в экстремальных жизненных
- п
ситуациях и, в целом в системе социальных отношений13.
Конкурентоспособность рассматривается как интегративное качество, объединяющее интеллектуально-когнитивные, ценностно-ориентационные и деятельностно-поведенческие свойства личности, которые обеспечивают специалисту более высокую рейтинговую позицию на рынке труда и устойчиво высокий спрос на его профессиональные услуги. Структурными компонентами конкурентоспособности являются компетентность личности,
10
Данакин Н.С., Ельцова С.Е., Шеденков С.А. Стратегии достижения жизненного успеха в контексте социальной работы // Социальные и педагогические технологии: сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Социальные и педагогические технологии в системе образования» (Белгород, 29-31 октября 1998 г.). Белгород: Изд-во БелГУ, 1999, с. 102-107.
11 Лазарева И.И. Социальное управление процессами профессионального образования: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2006, с. 18.
12Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экологических условиях // Вопросы психологии, 1997, № 4, с. 28-38.
13Какухин А.Д., Коваль И.В. Умение обеспечить хорошую интеллектуальную форму как условие конкурентоспособности специалиста // Теория и практика физической культуры, 2011, № 7, с. 52-54.
направленность личности и конкурентоопределяющие личностные
14
качества14.
К числу качеств конкурентоспособной личности, опрошенные нами эксперты отнесли наличие прочных профессиональных знаний, умений и навыков, практического опыта осуществления деятельности, т.е. профессиональную компетентность; целеустремленность;
коммуникабельность, способность ладить (договариваться) с людьми; активность, энергичность, организованность; ответственность, в т.ч. за принятие решений; уверенность в себе, самоуважение; трудолюбие, упорство; развитое мышление, способность к самообразованию и саморазвитию; социальную (поведенческую) гибкость. Необходимо отметить, что приоритетное место в перечне качеств, выделенных в ходе экспертной оценки, занимают волевые качества личности, а вот направленность как система эмоционально-ценностных отношений, доминирующих мотивов личности, побуждающих ее к утверждению в деятельности, ими явно недооценивается.
2. Коммуникативные функции выражаются в:
- трансляции социального опыта;
- установлении и расширении сети межличностных отношений;
- формировании и развитии способности понимать партнеров по общению;
- установлении компаративных отношений, т.е. отношений социального сравнения;
- установлении сети состязательных отношений.
Трансляционная функция. Спорт «становится одним из фактором
ретрансляции достижений социума «для всех и каждого», фактором социокультурного наследования и опоры на потенциал такого исследования при решении проблем социального прогресса и тем самым, обеспечения должного уровня качества жизни, адекватного актуальным потребностям социума»15.
Характерное для сферы физкультурно-спортивной деятельности межвозрастное общение создает предпосылки полноценного включения в совместную деятельность и тем самым оптимизации межличностного общения в самым общем плане, поскольку в этих случаях общественная ценность формального и неформального общения позитивны и совпадают по направленности.
Установление и расширение сети межличностных отношений. В процессе физкультурно-спортивной деятельности формируются не только формальные, но и неформальные (межличностные) отношения. Это отношения симпатии и антипатии, доверия и недоверия, дружбы и
14Шамаева Н.В. Вуз и конкурентоспособность выпускника // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сб. материалов II Всероссийской научно-практической конференции. Белгород: ИП Остащенко А.А., 2010, с. 391-395.
15Супиков В.Н. Институт спорта: проблема регионального управления. Минск: «ФУАинформ», 2004, с. 55.
соперничества и т.д. молодой человек начинает разбираться в сложной сети межличностного взаимодействия, идентифицировать различные коммуникативные эксцессы и их причины, видеть необходимость и возможности оптимизации своего коммуникативного поведения не только в контексте физкультурно-спортивной деятельности, но и в других жизненных контекстах.
Развитие способности к взаимопониманию. Физкультурно-спортивная деятельность, осуществляемая в форме непосредственного или опосредованного контакта с другими людьми, способствует их взаимопониманию. Это происходит, в частности, благодаря децентрации и принятию роли. Децентрация выражается в изменении точки зрения позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Источником децентрации выступает непосредственное или интериоризованное общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе которого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной познавательной позиции16.
Формирование навыков децентрации лежит в основе способности человека к принятию роли, т.е. к мысленному «вхождению» в роль другого человека17. Эффективное общение возможно благодаря тому, что, принимая роли других, человек может представить себе, как они будут реагировать на то, что он делает или собирается делать. Но чтобы понять это, участник должен представить самого себя в положении другого.
Установление отношений социального сравнения (компаративных отношений). Физкультурно-спортивная деятельность невозможна без компаративных отношений, т.е. отношений социального сравнения ее участников. Социальное сравнение определяется как отношение, в котором происходит двойная социальная презентация его сторон
л Ä
(участников) - субъекта и объекта18. На этот механизм двойной социальной презентации (т.е. презентации субъекта и объекта сравнения) обратил внимание еще К. Маркс. «В некоторых отношениях, - писал он в «Капитале», - человек напоминает товар, так как он родится без зеркала в руках и не качестве фихтеанского философа: «Я есть я», то человек смотрится, как в зеркало, только в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Вместе с тем и Павел как таковой во всей его павловской телесности, становится для него формой проявления рода «человека»19.
16Данакин Н.С. Психологические механизмы взаимопонимания // Социальная коммуникация: учеб. пособие. Белгород: Изд-во Белгородского ун-та, 2000, с. 28-30.
17Шибутани Ф. Социальная психология. М, Новосибирск, 1997.
18Данакин Н.С., Питка С.Н. Компаративный механизм социальной регуляции. Белгород: Изд. центр «Логия», 2003, с. 31.
19Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. Т. 23. М., 1956, с. 337.
Сравнение приобретает в ряде случаев смысл личностного самоутверждения. О потребности человека в самоутверждении К. Маркс писал так: «Богатый человек - это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда»20. В.И. Ленин развил мысль Маркса: «Это понятие (= человек) есть стремление реализовать себя через самого себя, объективность в объективном мире и осуществить (выполнить) себя».
Установление сети состязательных отношений. Физкультурно-спортивная деятельность способствует формированию и развитию сети состязательных отношений.
Каждому человеку присуще своего рода социально-психологическое поле - назовем его соревновательным (состязательным), которое, как и магнитное, притягивает к себе результаты деятельности других людей,
О л
их поступки, образ жизни в качестве объектов ревностного отношения21 соотносятся эти поля самыми различными способами: накладываются, пересекаются, располагаются рядом и т.д. Поле одного человека, продолжим сравнение, может быть засеяно одной единственной культурой. На поле у другого человека можно заметить сразу несколько культур. Многие качества и дела побуждают его к состязательности. А у третьего - один лишь бурьян, который глушит ростки культурных растений. С поля одного человека видны только ближайшие участки, с поля другого - и самые дальние. Соревновательное поле у одного человека может ограничиваться его ближайшим социальным окружением, у другого - вовлекать в себя выдающиеся творения человеческих рук и разума.
Данакин Н.С., Славко А.Л. Креативные и коммуникативные функции физкультурно-спортивной деятельности. В статье выделены и описаны креативные и коммуникативные функции физкультурно-спортивной деятельности. В первую группу включены: моделирование жизненных ситуаций, повышение готовности к преодолению жизненных затруднений, культивирование субъективных моделей достижения жизненного успеха, повышение целеустремленности и настойчивости в решении жизненных задач, повышение жизненной конкурентоспособности; во вторую группу - трансляция социального опыта, установление и расширение сети межличностных отношений, формирование и развитие способности понимать партнеров по общению, установление компаративных отношений, т.е. отношений социального сравнения.
Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, студенческая молодежь, креативные функции, коммуникативные функции, социализация, социокультурный потенциал.
20
Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 596.
21 Хашаева С.В. Состязательный механизм социальной регуляции. Белгород: Изд-во БГТУ, 2009, с. 2021.
Danakin N.S., Slavko A.L. Creative and communicative functions of physical activity. In the article creative and communicative functions of physical activity are identified and described. The first group includes: modeling of real-life situation, increasing of willingness to overcome the difficulties of life, cultivation of the subjective model of achieving success in life, increasing of purposefulness and perseverance in solving the problems of life, increasing competitiveness of life; the second group - broadcasting of social experience, the establishment and expansion of a network of interpersonal relationships, the formation and development of the ability to understand the partners in dialogue, establishing comparative relations, i.e., relations of social comparison.
Keywords: physical activity, students, creative functions, communication functions, socialization, socio-cultural potential.