Научная статья на тему 'Свойства ценностей в образовательном процессе по физической культуре в высшей школе и их реализация'

Свойства ценностей в образовательном процессе по физической культуре в высшей школе и их реализация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СВОЙСТВА ЦЕННОСТЕЙ / ФУНКЦИИ ЦЕННОСТЕЙ / FUNCTIONS OF VALUES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / TEACHING PHYSICAL EDUCATION / FEATURES OF VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масалова О. Ю.

В статье рассмотрена реализация свойств ценностей в образовательном процессе по физической культуре. Показано функционирование ценностей физической культуры на различных структурных уровнях личности. Представлена иерархия ценностей образования по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines implementation of the features of values in teaching physical education. The author demonstrates how physical education values function on different individuals personality levels. The author also presents a physical education value hierarchy.

Текст научной работы на тему «Свойства ценностей в образовательном процессе по физической культуре в высшей школе и их реализация»

СВОЙСТВА ЦЕННОСТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

О. Ю. Масалова

Аннотация. В статье рассмотрена реализация свойств ценностей в образовательном процессе по физической культуре. Показано функционирование ценностей физической культуры на различных структурных уровнях личности Представлена иерархия ценностей образования по физической культуре.

Ключевые слова: свойства ценностей, функции ценностей, образовательный процесс по физической культуре.

Summary. The article examines implementation of the features ofvalues in teaching physical education. The author demonstrates how physical education values function on different individual's personality levels. The author also presents a physical education value hierarchy.

Keywords: features of values, functions of values, teaching physical education.

В общей системе гуманитарного образования ценности физической культуры имеют качественное своеобразие и специфику, самостоятельную роль и место. Формируясь исторически общественным сознанием, они фиксируются в области общекультурного и профессионального образования в виде специфических образов и представлений, овладение которыми осуществляется в процессе учебной деятельности, а уровень их субъекти-вации служит показателем развития физической культуры студента. Ценности обладают определенными, важными для субъектов образовательного процесса по физической культуре свойствами, поэтому необходимо, чтобы они в полной мере были задействованы и реализованы в нем. Рассмотрим эти свойства.

Онтологичность. Образовательному процессу органически присущи ценности-цели и ценности-средства его субъектов. Ценности-цели направляют и регулируют этот процесс, а ценности-средства обеспечивают его творческую реализацию, достижение целей. Социальные ценности физической культуры, усваиваемые студентом в образовательном процессе в качестве «модели должного», побуждают к их активной реализации, что, в свою очередь, становится основой последующего развития этих ценностей в социуме. Такой процесс совершенствования системы знаний и опыта происходит по бесконечной спирали в образовании и в дальнейшей жизни человека. Общечеловеческие ценности физической культуры в образовательном процессе способствуют социали-

109

110

зации (присвоению социокультурного опыта в этой сфере, адаптации к социальной среде вуза), индивидуализации (самовыражению, проявлению «самости», субъективного опыта в этой сфере), персонализации (ответственному субъектному поведению, воспроизводству и созданию новых ценностей) студента. Ценности физической культуры обогащают, направляют и творят бытие студента в его телесных проявлениях (здоровье, телосложение, осанка, техничность движений, выносливость). Они развивают как субъ-ектно-объектные отношения студента в физической культуре (к своей самости), так и межсубъектные (к другим людям), позволяют студенту раскрыть свою телесную сущность и одновременно являются условием его полноценного бытия.

Истортчность. Развитие человеческой цивилизации, различных образовательных систем привело к современному уровню развития ценностей физической культуры. В них всегда присутствует эволюционно-историче-ское ядро в виде взаимосвязи с трудовой, военной, ритуальной, игровой, состязательной деятельностью. Ценности физической культуры от здорового образа жизни до спорта высших достижений, функционируют в рамках общественно-политической системы (ее экономики, научно-технических достижений, образования, искусства и др.), они не только подчиняются ее законам, но и влияют на ее развитие. В образовательном процессе они формируются у личности на основе общественной практики, индивидуальной деятельности и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей.

В недавнем советском прошлом человек являлся не целью, а средством развития производства, поэтому преобладало репродуктивное предметно-ориентированное обучение (усвоение по указке преподавателя предметно-дисциплинарных знаний), в котором личностное развитие, творчество, самостоятельность и инициативность зачастую только декларировались. Занятия по физической культуре были строго регламентированы, обязательным являлось выполнение требований ГТО, ценностно-смысловой контекст полностью отсутствовал. Изменился общественный строй, ценности физической культуры начинают развиваться в соответствии с социокультурными условиями, диктуемыми рыночной экономикой. Появляются многообразные виды современного фитнеса и физкультурно-оздоровительных технологий, позволяющие человеку поддерживать красоту тела, имидж, работоспособность, здоровье. Цели реформирования образования начинает определять, прежде всего, приоритетное внимание к личности студента и педагога. В этих условиях использование традиционных дисциплинарных подходов, субъектно-объ-ектных отношений, вызывают у студентов неприятие ценностей физической культуры, негативное или безразличное отношение к саморазвитию в этой сфере, что свидетельствует о востребованности личностно-ориенти-ро ванных подходов гуманистической парадигмы, отвечающей нынешним условиям развития общества и образования. Несмотря на качественную смену подходов, ценности физической культуры, интегрируя в себе традиционные и инновационные ценности этой сферы, задают образователь-

ф

ному процессу по физическому воспитанию историческую преемственность и непрерывность.

Антропоцентричность. Ценности физической культуры, преломляясь через внутренний мир студента, помогают ему познавать и творить свою индивидуальность: физические, психические и духовно-нравственные качества. В образовательном процессе они переосмысливаются, перерабатываются сознанием на различных структурных уровнях личности, которая, по мнению ученых [1], как целостная, самоорганизующаяся система, включает в себя семь основных уровней: телесных ощущений и реакций, образов и представлений, самосознания и рефлексии, межличностных отношений и социальных ролей, социокультурной детерминации личности, экзистенциальных (сущностных) переживаний, самоактуализации (самости). Образовательные ценности физической культуры направляют личность на целостное развитие, исходя из ее многоуровневой структуры. Функционирование ценностей физической культуры на структурных уровнях личности показано в табл. 1.

Объективность и субъективность, которые проявляются одновременно. Онтологические и исторические ценности физической культуры, например, содержания и процесса образования, объективно функционируют в образовательном процессе независимо от их отражения в сознании студентов. В то же время преломленные через ценности преподавателя и присвоенные студентом, они проявляются субъективно. Антропологические субъективные ценности студента и преподавателя (мировоззренческие установки, личностные каче-

ства, интенциональные образования) объективно влияют на восприятие, предпочтение или отвержение студентом ценностей физической культуры. Ценности физической культуры, присвоенные студентом, отражаются в объективных показателях, но переживаются преподавателем и студентом субъективно. Важно учитывать субъективность преподавания, восприятия и присвоения объективных ценностей физической культуры и объективность их субъективного функционирования, влияющие на результативность образовательного процесса субъективные и объективные факторы.

Зависимость от родовых человеческих потребностей. Ориентация студента на те или иные ценности физической культуры зависит от того, насколько они могут удовлетворить его актуальные и потенциальные потребности. В образовательном процессе при практическом взаимодействии происходит, с одной стороны, осознание студентами общественной и исторической значимости этих ценностей, с другой, их индивидуальной необходи- III мости. Потребности запускают механизм присвоения студентом образовательных ценностей физической культуры. Так, например, к учебной деятельности студента побуждает необходимость саморазвития, личностного благополучия и материального обеспечения в перспективе, приобретения социального статуса и другие. К физкультурно-спортивной деятельности его могут побудить как биологические (в движении, общении и др.), так и социальные (в уважении, достижении и др.) потребности. Образовательные ценности физической культуры направляют на актуализацию по-

Таблица

Функционирование ценностей физической культуры на структурных уровнях личности

Уровень Сфера осмысления Ценности физической культуры

Телесные ощущения и реакции Осознание своего физического «Я» (внутреннее и «со стороны»), его природной целесообразности, необходимости деятельности в сфере ФК для его полноценного функционирования Деятельность с применением различных средств ФК (оздоровительных, спортивных, релаксационных, корригирующих, профессионально-прикладных видов ФСД; массажа и самомассажа, закаливания, аутотренинга, идеомоторной тренировки и др.), способствующая телесному оздоровлению, развитию и совершенствованию двигательных проявлений

Образы и представления Построение образа своего тела, формирование его идеального образа, представлений о его изменениях в будущем; понимание необходимости самообразования в сфере ФК Многообразные виды и формы образовательно-воспитательной деятельности в сфере ФК (учебная, самообразование, предметно-практическая, поисково-творческая и др.), направленные на расширение своего социокультурного опыта в этой сфере

Самосознание и рефлексия Осознание своих психофизиоло-гических, типологических, харак-терологических и др. личностных качеств и особенностей, влияющих на здоровье и физическое совершенствование Способы самопознания (наблюдение, анализ, оценка, тестирование) личностных качеств, функционального состояния организма, самочувствия, результативности ФСД; индивидуализация психофизической нагрузки

Межличностные отношения и социальные роли Осознание уровня продуктивности взаимоотношений и взаимодействия с окружающими в деятельности в сфере ФК, своих умений управления собой и создания комфортной психологической атмосферы, эмоционально-положительного поля в жизнедеятельности Технологии развития коммуникативных качеств, эмпатии и др. (рефлексия отношений, общения, взаимодействия, личностных качеств и особенностей контактирующих; сопереживание; социально-психологические тренинги - делового общения, перцептивного и др.); овладение средствами эмоционально-волевой саморегуляции (антистрессовые и дыхательные виды гимнастики и др. психофизиологические методы и приемы)

Социокультурная детерминация Сознательный выбор субъектной жизненной позиции, ЗСЖ. Осознание важности собственных усилий в преодолении трудностей Целенаправленная деятельность в сфере ФК, включающая этапы целеполагания, планирования, реализации цели, рефлексивный анализ результатов

Экзистенциальные (сущностные) пере-живания Осознание своих смысложизненных ценностных ориентации, психотелесного единства, взаимосвязей с природой и обществом, ответственности за здоровье, противоречий жизни и творчества Деятельность в сфере ФК, направленная на развитие и совершенствования необходимых для самореализации личностных качеств, психотелесного единства, в соответствии с требованиями природной и социокультурной среды (ведение ЗСЖ, спортивная, социокультурная)

Самоактуализация (самость) Осознание своих способностей к совершенствованию и творчеству Творческое применение видов, средств, форм и методов ФК для обретения психотелесного совершенства, спонтанности самовыражения, самоутверждения, высокой адекватной самооценки

Условные обозначения: ФК - физическая культура, ЗСЖ - здоровый стиль жизни, ФСД - физкультурно-спортивная деятельность

и>

#

тенциальных потребностей, осознание мотивов физического самовоспитания, реализацию мотивационного механизма присвоения ценностей.

Гуманистическая созидательная направленность ценностей физической культуры определяется тем, что они способствуют самореализации, саморазвитию, саморегуляции, самоутверждению, самозащите, позволяют студенту успешно адаптироваться к меняющимся природной и социокультурной средам. Социально-значимые ценности физической культуры, трансформируясь в ценности студента, направляют его на достижение «идеального должного» в личностном совершенствовании, увеличивают степень свободы в самоопределении, формируют ответственную жизненную позицию. Они не могут навязываться личности принудительно. Студент волен в их присвоении. Он ведет себя определенным образом потому, что такое поведение соответствует его ценностям, а не потому, что так положено, принято, велено, выгодно. Ценности выступают внутренним, эмоционально освоенным студентом ориентиром его деятельности, собственной духовной интенцией, глубоко личным, выработанным им самим отношением. Они обосновывают цели и основные средства их достижения, стимулируют поведение и поступки, программируя желаемое будущее, заставляют совершать должное в повседневной жизни, в чем и состоит их значение при формировании норм, привычек, образа жизни, стиля поведения. Ценности физической культуры направляют будущего специалиста на организацию здорового стиля жизни, приобретение такого уровня здоровья, психической и физической

подготовленности, который соответствует требованиям жизнедеятельности, личностной и профессиональной самореализации. При реализации образовательных ценностей физической культуры (организации и проведении учебно-тренировочных занятий, определении тактики или стратегии в спортивных состязаниях, решении других социокультурных задач (общения, досуга)) создаются условия для формирования творческих, эстетических, морально-нравственных (эмпатийных, волевых) качеств и способностей студента. Ученые отмечают, что активное, творческое участие в разнообразных формах деятельности в сфере физической культуры по созерцанию и созданию ее ценностей создает богатые возможности для приобщения человека к миру прекрасного, развития у него эстетических способностей во всем многообразии их проявлений: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться ею и правильно оценивать прекрасное до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности [2]. Например, 113 в состязательных ситуациях (особенно в спортивных играх), пишет Г. Л. Праздников, «импровизационная точность, мгновенное угадывание единственно верного решения, когда сознательный выбор вариантов просто невозможен, несомненно сближает особенности видения, мышления, двигательных реакций у спортсменов с аналогичными психическими процессами и физическими действиями в художественном творчестве» [3, с. 12]. Ценности физической культуры направляют личность на целостное психотелесное совершенствование, самообразование и самовоспитание.

/ I. Ценности, присваиваемые личностью: \ компетенции, развитие психофизических качеств, опыт ведения здорового стиля жизни

II. Ценности процесса образования: ценности-цели, \ / ценности-средства: ценностные отношения (педагога в \ / профессии, студента в физической культуре); виды и формы \ образовательно-воспитательной деятельности

III. Ценности содержания образования: нормативные, специальные (физического воспитания), общекультурные

Схема. Иерархия ценностей образования по физической культуре

Самодостаточность. Проявляется в том, что ценности образования по физической культуре сами по себе составляют относительно целостную систему, обладают собственным самостоятельным содержанием, значением, достаточной значительностью, полифункциональностью. Они многообразны, взаимосвязаны между собой, относительно устойчивы во времени, пространстве, предсказуемы, имеют огромный гуманистический потенциал, выполняют различные социокуль-114 турные функции. Роль и значение образовательных ценностей физической культуры предопределены их гу-

манистической природой, такими имманентными, внутренне присущими им функциями как оздоровительная, воспитательная, познавательная, оце-ноч но-императивная, ориентирующая, мотивационная, коммуникативная, прогностическая, социализирующая, индивидуализирующая, символическая и др., которые реализуются в разнообразных видах и формах деятельности в этой сфере. Они включают в себя ценности: социума и личности, цели и средства их достижения, деятельности и ее мотивы, смыслы, нормы и идеалы, сущее и должное и т.д. Они являются источником других

Таблица 2

Свойства и функции ценностей в образовательном процессе по физической культуре

Свойства ценностей Функции

Онтологичность Направляют и регулируют образовательный процесс (ценности-цели), обеспечивают его творческую реализацию, достижение целей (ценности-средства); способствуют социализации, индивидуализации, персонализации студента; обогащают и творят бытие личности в ее телесных проявлениях (здоровье, телосложение, осанку, техничность движений, выносливость); развивают как субъектно-объектные отношения студента в физической культуре (к своей самости), так и межсубъектные (к другим людям), позволяют студенту раскрыть свою телесную сущность и одновременно являются условием его полноценного бытия

Историчность Задают парадигму (концепцию) образовательного процесса по физическому воспитанию, его историческую преемственность и непрерывность, интегрируют в себе традиционные и инновационные ценности этой сферы

Антропоцен-тричность Направляют личность на целостное развитие, исходя из ее физической, психической и духовной структуры: телесных ощущений и реакций, образов и представлений, самосознания и рефлексии, межличностных отношений и социальных ролей, социокультурной детерминации, самоактуализации (самости), экзистенциальных (сущностных) переживаний

Объективность и субъективность одновременно Направляют на учет субъективности преподавания, восприятия и присвоения объективных ценностей физической культуры и объективности их субъективного функционирования; влияющих на результативность образовательного процесса субъективных и объективных факторов

Зависимость от родовых человеческих потребностей Направляют на актуализацию потенциальных потребностей, осознание мотивов физического самовоспитания, реализацию мотивационного механизма присвоения ценностей физической культуры

Гуманистическая созидательная направленность Направляют: на организацию здорового стиля жизни, приобретение такого уровня здоровья, психической и физической подготовленности, который соответствует требованиям жизнедеятельности, личностной и профессиональной самореализации; на психотелесное совершенствование, самообразование и самовоспитание, развитие творческих, эстетических, морально-нравственных (эмпатийных, волевых и др.) качеств и способностей

Самодостаточность Интегрируют многообразные социокультурные функции (оздоровительную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую, социализирующую, индивидуализирующую, символическую и др.); включают в себя ценности: социума и личности, цели и средства их достижения, деятельности и ее мотивы, смыслы, нормы и идеалы, сущее и должное и т.д.; являются источником других ценностей (гедонистических (удовольствие, удовлетворенность), альтруистических (взаимопомощь, содействие, уважение и др.), эстетических (гармония, красота, совершенство), морально-нравственных (ответственность, чувство долга), деятельно-практических (совершенствование, самоутверждение, самореализация, состязательность) и др.)

Многозначность Объединяют ценности: предметные (содержания, процесса образования, присваиваемые личностью); образцы, «должное» (общественные нормы, идеалы и мнение субъектов образования, каким оно должно быть в этой сфере, к каким результатам следует стремиться); отношения субъектов образовательного процесса (оценка ими значимости предметных ценностей физической культуры для себя, осознание мотивов, смыслов, постановка целей, поиск средств деятельности, направленной на присвоение этих ценностей)

Системная, целостная организованность и иерархичность Направляют на системность и приоритеты в их присвоении, дифференцирование содержания, определение взаимосвязей

Преподаватель XXI

' д ВЕК

115

ценностей (гедонистических (удовольствие, удовлетворенность), альтруистических (взаимопомощь, содействие, уважение и др.), эстетических (гармония, красота, совершенство), морально-нравственных (ответственность, чувство долга), деятельно-практических (совершенствование, самоутверждение, самореализация, состязательность) и др.).

Многозначность. Ценности физической культуры определяются тем, какие социальные функции они выполняют в рамках человеческой жизнедеятельности, на основе каких целей и ценностных ориента-ций они формируются и используются социальными субъектами, какие «образцы поведения» с ними связаны. Так, например, к ценностям образования по физической культуре можно отнести ценности: предметные (содержания, процесса образования, присваиваемые личностью); образцы, «должное» (общественные нормы, идеалы и мнение субъектов образования, каким оно должно быть в этой сфере, к каким ре-I'6 зультатам следует стремиться); отношения субъектов образовательного процесса (оценка ими значимости предметных ценностей физической культуры для себя, осознание мотивов, смыслов, постановка целей, поиск средств деятельности, направленной на присвоение этих ценностей).

Системная, целостная организованность и иерархичность. Ценности образования по физической культуре организованы в иерархичную познавательно-действенную систему. Если ранжировать эти ценности, представив их в виде усеченного конуса, то базовыми ценностями, лежащими в

его основании, будут ценности содержания образования; следующий уровень будут занимать ценности его процесса, в нем задействовано меньше ценностей, но они имеют более высокий ранг, так как без них невозможна передача содержания образования личности. Вершину составляют ценности, присвоенные студентом, отражающие результативность образовательного процесса, то, для чего этот процесс существует. Каждый из этих уровней ценностей, в свою очередь, имеет свою системную иерархию, обеспечивающую эффективность функционирования всей системы ценностей образования по физической культуре (см. схему).

Представим свойства и функции ценностей в образовательном процессе по физической культуре в виде табл. 2.

Таким образом, представленный материал дает основания для повышения качества образовательного процесса по физической культуре в высшей школе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.

2. Спорт. Духовность. Культура. Выпуск третий. Спорт и искусство: альтернатива - единство - синтез?: Сборник / Сост. и редактор В. И. Столяров. - М.: Российская академия образования, Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1996. - 180 с.

3. Праздников Г. Л. Искусство и спорт. - Л.: Знание, 1981. ■

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.