ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СФЕРА ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Шатохина Наталия Викторовна - преподаватель кафедры ЕиМД СОФ БелГУ
Аннотация. Статья посвящена структурному анализу деятельностной сферы жизненного пространства студенческой молодежи. Выделены и рассмотрены профессиональнотрудовая, гражданская, экономическая сферы жизнедеятельности, сфера досуга, а также мотивационная и проблемная сферы.
Ключевые слова: жизненное пространство, студенческая молодежь, деятельностная сфера, личностная самореализация, гражданская активность, экономическая активность, сфера досуга, мотивационная сфера, проблемная сфера.
Человек - деятельное существо, и это определяет своеобразие пространственных форм его жизни [1, 6-13].1 Деятельностное пространство человека - это система необходимых и достаточных связей (отношений) для осуществления его деятельности или, иначе говоря, система связей (отношений), необходимых и достаточных для осуществления его деятельности. Данная система связей складывается из двух видов связей - предметных и социальных. Предметные связи
- это связи с предметом деятельности и предметными условиями её осуществления. Социальные связи - это связи с другими людьми, возникающими в процессе осуществления деятельности и сопровождающие данный процесс. Эта мысль точно выражена К. Марксом в «Святом семействе»: «... Предмет как бытие для человека, как предметное бытие человека есть в то же время наличное бытие человека для другого человека, его человеческое отношение к другому человеку, общественное отношение человека к человеку» [2, 47].2
Важное значение для характеристики деятельностного пространства человека имеет сфера его личностной самореализации [3, 98-104]3. Люди реализуют себя по-разному и в различных сферах: в профессиональной деятельности, любительских занятиях, спорте, быту, одежде и во многом другом. Судя по результатам социологических исследований, ведущей сферой личностной самореализации студенческой молодежи выступают работа, профессиональная деятельность. Значительная часть респондентов намерена также реализовать себя в росте материального благополучия семьи. Многие студенты вузов (40,6%) намерены реализовать себя в бизнесе. Домашнее хозяйство и быт как сфера личностной самореализации имеет сравнительно большую значимость для слушателей учебных центров и студентов вузов. Такие сферы личностной самореализации, как любительские занятия", "спорт, физическая культура", "отдых, развлечения" имеют сравнительно большую значимость для студентов техникумов и учащихся лицеев.
Деятельностная сфера жизненного пространства включает несколько отдельных пространственных сфер и, прежде всего, профессионально-трудовую сферу.
1. Профессионально-трудовая сфера. Данная сфера жизненного пространства (иными словами профессионально-трудовое пространство) определяется, с одной стороны, содержанием профессии, с другой стороны, тем, как это содержание реализуется в формах практической деятельности. Скажем, профессионально-трудовая сфера школьного учителя отличается от такой же сферы, присущей директору школы. В первом случае профессионально-трудовая сфера сосредоточена на отношениях учителя с учащимися, во втором случае - на отношениях с учителями, обслуживающим персоналом, работниками управления образования. Далее, человек своей практической (трудовой) деятельностью конкретизирует то, что предписано нормативным содержанием профессии, обогащая или, напротив, объединяя его. Поэтому более корректным является термин «профессионально-трудовая сфера», по сравнению с «профессиональной сферой».
Активная роль человеческого индивида в социуме не ограничивается его профессионально-трудовой деятельностью. Он принимает также участие в общественных, иначе говоря, гражданских делах, что дает основание для отдельного выделения гражданской сферы его жизненного пространства.
1 Раскин В.Г. Деятельностный подход как метод исследования социально-психологического пространства // Проблемы социальной экологии. - Кемерово, 1993. - С. 6-13.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. - С. 47.
3 Барышков В.П. Пространство личностного самоопределения // Жизненное пространство России. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. - С. 98-104.
2. Гражданская сфера. Данная сфера жизненного пространства выражает систему связей и взаимодействий, формирующихся в процессе гражданской активности человека. Гражданская активность - это реальная (практическая) озабоченность человека проблемами и делами людей, соседской общины, местного сообщества, региона и т.д. - вплоть до человечества.
Результаты социологических исследований свидетельствуют о невысоком уровне гражданской активности россиян [4, 73-78],4 включая и молодежь [5, 42-50].5 Всё ещё повсеместна ориентация населения на решение сугубо личных проблем, отсутствие или неактуализированность его практического интереса к общественным и, в том числе, государственным проблемам. Если такой интерес и есть, то он проявляется больше в выжидательно-иждивенческой форме. Невысок уровень готовности населения к самоуправлению [6, 63-66].6 Это подтверждается, в частности, данными исследований В.Н. Лазарева [7, 184-185] .7 Так, на вопрос «Можете ли Вы с уверенностью сказать, что наше общество созрело для повсеместного развития местного самоуправления?», предложенный экспертам, только 8% из них ответили однозначно «да», 56% - «скорее всего, да», 36% «скорее всего, нет».
Отметим также, что подавляющее большинство студентов г. Белгорода (от 64,3 до 90,3%) испытывает чувство сопричастности к своему вузу, но только у каждого пятого из них связывается это чувство с активным участием в жизни вуза, у каждого двенадцатого - с содействием нововведениям [8, 205].8 Студентов интересуют, прежде всего, культурные события в вузе -показатель заинтересованности 0,62 (при максимальном значении, равном 1), организация досуга и отдыха (0,56), спортивные достижения вуза (0,51), проблема организации учебного процесса (0,51). Сравнительно меньше интересуются студенты научной жизнью вуза (0,46), жизнью студентов других факультетов (0,44), здоровьесберегающими проектами в вузе (0,41) [8, 210].9
Деятельностная активность человека реализуется не только в профессионально-трудовой и гражданской, но и в экономической сфере.
3. Экономическая сфера. Эта сфера деятельности связана с общественным разделением труда, его территориальной специализацией и рыночными отношениями, в основе которых лежит движение товаров, труда и капитала, стимулируемых развитием спроса и предложения. Особо важную роль в формировании и развитии экономического пространства принадлежит торговле. Характеризуя этот вид человеческой деятельности, К. Каутский писал: «Торговля пробивает себе специальные дороги, по которым сношения совершаются особенно живо» [9, 95].10 Она не знает определенных границ и по своей природе «стремится выйти за раз достигнутые пределы, она ищет все новых заказчиков, новых производителей, все новые и новые местонахождения редких металлов, промышленные страны и потребителей для их продуктов» [9, 95].11
Переходя непосредственно к определению и характеристике экономической сферы жизненного пространства студенческой молодежи, заметим, что существенные особенности этой сферы определяются функционально-деятельностными качествами студенчества: во-первых, ролью потребителя товаров и услуг - как общих, так и специальных, т.е. образовательных [10, 83-88];12 ролью собственника, предпочитающего товар в виде профессиональных знаний и умений
4 Петухов В.В. Демократия участия в современной России // Общественные науки и современность. - 2007.
- № 1. - С. 73-78; Римский В.Л. Политическая и общественная активность российских граждан // Общественная наука и современность. - 2007. - № 5. - С. 60-69.
5 Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социолог. исследования. -2003. - № 4. - С. 42-50; Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. - М.: Социум, 1999.
6 Данакин Н.С., Дятченко Л.Я. Системный анализ готовности территориальных сообществ к самоуправлению // Муниципальный мир. - 2001. - № 1. - С. 63-66.
7 Лазарев В.Н. Социальные основы местного самоуправления. - Белгород: Изд. центр ООО «Логия», 2004. -С. 184-185.
8 Козлов М.Ю. Социальные технологии управления корпоративной культурой высшего учебного заведения: дис. ... канд. социолог. наук. - Белгород, 2009. - С. 205.
9 Козлов М.Ю. Указ. соч. - С. 210.
10 Каутский К. Происхождение христианства. - М.: Политиздат, 1990. - С. 95.
11 Каутский К. Указ. соч. - С. 95.
12 Крухмалева О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг // Социологич. исследования. - 2001. - № 9. - С. 83-88.
[11, 49-51];13 ролью реального или потенциального агента малого бизнеса [12, 53-69];14 ролью реального или потенциального участника инвестиционных проектов [13, 5-8].15
Имеется еще одна важная сфера жизнедеятельности (жизненного пространства) студенческой молодежи, - это сфера досуга.
4. Сфера досуга характеризуется несколькими признаками - 1) содержанием, 2) направленностью, 3) масштабом и т.д. [14, 71-75]16 Содержание досуга включает многообразие занятий в диапазоне от научно-исследовательских изысканий и до азартных игр. Различается и направленность досуговой сферы. Она может быть:
- активной или пассивной: скажем, участие в научном кружке или художественной самодеятельности заметно отличается от бесцельного времяпровождения;
- познавательной или развлекательной;
- созидательной или релаксационной: созидательная направленность досуга, скажем, изучение иностранных языков, может смениться на релаксационную (прогулка по лесу, общение с друзьями и т.п.);
- интеллектуальной, физической, коммуникативной, гигиенической, эстетической и т.п. Интеллектуальная направленность выражается в пополнении собственных знаний, физическая - в развитии физических качеств, коммуникативная - в общении, гигиеническая - в уходе за собственным телом, эстетическая - в уходе за внешним видом, одеждой, в манерах поведения и т.п.;
- позитивной или негативной. Вторая проявляется разного рода в девиациях (алкоголизм, наркотизм, игромания, проституция).
Что касается масштаба сферы досуга, то она выражается в его территориальной определенности. Так, одни предпочитают проводить свободное время на дачном участке, другие -в путешествиях по стране. Одни стремятся выехать летом на пляжи Турции и Испании, другие отдают предпочтения Черноморскому побережью.
Сферы досуга, как и все остальные, определенным образом мотивирована. Без знания и учета мотивов нельзя понять смысл деятельности, ее динамику и энергетический потенциал.
5. Мотивационная сфера. К данной сфере относится множество внутренних детерминант жизнедеятельности, в том числе жизненная стратегия. Под жизненной стратегией (ЖС) принято понимать некоторый (более или менее сознательный) способ конструирования человеком собственной жизни в соответствии с присущей ему системой ценностей, смыслов и целей. ЖС -это один из основных регуляторов социального поведения. Она организует целостность жизнедеятельности, определяет способ бытия человека, выступая важнейшим критерием зрелости и психологического благополучия [15, 16-18]17.
В научной литературе представлено несколько подходов к исследованию жизненных стратегий учащейся (студенческой) молодежи. Так, Н.Д. Сорокина выделяет и рассматривает четыре доминирующие жизненные стратегии студентов, соответствующие той или иной функции образования: прагматическую, статусно-престижную, социокультурную, профессиональную [16, 55-61]18.
13 Кищенко И.Н. Проблемы оптимизации взаимодействия рынка труда и образования (региональный аспект) // Социальные структуры и процессы: Всеросс. науч.-практич. (заочная) конф. - Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2007. - С. 49-51.
14 Борисова Л.Г., Солодова Г.С., Харченко И.И. Экономическая предприимчивость - новое социальное качество поколения // ЭКО. - 2000. - № 5. - С. 53-69.
15 Резник Г.А., Спирина С.Г. Эффективное использование сберегательного потенциала населения как условие устойчивого развития региона // Проблема социально-экономической устойчивости региона. -Пенза: РИО ПГСХА, 2005. - С. 5-8.
16 Верминенко Ю.В. Проблема влияния гендерных стереотипов на досуг учащихся: социологический анализ // Социология образования. - 2010. - № 8. С. 71-75; Понукалина О.В. Социальное конструирование представлений о досуге у молодежи // Высшее образование в России. - 2009. - № 1. - С. 137-142; Суровицкая А.В. Современные проблемы организации досуга учащейся молодежи // Социология. - 2009. -№ 11. С. 70-73; Шульга И.И. Досуг и образование личности (исторический аспект) // Философия образования. - 2008. - № 2. С. 214-219.
17 Созонтов А.Е. Основные жизненные стратегии российских студентов // Вестник Московского университета. - 2003. - № 3. - С. 16-18.
18 Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика различных стратегий у студентов // Социологические исследования. - 2003. - № 10. - С. 55-61.
Оригинальный подход к исследованию жизненных стратегий студентов предложен А.Е. Созонтовым. Основываясь на концепции модусов обладания/бытия Э. Фромма19, он выделил четыре типа жизненных стратегий московских студентов: 1) тип «Иметь»; 2) тип «Быть»; 3) тип «Иметь, чтобы быть»; 4) тип «Не иметь и не быть».20
В современных условиях особо важное значение приобретает ориентация молодых людей на успех. По данным социологических опросов21, для подавляющего большинства студентов (9598%) успех в жизни очень важен. Не ориентирована на успех очень незначительная часть студентов, а также совсем немного тех, кто не задумывался над этой проблемой.
Имеются различные стратегии достижения жизненного успеха (ДЖУ). Успех человека может зависеть: исключительно от него самого - радикально-субъектная модель достижения жизненного успеха (ДЖУ); в основном от него самого - умеренно-субъектная стратегия ДЖУ; от заложенных в нем генов - генетическая стратегия ДЖУ; от содействия родителей - родственнопатерналистская стратегия ДЖУ; от содействия друзей, знакомых - дружеско-патерналистская стратегия ДЖУ; от связей с "сильными мира сего" - протекционистская модель ДЖУ; от стечения обстоятельств - фаталистическая модель ДЖУ; от удачи, везения - случайная модель ДЖУ [17, 102-107].22
Продолжая характеристику мотивационной сферы жизненного пространства студентов, обратимся также к мотивам учебной деятельности. В научной литературе рассматриваются различные взгляды на студенческую мотивацию, начиная от бихевиористской схемы «стимул-реакция» до версии структурного конструктивизма, ориентированного на раскрытие многообразных практик участия студентов в образовательном процессе [18, 69-98]23. Так, О.В. Падалко выделяет и исследует четыре типа мотивации учебной (профессиональной) деятельности:
- ориентация на самореализацию (содержательная мотивация);
- моральная ориентация (доминирование мотивов, связанных с общественной полезностью труда);
- прагматическая ориентация (преобладание мотивов, обусловливающих отношение к труду как средству существования);
- статусная ориентация (главенствующая роль мотивов престижа, самоутверждения [19,
10]24.
Деятельность человека связана непосредственно с разрешением жизненных затруднений, проблем. Они задают координаты активности, являются ее энергетическими импульсами.
6. Проблемная сфера. Жизненная проблема связана с осознанием и преодолением жизненных затруднений.25 В процессе учебной деятельности студентов возникают разного рода проблемы, одни из которых успешно разрешаются, другие имеют затяжной характер. Каждый десятый из опрошенных П.Н. Осиповым студентов высказал неудовлетворение материальнотехнической оснащенностью учебных заведений. Выявлен низкий уровень активности и желания студентов в приобретении профессиональных и общих знаний, что является одной из основных причин, не позволяющих иметь лучшие результаты в учебе26.
19 Фромм Э. «Иметь» или «быть». - М.: АСТ: АСТ Москва, 2010.
20 Созонтов А.Е. Основные жизненные стратегии российских студентов // Вестник Московского университета. - 2003. - № 3. - С. 16-18.
21 Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологич. исследования. -2003. - № 4. - С. 42-50.
22 Данакин Н.С., Ельцова С.Е., Шеденков С.А. Стратегии достижения жизненного успеха в контексте социальной работы // Социальные и педагогические технологии: Сб. статей по материалам Всеросс. научно-практич. конф. - Белгород Изд-во БелГУ, 1999. - С. 102-107.
23 Солнцева Н. Проблема мотивации: концептуальные основания // Высшее образование в России. - 2003. -№ 6. - С. 69-98.
24 Падалко О.В. Профессиональное самоопределение молодого специалиста с высшим образованием в современном российском обществе. - СПб.: Питер, 1998. - С. 10.
25 Степашов Н.С. Состояние личностных затруднений жизнедеятельности человека. - Курск: Изд-во КГМУ, 1995. - С. 67.
26 Осипов П.Н. Облик и ориентации будущих сельских специалистов // Социологич. исследования. - 2003. -№ 10. - С. 52-57.
В научной литературе выделено и рассмотрено несколько моделей (типов) поведения человека в проблемной ситуации [20, 72-74].27 Обобщив результаты этих исследований, считаем возможным выделение шести типов поведения учащейся молодежи в проблемной ситуации -рефлексивного, мобилизационного, кооперированного, эмоционального, выжидательного, депрессивного.
Как свидетельствуют результаты исследований, проведенных П.Н. Войновым [21, 48-55],28 в поведении учащейся молодежи в трудной жизненной ситуации преобладает рациональный тип, т.е. молодые люди пытаются лучше разобраться в ситуации, чтобы найти из нее выход. В сравнительно большей степени характерен этот тип поведения для студентов техникумов и, далее, для студентов вузов. В сравнительно меньшей степени для учащихся ПТУ. На втором месте по значимости оказывается ограниченное поведение, т.е. поведение, основанное на обращении за советом, помощью к другим. Относительно больше распространен этот тип поведения среди школьников студентов техникумов и, соответственно, меньше среди студентов вузов и учащихся ПТУ. Далее идет мобилизационное поведение, сравнительно более распространенное среди студентов техникумов и вузов. Не следует игнорировать и выжидательный тип поведения. Его придерживаются 8,9% молодых людей, а среди школьников и учащихся ПТУ - соответственно 12% и 14%. Заметно менее распространено эмоциональное поведение. На него указывают всего 3,8% опрошенных, причем относительно больше - среди школьников (6,7%) и студентов техникумов (4,6%). Практически не встречается пассивный вариант поведения. На него указывают лишь менее одного процента студентов техникумов.
Таким образом, деятельностная сфера жизненного пространства студенческой молодежи определена их профессионально-трудовыми ориентациями, уровнем гражданской активности, характером экономической активности, их досугом, мотивационными предпочтениями, а также переживаемыми и решаемыми ими жизненными проблемами.
Литература
1. Раскин В.Г. Деятельностный подход как метод исследования социальнопсихологического пространства // Проблемы социальной экологии. - Кемерово, 1993.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2.
3. Барышков В.П. Пространство личностного самоопределения // Жизненное пространство России. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999.
4. Петухов В.В. Демократия участия в современной России // Общественные науки и современность. - 2007. - № 1.
5. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социолог. исследования. - 2003. - № 4.
6. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я. Системный анализ готовности территориальных сообществ к самоуправлению // Муниципальный мир. - 2001. - № 1.
7. Лазарев В.Н. Социальные основы местного самоуправления. - Белгород: Изд. центр ООО «Логия», 2004.
8. Козлов М.Ю. Социальные технологии управления корпоративной культурой высшего учебного заведения: дис. ... канд. социолог. наук. - Белгород, 2009.
9. Каутский К. Происхождение христианства. - М.: Политиздат, 1990.
10. Крухмалева О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг // Социологич. исследования. - 2001. - № 9.
11. Кищенко И.Н. Проблемы оптимизации взаимодействия рынка труда и образования (региональный аспект) // Социальные структуры и процессы: Всеросс. науч.-практич. (заочная) конф. - Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2007.
12. Борисова Л.Г., Солодова Г.С., Харченко И.И. Экономическая предприимчивость -новое социальное качество поколения // ЭКО. - 2000. - № 5.
27 Данакин Н.С., Шатохина Н.В. Типы поведения в проблемной ситуации // Диагностика и прогнозирование социальных процессов: Всероссийская науч.-практ. (заочная) конф., октябрь 2010 / Белгород. гос. технол. ун-т. редкол.: Н.С. Данакин, В.Ш. Гузаиров, И.В. Конев. - Белгород: ИП Остащенко А.А., 2010. - С. 48-55.
28 Войнов П.Н. Управление процессами профилактики социальных девиаций среди учащейся молодежи: дис. канд. социол. наук. - М., 2009. - С. 72-74.
13. Резник Г.А., Спирина С.Г. Эффективное использование сберегательного потенциала населения как условие устойчивого развития региона // Проблема социально-экономической устойчивости региона. - Пенза: РИО ПГСХА, 2005.
14. Верминенко Ю.В. Проблема влияния гендерных стереотипов на досуг учащихся: социологический анализ // Социология образования. - 2010. - № 8.
15. Созонтов А.Е. Основные жизненные стратегии российских студентов // Вестник Московского университета. - 2003. - № 3.
16. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика различных стратегий у студентов // Социологические исследования. - 2003. - № 10.
17. Данакин Н.С., Ельцова С.Е., Шеденков С.А. Стратегии достижения жизненного успеха в контексте социальной работы // Социальные и педагогические технологии: Сб. статей по материалам Всеросс. научно-практич. конф. - Белгород Изд-во БелГУ, 1999.
18. Солнцева Н. Проблема мотивации: концептуальные основания // Высшее образование в России. - 2003. - № 6.
19. Падалко О.В. Профессиональное самоопределение молодого специалиста с высшим образованием в современном российском обществе. - СПб.: Питер, 1998.
20. Войнов П.Н. Управление процессами профилактики социальных девиаций среди учащейся молодежи: дис. канд. социол. наук. - М., 2009.
21. Данакин Н.С., Шатохина Н.В. Типы поведения в проблемной ситуации // Диагностика и прогнозирование социальных процессов: Всероссийская науч.-практ. (заочная) конф., октябрь 2010 / Белгород. гос. технол. ун-т. редкол.: Н.С. Данакин, В.Ш. Гузаиров, И.В. Конев. - Белгород: ИП Остащенко А.А., 2010.