Научная статья на тему 'Компонентный анализ соревновательного отношения'

Компонентный анализ соревновательного отношения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
258
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ / КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ / КОМПОНЕНТЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / COMPETITIVE RELATION / COMPONENT ANALYSIS / COMPONENTS OF COMPETITIVE RELATION / MOTIVATIONAL COMPONENT / EMOTIONAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хашаева Светлана Владимировна

В статье выделены и описаны основные компоненты соревновательного отношения: информационный, ценностно-ориентационный, мотивационный, оценочный, эмоциональный, поведенческий, коммуникативный, рефлексивный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENT ANALYSIS OF COMPETITIVE RELATION

In this article the basic components of competitive relation are identified and described, such as information, value orientation, motivational, evaluative, emotional, behavioral, communicative, and reflective.

Текст научной работы на тему «Компонентный анализ соревновательного отношения»

УДК 31

КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ

© Светлана Владимировна ХАШАЕВА

Белгородский государственный университет, г. Белгород, Российская Федерация, кандидат социологических наук, доцент, e-mail: synergy7@mail.ru

В статье выделены и описаны основные компоненты соревновательного отношения: информационный, ценностно-ориентационный, мотивационный, оценочный, эмоциональный, поведенческий, коммуникативный, рефлексивный.

Ключевые слова: соревновательное отношение; компонентный анализ; компоненты соревновательного отношения; мотивационный компонент; эмоциональный компонент.

Одна из важных тенденций, характеризующих социальную динамику современного российского общества, - актуализация соревновательных отношений, возрождение практики управления соревнованием в производственных и учебных организациях, в сфере государственного и муниципального управления.

С целью содействия указанной тенденции в данной статье проводится компонентный анализ соревновательного отношения.

Отличительными признаками соревновательного отношения являются компаратив-ность (социальное сравнение) и самоутверждение, и оно само выступает компаративным самоутверждением, т. е. самоутверждением индивида или группы индивидов в сравнении с другими индивидами или группами [1, с. 48].

Соревновательное отношение имеет сложную структуру и включает несколько компонентов. Результаты анализа научной литературы и данных собственных исследований дают основание для выделения и рассмотрения следующих компонентов: 1) информационный, 2) ценностно-ориентационный, 3) мотивационный, 4) оценочный,

5) эмоциональный, 6) поведенческий,

7) коммуникативный, 8) рефлексивный.

Информационный компонент соревновательного отношения выражает информированность субъекта А о собственных результатах и результатах субъекта Б, имеющих отношение к объекту В, т. е. информированность о сравнительной значимости этих результатов.

Ценностно-ориентационный компонент выражает степень значимости В как объекта ревностного отношения и, соответственно,

предрасположенности субъекта А к соревнованию с субъектом Б по поводу данного объекта [2].

Мотивационный компонент соревновательного отношения - это внутреннее побуждение субъекта А к соревнованию с субъектом Б. Отметим в этой связи, что мотив деятельности как предмет, побуждающий к ней и определяющий выбор ее направленности, включает в себя три функциональных элемента: элемент достижения определенной цели, элемент самоутверждения и соревновательный элемент. Так, если рабочий стремится к перевыполнению производственной нормы, то делает он это, чтобы получить более высокую зарплату (1-й элемент), реализовать свои способности (2-й элемент), сделать больше других (3-й элемент). В мотиве деятельности людей могут быть представлены и не все его элементы, и их роль в мотивации может оказаться различной. Оптимальный вариант - когда все они присутствуют и дополняют друг друга. Возможен и такой вариант, когда содержание мотива сводится целиком к соревновательному элементу. В этом случае человек совершает какие-то действия исключительно ради того, чтобы опередить других, не отстать от других и т. п., хотя объект соревновательного отношения сам по себе для него безразличен.

Таким образом, соревновательный мотив проявляется чаще всего в единстве с другими элементами мотивации. Аналогичное можно сказать и о соревновательной установке, т. е. психологической готовности, предрасположенности субъекта к соревнованию.

В исследовании В.Л. Марищука и Л.К. Серовой показано, что соревновательные мотивы имеют как коллективистскую, так и индивидуалистическую направленность. Люди с первой направленностью хорошо выступают и в коллективах, и в личных соревнованиях, а со второй - только в личных, причем тенденция эта довольно устойчива, хотя и может несколько изменяться под влиянием коллектива [3].

Оценочный компонент соревновательного отношения проявляется в оценке (оценивании) субъектом А своих результатов в сравнении с результатами субъекта Б. Оптимальный вариант здесь - адекватная оценка сравнительных результатов. Однако, как показывают данные многочисленных исследо-

ваний, в процессе сравнительной оценки результатов возникают определенные отклонения.

Во-первых, подавляющее большинство людей оценивает свои качества и успехи выше среднего уровня или по среднему уровню, но ни в коем случае не ниже этого уровня [4, с. 70]. Вот только несколько примеров, почерпнутых из книги Д. Майерса «Социальная психология» [5].

Большинство бизнесменов считает, что их нравственные устои более высоки, чем у среднего человека, занимающегося бизнесом. 90 % менеджеров считают, что их коэффициент полезного действия выше, чем у среднего менеджера, равного им по рангу.

В Австралии 86 % людей оценивают выполнение своей работы выше среднего уровня, 1 % - ниже среднего.

В одном колледже приемная комиссия опросила 829 тыс. выпускников, и оказалось, что ни один из них не оценил себя ниже среднего по способности «ладить с другими» (субъективная желаемая черта), 60 % поставили себя в верхний 10%-ный интервал выраженности этой способности, а 25 % отнесли себя к самому высокому 1%-ному интервалу.

Во-вторых, соревновательные отношения на уровне непосредственного общения людей могут привести к психологическим комплексам. Так, если человек долго оказывается на последних местах в межличностном соревновании, то у него может закрепиться ощущение собственной неполноценности. И чем меньше возраст, тем больше вероятность возникновения такого комплекса. Если же он испытывает затруднения (фрустрации) с личностным самоутверждением, то у него может появиться т. н. «комплекс Герострата», т. е. стремление утвердить себя любой ценой, даже асоциальными поступками [6]. Если разница в результатах деятельности людей, их поведении, образе жизни превышает «уровень привычности», то может возникнуть «комплекс различия», т. е. недоброжелательное и даже агрессивное отношение к человеку, чье поведение и действия квалифицируются как вызывающие. Можно, видимо, выделить и рассмотреть также «синдром лидера», т. е. неосознаваемую установку человека как лидера «во всем и вся», утвердившуюся на основе оценки и экстраполяции прошлых успехов.

Эмоциональный компонент соревновательного отношения выражается во множестве чувств (эмоциональных реакций), в частности в гордости, зависти, тщеславии и т. д. [7] Для их характеристики целесообразно воспользоваться тремя признаками - направленностью, интенсивностью и полярностью.

Направленность эмоциональных реакций задается несколькими основаниями:

1) «знаком» направленности - положительным и отрицательным. Соревнование вызывает как положительные (гордость, удовлетворенность, радость, одобрение), так и отрицательные эмоции (раздражение, зависть, злорадство, негодование);

2) объектом направленности. Эмоции могут быть направлены как на себя (гордость, удовлетворенность, стыд), так и на других (радость, одобрение, негодование);

3) предметом направленности, когда эмоции направляются или на успехи (гордость, радость), или на неудачи (стыд, злорадство).

Принимая во внимание интенсивность «соревновательных» эмоций, отметим, что наименее интенсивные («нулевые») эмоции выражаются в безразличии, наиболее интен-

сивные эмоции - гордость, переходящая в тщеславие, стыд, переходящий в самобичевание, а также радость, злорадство, негодование. Люди различаются по интенсивности переживаемых соревновательных эмоций. Одни безразличны к успехам и неудачам других, вторые реагируют на них в умеренной форме, третьи - с максимальной эмоциональной интенсивностью. Интенсивность эмоций зависит также от значимости объекта и предмета соревновательного отношения, особенностей соревновательной ситуации.

Полярность эмоциональных реакций, вызываемых соревновательным сравнением, -достаточно очевидный факт [8]. Менее очевидны и исследованы структура этих реакций и их типичные комбинации. С учетом направленности и интенсивности соревновательных эмоций можно расположить их по следующим симметричным структурам.

Структура эмоций, вызываемых победой в соревновании: гордость, радость, удовлетворение, безразличие, беспокойство (рис. 1). Структура эмоций, вызываемых поражением в соревновании: негодование, стыд, раздражение, тревога, беспокойство, безразличие, удовлетворение (рис. 2).

Положительная направленность

Отрицательная направленность

Рис. 1. Структура эмоций, вызываемых победой в соревновании

Рис. 2. Структура эмоций, вызываемых поражением в соревновании

Эмоциональные реакции могут быть на- или неудачи, т. е. на победу или поражение в

правлены не только на собственные успехи соревновании, но и на победу или успехи

других людей (субъектов соревновательного отношения). Сравнительные успехи других людей вызывают, как правило, следующие эмоциональные реакции: гордость, одобрение, признание, безразличие, беспокойство (раздражение), зависть, негодование. Сравнительные неудачи вызывают, соответственно: злорадство, удовлетворенность, безразличие, сочувствие, негодование [9, с. 64].

Поведенческий компонент соревновательного отношения включает определенные практические действия субъекта данного отношения, а именно: закрепление достигнутых успехов, достижение еще больших успехов, достижение таких же успехов в другой области, переключение на что-то другое, помощь другим в достижении высоких результатов, а также обращение за помощью к другим и т. д. [10].

Коммуникативный компонент соревновательного отношения. Соревновательное отношение предполагает и включает коммуникацию его субъектов, во всяком случае готовность к такой коммуникации. В социальной коммуникации выделяют и рассматривают обычно три аспекта: 1) информационный, связанный с обменом информацией;

2) перцептивный, который выражает восприятие информации и ее источников, а также взаимопонимание участников коммуникативного взаимодействия; 3) интерактивный, выражающий взаимовлияние участников коммуникативного взаимодействия [11].

Рефлексивный компонент характеризуется осознанием и оценкой человеком своей роли как субъекта соревновательного отношения, своих ориентаций, мотивов, эмоциональных и поведенческих реакций. Рефлексивный компонент соревновательного отношения выражает тот факт, что оно становится предметом не только осознания, но и специальных мыслительных действий оценива-

ния, сопоставления, анализа и синтеза. Люди различаются, соответственно, по степени рефлексивности своих соревновательных отношений. Одни предпочитают не думать о них, а сразу действовать, другие могут долго задержаться на обдумывании этих отношений. Большинство людей располагается где-то между этими крайними категориями.

1. Хашаева С.В. Состязательный механизм социальной регуляции: Монография. Белгород, 2009.

2. Лазарева И.И. Жизненные ценности учащейся молодежи // Социальные инновации: теория и практика: сборник научных работ. Белгород, 2005. Вып. 3.

3. Марищук В.Л., Серова Л.К. О влиянии коллективистского типа мотивации на успешность соревновательной деятельности // Личность в системе коллективных отношений: тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Курске. М., 1980.

4. Данакин Н.С., Сухинов М.С. Управленческая оценка как объект социологического исследования. Белгород, 2003.

5. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2005.

6. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб., 2000.

7. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 2002.

8. Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. 1998. № 1.

9. Данакин Н.С., Питка С.Н. Компаративный механизм социальной регуляции. Белгород, 2003.

10. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. М., 1993.

11. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001.

Поступила в редакцию 9.06.2011 г.

UDC 31

COMPONENT ANALYSIS OF COMPETITIVE RELATION

Svetlana Vladimirovna KHASHAYEVA, Belgorod State University, Belgorod, Russian Federation, Candidate of Sociology, Associate Professor, e-mail: synergy7@mail.ru

In this article the basic components of competitive relation are identified and described, such as information, value orientation, motivational, evaluative, emotional, behavioral, communicative, and reflective.

Key words: competitive relation; component analysis; components of competitive relation; motivational component; emotional component.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.