Научная статья на тему 'Комплексный подход к развитию физических качеств футболистов 8 - 9 лет на учебно-тренировочном занятии'

Комплексный подход к развитию физических качеств футболистов 8 - 9 лет на учебно-тренировочном занятии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1122
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ФУТБОЛ / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Радиола Андрей Сергеевич

В самом футболе невозможно добиться конечного результата, воздействуя на одно какое-то качество. Поэтому нужен комплексный подход к тренировочным процессам, к тренировочным программам развития юных футболистов, нужны постоянный поиск индивидуальной работы и усилия тренеров. Развитие физических качеств у детей 8 9 лет сопряжено с рядом особенностей, связанных с ростом и развитием организма. Решение данной проблемы мы видим в применении комплексного подхода к построению учебно-тренировочного занятия. Однако эффективность усилий тренера в повышении физической подготовленности каждого футболиста во многом зависит от умения управлять учебным процессом, комплексно воздействуя на развитие основных двигательных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Радиола Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к развитию физических качеств футболистов 8 - 9 лет на учебно-тренировочном занятии»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТОВ 8 - 9 ЛЕТ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЗАНЯТИИ Радиола А.С.

Радиола Андрей Сергеевич - магистрант, кафедра теории и методики физического воспитания и спорта, факультет физической культуры и спорта, Государственное образовательное учреждение Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь, Приднестровье, Молдова

Аннотация: в самом футболе невозможно добиться конечного результата, воздействуя на одно какое-то качество. Поэтому нужен комплексный подход к тренировочным процессам, к тренировочным программам развития юных футболистов, нужны постоянный поиск индивидуальной работы и усилия тренеров. Развитие физических качеств у детей 8 - 9 лет сопряжено с рядом особенностей, связанных с ростом и развитием организма. Решение данной проблемы мы видим в применении комплексного подхода к построению учебно-тренировочного занятия. Однако эффективность усилий тренера в повышении физической подготовленности каждого футболиста во многом зависит от умения управлять учебным процессом, комплексно воздействуя на развитие основных двигательных качеств.

Ключевые слова: комплексный подход, футбол, тренировочные занятия, юные футболисты.

УДК 796.332

Современные ученые и практики в области спорта отмечают, что поиск новых эффективных путей построения учебно-тренировочного процесса стало самой актуальной проблемой особенно юношеского спорта. В футболе это

79

направление является приоритетным. Согласно данным мониторинга проведенного в группах начальной подготовки юных футболистов футбольной академии «Шериф» можно отметить, что физическая подготовка требует пристального внимания со стороны тренеров особенно на этапе ее становления. Решение данной проблемы мы видим в применении комплексного подхода к построению учебно-тренировочного занятия.

В самом футболе невозможно добиться конечного результата, воздействуя на одно какое-то качество. Поэтому нужен комплексный подход к тренировочным процессам, к тренировочным программам развития юных футболистов, нужны постоянный поиск индивидуальной работы и усилие тренеров.

Развитие физических качеств у детей 8 - 9 лет сопряжено с рядом особенностей, связанных с ростом и развитием организма. Во-первых, в этом возрасте развитие одного качества положительно сказывается на росте показателей других физических качеств, что определяет необходимость комплексного подхода к развитию физических качеств у юных футболистов.

Во-вторых, в ходе развития различных функций организма существуют периоды, когда прирост качества происходит особенно интенсивно. Для двигательной функции в целом этот период находится в диапазоне 7-12 лет.

В-третьих, развитие физических качеств сопряжено, как правило, со значительными физическими нагрузками. Дети 8 - 9 лет в состоянии их переносить без ущерба для организма при неуклонном соблюдении постепенности роста нагрузок, учета их индивидуальных особенностей [5]. Положительные эмоции позволяют не только с большим интересом относиться к занятиям, но и способствуют максимальному проявлению их физических качеств.

Педагогическое наблюдение позволило установить, что в практике футбола, в достаточно большом объеме применяют физические упражнения, направленные на развитие всех физических качеств. Однако не используют данные

упражнения для повышения уровня физической подготовки в комплексе на одном учебно-тренировочном занятии, что в свою очередь может повысить не только моторную плотность тренировки, но и создаст благоприятные условия для всесторонности физической подготовленности футболистов.

В процессе педагогического эксперимента были созданы условия применения комплексного подхода к развитию физических качеств в процессе учебно-тренировочного занятия у футболистов 8 - 9 лет на начальном этапе подготовки. Проводился формирующий эксперимент, направленный на повышение уровня физической подготовленности футболистов 8-9 лет на основе применения комплексного развития физических качеств на одном тренировочном занятии согласно закономерностям их развития. Вырабатывались практические рекомендации, апробированные на практике на базе футбольной академии «Шериф».

Одним из основных этапов экспериментальной методики применения комплексного подхода к развитию физических качеств футболистов является этап применения упражнений, направленных на развитие гибкости на одном тренировочном занятии. Гибкость имеет основное требование к своему развитию - развивается на хорошо подготовленный организм [6]. Если учесть, что в подготовительной части применялись упражнения на развитие координации и быстроты, а в основной части занятия упражнения на развитие силы и выносливости, то можно констатировать, что мышцы достаточно разогреты и подготовлены для работы на гибкость. В заключительной части занятия мы применяли упражнения направленные на развитие гибкости. Было отмечено, что упражнения на гибкость не только позволили улучшить показатели гибкости, но и способствовали более быстрому восстановлению организма после монотонных и длительных нагрузок, направленных на развитие выносливости [3].

Комплексное развитие физических качеств на одном тренировочном занятии у футболистов 8 - 9 лет имеет ряд затруднений. В первую очередь это связано с тем, что

сенситивные периоды развития физических качеств имеют гетерохронность, то есть различные этапы в развитии. Следовательно, благоприятных условий гомеостаза организма для развития всех пяти физических качеств в этом возрастном периоде нет.

Однако следует учитывать, что сенситивный период не скоротечен и имеет определенные этапы такие как, подготовительный, как правило, он длится от года до трех лет, основной период в котором имеется пик развития и заключительный этап - этап угасания (негативный) или этап стабилизации (нейтральный). Данное положение дает нам благоприятные условия для применения комплексного подхода к развитию всех пяти физических качеств на одном тренировочном занятии [1]. Таким образом, в 8 - 9 лет согласно закономерности развития физических способностей, возможно, применять комплексный подход к развитию сразу всех пяти физических способностей на одном тренировочном занятии.

Проведенный эксперимент показал, что применение комплексного развития всех физических качеств на одном тренировочном занятии дает стойкий положительный тренировочный эффект.

В настоящее время основным направлением оптимизации процесса физической подготовки занимающихся остается совершенствование методов развития двигательных качеств. Однако эффективность усилий тренера в повышении физической подготовленности каждого футболиста во многом зависит от умения управлять учебным процессом, комплексно воздействуя на развитие основных двигательных качеств.

Список литературы

1. Бобкова Е.Н. Возрастная динамика скоростных способностей мальчиков 7-15 лет с учетом гармоничности их физического развития. / Е.Н. Бобкова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2012. № 4. С. 41.

2. Голомазов С.В. Теория и методика футбола. Техника игры / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. Москва: СпортАкадемПресс, 2007. 472 с.

3. Кузнецов А.А. Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе. II этап (11-12 лет) / А.А. Кузнецов. Москва: Олимпия. Человек, 2011. 208 с.

4. Лалаков Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок у футболистов различного возраста и квалификации / Г.С. Лалаков. Омск, 2009. 83 с.

5. Мукиан М. Все о тренировке юного футболиста: пер. с англ. / Майкл Мукиан, Дин Дьюрст. Москва: АСТ: Астрель, 2009. 235 с.

6. Чесно Ж.Л. Футбол. Обучение базовой технике: учебно-методическое издание / Ж.Л. Чесно, Ж. Дюрэ: пер. с франц. Москва: ТВТ Дивизион, 2009. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.