Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
131
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСГРАФИЯ / ВИДЫ ДИСГРАФИЙ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ / DYSGRAPHIA / TYPES DISGRAFII / INTEGRATED APPROACH / PSYCHO - EDUCATIONAL AND NEUROPSYCHOLOGICAL CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гусева Я.С.

В данной статье раскрываются научные подходы к понятию «дисграфия», рассматриваются виды нарушений письменной речи, необходимость применения комплексного подхода в коррекции и профилактике дисграфии у младших школьников с расстройством аутистического спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INTEGRATED APPROACH TO CORRECTION AND PREVENTION OF DYSGRAPHIA AMONG PRIMARY SCHOOL PUPILS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

This article reveals scientific approaches to the concept of "dysgraphy", discusses the types of violations of written speech, the need for a comprehensive approach to the correction and prevention of dysgraphy in primary school children with autism spectrum disorder.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

УДК 376.44

Гусева Я. С. студент магистратуры кафедра коррекционной педагогики Южный Федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО

СПЕКТРА

Аннотация: В данной статье раскрываются научные подходы к понятию «дисграфия», рассматриваются виды нарушений письменной речи, необходимость применения комплексного подхода в коррекции и профилактике дисграфии у младших школьников с расстройством аутистического спектра.

Ключевые слова: дисграфия, виды дисграфий, комплексный подход, психолого - педагогические и нейропсихологические методы коррекции.

Guseva Ya.S. master's degree student department correctional pedagogy Southern Federal University Russia, Rostov-on-don

AN INTEGRATED APPROACH TO CORRECTION AND PREVENTION OF DYSGRAPHIA AMONG PRIMARY SCHOOL PUPILS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Annotation: This article reveals scientific approaches to the concept of "dysgraphy", discusses the types of violations of written speech, the need for a comprehensive approach to the correction and prevention of dysgraphy in primary school children with autism spectrum disorder.

Key words: dysgraphia, types disgrafii, integrated approach, psycho -educational and neuropsychological correction.

На сегодняшний день наиболее распространенной формой речевой патологии является нарушение письменной речи - дисграфия. Данный вид нарушения характеризуется как частичное специфическое расстройство процесса письменной речи, проявляющееся на письме в виде стойких, повторяющихся ошибок и при отсутствии целенаправленной коррекционной помощи и медицинского вмешательства имеют тенденцию закрепляться на письме. Ежегодно наблюдается тенденция к увеличению количества учащихся младших классов с РАС, имеющих нарушения письменной речи. Примером может послужить статистика выявления дисграфии, проведенная в

50-60-х годах прошлого века, составляла не более 10% среди учащихся начальной школы. По данным исследований на 2019 год дисграфия встречается уже у 50% учащихся (Т. Аристова). По данным исследователей М.С. Грушевской, А.Н. Корнева дисграфия была выявлена у 10-25 % учащихся младшей школы с РАС. [1, с.32].

В ходе проведения исследований Ю.В. Микадзе (2002) обратил внимание на присутствие в письменных работах учащихся с РАС специфических ошибок дисграфического характера. У 30% детей были выявлены характерные ошибки письменной речи, обусловленные чаще всего недостаточностью развития устной речи.

Более половины выпускников детских садов с РАС при поступлении в школу имеют заключение ФФНР и ОНР в виде мономорфной и полиморфной дислалии, стертой формы дизартрии, моторной алалии. Дети с данными речевыми нарушениями составляют группу риска по появлению у них в дальнейшем нарушений письменной речи - дисграфии и дислексии.

Данные исследований свидетельствуют о большой распространенности нарушений письменной речи учащихся начальных классов общеобразовательных школ и о трудностях преодоления данного вида речевого нарушения. Дисграфия является причиной неуспеваемости в школе, у учащихся снижается познавательная активность, мотивация, выявляется недостаточность коммуникации и в дальнейшем оказывается негативное влияние на развитие ВПФ. (Ю.Г. Демьянова, В.А. Ковшикова и др.).

В школьной практике с целью выявления дисграфии в начале учебного года проводится диагностика письменной речи учащихся начальной школы с РАС, анализ письменных работ и обследование устной речи по специальной методике. Учитель-логопед обследует звукопроизношение, уровень развития фонематических процессов, лексико-грамматический строй речи, развитие связной речи и сформированность неречевых функций. Письменную речь логопед анализирует с помощью диктанта и контрольного списывания печатного текста, которые подбираются с учетом возрастных особенностей детей. Данный вид исследования является наиболее информативным при выявлении нарушений письменной речи и дает возможность определить вид дисграфии, характер данного нарушения и определить дальнейшую тактику коррекционной работы.

Учитывая несформированность определенных операций письма, существует следующая классификация дисграфий:

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия - основой является неправильное произношение звуков речи, что отражается на письме заменой соответстующими буквами.

2. Акустическая дисграфия - выявляется в недостаточности слуховых дифференцировок.

3. Дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза.

4. Аграмматическая дисграфия - в основе недостаточность грамматического строя речи.

5. Оптическая дисграфия - причина заключается в несформированности зрительно-пространственных функций.

Процесс письма имеет сложную психологическую структуру и для полноценной сформированности данного процесса необходимо сформировать следующие предпосылки: достаточный уровень устной речи, зрительно-пространственного восприятия, абстракции, двигательной сферы, саморегуляции и самоконтроля. Выделяют два основных направления в изучении дисграфии, раскрывающие механизм дисграфии для эффективной коррекции: психолого-педагогическое и нейропсихологическое.

Психолого-педагогическое направление связано с

несформированностью или с нарушением ВПФ. В работах Р. Е. Левиной дисграфия рассматривается как следствие нарушений устной речи и коррекционная работа строится исходя из формы дисграфии. Исследованиями данного направления занимались Р.Д. Тригер, Е.Ф. Соботович, И.П. Садовникова.

Нейропсихологический подход выявляет взаимосвязь нарушений письменной речи с недостаточностью высших психический функций. По концепции А.Р. Лурия, модель мозга разделена на три основных блока, каждый из которых выполняет свои функции и недоразвитие одного из них ведет к специфическим затруднениям при осуществлении процесса письма.

Раннее нейропсихологическое обследование дает возможность установить уровень сформированности психических функций и готовности к школьному обучению, уменьшить трудности обучения ребенка в школе [7, с. 117].

При коррекции дисграфии комплексный подход включает психолого-педагогический, психофизиологический, медицинский и лингвистический аспекты. Коррекции дисграфии будет эффективной при условии применения комплексного подхода, учитывая природу и механизм нарушения письма.

А.Н Корнев [4;5] предложил использовать комплексный подход к преодолению дисграфии, включающий в себя психотерапию, лечебно-педагогические мероприятия и при необходимости медикаментозное лечение. Комплексный подход включает совместную работу как педагогического коллектива - учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя так и медработников - врача невролога и психиатра, родителей и направлен на речевое, интеллектуальное развитие, эмоционально-волевую сферу ребенка и дальнейшее успешное обучение ребенка в школе. Психотерапия проводится совместно с семьей ребенка и заключается в фиксации внимания учащегося к своему дефекту, веру и уверенность в свои силы.

Коррекция дисграфии строится с учетом принципов лечебной педагогики (Е.М. Мастюкова), включая следующие разделы: развитие зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного мышления; развитие речевых навыков; формирование зрительно -графических способностей; развитие сукцессивных способностей; развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания [5].

С целью укрепления нервной системы используется медикаментозная терапия реабилитационное лечение (физиотерапия, массаж, гидротерапия). Психолого-педагогическое воздействие направлено на развитие высших психологических функций, стабилизации эмоционального состояния, успешной адаптации к школьной жизни. Учитель-логопед собирает анамнез о раннем общем и речевом развитии ребенка и обследует сформированность предпосылок полноценного письма: правильность произношения звуков, уровень развития фонематического анализа и синтеза, лексико -грамматический строй речи, графические навыки. Эта часть обследования направлены на поиски «слабого звена» и должна способствовать определению конкретного вида дисграфии [6].

Учитывая полученные данные, проводится анализ и планирование дальнейшей комплексной коррекционной работы. Комплексный подход включает предупреждение возникновения дисграфии и преодоление при ее выявлении. Существует первичная и вторичная профилактика дисграфии. Первичная профилактика заключается в применении мер по предупреждению перинатальной патологии плода и новорожденного, ранней диагностике и лечении соматических и инфекционных заболеваний, ранней диагностике и коррекции речевого развития, работу с неблагополучными семьями. Вторичная профилактика дисграфии заключается в своевременном выявлении группы риска детей с поздним и аномальным развитием устной речи, задержкой психического развития, с незрелостью изобразительных способностей, билингвизмом.

Очень важным в коррекции и профилактике является факт раннего выявления дисграфии и оказание качественной комплексной помощи ребенку. Чем раньше будет выявлено нарушение речевого развития, тем меньшее влияние данное нарушение окажет влияние на психологическое здоровье ребенка и сроки коррекционной работы будут сокращены.

Таким образом, анализ исследований показал, что дисграфия - сложное нарушение письменной речи, сочетающееся с расстройствами устной речи, и имеет своеобразный характер в зависимости от несформированности того или иного структурного компонента (А.В. Семенович, Н.К. Корсакова, Е.Ю. Балашова и др.). Только комплексное, целенаправленное обследование и воздействие всех специалистов по преодолению нарушения письменной речи дает положительную динамику коррекционной работы. Педагогика, логопедия, медицина должны в совокупности обеспечить необходимую коррекционную базу для профилактики и исправления речевых ошибок на письме у учащихся с РАС.

Использованные источники:

1. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. - М.: Национальный книжный центр, 2015.-320.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. 2015. - 324с.

3. Занько В.С. Нейропсихологический подход к изучению патогенеза дисграфии//Пед.мастерсво: материалы XIX Международной научной конференции, г. Москва, ноябрь 2016г. -М.: Буки-Веди, 2016.- с.24-27.

4. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей/ А.Н. Корнев.-2-е изд.-СПб.: Гиппократ, 2008.-224с.

5. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: ИД «МиМ», 2007.-286с.

6. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех.-СПб.: Издательство: Питер, 2009.-13с.

7. Репина Н.В., Воронцов Д.В. Основы клинической психологии. Ростов-н/Д.: Феникс, 2003.- 214с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.