3. В. Лукьянова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА МЕДИЦИНКОГО КОЛЛЕДЖА
Работа представлена кафедрами педагогики и психологии, сестринского дела с уходом за больными Башкирского государственного медицинского университета Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.
Научные руководители - доктор педагогических наук, профессор А. Ф. Амиров, доктор медицинских наук, профессор В. Л. Назифуллин
Модернизация и гуманизация системы образования в России, происходящие под влиянием экономических и социально-культурных процессов современного общества, являются определяющим фактором качественного преобразования системы профессионального образования. Сестринское профессиональное образование на всех уровнях должно способствовать поступательному развитию образовательных потребностей личности, а также формировать конкурентоспособных специалистов сестринского дела, способных найти свою сферу деятельности в условиях перехода к рыночной экономике и становления рыночных отношений.
Modernisation and humanisation of the Russian educational system take place under the influence of economic and sociocultural processes of the modern society and are considered as determining factors of qualitative transformation of the vocational education system. Nursing vocational training should promote progressive advance of a person’s educational needs at all stages and also form competitive specialists of nurse business capable to find their field in conditions of transition to market economy and market relations forming.
Модернизация и гуманизация системы образования в России, происходящие под влиянием экономических и социальнокультурных процессов современного обще -ства, являются определяющим фактором качественного преобразования системы профессионального образования. В частности, перед многоуровневой системой профессионального сестринского образования ставятся более сложные задачи, требующие нового подхода к вопросам развития личности будущего специалиста сестринского дела. Сестринское профессиональное обра-зование на всех уровнях должно способствовать поступательному развитию обра -зовательных потребностей личности, а также формировать конкурентоспособных специалистов сестринского дела, способных найти свою сферу деятельности в условиях перехода к рыночной экономике и становления рыночных отношений.
Одной из приоритетных функций профессионального образования является развитие личности. Важнейшая из составляющих этой функции - развитие мотивационной сферы личности, ее ценностных ориентаций, духовных и профессиональных потребностей, формирование ценностносмысловых компонентов личности.
Формирование ценностно-смысловых компонентов личности в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста сестринского дела представляет собой процесс качественных изменений личности студента, ведущих к новому уровню ее целостности, преобразованию сложившихся установок, ориентации, потребностей, интересов и мотивов поведения под влиянием специально организованных педагогических воздействий и внутреннего самодвижения и саморазвития личности. Перед будущими специалистами сестрин-
ского дела возникает проблема, на какие ценности ориентироваться в современной жизни и на какие ценности ориентироваться в профессиональной деятельности.
В качестве основополагающих характеристик следует использовать общечеловеческие ценности: Истину, Добро, Красоту и Любовь. Воспитание и обучение студентов медицинских образовательных учреждений осуществляется в контексте общечеловеческих ценностей, это будет способствовать как гармоничному развитию личности, так и общества в целом.
Ценностные ориентации не только затрагивают личностную сферу, но и играют важную роль в формировании профессиональной компетенции у студентов медицинских образовательных учреждений1.
Ценностные отношения - это отношение человека к наивысшим ценностям, таким как человек, жизнь, общество, труд, познание, но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как совесть, свобода, равенство, справедливость, когда само отношение выступает в качестве ценности. Иерархическая пирамида наивысших ценностей венчается человеком: он - цель и мера всех вещей2.
Формирование ценностного отношения к человеку должно составлять основу будущего специалиста сестринского дела с учетом их квалификационной характеристики профессиональной деятельности - это непрерывное общение с пациентами, их семьями, близкими людьми. Из всего сказанного вытекает, что основными задачи педагогического коллектива является привитие студентам умений воспринимать человека как ценность, целостную личность.
В итоге ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, великодушие, совестливость и, как обобщающее, гуманность.
Отношение к жизни как ценности сопровождается рядом ценностных отношений характеристик этой жизни. Осознавая жизнь, человек одновременно выдвигает требования к ней, которые отражаются в таких категориях, как счастье, свобода, совесть, справедливость, равенство, братство. Они указывают на черты достойной жизни3.
Участники первой Всероссийской научно-практической конференции «Новые сестры для новой России» (1993) обсудили теоретические основы сестринского дела, основные парадигмы и принципы, определяющие философию сестринского дела в России. Философия сестринского дела в России рассматривается как часть общей философии и представляет собой систему взглядов на взаимоотношение со специалистами сестринского дела, пациентами, обществом и окружающей средой. Они основаны на принципах этики и морали, в центре которой находится человек. Ключевыми принципами философии сестринского дела являются уважение к жизни, достоинства и права человека с признанием отдельного человека как целостной уникальной личности с внутренней возможностью к росту и развитию в физическом, философ -ском, социальном, культурном, интеллектуальном и духовных аспектах.
Философия сестринского дела включает четыре основные парадигмы: человек, сестринское дело, окружающая среда и общество, здоровье. Специалист сестринского дела, придерживающийся принципов и парадигм философии сестринского дела, выполняет свою работу профессионально, уважая права и сохраняя достоинство пациента, его автономию.
В соответствии с этим он действует, исходя из принципов: не причинять вреда и зла, делать добро, сохранять медицинскую тайну, быть преданным профессии, защищать интересы пациента и быть его советником, оказывать медицинскую помощь пациентам с позиции ее равнодоступности и обязательности, уметь сотрудничать с
33 1
другими специалистами - медико-санитарной бригады на правах партнерства4.
Система ценностей сестринского дела как профессии прежде всего выражается в профессиональной этике. Не случайно в исторические периоды самоопределение как врачебной, так и сестринской профессии их лидеры создавали соответствующие профессиональные этические кодексы. Весьма закономерным является принятие в 1997 г. Этического кодекса медицинской сестры России. Его содержание отражает современные этические принципы, нормы и стандарты, необходимые в профессиональной сестринской практике, этической основой которой являются гуманность и милосердие.
Современная модель сестринского дела ориентирует специалиста при оказании сестринской помощи на личность пациента, а не на болезнь. Она направлена на удовлетворение потребностей человека, семье или группе людей, предлагает в профессиональной деятельности специалиста сестринского дела выполнение функций и ролей не только в отношении больных людей, инвалидов и умирающих, но и здоровых. Сестринское дело и врачебное дело являются отдельными профессиями, обладающими равными ценностями и признанными в обществе.
Одной из гуманитарных задач профессиональной сестринской школы является формирование у студентов ценностно-смысловых компонентов личности, таких как человеколюбие, добродеяние, сострадание, сопереживание, честь, совесть, долг, понять и простить, - всего того, что можно объединить емким словом «милосердие»5.
Специфика медицинского образования уникальна тем, что профессиональные ценности в медицине максимально идентифицированы с общечеловеческими ценностями. Но этот факт отнюдь не упрощает ин-териоризацию профессиональных ролей в процессе обучения в медицинском учебном заведении. Как известно, клиническая практика, являющаяся структурным компонентом образовательного процесса, представ-
ляет собой воплощение будущего профессионального труда. Важнейшим аспектом клинической практики является понимание медицинской сестрой проблем пациента. Еще Мартин Хайдеггер интерпретировал понимание как специфически присущую человеческому бытию способность, благодаря которой человек имеет отношение не только к самому себе, но и к Другому. Фундаментальной предпосылкой такого бытия - с - Другим является понимание. Организатором «пространства понимания» в медицинском учебном заведении, помощником в успешной интериоризации профессиональных ценностей и будет преподаватель, осуществляющий методическую и организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы обучения6.
С учетом указанного обстоятельства в ходе моделирующего этапа эксперимента разрабатывалась комплексная программа формирования ценностно-смысловых компонентов личности, принимаемая как взаимосвязанное единство структурных (цель, ориентирующая на эффективности формирования ценностно-смысловых компонентов личности; задачи, конкретизирующие процесс достижения цели; содержание, выраженное единством теоретических знаний и практических навыков в области современной медицины, позволяющих проявить уровень сформированности ценностносмысловых компонентов личности; организация, представленная совокупностью традиционных и активных методов работы со студентами; диагностика, позволяющая оптимально замерять уровень достижения поставленной цели) составляющих.
Апробация данной комплексной программы формирования ценностно-смысловых компонентов личности осуществлялась в ходе формирующего этапа экспериментальной части работы, проводимой на базе ГОУ СПО «Туймазинский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.
Эффективность процесса формирования ценностно-смысловых компонентов
личности будущих медицинских работников и его результаты зависят от условий организации комплексной программы по формированию ценностно-смысловых компонентов, ее целей, содержания и дидактического оснащенности. В силу этого нашей первоочередной задачей стал поиск универсальных педагогических и психологических условий, позволяющих корректировать образовательный процесс медицинского колледжа в целях повышения эффективности формирования ценностно-смысловых компонентов личности будущих медицинских работников.
Чтобы организовать доверительный характер взаимодействия педагогов и студентов в процессе формирования ценностно-смысловых компонентов личности, нами был проведен семинар с преподавателями колледжа «Контекстный подход в формировании ценносто-смысловых компонентов личности».
Для организации поддержки индивидуального развития личности студента нами были охвачены дисциплины федерального компонента Государственного образова-тельного стандарта среднего профессионального образования и предусмотрены следующие направления работы: включение информации о ценностно-смысловых компонентах личности будущего медицинского работника в предметы гуманитарного цикла с целью формирования профессионально этических ценностей; укрупнение информации о ценностно-смысловых ком-
понентах личности в содержании предметов медицинского цикла с целью формирования знаний по профессионально этическим ценностям.
Предоставляя студенту необходимое пространство для активизации жизненных устремлений, основанных на социально одобряемых нормах профессиональнонравственного поведения, нами был разработан и проведен факультативный курс «Профессионально-этические ценности медицинского работника», в ходе которого использовались различные варианты дидактических игр, моделирующих предстоящую профессиональную деятельность, наиболее полно отражающих тесную связь ког -нитивного и эмоционально-ценностного компонентов личности будущего специалиста. В ходе практической деятельности у студентов заметно меняется характер оценочных суждений, вырабатываются привычки следовать нормативам духовно-нравственного профессионального поведения.
Выявленные нами психолого-педагоги-ческие условия формирования ценностносмысловых компонентов личности студента представляют собой содержательное и инструментальное дидактическое обеспечение образовательного процесса в медицинском колледже.
Согласованность этапов и компонентов содержания образовательного процесса определяет результативность и успешность формирования ценностно-смысловых компонентов личности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Мухамедьянов С. А. Калимуллин Р. X. Практическая педагогика. Уфа: Издательский дом «Чу-ругул», 2007.
2 Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М., 1990.
3 Валюхова В. А. Проблемы нравственно ориентированного воспитания студентов в процессе непрерывного медицинского образования. Методология, теория и практика непрерывного медицинского образования // Материалы международной научно-практической конференции. Краснодар: МОУ ВПО КММИВСО, 2006. С. 101-106.
4Двойников С. И. Научные исследования в сестринском деле, проблемы и перспективы // Материалы II всероссийского съезда средних медицинских работников. М., 2004.
5 Назифуллин В. Л., Амиров А. Ф. Формы привития этических принципов в процессе обучения сестринскому делу студентов медицинского вуза. Методология, теория и практика непрерывного медицинского образования // Материалы международной научно-практической конференции. Краснодар: МОУ ВПО КММИВСО, 2006.
6 Носкова С. В. Некоторые направления реформирования учебного процесса в медицинском вузе в соответствии с требованиями Болонской декларации. Сестринское дело и высшее сестринское образование XXI веке. Проблемы и перспективы // Материалы международной научно-практической конференции. СПб.: СПбГМА им. И. И. Мечникова, 2005. С. 174-178.