УДК 377 ББК 74.5
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
| А.С. Хажин
Аннотация. В условиях системной модернизации образовательной сферы в медицинских колледжах Российской Федерации осуществляется ряд мер по обновлению содержания, форм и технологического обеспечения учебного процесса. Современное инновационное медицинское образование постепенно приобретает направленность на формирование и развитие у будущих специалистов сестринского дела базового ядра компетенций, а также необходимого перечня знаний, умений и навыков, составляющих содержание конкретных общих и профессиональных компетенций.
Ключевые слова: интегративно-деятельностный подход, интегрированные задания, инновации, модернизация, компетенции, система здравоохранения, образовательный процесс, специалист, медицинское образование, медицинская сестра, сестринское дело, педагогическое условие, электронная среда.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE ACTIVE-INTEGRATIVE APPROACH TO TRAINING NURSE SPECIALISTS
■ A.S. Hazhin
73
Abstract. In the conditions of systematic modernization of the educational sphere, a number of measures are being implemented in the medical colleges of the Russian Federation to update the content, forms and technological support of the educational process. Modern innovative medical education gradually becomes more and more focused on the formation and development of a complex of core competences for future nursing specialists, as well as the essential knowledge and skills making up the content of specific general and professional competences.
Keywords: active-integrative approach, integrated tasks, innovations, modernization, competences, health care system, educational process, specialist, medical education, nurse, nursing, pedagogical condition, electronic environment.
74
Впервые Этический кодекс медицинской сестры России был разработан по предложению Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России при поддержке Американского агентства международного развития (USAID) и международной благотворительной организации Ворлд Вижн Интернэшнл (World Vision International). Проект Этического кодекса был принят на III Всероссийской конференции по сестринскому делу в июне 1996 г., рассмотрен Этическим комитетом России и одобрен Проблемной комиссией по сестринскому делу Управления учебными заведениями Министерства здравоохранения Российской Федерации в апреле 1997 г. [1]. Помимо реализации сестринского процесса, то есть выполнения непосредственных технических функций по уходу за больным, Кодекс определяет следующее важнейшие задачи профессиональной деятельности специалиста сестринского дела:
• комплексный и всесторонний подход к пациентам и облегчение их страдания;
• осуществление мер по укреплению здоровья и реабилитации;
• помощь в восстановлении здоровья, профилактики болезней и многое другое [2, с. 338].
Кроме того, и сам сестринский процесс, который, по мнению П. Пот-тер и А. Пери, показан как «процесс ухода за больными, метод организации и практического осуществления медицинской сестрой своих обязанностей по обслуживанию пациентов» [3, p. 57], сегодня стал значительно сложнее. В эпоху технологических перемен он предполагает применение общенаучных методов определения медико-
санитарных потребностей пациента и общества, которые должны быть решены посредством сестринского ухода.
Современный сестринский процесс складывается, как минимум, из пяти этапов:
• сбор анамнеза;
• выявление потребностей пациента (постановка целей);
• планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей (проблем);
• реализация плана;
• оценка результатов.
Исследователь И.В. Каширцева
основательно излагает все этапы сестринского процесса [4, с. 188], рассматривает зарубежный опыт и формирование сестринской практики в разных странах. В качестве приоритетов она говорит о необходимости активного участия населения в развитии медсестринской практики:
• умение отвечать на перемену требований в области охраны здоровья, научной действительности, общественной доступностью, высоким качеством.
• доступностью для всех и, прежде всего, для наиболее нуждающихся: имеется в виду общедоступность здравоохранения, в том числе в домашних условиях, в семье [5], а также телемедицина;
Из сказанного выше можно сделать вывод, что в основании высокоэффективной медицинской сестринской практики лежит сестринский процесс, осуществление которого не представляется возможным, если специалист не обладает специальными интегрированными знаниями, которые составляют функциональное ядро профессиональных компетенций.
К настоящему времени педагоги-
ка накопила значительный фонд работ по проблемам модернизации среднего медицинского образования. Однако новые социальные реалии призваны учитывать то обстоятельство, что медицинские колледжи осуществляют свою деятельность, учитывая интересы различных сторон. С одной стороны, они подчиняются требованиям государственной политики в области медицинского образования [6, ст. 82], руководствуясь общими задачами в стратегии модернизации профессионального образования. С другой стороны, они являются исполнителями заказа со стороны системы здравоохранения конкретного региона и социума. При этом фундаментом подготовки специалистов сестринского дела становится интегрирующая триада процессов в единстве профессионального образования, исследовательской деятельности и сестринской практики.
В условиях модернизации образовательных структур в системе среднего профессионального образования большое значение придается использованию классических и инновационных подходов, внедрение в образовательный процесс интенсивных методов и технологий обучения. Не менее важным требованием является создание специальных педагогических условий для интегрированной подготовки специалистов сестринского дела с ориентацией на запросы практики здравоохранения. В частности, одним из таких условий является подготовка медицинских сестер по интегрированным образовательно-производственным программам, позволяющим совмещать обучение и профессиональное обучение студентов. Именно в рамках данной задачи
в медицинском образовании сегодня осуществляется процесс совмещения образовательных и профессиональных стандартов. Отметим, что профессиональные стандарты на сегодняшний день разработаны почти по всем направлениям медицинской деятельности и служат ориентиром для разработки компетентностной модели специалиста.
Обучение в условиях «колледж — медицинская организация» позволяет координировать методическую работу медицинского колледжа по совершенствованию как структуры, так и содержания программ подготовки медицинских сестер. При этом подготовка кадров осуществляется с учетом потребностей практики. Кроме того, обучение в условиях передовых медицинских организаций позволяет непосредственно знакомить студентов с новыми технологиями и современными формами организации сестринского процесса, а также объективизировать контроль качества подготовки и освоения общих и профессиональных компетенций. Ядро этих компетенций позволит медицинской сестре не только эффективно выполнять свои непосредственные функции, но и систематически перерабатывать мощный поток профессионально значимой информации, интегрировать знания из различных областей в свою деятельность.
С точки зрения важности интегра-тивно-деятельностного подхода к подготовке компетентного специалиста, отметим еще одну особенность компе-тентностного ядра личности, которое заключается том, что структура любых компетенций не ограничивается перечнем необходимых для их реализации знаний, умений и навыков. По
75
76
мнению Э.Ф. Зеера, важным компонентом компетенций являются профессионально важные личностные качества [7, с. 336]. С учетом специфики деятельности медицинской сестры к ним относят следующие: милосердие, ответственность, эмпатию, доброжелательность, толерантность, этичность, уравновешенность, скромность и многие другие [8, с. 86].
Таким образом, имея направленность на обеспечение связи между обучением и профессиональным развитием, интегративно-деятельност-ный подход обеспечивает также развитие интеллекта, познавательных возможностей, активности, самостоятельности духовных сил обучающихся. То есть, по сути, речь идет о системной профессиональной социализации специалиста сестринского дела. Этот процесс начинается на этапе обучения студента в медицинском колледже и продолжается в течении всей его профессиональной жизни и деятельности. Новый взгляд на систему среднего медицинского образования с позиции использования интегративно-деятельностного подхода позволяет рассматривать феномен образования как структуру, которую отличает:
• интегрированная междисциплинарная организация содержания сестринского образования;
• направленность на развитие духовности и гуманистических составляющих в структуре личностных характеристик медицинских сестер;
• инновационный и активный характер учебно-профессиональной деятельности обучающихся;
• перепрофилирование учебного процесса колледжа с трансляции знаний и профессионального умения
на задачи организации управляемого самообучения студентов.
Различные подходы к организации управляемого самообучения сегодня внедряются и высшим медицинским образованием [9, с. 9]. Несмотря на различие самих этих подходов, речь непременно идет о высокотехнологичной с дидактической точки зрения, перспективной, сверхактивной форме организации учебной деятельности. В этом аспекте приоритетным становится такое педагогическое условие, как концентрирование содержания сестринского образования поэтапно усложняющимися интегрированными заданиями.
В практике в основном рассматривается интеграция компонентов содержания образования, развивающаяся в направлении системности и уплотненности компетенций обучаемых; свою реализацию это находит в создании, например, интегрированных курсов (сестринская помощь в хирургии, основы реаниматологии, медицина катастроф) [10, с. 137]: изучив теорию и получив практические навыки на занятиях вышеуказанных дисциплин (учебная практика в доклинических кабинетах, производственная практика в учреждениях здравоохранения), обучающийся реализует навыки компетентного специалиста сестринского дела.
В процессе формирования компе-тентностного ядра специалиста необходимо создать особые условия среды, которые и будут рычагом для профессионального развития. При формировании среды нами учитывались, прежде всего, следующие возможности:
• продвижение профессиональных компетенций обучающихся в реализации педагогической деятельности;
• развитие понимания студентами ценностных предпочтений будущей специальности;
• стимулирование целевой направленности на исследовательскую работу в будущей профессиональной деятельности;
• обеспечение понимание важности и социальной значимости сестринских исследований и целесообразности формирования исследовательских умений в образовательном процессе медицинского колледжа;
• разработка и реализация ситуационных задач по разрабатываемым интегрированным дисциплинам.
В рамках реализации данного педагогического условия мы разработали достаточный и необходимый блок практикоориентированных интегрированных исследовательских задач проблемного характера. При этом мы исходили из позиции П.Ю. Романова, согласно которой задача — это «системный идеальный объект, порождающий мыслительную деятельность субъекта, направленную на получение познавательного результата, соответствующего требованию и условиям задачи» [11, с. 36]. Кроме того, исследователи справедливо отмечают, что не каждая задача является средством формирования тех или иных компетенций, а только такая, которая связана с контекстом профессиональной деятельности специалиста.
Проблемность задачи достигается созданием ситуации, в которой выдвинутая проблема определяется как познавательная трудность, способствующая побуждению интереса и цели ее решения, и требует усвоения новых (интегрированных) знаний. По мнению Т.В. Кудрявцева и
А.М. Матюшкина, проблемная ситуация определяется следующими компонентами: неизвестные знания, противоречие, когнитивный интерес как внутреннее условие, склоняющее умственную деятельность обучающихся к «открытию» нового [8; 12, с. 392]. Это, безусловно, так, но стоит отметить, что видимым условием эффективного решения задач становится необходимость обеспечения личной значимости интегрированной ситуационной задачи. Интегрированные профессионально направленные задания нами разрабатывались на основе ситуаций из реальной практики или как искусственно смоделированные. Приведем лишь один пример такой задачи.
Задача. Медицинская сестра стала очевидцем аварии на трассе (перевернулся автобус). Ближайший населенный пункт находится в 40 километрах. Пострадавших много, с различными видами травм. Одна из пострадавших получила сочетанную травму (повреждена бедренная артерия, травма грудной клетки и шеи). Объективно: деформация правого бедра, '' ссадины и ушибы лица и волосистой части головы. Пульс 110 в минуту, АД 80/60 мм рт. ст. Во время осторожной пальпации правого бедра пострадавшая резко вскрикнула от боли.
Задания:
1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры (хирургического профиля, реанимационной помощи и действия при медицине катастроф).
3. Продемонстрируйте на фантоме временную остановку артериального кровотечения, наложение шин Крамера и воротника Шанса.
78
Решение подобных задач и заданий способствует комплексному усвоению и закреплению будущими специалистами сестринского дела содержания дисциплин (теоретических знаний) и их деятельностной составляющей. Причем не только в плане интеграции учебных дисциплин (сестринское дело в хирургии, основы реаниматологии, медицина катастроф), но и затрагивает другие медицинские и гуманитарные дисциплины. Такой подход способствует формированию интегрированного мышления. При отдельном решении оказание первой и медицинской помощи требовалось бы вмешательство разных специалистов: хирургическая медицинская сестра остановила бы кровотечение и наложила шину; реанимационная сестра следила бы за жизненными показателями и не допускала развития терминального состояния; служба медицины катастроф выполняла бы эвако-транс-портную функцию. Преимущество мобильного специалиста сестринского дела с интегрированным мышлением — это решение данной ситуационной задачи усилиями одного специалиста.
Еще одним важным педагогическим условием является создание электронной образовательной среды для обеспечения внеаудиторной деятельности обучающихся. Электронная образовательная среда создана для взаимосвязи обучающихся с педагогическим персоналом, а также между собой. При использовании технологий электронной среды активизация учебно-профессиональной деятельности достигается за счет повышения уровня учебной мотивации. Она идет к цели путем максимально
возможного приближения требований учебного процесса в медицинском колледже к запросам практики.
Электронная образовательная среда интегрирует множество систем (электронный деканат, электронная библиотека, учебный портал, электронные хранилища и др.). Она обеспечивает доступ к каталогу периодических изданий, подписным базам, таким как Электронная библиотечная система Ассоциации «Электронное образование Республики Башкортостан»; Медицина в РФ и за рубежом, другим ресурсам.
Каждый обучающийся имеет право пользоваться чатом:
• по учебным вопросам;
• по оказанию психологической поддержки и адаптации в учебном заведении и по многим другим вопросам.
Комплексность данных условий, дополняющаяся интегрированными профессиональными заданиями, способствует определенному уровню сформированности компетенций будущего специалиста сестринского дела. Приведем пример использования интегративно-деятельностного подхода в системе «студент — электронная среда — преподаватель». Для проведения занятий преподаватель использует большое количество материалов, которые обучающимся трудно охватить вниманием без помощи электронного обучения. При чтении лекции, проведении семинаров и практических занятий индивидуальные особенности клинического течения заболеваний и его лечения, как правило, остаются за пределами внимания. Для охвата большей аудитории студентов и профессорско-преподавательского состава используют ве-
бинар, запись которого всегда доступна студенту в электронной образовательной среде. Другими словами, правильно разработанная и полноценно функционирующая образовательная среда позволяет решать те вопросы, которые невозможно решить в рамках аудиторных занятий.
Таким образом, высшая степень профессионализма медицинской сестры характеризуется ее компетентностью в своей профессии, а компетентность может быть успешно сформирована на основе интегративно-деятельностного подхода к подготовке специалиста сестринского дела.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Этический кодекс медицинской сестры [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.medsestre.ru/files/file/ethics_code_ ma_icn.pdf (дата обращения: 25.08.2018).
2. Харди, И. Врач, сестра, больной [Текст] / И. Харди. — Будапешт: Изд-во АН Венгрии, 1988. — 338 с.
3. Potter, P. Fundamentals of nursing, concepts, process and practice [Text] / P. Potter, F. Perry. — St. Louis. Mosby, 1993. — 1540 p.
4. Каширцева, И.В. Совершенствование многоуровневой профессиональной системы образования медицинских сестер [Текст] / И.В. Каширцева: дис. ... канд. мед. наук.
— Новосибирск, 2005. — 188 с.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения: 03.07.2018).
6. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 [Электронный ресурс]. — URL: http:// zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 12 июля 2018).
7. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. — М.: Деловые люди, 2003.
— 336 с.
8. Кудрявцев, Т.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения [Текст] / Т.В. Кудрявцев, А.В. Сухарев // Вопросы психологии. — 1985. — №1. — С. 86-93.
9. Амиров, А.Ф. Использование технологий управляемого решения задач успешной профессиональной социализации будущих врачей [Текст] / А.Ф. Амиров // Вестник ОГУ — 2017. — №10 (210). — С. 9-13.
10. Чапаев, Н.К. Основные позиции инте-гративно-целостного подхода [Текст] / Н.К. Чапаев // Образование и наука. — 1999. — №2. — С. 134-142.
11. Романов, П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 [Текст] / П.Ю. Романов. — Магнитогорск, 2003. — 36 с.
12. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А.М. Матюшкин. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 392 с.
REFERENCES
1. Amirov A.F., Ispolzovanie tekhnologij up-ravlyaemogo resheniya zadach uspeshnoj professional'noj socializacii budushchih vrachej, Vestnik OmskGU, 2017, No. 10 (210), pp. 9-13. (in Russian) 79
2. Chapaev N.K., Osnovnye pozicii integrativ-no-celostnogo podhoda, Obrazovanie i nau-ka, 1999, No. 2, pp. 134-142. (in Russian)
3. Ehticheskij kodeks medicinskoj sestry [Electronic resource], available at: http://www. medsestre.ru/files/file/ethics_code_rna_icn. pdf (accessed: 25.08.2018). (in Russian)
4. Federalnyj zakon ot 28.12.2013 N 442-FZ (red. ot 21.07.2014) "Ob osnovah socialno-go obsluzhivaniya grazhdan v Rossijskoj Federacii" [Electronic resource], available at: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_156558/ (accessed: 03.07.2018). (in Russian)
5. FZ "Ob obrazovanii v RF" ot 29.12.2012 [Electronic resource], available at: http://za-kon-ob-obrazovanii.ru/ (accessed: 12.07.2018). (in Russian)
6. Hardi I., Vrach, sestra, bolnoj, Budapesht, Izd-vo AN Vengrii, 1988, 338 p. (in Russian)
7. Kashirceva I.V., Sovershenstvovanie mnogo-urovnevoj professionalnoj sistemy obra-zovaniya medicinskih sester, PhD dissertation in Medicine, Novosibirsk, 2005, 188 p. (in Russian)
8. Kudryavcev T.V., Suharev A.V., Vliyanie harakterologicheskih osobennostej lichnosti na dinamiku professionalnogo samoopre-deleniya, [Tekst] / T.V. Kudryavcev, Vo-prosy psihologii, 1985, No. 1, pp. 86-93. (in Russian)
9. Matyushkin A.M., Problemnye situacii v myshlenii i obuchenii, Moscow, Direkt-Me-dia, 2008, 392 p. (in Russian)
10. Potter P., Perry F., Fundamentals of nursing, concepts, process and practice, St. Louis . Mosby, 1993, 1540 p. (in Russian)
11. Romanov P.Yu., Formirovanie issledovatel-skih umenij obuchayushchihsya v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovani-ya: ScD dissertation in Pedagogy, 13.00.08, Magnitogorsk, 2003, 36 p. (in Russian)
12. Zeer E.F., Psihologiya professij, Moscow, Delovye lyudi, 2003, 336 p. (in Russian)
Хажин Азат Сагитьянович, аспирант, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, [email protected] Hazhin A.S., Post-graduate Student, M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University, ya.azat1982@ yandex.ru
80