Научная статья на тему 'Послевузовская подготовка специалистов с высшим сестринским образованием в интернатуре'

Послевузовская подготовка специалистов с высшим сестринским образованием в интернатуре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1101
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ СЕСТРИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МНОГОУРОВНЕВАЯ НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР / ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER NURSING EDUCATION / MULTILEVEL CONTINUOUS NURSING TRAINING / POSTGRADUATE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Киргуева М. П.

Рассмотрена необходимость совершенствования системы сестринского образования на примере Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования, где с 2008 г. получают послевузовское образование в интернатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью» 29 клинических интернов, из которых 62,5% главные и старшие медицинские сестры ведущих ЛПУ. Все слушатели интернатуры нуждаются в глубоком изучении клинической психологии, права, менеджмента, маркетинга, риторики, эстетики, т.е. всех дисциплин, входящих в рабочую программу интернатуры. Следовательно, высшее, послевузовское, дополнительное (непрерывное медицинское образование) сестринского персонала это, прежде всего, инструмент совершенствования работы лечебного учреждения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTGRADUATE TRAINING FOR HIGHER NURSING EDUCATION SPECIALISTS IN INTERNSHIP

The necessity to perfect the system of nursing education is considered on the data provided by Krasnodar municipal medical institute of the higher nursing education where twenty nine clinical interns have been receiving postgraduate education in internship on «Nursing Activity Management» specialty since 2008, with 62,5 % of the interns being head nurses of leading MPEs. It is shown that all interns require profound studies in clinical psychology, law, management, marketing, medical statistics, public health services economy, foreign languages, rhetoric, aesthetics, i.e. all the disciplines according to internship academic curriculum. Hence, the higher postgraduate (additional, or continuous medical nursing education) is the necessary tool to perfect the work of a medical institution in the whole.

Текст научной работы на тему «Послевузовская подготовка специалистов с высшим сестринским образованием в интернатуре»

УДК 378

ПОСЛЕВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ СЕСТРИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ИНТЕРНАТУРЕ

©2010 М.П.Киргуева

Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования

Статья поступила в редакцию 28.09.09

Рассмотрена необходимость совершенствования системы сестринского образования на примере Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования, где с 2008 г. получают послевузовское образование в интернатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью» 29 клинических интернов, из которых 62,5% -главные и старшие медицинские сестры ведущих ЛПУ. Все слушатели интернатуры нуждаются в глубоком изучении клинической психологии, права, менеджмента, маркетинга, риторики, эстетики, т.е. всех дисциплин, входящих в рабочую программу интернатуры. Следовательно, высшее, послевузовское, дополнительное (непрерывное медицинское образование) сестринского персонала - это, прежде всего, инструмент совершенствования работы лечебного учреждения в целом.

Ключевые слова: высшее сестринское образование, многоуровневая непрерывная подготовка медицинских сестер, послевузовское образование.

Введение. Образование является приоритетным разделом человеческой деятельности на протяжении длительного периода времени. Социально-экономическое развитие общества находится в тесной взаимосвязи со степенью прогресса образования. Профессиональное образование, являясь сферой духовного производства, также производит свой «товар» - специалиста, потребительская стоимость которого определяется на рынке труда, а стоимость его подготовки присоединяется к стоимости производимого им продукта. Во всем цивилизованном мире признано, что образование является наиболее прибыльной сферой размещения капитала, в том числе и с учетом затрат на образование самими обучающимися в частных учебных заведениях.

Первые реальные изменения в системе сестринского образования с выделением трех основных уровней подготовки начались в России в 90-х годах в ответ на социальный заказ учреждений здравоохранения - формирование квалифицированных сестринских кадров, обладающих профессиональной компетенцией в области психолого-педагогической и управленческой деятельности1. Для выживания медицины необходимо было внедрять экономические рычаги управления, вводить платные услуги. Делали это зачастую примитивно, не методом внедрения новых технологий, а путем квотирования традиционных исследований и одновременного применения произвольного ценообразования. В сфере здравоохранения необходима была правильная маркетинговая политика в отношении медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинской техники, медицинских технологий и научных идей. Следовало

о

Киргуева Мадина Петровна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения. E-mail:Kireмeva.madina@mail.ru

1Артюхов А.С., Клименко Г.Я., Никитин А.В. Современные

направления в развитии сестринского дела в России. - Воро-

неж: 1998.

определять заинтересованность потребителей в новом товаре и разрабатывать его в соответствии с заданными качествами. Также огромное значение имеют качество услуги и их реклама2. В лечебно-профилактических учреждениях медсестры-руководители, несмотря на большой опыт, зачастую не умеют организовать работу, контролировать ее исполнение, создать коллектив с благоприятным психологическим климатом. Недостатки в лучшем случае регистрируются, а как бороться с ними - не знают.

Созданные на базе медицинских вузов факультеты высшего сестринского образования начали подготовку соответствующих специалистов из числа медсестер, акушерок, фельдшеров. Для выпускников открылась также перспектива научно-исследовательской работы и выполнения диссертационных работ по прикладным для сестринского дела

3

специальностям .

В г.Краснодар в 1992 г. был создан муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования (КММИВСО) с целью интегрирования программы разноуровневой подготовки специалистов сестринского дела и обеспечения их соответствия международному образовательному стандарту. Структура института включает факультет среднего профессионального образования по специальностям «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Стоматология ортопедическая», факультет высшего профессионального образования «Сестринское дело», выпускающий менеджеров, факультет послевузовского

2Двойников С.И., Карасева Л.А. Управление развитием сестринского персонала. - М.: 2006.; Егоршин А.П. Формирование менеджера XXI века // Бизнес-образование. - 2001. - № 2 (11). - С. 68 - 78.

ъКабушка Я.С., Поляков И.В., Зеленская Т.М. Состояние и перспективы развития сестринского дела в крупной больнице. -СПб.: 2000.; Пальцев М.А., Перфильева ГМ., Денисов И.Н., Чекнев Б.М. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс (высшее сестринское образование). - М.: 2006.

образования (интернатура по специальности «Управление сестринской деятельностью»), а также факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Таким образом, в КММИВСО предусмотрена многоуровневая непрерывная подготовка медицинских сестер: базовый уровень, повышенный уровень, высшее образование, послевузовская подготовка, программы дополнительного образования.

Объединение всех уровней подготовки данных специалистов в одном учебном заведении, педагогический коллектив которого знает, что и как преподавать на каждом уровне обучения, представляется оправданным. В этом случае можно действительно говорить о реальной преемственности знаний и навыков. К учебному процессу также привлекается профессорско-преподавательский состав Кубанского государственного медицинского университета.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №112н от 11.03.2008. «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации № 288 от 13.09.2002. «О специалисте по управлению сестринской деятельностью», менеджеры сестринского дела должны после окончания обучения в ВУЗе получить послевузовское образование (интернатура или ординатура) по основной специальности «Управление сестринской деятельностью»4. В КММИВСО первый набор клинических интернов на факультет послевузовского образования был проведен в 2008 г.

Целью нашего исследования явилось определение методов совершенствования учебного процесса в интернатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью» в КММИВСО путем выявления соответствия ожиданий клинических интернов и требований ЛПУ-заказчика дисциплинам программы обучения, методике их преподавания.

Материалы и методы. Объектом исследования были 29 клинических интернов, обучающихся на факультете послевузовского образования КММИВСО в интернатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью» в 2008 - 2009 гг.

Среди слушателей 100% составили женщины. Этот факт является следствием традиционного мнения о профессии «медицинская сестра» как преимущественно женской. На момент получения первичной специализации отмечен широкий возрастной диапазон обучающихся (от 25 лет до 51 года), что обуслов-

4Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 112н от 11.03.2008. «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»; Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 288 от 13.09.2002. «О специалисте по управлению сестринской деятельностью».

лено особенностью высшего сестринского образования, поскольку прием в клиническую интернатуру проводят только из числа лиц, получивших среднее и высшее профессиональное медицинское образование. Все медицинские сестры имеют диплом КММИВСО в период с 2002 г. до 2007 г. Вечернее отделение закончили 42%, заочное - 58%. Трудоустроены в области здравоохранения 96,6%. Из них 35% - главных медицинских сестры ведущих ЛПУ города, 27,5% -старшие медсестры, 37,5% - рядовые медсестры, фельдшеры. Временно не работают 3,4%. Замужем -51% слушателей, разведены - 49%. Теоретическая часть учебного процесса осуществляется на кафедрах КММИВСО, практическое обучение - на рабочем месте. Основной блок модулей программы обучения составляют административно-управленческие дисциплины.

Рабочая программа интернатуры составлялась сотрудниками кафедры общественного здоровья и здравоохранения КММИВСО на основе стандарта и примерной программы первичной специализации выпускников факультетов высшего сестринского образования медицинских вузов по специальности 060109 (040600) «Управление сестринской деятельностью», утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2005 г. Поэтому профессорско-преподавательскому составу было необходимо мнение первых слушателей интернатуры нашего ВУЗа, являющихся в большинстве руководителями сестринских служб, т.е. достаточно зрелого, «взрослого» контингента. В связи с этим со слушателями после прохождения ими промежуточной аттестации была проведена регламентированная дискуссия.

Результаты исследования и их обсуждение. В дискуссии приняли участие все слушатели интернатуры (100%). Оценка профессорско-преподавательским составом института уровня подготовки интернов достаточно высокая, что может быть объяснено рядом факторов: 1) выраженной мотивированностью к получению глубоких управленческих знаний и умений (послевузовское образование получают руководители сестринских служб либо медсестры, претендующие на данные должности); 2) продолженным (опирающимся на вузовский уровень) характером образования; 3) наличием у всех слушателей практического опыта, который позволяет быть активными участниками учебного процесса, понимать значимость приобретаемых знаний для профессиональной деятельности.

Несмотря на отмеченный высокий уровень подготовки, все слушатели (100%) желают и в дальнейшей своей деятельности систематически посещать семинары по инновационным технологиям обучения медицинского персонала, научно-практические конференции для менеджеров сестринского дела. По их мнению, необходимо дополнить рабочую программу изучением иностранных языков для осуществления международных связей с лечебными учреждениями других стран, риторики, эстетики. Почти все интерны

(98%) нуждаются в углубленном изучении медицинской статистики, клинической психологии, правовых основ здравоохранения, менеджмента, экономики здравоохранения, маркетинговых исследований, что было предусмотрено при разработке рабочей программы. Хотели бы пройти обучение проведению психологических тренингов в лечебно-профилактических учреждениях 78%. Все участники дискуссий желают посещать мастер-классы по современным технологиям лечения и сопровождения больного в процессе его выздоровления. Изъявили желание фундаментального обучения проведению научных исследований в области сестринского дела и последующего написания кандидатских диссертаций 7,4%. Было единодушно высказано мнение о проведении курсов повышения квалификации по клиническим дисциплинам 1 раз в 3 года и о введении накопительной системы.

Включение в учебный процесс активных методов обучения (деловая игра, решение ситуационных задач, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа и т.д.) необходимо всем клиническим интернам (100%) для развития готовности решать сложные конкретные производственные задачи - снижать текучесть кадров, повышать производительность труда сотрудников ЛПУ, уменьшать простой оборудования и т.д.

Выводы. Анализ данной дискуссии подтвердил известный девиз Болонского процесса «От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь!». Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: 1) слушатели интернатуры по специальности «Управление сестринской деятельностью» в целом удовлетворены программой послевузовской подготовки; 2) для дальнейшего совершенствования программы первичной специализации необходимо введение в качестве элективов изучение иностранного языка, риторики, медицинской статистики, обучение проведению психологических тренингов в лечебно-профилактических учреждениях; включение в учебный процесс активных методов обучения; 3) 7,4% клинических интернов изъявили желание написания кандидатских диссертаций.

На факультете послевузовского образования КММИВСО профессорско-преподавательский состав использует идею личностно-ориен-тированного подхода. Суть его в том, что образование рассматривается не как способ передачи знаний и умений, а как способ развития личности. У интернов должны развиваться способности быть субъектом как минимум трех видов деятельности: профессиональной, инновационной и саморазвития. В центре учебного процесса находится не педагог, а специалист, который самостоятельно и без принуждения получает знания и навыки, при этом именно те, которые ему нужны и будут им востребованы в повседневной практике. Это и определяет идеологию образования взрослых - обучение функциональной компетентности. Поэтому значительное количество часов рабочей программы отводится практическому обучению.

За рубежом в непрерывное медицинское образование вовлечено 96% специалистов, работающих в национальной службе здравоохранения. В ведущих европейских странах существует положение, в соответствии с которым каждый специалист ежегодно должен совершенствовать свои знания и умения в объеме не менее 50 учебных часов на слушание лекций, семинаров, участие в конкурсах, написание статей. Таким образом, для улучшения профессиональной подготовки сестринских кадров необходимо давно отлаженную в России систему переаттестации и сертификации через каждые 5 лет дополнять подобным самообразованием5. Следовательно, решающим в функционировании лечебно-профилактических учреждений является не материальный, а «человеческий капитал». Поэтому высшее, послевузовское, дополнительное, т.е. непрерывное медицинское образование сестринского персонала -это прежде всего инструмент совершенствования работы лечебного учреждения в целом6.

Саркисова В.А. Роль главной медицинской сестры в здравоохранении // Главная медицинская сестра. - 1999. - № 0. - С. 12 - 14.

6Двойников С.И., Карасева Л.А. Управление развитием сестринского персонала. - М.: 2006.

POSTGRADUATE TRAINING FOR HIGHER NURSING EDUCATION SPECIALISTS IN INTERNSHIP

©2010 M.P.Kirgueva

Krasnodar Municipal Medical Institute of Higher Nursing Education

The necessity to perfect the system of nursing education is considered on the data provided by Krasnodar municipal medical institute of the higher nursing education where twenty nine clinical interns have been receiving postgraduate education in internship on «Nursing Activity Management» specialty since 2008, with 62,5 % of the interns being head nurses of leading MPEs. It is shown that all interns require profound studies in clinical psychology, law, management, marketing, medical statistics, public health services economy, foreign languages, rhetoric, aesthetics, i.e. all the disciplines according to internship academic curriculum. Hence, the higher postgraduate (additional, or continuous medical nursing education) is the necessary tool to perfect the work of a medical institution in the whole.

Key words: higher nursing education, multilevel continuous nursing training, postgraduate education.

o

Kirgueva Madina Petrovna, Candidate ofMedicine, assistant professor of Chair ofPublic Health and Medical Care. E-mail:Kirgueva.madina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.