Научная статья на тему 'Комплексный педагогический подход к формированию у школьников общеобразовательных школ положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни'

Комплексный педагогический подход к формированию у школьников общеобразовательных школ положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СТИМУЛ / БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ИНТЕРЕС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чухно П.В., Азиуллин Р.Р., Медведева Е.А.

В статье представлена сравнительная характеристика и значимость педагогических факторов, которые используются с целью формирования позитивной мотивации к систематическим занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чухно П.В., Азиуллин Р.Р., Медведева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный педагогический подход к формированию у школьников общеобразовательных школ положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни»

УДК 371:796.01

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ

У ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМФИЗИ-ЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

П.В. Чухно - кандидат педагогических наук Р.Р. Азиуллин - доцент Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Е.А. Медведева Специализированная Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №12 Набережные Челны

NTEGRATED PEDAGOGICAL APPROACH TO THE FORMATION OF A POSITIVE MOTIVATION TO THE SYSTEMATIC CLASSES OF PHYSICAL CULTURE AND HEALTHY LIFESTYLE OF PUPILS IN SECONDARY

SCHOOLS

P.V. Chuhno - candidate of pedagogical sciences R.R. Aziullin - associate professor The Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

E.A. Medvedeva Specialized Youth Sports School of Olympic Reserve №12 Naberezhnye Chelny

e-mail: trener3 6@,mail. ru

Ключевые слова: мотивация, стимул, биологические и социальные факторы, интерес.

Аннотация. В статье представлена сравнительная характеристика и значимость педагогических факторов, которые используются с целью формирования позитивной мотивации к систематическим занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни.

Key words: motivation, stimulus, biological and social factors, interest.

Summary. The article presents the comparative characteristics and importance of pedagogical factors, which are used to form a positive motivation to systematic classes of physical culture and healthy lifestyle.

На протяжении последних лет в России сложилась тревожная ситуация - ухудшилось здоровье и физическая подготовка детей, школьников и студенческой молодежи. Это, прежде всего, связано с кризисным состоянием национальной системы физического воспитания населения, которая не отвечает современным требованиям и международным стандартам. Основными причинами кризиса есть обесценивание социального престижа физической культуры, спорта, здорового образа жизни; бюрократизация всех звеньев подготовки и переподготовки физкультурных кадров; недооценка в дошкольных учебных заведениях социальной оздоровительной и воспитательной ценности физической культуры; остаточный принцип финансирования развития физической культуры и спорта. И, как конечный результат такого состояния национальной системы физической культуры, есть очень низкий уровень положительной мо-

тивации к систематическим занятиям физической культурой, спортом, к здоровому образу жизни у школьников общеобразовательных школ (В.Г. Григоренко, 1991; Т.Т. Ротерс, 2001). Таким образом, возникла необходимость радикального пересмотра и перестройки системы физического воспитания подрастающего поколения. Стратегическими целями на этом пути являются формирование у детей и учащейся молодежи морального и психического здоровья, осознанной потребности в систематическом физическом усовершенствовании, развитие положительной мотивации осознанной потребности к самостоятельным и организованным занятиям физической культурой, спортом, обретения знаний и умений здорового образа жизни. Вместе с тем, до сих пор не раскрыты психологические и педагогические механизмы мотивации восприятия физической культуры, как фактора общего гармонического развития личности; не выяснены структурные элементы сознательного отношения детей и учащейся молодежи к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни; практическая педагогика, теория и методика физического воспитания, спортивной подготовки требует научного обоснования структурных компонентов положительной мотивации и методики ее формирования у детей и учащейся молодежи на уроках физической культуры, в условиях внеклассной работы, при выполнении домашних заданий по физической культуре, в условиях семейного физического воспитания. Наш вывод подтверждается взглядами таких ученых, как (В.Г. Григоренко, 1987; М.А. Чиж, 1989; Г.Н. Максименко, 1992; Т.Т. Ротерс, 2001; А.Н. Чижа, 2002). Понятно, что значение теоретического и методико-практического материала, хотя и не оказывает прямое и непосредственное воздействие на физическое совершенствование человека, тем не менее, способствует существенному повышению целенаправленности и эффективности процесса физического воспитания. В специальной литературе декларируется ведущая роль знаний как компонента содержания физкультурного образования составляющего сущность дисциплины (В.К. Бальсевич, 1995; Л.И. Лубышева, 1997; Л.К. Завьялов, 1990; В.Н. Курысь, 2001 и др.). При этом важно отметить, что усиление образовательной направленности физкультурной работы не означает противопоставление задачам физического развития, тренировки и укрепление здоровья. Напротив, это способствует более эффективному решению рассматриваемых задач. Современные теоретические исследования и сложившаяся практика физической культуры убедительно свидетельствует о том, что отсутствие знаний о самостоятельной организации физкультурных занятий во многом определяет уровень реального включения людей в физкультурно-спортивную деятельность (В.В. Приходько).

Без усвоения знаний не возможен ни один акт сознательной деятельности человека по освоению двигательных умений, практическому использованию их с целью укрепления здоровья и физического развития. Не зная закономерностей движений, способов выполнения физических упражнений, не понимая сути тренировочного эффекта, не возможно рационально организовать процесс самосовершенствования.

Цель исследования предусматривала определение и экспериментальное апробирование педагогической модели формирования положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом у школьников общеобразовательных школ.

В процессе исследований было установлено, что важнейшим стимулом интереса подростков к физической культуре и спорту выступает фактор значимости знаний, двигательных навыков и умений, которые приобретаются, ценностной природы решаемых задач, действий, которые выполняются. Этот стимул вытекает из необходимости в любой деятельности целе-полагания.

В обучении, как это показано исследованиями, цель чаще всего определяется учителем. Широкое использование самостоятельных работ, которые требуют от учеников активного поиска, оперирования обобщенными умениями, творческого решения, было на протяжении всего исследования важнейшим стимулом и для развития интереса к обучению, и для познавательной активности школьника в сфере физической культуры и спорта. Познание учениками своих возможностей происходило под влиянием общения, которое также есть сильным стимулом развития познавательного интереса.

Нами установлено, что базовым фактором, который влияет на развитие познавательного, да и любого интереса, есть успех, который вызывает положительные переживания, удовлетворение собой, чувство собственного достоинства. Успешная деятельность всегда стимулирует свое продолжение.

В связи с этим, опираясь на основные научные положения теории профессора В.Г. Григоренка «Мотивированного деференциально-интегрального влияния педагогических факторов» мы постоянно обеспечивали положительное подкрепление результатов деятельности подростков на уроках физической культуры и в учебно-тренировочном процессе.

Основными формами подкрепления успешной деятельности были: психофункциональные тесты, контрольные физические упражнения, подвижные игры, соревнования, вербальная оценка учителем физической культуры, тренером-преподавателем, результаты контроля и самоконтроля биомеханических, биокинематических и динамических параметров техники физических упражнений. При этом мы использовали такие критерии оценки: а) уровень автоматизма техники физических упражнений (ТФУ); б) уровень рациональности и устойчивости ТФУ относительно усталости; в) уровень вариативности ТФУ в изменяющихся условиях (ситуационный тип двигательных задач); г) норматив, результат решения двигательной задачи.

Дополнительно к этому мы постоянно актуализировали значение личности педагога в формировании положительного переживания. С этой целью на протяжении исследования мы добивались того, чтобы учитель выступал перед учениками объектом их интереса в обучении, чтобы в нем они видели носителя интересного обучения и информации.

В процессе исследований было установлено, что подростки не должны быть пассивными объектами влияния учителя, необходимо, чтобы они сами проявляли активность, направленную на овладение учебным материалом.

В связи с этим, перед учителем возникает задача всеми имеющимися в его распоряжении способами и средствами обеспечить высокую учебную активность школьников, положительную мотивацию. Для этого учитель должен формировать интерес к занятиям физическими упражнениями, целеустремленность учеников к развитию у себя волевых, психических и физических качеств, вызывать у школьников удовлетворение от уроков физической культуры. Важно при этом придерживаться дидактических принципов, которые обеспечивают не только успешное обучение, но и укрепление здоровья школьников. В процессе исследования активность, которую проявляли школьники во время занятий, мы разделяли на познавательную и двигательную: познавательная активность связана с проявлением учениками внимания, восприятием ними учебного материала, с осмысливанием информации, с его запоминанием и воспроизведением; двигательная активность связана с непосредственным выполнением физических упражнений. При познавательной, и при двигательной активности нас, интересовала психическая активность, которая находит интенсивное отображение в моторной активности подростков.

Беспокоясь о повышении активности учеников на уроке, важно руководить этой активностью, подчинять ее педагогической задаче, то есть стимулировать организованную активность школьников, строить урок таким образом, чтобы у них не было повода и времени проявлять неорганизованную активность. Нами установлено, что чем большее место занимает первый вид активности, тем выше организация урока. При неудовлетворительной организации урока свыше половины движений, действий, осуществляемых учениками, не совпадает с задачами урока. С целью профилактики этого явления на вводно-мотивационном этапе была реализована такая методическая установка: организованная двигательная активность школьников определяет моторную плотность урока физической культуры, но при этом достижение высокой моторной плотности урока не должно быть самоцелью для учителя физической культуры.

Во-первых, надо исходить из задач урока: повышение двигательной активности школьников не должно вредить их познавательной активности.

Во-вторых, нужно учитывать ограниченные физические возможности школьников, необходимость для них периодов отдыха после выполнения серии физических упражнений, поэтому общая педагогическая плотность уроков находилась в пределах 85-90%, а моторная -55-60%.

В процессе исследования нами установлено, что интересы школьников к уроку физической культуры были разными. Это и стремление укрепить здоровье (79,3 %), сформировать осанку (59,3 %), это и желание развить двигательные и волевые качества (87,5 %). Интересы мальчиков и девочек разные: девочек чаще всего интересует красивая конституция тела (85,3 %), гибкость, утонченность, движения и походка (68,9 %), реже - развитие скорости (35,7 %), выносливость (49,1 %), сила (45,6 %). Мальчики же хотят развить силу (87,3 %), выносливость (75,1 %), скорость (54,3 %), ловкость (38,5 %).

Наши исследования показали, что интерес - явление динамическое, так как постоянно изменяется значимость привлекательных сторон физической культуры с возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще, то подростки занимаются физическими упражнениями уже с какой-то конкретной целью. У старшеклассников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, то есть с подготовкой себя для конкретной профессиональной деятельности.

Результаты проведенных экспериментов показали довольно высокий уровень эффективности разработанной комплексной программы формирования у школьников мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом: 82,7 % (М) и 79,9 % (Д) исследуемых экспериментальных групп начали систематические занятия (К: М-37,5 %, Д-28,5 %, 1=11,3, Р<0,001); показатель пропуска занятий снизился у мальчиков на 83,4 %, у девочек на 84,9 % (К: М-22,5 %, Д-31,6 %, 1=10,7, Р<0,001); 86,5 % (М) и 81,9 % (Д) избрали основными формами физического совершенствования уроки физической культуры и секции (К: М-10,8 %, Д-9,5 %, 1=12,6, Р<0,001); показатель информированности увеличился в экспериментальных группах до 89,8 % (М) и 86,7 % (Д), а в контрольных он достигал уровня 31,5 % (М) и 26,8 % (Д), показатель 1=14,2, Р<0,001; уровень аргументации в экспериментальных группах вырос до 90,3 % (М) и 89,9 % (Д), а в контрольных находился в границах 18,2 % (М) и 15,4 % (Д), 1=11,8, Р<0,001; профессиональная привлекательность деятельности «учителя физической культуры», «тренера-преподавателя» выросла до 38,5 % (М) и 20,9 % (Д), (К: М-4,2 %, Д-2,4 %, 1=13,6, Р<0,001); 92,4 % (М) и 96,3 % (Д) исследуемых экспериментальных групп критически относятся к уровню своего физического развития и хотят укрепить здоровье, а также усовершенствовать конституцию своего тела, а в контрольных - этот показатель на уровне 22,5 % (М) и 19,8 % (Д), 1=17,1, Р<0,001; 87,5 % (М) и 93,4 % (Д) экспериментальных групп избавились от вредных привычек (табакокурение, алкоголь), в контрольных - этот показатель равнялся у мальчиков 22,6 %, а у девочек 18,4 % (1=13,5, Р<0,001).

По показателям функциональной диагностики в экспериментальных группах состоялось статистически достоверное перераспределение исследуемых согласно показателей здоровья: 69,0 % (М) и 60,7 % (Д) отнесены к группе с «высоким уровнем» (К: М-9,5 %, Д-7,5 %, 1=10,4, Р<0,001); 21,3 % (М) и 30,3 % (Д) имеют «средний уровень» (К: М-30,0 %, Д-29,5 %, 1=12,8, Р<0,001); 10,0 % (М) и 9,3% (Д) отнесены к группе с «низким уровнем2 (К: М-60,5 %, Д-63,5 %, 1=15,8, Р<0,001).

Формирование доминирующих мотивов является могущественным фактором, который стимулирует систематическую интегральную физическую и психическую деятельность подростков в области физической культуры и спорта.

Статья поступила в редакцию 20.08.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.