Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со школьниками в досуговой деятельности'

Социально-педагогические условия спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со школьниками в досуговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1541
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / УСЛОВИЯ / СИСТЕМА / СРЕДА / ОРГАНіЗАЦіЯ / УПРАВЛіННЯ / УМОВИ / СЕРЕДОВИЩЕ / ORGANIZATION / MANAGEMENT / CONDITIONS / SYSTEM / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванченко С. Г.

В статье обоснована структура социально-педагогических условий организации досуговой деятельности школьников общеобразовательной школы подросткового возраста. Представлены научно-практические принципы организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с подростками в досуговой деятельности. Обоснованы социально-педагогические механизмы взаимодействия социальных институтов общества в организации системы досуговой деятельности школьников общеобразовательной школы, направленной на развитие спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы. Изложены организационно-педагогические подходы к реализации психолого-педагогического сопровождения и организации самостоятельной деятельности подростков в условиях спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванченко С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socially educational conditions of sportive and physical cultural sanitation work with schoolchildren at leisure time

The article deals with the structure of socially educational conditions of organizing leisure activity of teen-agers. The author represents the scientifically practical principles of organizing sportive and physical cultural sanitation work with teen-agers at leisure time. Socially educational mechanisms of interaction of social institutions in organizing the system of leisure activity of schoolchildren aimed at developing sportive and physical cultural work are based. The author gives an account of practically educational approaches in realizing and organizing independent activity of teen-agers in conditions of sportive and physical cultural work.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со школьниками в досуговой деятельности»

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СПОРТИВНО -МАССОВОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Иванченко С.Г.

Славянский государственныйпедагогический университет

Аннотация. В статье обоснована структура социально-педагогических условий организации досуговой деятельности школьников общеобразовательной школы подросткового возраста. Представлены научнопрактические принципы организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с подростками в досуговой деятельности. Обоснованы социально-педагогические механизмы взаимодействия социальных институтов общества в организации системы досуговой деятельности школьников общеобразовательной школы, направленной на развитие спортивно-массовой и физкультурнооздоровительной работы. Изложены организационно-педагогические подходы к реализации психолого-педагогического сопровождения и организации самостоятельной деятельности подростков в условиях спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы.

Ключевые слова: организация, управление, условия, система, среда.

Анотація. Іванченко С.Г. Соціально-педагогічні умови спортивно-масової та фізкультурно-оздоровчої роботи з учнями в дозвільній діяльності. У статті обґрунтовано структуру соціально-педагогічних умов організації дозвільної діяльності учнів загальноосвітньої школи підліткового віку. Представлені науково-практичні принципи організації спортивно-масової і фізкультурно-оздоровчої роботи з підлітками в дозвільній діяльності. Обґрунтовано соціально-педагогічні механізми взаємодії соціальних інститутів суспільства в організації системи дозвільної діяльності учнів загальноосвітньої школи спрямованої на розвиток спортивно-масової і фізкультурно-оздоровчої роботи Викладені організаційно-педагогічні підходи до реалізації психолого-педагогічного супроводу і організації самостійної діяльності підлітків в умовах спортивно-масової і фізкультурно-оздоровчої роботи.

Ключові слова: організація, управління, умови, система, середовище.

Annotation. Ivanchenko S.G. Socially educational conditions of sportive and physical cultural sanitation work with schoolchildren at leisure time. The article deals with the structure of socially educational conditions of organizing leisure activity of teen-agers. The author represents the scientifically practical principles of organizing sportive and physical cultural sanitation work with teen-agers at leisure time. Socially educational mechanisms of interaction of social institutions in organizing the system of leisure activity of schoolchildren aimed at developing sportive and physical cultural work are based. The author gives an account of practically educational approaches in realizing and organizing independent activity of teen-agers in conditions of sportive and physical cultural work.

Key words: organization, management, conditions, system, environment.

Введение.

Системно-аналитические исследования в сфере массовой физической культуры Украины показали отсутствие ощутимого прогресса. Материально-технические, организационно-управленческие, финансовые ресурсы и кадровый потенциал массовой физической культуры используются по традиционным не эффективным управленческим схемам [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10]. Причиной неудовлетворительногосостояния физкультурнооздоровительной работы со школьниками многие исследователи считают крайне низкий уровень социально-педагогической организации их досуговой деятельности [1, 3, 4, 5, 6, 9, 10].

Социально-педагогические исследования В.Г. Григоренко [5, 6], Т.Ю. Круцевич [8, 9] доказали, что возникающие задачи, по мере развития и расширения социально-педагогической и материально-технической базы массовой физической культуры и физкультурно-оздоровительной работы в условиях досуговой деятельности человека, неуклонно усложняются. Так, В.Г. Григоренко [5, 6] аргументированно доказал, что современному школьнику занимающемуся физическими упражнениями, спортом требуются не просто методические рекомендации по двигательной активности и комплексы общеразвивающих упражнений, а также программы, технологии, методики, которые позволяли бы учитывать его индивидуальные соматические, психомоторныеи психоэмоциональные особенности.

Анализ научных работ в области использования физической культуры и спорта в условиях досуговой деятельности школьников позволил установить, что большая часть этих трудов посвящена вопросам общей концепции здорового способа жизни и физической культуры, как элемента культуры личности, а также обсуждению результатов различных социально-педагогических исследований, опросов молодежи для уточнения параметров и показателей их здорового образа жизни и физической культуры[1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10].

Изложенное состояние проблемы, организации досуговой деятельности школьников в аспекте их физического воспитания, спортивной подготовки и физкультурно-оздоровительной работы, обусловило необходимость трансформации государственного образовательного стандарта по предмету «физическая культура) в систему их массовой физической культурыи физкультурнооздоровительной работы [2, 3, 4, 5, 6, 8, 10].

Многие исследователи (Г. Л. Апанасенко; Л.В. Волков; В.П. Г оращук В.Г. Г ригоренкц Л.П. Иванченко; Т.Ю. Круцевич) аргументированно утверждают, что эффективная трансформация этих стандартов может быть достигнута на основе разработки специальных социально-педагогических условий практической реализации

форм физической культуры и физкультурнооздоровительной работы школьников в условиях их досуговой деятельности.

Тема исследования входит в содержание плана научно-исследовательской работы Славянского государственногопедагогическогоуниверситета, который выполняется кафедрой теоретических, методических основ физического воспитания и реабилитация - Научно-практические основы совершенствования учебных и внеклассных форм физического воспитания, физкультурнооздоровительной работы (номер регистрации 0922И194809).

Формулирование целей работы

Базовой целью статьи было научное обоснование системы социально-педагогических условий спортивномассовой и физкультурнооздоровительной работы со школьниками в структуре их досуговой деятельности

На основе содержания цели работы были сформулированы следующие задачи исследования:

1.Изучить организационно-педагогические параметры системной организации досуговой деятельности школьников

2.Разработать систему социально-педагогических условий эффективной реализации спортивно-массовой физической культуры и физкультурно-оздоровительной работы школьников в структуре их досуговой деятельности;

3.Обосновать научно-практические пути разработки эффективных форм спортивно-массовой и физкультурнооздоровительной досуговой деятельности школьников

Для решения поставленных задач работы нами были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация; эмпирические - педагогические наблюдения, анкетирование, тестирование, методы математической статистики.

Методологической основой исследования является концепция мотивированных дифференциальноинтегральных оптимумов воздействия социально-педагогических факторов в психофизическом развитии человека (В.Г. Григоренкс) согласно основным теоретическим положениям которой досуговую деятельность школьников мы изучали в следующих аспектах:

• деятельность школьников носит системный характер и детерминируется его мотивационно -потребностной сферой;

• организационно-педагогические формы спортивно-массовой и физкультурнооздоровительной досуговой деятельности школьников эффективно реализуются только в условиях стабильной образовательновоспитательной среды (комплементарная интеграция организационно-педагогических форм);

• образовательный, воспитательный, оздоровительный и мотивационный эффект в досуговой деятельности школьников достигается только при условии оптимального воздействия педагогических факторов

Исследования проводились на базе общеобразовательных школ №1, 12 города Славянска и спортивного физкультурнооздоровительного центра «Олимп» города Краматорск Донецкой области.

Результаты исследо вания.

Системно-аналитический подход к теоретическому исследованию организационно-педагогических основ досуговой деятельности школьников позволил нам уточнить определение этого педагогического явления. Досуговую деятельность школьниковмы рассматривали как комплексную педагогическую форму организации свободного от обязательных учебных занятий времени, которое используется для игр, прогулок, спорта, физкультурнооздоровительных занятий, занятий искусством техникой и другими полезными видами деятельности по собственному выбору и влечению школьников Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы школьники досуг проводили разумно и целесообразно, чтобы он развивал их личностные качества, запросы и творческие наклонности, формировал здоровье и здоровый способ жизни. Особое значение имеет целесообразность организации досуговой деятельности школьников в выходные дни и во время каникул физкультурно-оздоровительные занятия, занятия спортом, соревнования, туризм, закаливающие процедуры, просмотр соревнований и т.д.

Таким образом, досуговую деятельность школьников мы рассматривали как основную социальнопедагогическую детерминанту физкультурно-оздоровительной работы учащихся общеобразовательных школ У краины

На основе сущностной характеристики досуговой деятельности школьников были разработаны организационные социально-педагогические условия повышения ее эффективности

Развитие познавательных способностей и творческого потенциала, учащихся в сфере физической культуры спортивной подготовку физкультурнооздоровительных работы, гигиены, валеологии, адаптивного физического воспитания, ориентация школьниковна мотивированное усвоение знаний, двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей, совершенствование фонда жизненно-актуальных двигательных действий, формирование соматического здоровья, здорового способа жизни мы рассматривали как первое социально-педагогическое условие оптимальной реализации досуговой деятельности школьников

Рациональное сочетание классно-урочной, внеклассной и внешкольной форм физкультурно оздоровительной и спортивно-массовой работы, которое ориентировано на максимальный уровень удовлетворения потребностей и интересов школьников в сфере этих социально-педагогических видов деятельности, формирование у них сознательной потребности систематически заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, относится к своему здоровью как к личностно-социальной

ценности, мы рассматривали как второе социально-педагогическое условие эффективной реализации досуговой деятельности учащихся общеобразовательной школы

Третьим социально-педагогическим условием оптимальной реализации досуговой деятельности школьников мы определили рассмотрение здоровья учащихся общеобразовательной школы как высшей личностно-социальной ценности на основе которого осуществляется социальная самореализация личности.

В границах четвертого социально-педагогического условия оптимальной реализации досуговой деятельности школьников мы рассматривали достижение каждым из них значимого учебно-тренировочного эффекта, развития психомоторных возможностей, формирования резестентности организма, позитивной мотивации к систематическим занятиям физической культурой

Систематизированные социально-педагогические условия формируют особо значимый педагогический подход, который определяет интегральную направленность учебно-воспитательного процесса в школе и досуга на всестороннее развитие личности и ее самоопределение во время творческого овладения знаниями и способами двигательной, физкультурнооздоровительноц спортивной деятельности В связи с этим содержание физического воспитания школьников мы рассматривали как органическое единство двух основных социальнопедагогических компонентов - ориентационно-информационного и креативно-деятельностного Первый компонент призван создать у школьников целостное представление о физической культурекак элементе общей культуры человека, общества Формирование этого представления достигается путем овладения каждым школьником основ знаний о всестороннем развитии личности, с опорой на материал таких наук, как теория и история физической культуры, спортивной подготовки, гигиена, валеология, физиология, психология, биомеханика, а также раскрытие общественно-социальных связей «человек-человек», «человек-общество», «человек-государство), «человек-производство), «человек-природа».

Второй компонент ориентирует процесс физического воспитания на творческое усвоение школьниками способов двигательной, физкультурнооздоровительной и спортивной деятельности

В контексте изложенных социально-педагогических условий организации досуговой деятельности школьников мы совершенствовали систему их физического воспитания путем разработки конкретных вариантов учебных и досуговых программ, которые были структурированы с учетом интересов учащихся и профессиональных возможностей педагогов Эти программы состояли из двух частей - базовой (обязательной) и вариативной (дифференцированной).

Базовая часть программы использовалась в качестве основы «общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры», а вариативная ее часть обеспечивала учет индивидуальных особенностей школьников региональных условий, специализации учителя, интересов учащихся, физкультурнооздоровительных и спортивно-массовых традиций города, села.

Содержание вариативной части программы ориентированной на формы досуговой деятельности школьников определялась школой и внешкольными учебно-воспитательными заведениями.

Так, например, для повышения уровня знаний в области физической культуры спорта, здорового образа жизни школьников и их обучения способам психофизическогосаморазвития была разработана педагогическая вариативно-блочная технология, которую успешно внедрила в систему досуговой деятельности учащихся общеобразовательной школы №1 города Славянска Донецкой области педагог Р.Н. Кищак. Воспитательнооздоровительные блоки этой технологии направлены на интенсивное формирование у школьников недостающих знаний и умений в области физической культуры спортивной подготовки адаптивного физического воспитания, формирования здорового образа жизни, использования современных физкультурно оздоровительных технологий, тренажеров, самостоятельных занятий физическими упражнениями, закаливающими процедурами в период отдыха и канику л Проводятся эти блоки 4 раза в неделю после уроков в течение 40-45 минут. Содержание блоков разрабатывается с учетом возрастных особенностей школьников Применяются эти блоки отдельно для школьников младшей, средней и старшей возрастных групп - учащиеся слушают небольшие лекции, просматривают короткометражные фильмы о здоровом образе жизни, вреде курения, употребления алкоголя и наркотиков знакомятся с новинками специальной литературы Блочновариативная технология предполагает участие в этой работе и родителей.

Реализация разработанных социально-педагогических условий организации досуговой работы школьников обусловила необходимость внедрения в систему их физического воспитания специальной коррекционной программы, которая являлась частью вариативного компонента государственной программы «физическая культурав школе».

Организационно-педагогическая схема работы по этой программе со школьниками выглядит следующим образом.

В начале учебного года проводилось детальное обследование и тестирование каждого школьника На основе специально разработанной анкеты (В.Г.Григоренко 5) проводился социологический опрос учащихся средних и старших классов для получения информации об оценке самими школьниками уровня физического развития, двигательной подготовленности состояния соматического и психического здоровья, позитивной мотивации к систематическим занятиям физической культурой к здоровому образу жизни.

С учетом этой информации разрабатывали индивидуализированную технологию физкультурно оздоровительной работы с каждым школьником Прежде всего, до каждого из них доводилась полученная информация о его здоровье, физической подготовленности и психоэмоциональных его особенностях. Такой организационно-педагогический подход позволял внести определенную коррекцию в сложившийся у них образ

своего физического и психического «Я», в свою самооценку различных параметров психофизического развития, которая часто бывает у них ошибочной и негативно влияющей на их отношение к физкультурно оздоровительной и спортивной деятельности в условиях досуга

Затем школьникам разъясняли, каким образом с помощью специальных физических упражнений, двигательных режимов, тренажеров можно эффективно исправить выявленные у них недостатки психофизического развития и состояния здоровья. Вместе с тем каждому школьнику разъясняли, что его ожидает в будущем, если он не будет систематически заниматься коррекцией своего психофизического развития с помощью средств и методов физической культуры После реализации этих ценностных ориентаций школьники приступали к выполнению специальных коррекционно-развивающих двигательных программ в условиях досуга

Помимо групповых занятий каждому школьнику предоставлялась возможность индивидуально, в удобное для него время, позаниматься самостоятельно в специально организованных условиях школы или внешкольного физкультурнэоздоровительногц спортивного учреждения

Помимо формирования у школьников определенных знаний, навыков и умений связанных с физической культурой значительное внимание уделялось расширению их знаний и умений касающихся таких аспектов здорового образа жизни, как культурыпитания, отдыха, восстановления после учебно-трудовой и спортивной деятельности, профилактике вредных привычек, закаливания организма и т.д.

В структуре этой программы особую позицию занимали комплексные образовательно-воспитательные мероприятия, которые объединяли различные педагогические формы физического воспитания школьников (туризм, подвижные игры, спортивные соревнования). Каждое комплексное организационно-педагогическое мероприятие имело свою тематику, которая мотивировала деятельность школьников Например: «Природа и мы», «экология и человек», «Живые страницы истории У краины», «Олимпиады древности», «Козацкий гарт», «Г ородскоеориентирование», «Природа мать человечества», «Мы наследники учения П. Иванова» и т.д.

Комплексные социально-педагогические мероприятия включали программу соревнований, которая была структурированав 6 этапов:

• Первый этап - обязателен для всех комплексных заданий независимо от тематики: командный бег на дистанцию 500м, команда включает 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек. Все участники стартуют одновременно. Результат командного бега определяется по сумме времени первого и последнего участника команды Победители в командном беге определяются по наименьшей сумме времени в каждой группе классов.

• Второй этап - прохождение контрольных пунктов с лимитом времени 1ч.30мин. На каждом контрольном пункте (всего их 10) команды участвующие полным составом, получают задание по истории, литературе, географии, математике, биологии, экологии, медицине, туризму, музыке и физической культуре На первых 9 пунктах, дается по 5 заданий-вопросов (за каждый правильный ответ начисляется 1 очко, затем очки суммируются), а на 10 пункте - задание по физической культуре (например, метание в цель: метают два человека, мальчик и девочка; победитель определяется по сумме максимальных результатов). За лучший командный результат по сумме набранных очков дается 10 баллов, за 2 место - 8 баллов, за 3 место - 7 баллов и т.д.

• Третий этап - конкурс художников, в котором участвуют 2 человека от команды Участники конкурса выполняют рисунки на асфальте, фанере, ватмане - в зависимости от темы. Контрольное время выполнения 1 час. Победители определяются по качеству выполненных работ.

• Четвертый этап - спортивный конкурс, в котором от каждой команды участвуют 2 мальчика и 2 девочки (число участников может быть увеличено). Программа конкурса включает в себя: подтягивание у мальчиков, сгибание и разгибание рук в упоре лежа у девочек. Победители определяются по группам классов по наибольшей сумме выполненных упражнений членами каждой команды

• Пятый этап - конкурс эмблемы, газет и девиза команды, участвуют по 3 человека

• Шестой этап - эстафетный бег : 8 х 200м. В команде 4 мальчика и 4 девочки Победителем считаются команды показавшие лучшее время по группам классов (по наименьшей сумме мест, занятых во всех 6 этапах соревнований).

Реализация коррекционно-развивающих вариативно структурированных программ позволила нам в городе Славянске на материально-технической базе общеобразовательных школ № 1, 5, 8, 12, 15, 17 создать спортивные секции по общей физической подготовке баскетболу, волейболу, футболу, дзю-до, у-шу, шахматам, ритмической гимнастике, аэробике, корригирующей гимнастике, легкой атлетике, пауэрлифтингу, спортивной борьбе, спортивной гимнастике, которые широко использовались в организации досуговой деятельности школьников.

Изложенные социально-педагогические условия и программно-технологические основы организации досуговой деятельности школьников были реализованы в общеобразовательных школах № 1, 5, 8, 12, 15, 17 города Славянска, в работе Дворца детского спорта «Олимп» города Краматорска Донецкой области в период с 2006 по 2008 год.

Внедрение в образовательно-воспитательную среду разработанных социально-педагогических условий и программно-нормативной основы организации досуговой деятельности школьников позволило получить

данные которые подтверждают эффективность предложенных научно-технологических подходов к оптимизации физического воспитания учащихся общеобразовательных школ (таблица 1).

Таблица 1

Динамика показателей состояния здоровья школьников г. Славянска под воздействием экспериментальных социально-педагогических условий их досуговой деятельности (п=1700)

Возраст (лет) 1 группаздоровья -практически здоровых, % 2 группа группа здоровья -риска, % 3 группа здоровья -хронически больные, %

до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента

11-12 40,8 59,1 50,2 37,4 9,0 3,5

13-14 35,6 55,5 54,3 37,5 9,1 7,0

15-16 33,8 62,6 53,9 30,2 12,3 7,2

Как показывают результаты эксперимента (таблица 1), при оптимальной социально-педагогической организации физкультурнэоздоровительной и спортивно-массовой работы в условиях досуговой деятельности школьников можно добиться значительных успехов в деле укрепления здоровья подрастающего поколения в современных непростых социально-экономических условиях

Выводы.

Результаты исследования и их теоретическая интерпретация позволили сформулировать следующие выводы:

Рациональное сочетание базовой и вариативной частей содержания физического воспитания включающего формы досуговой деятельности школьников общеобразовательных школ позволяет снять существующие противоречия между интересом, социальным заказом общества и индивида. Внедрение разработанных социально-педагогических условий организации досуговой деятельности школьников общеобразовательной школы повышает значимость физической культуры в формировании здорового образа жизни учащейся молодежи, более полно удовлетворяет их потребности в самопознании и самосовершенствовании, создает большие возможности для творческих поисков нетрадиционных форм организации физического воспитания, физкультурно-оздоровительной работы в условиях досуговой деятельности школьников, оптимальной их подготовки к социально-профессиональному самоопределению.

Перспективу дальнейших исследований проблемы организации досуговой деятельности школьников мы видим в изучении научно-технологических аспектов интеграции организационно-управленческих, материально-технических, финансовых, кадровых ресурсов, системной реализации досуговой деятельности учащихся общеобразовательных школ на региональном уровне.

Литература

1. Апанасенко Г.Л. Валеология на рубеже веков // Валеология - 2001. - № 1. - С. 4 - 12.

2. Ведмеденко Б.Ф. Виховання в учнів звички займатися фізкультуроюта спортом // Педагогіка і психологія - 1995. - № 1. - С. 109 - 113.

3. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. - К.: Олимп. лит., 2002. - 296 с.

4. ГоращукВ.П. Культура здоровья личности и ее сущность // Ціннісні пріоритети освіти у ХХІ столітті: Матеріали міжнар. наук-практ. конф. 11 - 13 листоп 2003 р. - Ч. 3. - Луганськ: Альма-матер, 2003. -С. 216 - 224.

5. Григоренко В.Г. Теоретические и методические аспекты оптимизации профессиональной подготовки учителя физической культуры - М.: Изд-во ФСИ России, 1992. - 141 с.

6. Григоренко В.Г. Теория дифференциально-интегральных оптимумов педагогических факторов в физической и социальной реабилитации человека - М.: Изд-во ФСИ России, 1993. - 170 с.

7. Иванченко Л.П. Обоснование эффективности комплексной программы формирования у подростков мотивации к систематическим занятиям физической культуройи спортом // Ціннісні пріоритети освіти у ХХІ столітті: Матеріали Міжнар. наук-практ. конф. 11 - 13 листоп 2003 р. - Ч. 3. - Луганськ: Альма-матер, 2003. - С. 237 - 241.

8. Круцевич Т.Ю. Приоритетные мотивы подростков к занятиям физической культуройи спортом // Наук зап. Тернопіл держ. пед. ун-ту. - 2000. - № 7: Педагогіка. - С. 96 - 103.

9. Круцевич Т.Ю., Безверхняя Г.В. Формирование мотивации к занятиям физической культуройи спортом в школьном возрасте // Олімпійський спорт і спорт для всіх: проблеми здоров’я, рекреації, спортивної медицини та реабілітації: IV Міжнар. наук конгрес. - К., 2000. - С. 117 - 122.

10. Основи національного виховання: Концептуальні положення - К.: Інформ. - вид. центр ,,Київ”, 1993. -Ч.1. - 152с.

Поступила в редакцию 07.04.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.