Ситник Владислав Николаевич, Институт прокуратуры СГЮА (г. Саратов)
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ «ПРОКУРОР БУДУЩЕГО: НА ПУТИ К СОВЕРШЕНСТВУ, МИНУЯ ПРЕГРАДЫ»
Современное общество чрезмерно подвержено огромному количеству изменений, которые обусловлены огромным количеством обстоятельств. Многое, что казалось стабильным, прочным нерушимым уходит на второй план ввиду своей малоэффективности и нецелесообразности. Исключением в этом плане является деятельность, связанная с обеспечением и реализацией прав и свобод человека и гражданина, защитой его интересов. Указанная деятельность вот уже триста лет возложена на органы прокуратуры Российской Федерации, которая за время своего существования претерпела огромное количество изменений различного рода.
Указанные изменения продолжаются и сейчас, под влиянием, как уже было отмечено динамически развивающегося общества, органы прокуратуры не могут позволить себе регрессивную или стагнационную стратегию развития. Именно поэтому важно обеспечить динамический план развития органов прокуратуры, который не только бы позволил повысить эффективность уже осуществляемых процессов, но и предложить новшества, обеспечивающие качественное развитие надзорной деятельности в нашем государстве. Именно поэтому целью настоящего исследования выступает изучение, систематизация и предложение новых способов и механизмов совершенствования деятельности
прокуратуры в перспективе ее дальнейшего развития.
Автором предлагается освещение трех основных направлений деятельности, каждый из которых является по своему важным для формирования идеальной «Прокуратуры будущего». Вместе с тем, комплекс предлагаемых изменений
позволит качественно усовершенствовать деятельность прокуратуры по разным направления. На основании этого, предлагается рассмотреть
совершенствование деятельности органов прокуратуры по следующим направлениям:
- кадровые (организационные) вопросы;
- совершенствование прокурорской деятельности и нормативного регулирования;
- цифровизация и информатизация деятельности прокуратуры.
Кадровые (организационные) вопросы.
В настоящее время среди всего правозащитного аппарата, которым обладает государство органы прокуратуры занимают особое место. Мы в свою очередь убеждены, что сотрудники органов прокуратуры - основной правозащитный актив, имеющийся у государства. От профессионализма, стойкости,
компетентности и уровня подготовки, зависит обеспечение законности и правопорядка в нашем государстве.
Изначально следует отметить, что всеми учебными заведениями,
осуществляющими подготовку кадров для Генеральной прокуратуры РФ,
обеспечивается высокий уровень теоретических и практических знаний. Вместе с тем, подготовка будущих сотрудников прокуратуры не затрагивает психологические аспекты формирования определенных качеств и навыков. Прежде всего речь идет о следующих навыков, которые следует отнести к такой категории как soft skills:
- навыки коммуникации как среди профессионального сообщества, так и при обращении граждан;
- воспитание стрессоустойчивости;
- тайм менеджмент, т.е. рациональное распределение обязанностей в течении рабочего времени.
Несмотря на то, что каждый из данных компонентов имеет огромное значение в профессиональной деятельности
прокурора, их развитию на настоящий момент времени не уделяется достаточного внимание. Если коммуникацию прокурорский работник учится
выстраивать посредством своего личного опыта и наблюдения за деятельностью других сотрудников (что не всегда имеет место быть), то стрессоустойчивость и тайм менеджмент, как правило, вовсе остается вне поле зрения профессионального развития.
В конечном счете это приводи к тому, что как молодые, так и опытные специалисты не всегда способны справиться с огромным объемом работы, что в свою очередь сказывается на формировании в дальнейшем
профессионального выгорания, снижения уровня работоспособности и как итог утечки кадров из органов прокуратуры. Подтверждением является проведенный анализ среднего возраста прокурорских работников в таких областях как Саратовская, Новгородская, Ульяновская составляет, где она составляет в среднем 32-35 лет. Имеются и положительные примеры: так, во Владимирской области -средний возраст составляет 29 лет.
С целью выявления обстоятельств оттока молодых специалистов было проведено социологическое исследование, направленное на выявление сложностей молодых специалистов при
трудоустройстве. Данные исследования отражены на графике (Приложение 1).
Сложности после трудоустройства
■ Сложности после трудоустройства
45
Все вышеизложенное является следствием того, что в настоящее время имеются очевидные проблемы, связанные с адаптацией, психологической подготовкой и поддержкой молодых и зрелых специалистов, повышению уровня их профессионализма.
Решением представленных проблем служит:
Во-первых, совершенствование
института наставничества, которая в настоящее время не совсем эффективно реализуется на практике в силу различных обстоятельств. К числу таких обстоятельств относится
профессиональная занятость самих наставников и нежелание осуществлять помощь в адаптации.
В целях обеспечения эффективности института наставничества мы предлагаем:
1. Повысить контроль за реализацией наставничества посредством отчетности в кадровый отдел областной прокуратуры.
2. Обеспечить финансовое поощрение наставников.
3. Предусмотреть возможность привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя структурного подразделения, прокурора
города/района за отсутствие организации либо недостаточно эффективную организацию наставничества.
Во-вторых, осуществление
психологической подготовки обучающихся ведомственных учебных заведений, посредством внесения изменений в учебный план с целью добавления элективных дисциплин, в рамках которых действующие прокурорские работники рассказывали о различных аспектах практической деятельности, сложностях и трудностях, которые возникают в процессе практической деятельности. Данные занятия позволят сформировать обучающимся адекватное и реальное понимание о дальнейшей
профессиональной деятельности и определиться с необходимостью прохождения службы в органах прокуратуры.
В-третьих, осуществление
психологической поддержки действующих сотрудников. Из проведенного
социологического исследования было выявлено, что путь молодого специалиста в прокуратуре сложен и тернист, однако это распространяется и на зрелых прокурорских работников, а потому проблема преодоления профессиональных кризисов актуальна для всех категорий работников:
1. Разработка и реализация психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности работников прокуратуры, которое содержит комплексы теоретических и практических занятий с работниками прокуратуры и включает диагностику, коррекцию и психолого-профессиональное консультирование работников.
2. Создание центров психологического консультирования прокурорских работников (меньше издержек, нежели при создании полноценной службы).
3. Оптимизация распределительной и руководящей деятельности прокурора города/района.
Прокурор города/района - лицо, осуществляющее координацию
деятельности соответствующего
структурного подразделения и
распределение обязанностей среди его сотрудников. На практике весьма часто встречаются районные и даже городские прокуратуры, в которых вследствие неэффективного распределения
обязанностей и контроля за их исполнением не обеспечивается выполнение показателей. Несмотря на то, что указанное носит больше именно частный характер в перспективе формирования «Прокуратуры будущего» необходимо исключить возможность любых частных указанных.
В целом, имеющиеся механизмы внутриведомственного контроля
представляются достаточными,
необходимо повышать эффективность их реализации. Предлагается осуществлять систематическое повышение
квалификации работников прокуратуры по вопросам управления коллективом и эффективным распределением
обязанностей с учетом профессионально-психологических качеств подчиненнных.
Совершенствование прокурорской деятельности и нормативного
регулирования.
Пожалуй, одним из показателей прокуратуры будущего будет то, как она будет быстро и эффективно адаптироваться под новые вызовы и угрозы, а также оперативно и всеобъемлюще осуществлять прокурорский надзор.
Среди наиболее востребованных направлений деятельности прокуратуры можно выявить:
1. Антикоррупционную деятельность прокуратуры;
Представляется необходимым также рассмотреть вопрос о возможности расширения категорий нормативных правовых актов, антикоррупционную экспертизу которых проводит прокурор. Это возможно посредством замены
императивной нормы ч.2 ст.3 ФЗ №1721, на диспозитивную, позволяющую прокурору произвести антикоррупционную
экспертизу в тех случаях, когда при наличии определенных оснований, он посчитает это необходимым и целесообразным.
Вместе с тем, в практике известны случаи, когда после положительных результатов антикоррупционной
экспертизы правовый акт будет содержать коррупциогенные факторы в связи с внесением в него в дальнейшем изменений или дополнений2. Поэтому возникает потребность в расширении полномочий прокурора в части проверки не только проектов нормативных правовых актов, но и поправок к ним, что с организационной стороны реализуемо посредством создания ведомственного реестра нормативно-правовых актов и их проектов, загрузка акта в который выступала бы обязательным этапом вступления его в законную силу.
Кроме того, не следует упускать из внимания и то обстоятельство, что повсеместное привлечение учебных, особенно ведомственных, и научных заведений сыграет положительную роль в подготовке профессиональных кадров для органов прокуратуры, что, в частности, может быть реализовано посредством организации на базе высших учебных заведений Антикоррупционных центров, осуществляющих антикоррупционную экспертизу силами профессорско-преподавательского состава,
подготавливающих профессионалов среди обучающихся и привлекающих частных экспертов на коммерческой основе. Данные центры могли бы выполнять также и просветительскую деятельность, организуя тематические мероприятия различного уровня.
2. Финансирование привлечения для участия в прокурорских проверках экспертов и специалистов.
В настоящее время в силу того, что прокуратура выступает в качестве бюджетного учреждения, при проведении прокурорских проверок при наличии объективной необходимости привлечь экспертов и специалистов (например, при проверке реализации Нац. проекта «Демография»), прокуроры на практике обращаются в образовательные учреждения либо
государственные/муниципальные органы власти, которые не всегда способны компетентно осуществлять, например, экспертную деятельность.
Именно поэтому, многими
практическими работниками
поддерживается идея о необходимости осуществления финансирования
привлечения экспертов и специалистов из частного сектора, что не только позволит сократить время проведения
соответствующих процедур, но и повысить их качество. Вместе с тем, предлагается установить несколько условий, при наличии которых, прокурор может обратиться к эксперту, либо специалисту на возмездной основе:
1. Проведение экспертизы и (либо) участие эксперта, либо специалиста является необходимым для полного и всестороннего проведения проверки.
2. Невозможность проведения экспертизы и (либо) участие эксперта, либо специалиста на безвозмездной основе.
3. Прокурорский работник с согласия прокурора города/района обоснует организационную и финансовую целесообразность проведения экспертизы и (либо) участие эксперта, либо специалиста на возмездной основе при проведении проверки.
4. Вступление прокурора в гражданский процесс с целью дачи заключения.
В настоящее время прокурор может вступить в гражданский процесс для дачи
1 Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ст. 6228.
2 Рассохин А.В. Правовые и организационные аспекты профилактики проявлений коррупции и
формирования антикоррупционного поведения у прокурорских работников // Юридическая наука. -2020. - № 3. - С. 96-101.
заключения в отношении определенной категории дел. К числу таковых, в частности, относятся дела о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью. Данное положение, по нашему мнению, неоправданно ограничивает полномочия прокурора, поскольку необходимость обеспечения публичных интересов должна исходить из сложности конкретного дела, относящегося к любой категории, в особенности, как справедливо отмечает Гришанин А. Ю., дел, затрагивающих интересы Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований3.
Поэтому, на основании исторического и зарубежного опыта, а именно ч. 1 ст. 41 Закона об утверждении ГПК РСФСР 1964 г.4, ст. 81 ГПК Республики Беларусь5, необходимо: либо предоставить суду право по своей инициативе привлекать прокурора к участию в деле по делам, которые представляют особую сложность или социальную значимость либо предоставить прокурору возможность вступать в процесс для дачи заключение по делу по своей инициативе
Цифровизация деятельности
прокуратуры.
В настоящий момент прокуратура РФ для оптимизации своей работы использует различные цифровые и электронные продукты. Актуальность сохраняет вопрос о целесообразности дальнейшего внедрения цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры РФ, о
преимуществах и недостатках их использования.
На заседании коллегии
Генпрокуратуры «О состоянии работы по рассмотрению обращений и приёму граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» было отмечено, что прокурорами для приема граждан активно используется видео-конференц-связь, а также было высказано мнение о необходимости шире использовать дистанционную форму общения с людьми6.
Наиболее заметным эффектом цифровизации выступает широкое применение органами прокуратуры официального сайта Генпрокуратуры, который наряду с имеющимся в социальной сети ВКонтакте сообществом используется для информирования граждан о деятельности органов прокуратуры, занимается освещением результатов деятельности и правовым просвещением, что позволяет обеспечить важный элемент - установление среды доверия.
Приоритетным направлением также выступает упрощение и ускорение процесса подачи обращения в органы прокуратуры посредством использования платформы «Госуслуги». Упрощение подачи обращений гражданами повышает их совокупное число, что увеличивает нагрузку на одного сотрудника органов прокуратуры, повышая стандарт работоспособности и продуктивности7. Кроме того, простота подачи заявлений неизбежно влечёт за собой увеличение
3 Гришанин А.Ю. Выступление прокурора в гражданский процесс для дачи заключения по делу: проблемные аспекты // Трансформация права в информационном обществе. 2019. С. 404-411.
4 Закон РСФСР от 11 июня 1964 г. «Об утверждении Гражданского процессуального кодекса РСФСР» // Ведомости Верховного Совета СССР и Съезда народных депутатов СССР. 1964. № 24. Ст. 407.
5 Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999 №238-3. https://kodeksy-
by.com/grazhdanskij_protsessualnyj_kodeks_rb.htm (дата обращения: 04.12.2022).
6 Вступительное слово Генерального
прокурора Российской Федерации на заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской
Федерации «О состоянии работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL:
https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=61404461 (Дата обращения 10.12.2022).
7 Колесов М.В. Цифровая трансформация -основной вектор оптимизации деятельности правоохранительных органов // Реализация Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры в современных условиях: сб. материалов круглого стола (Москва, 11 июня 2019 г.) / под общ. ред. Е.Ю. Лихачевой; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. М., 2019. С. 30.
числа необоснованных или «мнимых» обращений. Решением указанных сложностей представляется в создание в прокуратурах субъектах специальных отделов, занимающихся рассмотрением электронных обращений.
Наряду с перечисленными
направлениями представляется значимым дальнейшее совершенствование
документооборота. В этом направлении используются практически все имеющиеся в настоящий момент автоматизированные информационные комплексы и системы (АИК «НАДЗОР», АИС «Архивное дело ОП», АИК «КАДРЫ-ОП», АРМ «Статистика» и др.).
В связи с этим в Инструкцию по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации от 11 декабря 2018 г. был добавлен разд. 13 «Особенности работы с электронными документами», в котором определен порядок подписания электронных документов, их регистрации, который фактически выражается в необходимости дублировать данные на бумажных носителях, что только увеличивает объём работы, вызывая отторжение у работников прокуратуры и отвлекая их от основной деятельности. Для искоренения
сложившейся ситуации следует решить вопрос надежности электронной системы, поскольку основной причиной сохранения бумажного документооборота является риск сбоя любой из имеющихся автоматизированных систем или комплексов, что угрожает потерей сведений и необходимых данных.
В научном сообществе в контексте совершенствования информационно-
аналитических возможностей органов прокуратуры говорят о внедрении и использовании электронных уголовных дел, производств по делам об административных правонарушениях,
интерактивных электронных карт преступлений и правонарушений, технологий искусственного интеллекта по их выявлению и прогнозированию. Более того, в рамках повышения эффективности непосредственно прокурорского надзора в России обсуждается проект космической системы мониторинга «ОКО
ГОСУДАРЕВО», которая позволит в режиме онлайн получить доступ к данным спутникового наблюдения8.
В общей тенденции предложения идей по совершенствованию деятельности органов прокуратуры уместно рассмотреть возможность применения «смарт-контракта» в качестве компьютерного алгоритма автоматизированного
исполнения заданных условий,
использование которого в
административной сфере одобряется9. Данная технология способна стать эффективным способом обеспечения мер прокурорского реагирования, в частности, представления. Так, предлагается обеспечить представление такого рода алгоритмом, установив тем самым обязанность лица, в отношении которого вынесен прокурорский акт, предоставить в специально созданный реестр
документальное подтверждение
устранения представленных нарушений. В случае, когда обязанное лицо не загрузит соответствующие документы в
установленный срок, алгоритм
автоматически направит ответственному прокурорскому работнику уведомление о неисполнении требований либо типовой вариант постановления о возбуждении производства об административном правонарушении по ст. 17.7. КоАП РФ, либо, наоборот, уведомит об устранении выявленных нарушений, что станет поводом для оценки достаточности предпринятых мер.
8 Хатов Э.Б. Перспективы информационно -аналитической деятельности прокуратуры в условиях цифровой трансформации // Реализация Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры в современных условиях: сб. материалов круглого стола (Москва, 11 июня
2019 г.) / под общ. ред. Е.Ю. Лихачевой; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. М., 2019. С. 38.
9 Ахмедов А.Я., Волос А.А., Волос Е.П. Смарт-контракты в гражданском обороте: учебное пособие. Саратов: изд. центр «Наука», 2020. С. 70.
В связи с этим, несмотря на все преимущества процесса цифровизации, в деятельности прокуратуры следует обратить внимание и на недостатки такого влияния. Так, среди проблем процесса цифровизации можно выделить: проблему информационной безопасности; сложность материального обеспечения
фундаментального технического
переоснащения, а вместе с тем неравномерность технического оснащения, вызывающая сложности в использовании электронных систем, например, в удалённых регионах России; недоверии к техническим новшествам;
необоснованности цифровых технологий; повышение и без того высоких требований к прокурорским работникам; отсутствие прямого контакта с общественностью, что обуславливает безразличие к проблемам людей; информационную дезориентацию, которая выражается в восприятии статистики и работы на её повышение, а не на действительное улучшение обстановки в стране. Разумеется, приведённый перечень проблем едва является исчерпывающим, что обуславливает острую необходимость в торможении процесса цифровизации и
улучшении использующихся систем для внедрения последующих с учётом накопленного опыта.
Таким образом, трансформация прокуратуры в современных условиях выражается во множестве форм и направлениях, что имеет свои преимущества и недостатки, но в первую очередь отвечает требованиям времени. Дальнейшее совершенствование
деятельности органов прокуратуры должно носить комплексный и последовательный характер в целях не только эффективного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, но и оптимизация механизмов деятельности органов прокуратуры. Вместе с тем, достаточное внимание необходимо уделять цифровой трансформации органов прокуратуры России, которая должна проходить в условиях последовательного внедрения технологических достижений с учётом возможных недостатков и проблем, чтобы обеспечить качественное улучшение прокурорского надзора, избежав необоснованного внедрения технологий, способного только понизить
эффективность деятельности органов прокуратуры.