Вьюшкова Дарья Дмитриевна,
Университет прокуратуры Российской Федерации (г. Москва)
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовному делу. Изменения.
Президент РФ, Путин В.В., в своём выступлении 25 апреля 2022 года отметил сохраненную органами прокуратуры позитивную динамику по целому ряду ключевых показателей. В том числе Президент РФ сформулировал задачи, которые будут стоят перед органами прокуратуры в обозримой перспективе. Одна из таковых - участие органов прокуратуры в расследовании уголовных дел по отдельным категориям (терроризм) совместно со Следственным комитетом РФ.
Однако для осуществления полномочий, направленных на достижение задачи, обозначенной Президентом, а именно: участия прокуроров в производстве по расследованию уголовных дел, первоочередно требуется
конкретизация задачи. Её обеспечит нормативное ведомственное закрепление, которое включает в себя внесение соответствующих изменений в ст. 30 ФЗ «О прокуратуре», а также издание Приказа Генерального прокурора РФ «Об усилении прокурорского надзора по расследованию уголовных дел по отдельным категориям преступлений». В указанном Приказе необходимо чётко сформулировать параметры действий с выездом на место и осуществление прокурорами
прокурорского надзора в форме присутствия при проведении следственных действиях. Присутствие прокурора при проведении следственных действий отражается в протоколе. Следует отметить, что поручать это следует исключительно высоко квалифицированным, опытным помощникам прокурора, заместителям прокурора, прокурорам, обладающим
соответствующими личностными и профессиональными качествами.
Приведём пример, следователь проводит допрос. Присутствующий прокурор вправе в случае возникновения у него вопросов через следователя вносить предложения по ходу допроса.
Совместное производство
первоначальных следственных действий неминуемо приведет к изменению процессуальных полномочий прокурора в части рассмотрения и наделения прокурора правом непосредственного присутствия как при проведении отдельных следственных действий, так и полного расследования уголовных дел определенных законом категорий. Отметим, что вводить институт присутствия прокурора при проведении следственных действий и расследовании уголовных дел необходимо поэтапно во избежание нарушения процедуры во время проведения указанных действий и мероприятий прокурором. А именно: начать следует с наделения указанных категорий прокурорских работников полномочий по присутствию при проведении отдельных следственных действий, затем расширять полномочия их присутствия по ходу расследования отдельных категорий уголовным дел, затем весь комплекс полномочий.
2. Изменения фундаментальных положений.
Предлагается расширение функций прокуратуры посредством увеличения роли надзорного сопровождения различных правоотношений для смещения акцента с устранения нарушений на их предупреждение, предпосылки чего прослеживаются уже в данный момент времени. Надзорное сопровождение уже осуществляется, но сфера его применения
на сегодня ограничивается реализацией национальных проектов.
Необходимость внедрения механизма надзорного сопровождения повсеместно направлена на развитие национальной безопасности России и ее граждан. Кроме прочего включает в себя
продовольственную, экономическую, военную, экономную безопасность.
Логично, что в связи с усилением превентивной функции, изменятся и критерии оценки эффективности прокурорской деятельности. Так, большее количество предотвращенных
правонарушений над устраненными будет свидетельствовать о качестве работы прокурора, осведомленности о
деятельности поднадзорных объектов. Какие критерии будут? По аналогии с уже существующими. Например, сегодня процент освоения бюджетных средств поднадзорными объектами является критерием оценки эффективности работы прокурора.
Однако следует предусмотреть риски, связанные с этим. Вышестоящими прокуратурам необходимо отслеживать факты умышленного «невыявления» правонарушений, совершаемых
поднадзорными органами, нижестоящими прокуратурами для повышения ими своего авторитета.
В связи с ранее сказанным потребуется законодательное закрепление
профилактической функции, принятие ведомственных нормативных актов.
Кроме того, предлагается
законодательно закрепить правозащитную функцию прокуратуры. Правозащитная функция является одной из основополагающих в деятельности прокурора, но в данный момент она не нашла своего отражения в законодательстве. В связи с этим представляется необходимым внести соответствующие изменения в ФЗ «О прокуратуре».
3. Получение компетенций в области психологии в рамках получения юридического образования.
Деятельность прокурора неразрывно связана с работой с людьми. В связи с эти важно ввести в программу в рамках получения образование юридического, получение компетенций в области психологии. Во-первых, так граждане получат профессиональную
психологическую поддержку. Во-вторых, это поможет прокурорским работникам правильно построить приём граждан (индивидуальный подход), а также менее эмпатично подходить к проблемам граждан, что стабилизирует их эмоциональный фон. В-третьих, это поспособствует построению
доверительных отношений в коллективе между помощниками прокурора, с прокурором.
3.1 Учреждение должности штатного прокурора-психолога. Направление в другие органы для получения соответствующей помощи (социальные учреждения и т.д.)
4. Возвращение в арсенал правовых средств прокурора императивности (обязательности, властности) исполнения требований прокурора, изложенных в его актах. Это безусловно повысит эффективность принимаемых мер прокурорского реагирования на нарушения закона.
5. Появление новых отраслей прокурорского надзора.
Прежние отрасли прокурорского надзора сохранятся. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина останется во главе угла. Однако процесс системной интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий повлекут появление новой отрасли прокурорского надзор за исполнением законодательства в сфере науки и техники. Необходимость выделения такого надзора обусловлено государственной и общественной значимостью названных процессов.
Например, в связи с данными процессами, большинство работников заменят программы, а значит произойдёт смещение с надзора за соблюдения требований законодательства с работодателей на разработчиков.
Считаю, что в связи со значимостью этих процессов необходимо не только выделение новой отрасли, но и создание специализированных подразделений,
осуществляющих прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере науки и техники с компетентными, высококвалифицированными специалистам в данной области.
6. ЭАС «Формирование мер прокурорского реагирование».
В скором времени в связи с повсеместным внедрением искусственного интеллекта в работу правоохранительной и судебной системы, кардинально изменятся и механизмы совершения нарушения, соответственно, и реагирования на него, процесс отправления правосудия.
Данный вопрос исследовался по вопросу возможностей искусственного интеллекта по подготовке решений Европейского Суда по правам человека. Кроме того, на уровне Генеральной прокуратуры РФ уже активно используется система «ОКО» по противодействию распространению запрещенной
информации в сети Интернет. Так, модератор самостоятельно осуществляет поиск соответствующих ссылок, а далее прокурор выбирает необходимое действие. Программа обладает функцией автоматического составления
административного искового заявления о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено или иного акта.
Целесообразно, внедрить аналогичную систему, начиная с прокуратур первого звена, по составлению мер прокурорского
реагирования - ЭАС «Формирование мер прокурорского реагирование».
Автоматическое формирование мер прокурорского реагирования никоим образом не коррелируется с неинвидуализированным подходом к рассмотрению жалоб/ реагирования на нарушения. «Жалобы-клоны», как
называет их ЕСПЧ, будет рассматривать сама система, что позволит сосредоточить внимание на более сложных задачах, глубоких проблемах.
7. Последствия внедрения 1Т-технологии в работу прокурора. Изменения системы органов
прокуратуры. Изменения в организации и управлении.
Процесс внедрения программ, облегчающих работу и освобождающих его от нефункциональных видов работ, необратимо приведёт к изменениям в организации и управлении деятельности. Это обусловлено тем, что прокурорские работники станут отчасти операторами электронных автоматизированных систем. Выражение это найдёт в проверке документов, созданных автоматически.
Так, акты будут за подписью не прокурора или его заместителя, а самого помощника прокурора. В обратном случае, будет сформирована трехуровневая система уже на уровне районных/ городских прокуратур. А это видится чрезмерным. Таким образом, произойдет сокращение внутренних контрольных стадий и процедур в органах прокуратуры.
Ввиду повсеместной цифровизации и следующих за этим последствий произойдет укрупнение прокуратур, а значит и сокращение штатной численности ввиду освобождения времени от нефункциональной работы. Кроме того, на первом этапе будут созданы, так называемые, офисы прокурора. То есть в отдалённой местности будет осуществлять прокурорскую деятельности один человек. Можно поспорить с этим, указав на отсутствие такой необходимости. Но корне неправильно вовсе «бросать»
поднадзорную территорию, наблюдая за ней через Интернет. Кроме того, некоторым людям привычнее личный контакт, а у некоторых сформирована видимость искусственности общения посредством Интернет-платформ.
8. Прокурорский работник.
8.1 Изменения
квалификационных требований к прокурорскому работнику
Всё ранее названное потребует совершенствования профессиональных компетенций выпускников. Изменений квалификационных требований к прокурорскому работнику. Ранее частично по ходу проекта указывались новые профессиональные компетенции: глубокие знания психологии, уверенное владение информационными технологиями.
Однако для начала следует сказать, что ввиду быстрого развития, постоянно меняющейся ситуации в различных областях, прокурорский работник будет должен понимать, что и сам является «объектом» обновлений, инноваций. Прокурорские работники должны быть готовы быть участниками этих инноваций и сами инициировать положительные изменения. Также важно, чтобы прокурорские работники в связи со всем названным ранее обладали
профессиональной мобильностью, умели адаптироваться к глобальным изменениям в социально-экономической сфере.
В связи с этим прокурорский работник должен обладать следующими
профессиональными компетенциями:
• Наличие знаний с учетом передовых тенденций развития юридических наук;
• Наличие знаний с учетом самых последних научных достижений в области прокурорской деятельности, - надзорной и иной функциональной деятельности;
• Наличие знаний, умений, навыков использования в прокурорской деятельности информационных систем программных комплексов;
• Отличие более высокой подготовкой рационального планирования и использования рабочего времени;
• Наличие знаний, умений, навыков о негативных проявлениях, факторах, снижающих эффективность деятельности, мерах к их устранению;
• Высокий уровень адаптации к выполнению многоплановых служебных задач.
8.2 Формирование нового морально-этического облика прокурорского работника
Сегодня мы видим недостаточный уровень знаний исходя из фактов ненадлежащую поведения в публичных местах. Необходимо осуществить комплекс психологических, культурных
мероприятий, обеспечивающих
формирование у прокурорского работника высоконравственной и профессиональной грамотности. Выработать в его сознании понимания высокого общественного и государственного предназначения, а в связи с этим высокой ответственности за надлежащее исполнение служебных обязанностей, утверждения авторитета России и её многонационального народа в среде современной мировой цивилизации. Сегодня мы видим нецивилизованное поведение со стороны стран Запада и США: обманы, кражи, низвержение нравов человека, его природной принадлежности общечеловеческой морали, конечным итогом которых является уничтожения человека как социально ориентированный личности:
• Низвержение полов;
• Утверждение якобы в морали такой линии поведения, которая противоречит самой природе человека: отсутствие воспитания детей, само качество их воспитания и т.д.
Наряду с этим прокурор обязан владеть общим образованием и высокой культурой (развитие и соблюдение этики общественной и личной жизни, а также профессиональной работы, знание классики литературы, изобразительного
искусства, развития своих личных, творческих способностей, гармоничное развитие духа и тела, постоянный уровень физического здоровья и культуры).
8.3 Форма прокурорских работников
Во внешнем виде прокурорского работника также предполагаемо произойдут изменения. России огромная страна, она располагается сразу в четырёх климатических поясах: арктическом, субарктическом, умеренном и
субтропическом. Соответственно, форма должна быть создана для каждого климата и группы регионов своя. Но при этом она будет однотипная.
Вывод. Резюмируя изложенное, стоит сказать следующее: частичная реализация описанных механизмов, постепенное внедрение их в прокурорскую деятельность повысит эффективность деятельности
прокуратуры, а также сперва снизит, а затем вовсе ликвидирует
нефункциональные виды работ. Отмечено, что требуется внесение изменений в ФЗ «О прокуратуре», а также принятие ряда ведомственных актов. Дополнения к квалификационным требованиям к прокурорскому работнику предполагается использовать при их дальнейшей разработке.
В ходе работы в целях совершенствования работы прокуратуры с гражданами предложено внедрить получение компетенций в области психологии в рамках получения юридического образования в Университете прокуратуры РФ, его филиалах, институтах прокуратуры других высших учебных заведений.