Филимонов Аркадий Дмитриевич,
Иркутский юридический институт (филиал)
Университета прокуратуры Российской Федерации (г. Иркутск)
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО, КАК СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Органы прокуратуры, являясь опорой государственной власти, обеспечивая верховенство закона, единство и укрепление законности и правопорядка, защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, в своей деятельности сталкиваются с рядом проблем, которые в определенной степени препятствуют эффективности и
результативности деятельности указанного органа. Вклад органов прокуратуры в обеспечение законности в нашем государстве на протяжении всего ее 300-летнего существования невозможно переоценить. Эффективность деятельности прокурорских работников с каждым годом повышается, прокурорский надзор совершенствуется, происходит внедрение новейших технологий, способствующих обеспечению высокотехнологичного
надзора, осуществляемого органами прокуратуры.
Вместе с тем, существование определенных проблем, препятствующих эффективности, результативности
качественного надзора в деятельности прокурора неизбежно. К числу подобных препятствий относятся: загруженность органов прокуратуры, появление новых направлений деятельности,
совершенствование лицами,
допускающими правонарушения способов, методов и средств сокрытия допускаемых нарушений, возникновение угроз для здоровья и жизни прокурорского работника и т. д. [1, с. 65; 2, с. 177]. Необходимо иметь ввиду, что совершенствование приемов, методов и средств совершения правонарушений, преступлений, требует сопутствующего совершенствования
деятельности прокурора, ведь на
сегодняшний день по-настоящему является актуальным выражение «Non progredi est regredi», что в переводе с латинского означает «Не идти вперед, значит идти назад».
Возникает закономерный вопрос, каким образом возможно оптимизировать работу прокуратуры?
В первую очередь, при ответе на данный вопрос стоит учитывать цели и задачи, которые указывает в своих приказах Генеральный прокурор Российской Федерации.
Так, в соответствии с положениями Приказа Генерального прокурора 14 сентября 2017 года № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» целями цифровой трансформации органов прокуратуры являются: создание методической и технологической основы для формирования и развития компетенций сотрудников органов прокуратуры для реализации своих полномочий в условиях цифровой экономики; развитие цифровой инфраструктуры на основе применения Российских информационно-
телекоммуникационных технологий и формирования новой технологической основы для исполнения полномочий органами прокуратуры; преимущественное использование данных в цифровой форме; формирование среды электронного взаимодействия с учетом потребностей граждан, общества и государственных органов получении качественных и достоверных сведений.
Для достижения указанных целей Генеральным прокурором
Российской Федерации в том числе указываются определенные задачи,
связанные с повышением эффективности надзора путем внедрения современных и перспективных информационных
технологий; сокращением времени реагирования на поступающие обращение; повышением оперативности прокурорского реагирования на нарушения закона, устранения причин и условий, им способствующих; обеспечением
своевременного, в том числе дистанционного получения объективной, полной и достоверной информации о состоянии законности и работы по профилактике правонарушений и преступлений; участием в
совершенствовании правового, научно-методического и организационно-технологического обеспечения
автоматизированной оценки качеств деятельности правоохранительных
органов.
Стоит отметить, что положения указанного приказа
Генерального прокурора Российской Федерации напрямую соотносятся с указами Президента Российской Федерации, которыми утверждены: стратегии развития информационного общества в Российской Федерации; национальной безопасности
Российской Федерации; научно-
технологического развития в Российской Федерации; а также национальными целями и стратегическими задачами развития Российской Федерации на период до 2030 года1.
Достижение указанных целей и заданных для их достижения задач возможно посредством применения ряда предложений, представленных в настоящем исследовании.
Так, поскольку деятельность прокурорских работников, как и юристов в целом, напрямую зависит от наличия у него
необходимой информации, следует создавать необходимые условия для обладания работниками органов прокуратуры подобной информацией.
Одним из видов актуальной информации, которой необходимо владеть прокурорским работникам являются сведения о нарушениях, состоянии законности на поднадзорной прокурору территории, и иной необходимой для его деятельности информации.
Так, общеизвестным фактом является то, что двадцать первое столетие ознаменовано стремительным вхождением интернет-пространства как блага в повседневную жизнь. Вместе с тем, интернет-среда содержит внушительный перечень опасностей и угроз, к числу которых относятся: повсеместное размещение материалов, запрещенных к распространению, причиняющих вред здоровью и развитию детей, содержащих призывы к террористической и экстремисткой деятельности, ведению антиобщественной деятельности, к суициду, причинению вреда как своему здоровью, так и здоровью и жизни окружающих людей и (или) животных; киберпреступность; кибербуллинг и т. д. и т. п [3, с. 79 ; 4, с. 149].
Поэтому интернет не только благо, но и одна из серьезнейших проблем двадцать первого столетия. В этой связи в органах прокуратуры сформирован и развивается единый распределенный центр управления информационной безопасностью;
организовано взаимодействие с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации
последствий компьютерных атак; внедрены системы мониторинга утечек
конфиденциальной информации и контроля действий привилегированных пользователей; а также с целью
1 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 ; О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 ; О Стратегии научно-технологического
развития Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 ; О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474. Доступ к документам из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
формирования безопасной интернет-среды, выявления необходимой для прокурорской деятельности информации, в частности установления оснований для проведения проверок, органами прокуратуры осуществляется интернет-мониторинг2 [5, с. 116].
Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что на сегодняшний день, данный мониторинг осуществляется в ручном режиме, иными словами, прокурорские работники самостоятельно выявляют и анализируют подозрительные сайты, принимая по ним правовые решения, выявляют и анализируют информацию о нарушениях, выступающей основанием для проведения проверок. В процессе производства интернет-мониторинга зачастую время затрачивается на анализ информации, не имеющей значения для направления надзора конкретного прокурорского работника. Как следствие - трата времени и сил прокурора, что сказывается на эффективности деятельности по другим направлениям.
Исходя из вышеприведенных фактов, мы считаем необходимым использование современных достижений науки и техники. Так, например на сегодняшний день различные средства массовой информации активно размещают свои публикации в телеграм-каналах, дублируя ее с интернет-сайтов [6, с. 546].
Чтобы не просматривать и анализировать отдельно каждый из указанных телеграм-каналов, осуществляя поиск интересующей прокурорского работника информации, и
систематизировать данный процесс возможно использование специальных телеграм-приложений, именуемых
телеграм-ботами. Так, в одном из подобных приложений достаточно задать
определенный алгоритм, используя ключевые слова и словосочетания, чтобы получать с определенных каналов интересующие сообщения в единый чат,
например информации, запрещенной к распространению; либо информацию по определенным направлениям надзора3.
Таким образом - прокурорскому работнику будет приходить именно та информация и именно с тех каналов, которые он посчитает нужным. Предлагаем рассмотреть действие подобного телеграм-приложения на практике.
Например, прокурорскому работнику, осуществляющему мониторинг телеграм-каналов на предмет наличия экстремистских материалов, а также осуществляющему надзор за исполнением жилищного законодательства, для того чтобы выявлять случаи экстремизма и информацию, которая может послужить основанием для проведения проверки, необходимо:
1. Выбрать интересующие его телеграм-каналы, на которых может быть размещена интересующая его информация и направить «ссылку приглашение» в чат телеграм-приложению.
2. В телеграм-приложении указать перечень слов и словосочетаний, при появлении в публикации которых, телеграм-приложение будет отправлять соответствующую информацию прокурорскому работнику, используя для этого следующую команду (в конце которой необходимо указать слова и словосочетания, по которым телеграм-приложение будет осуществлять поиск и передачу информации прокурорскому работнику) /filterall add mustHave «Россия для русских, понаехали, заполонили, приперлись, это наша Родина, это наша земля, строительство, ТСЖ, ЖНК...». В последующем, если когда-либо в каком-либо контексте появятся указанные слова и (или) словосочетания в текстах публикуемой информации, следовательно подобная информация будет отправлена прокурору.
В то же время, по нашему мнению, органам прокуратуры не следует
2 Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремисткой деятельности : приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21 марта
2018 г. № 156. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 См. напр.: URL: https://t.me/junction_bot (дата обращения: 12.10.2022).
использовать частные разработки. В этой связи Генеральной прокуратуре Российской Федерации необходимо рассмотреть вопрос разработки собственных поисковых приложений, как в телеграм-каналах, так и в иных мессенджерах, социальных сетях. Показательным является то, что в Иркутском юридическом институте (филиале) Университета прокуратуры Российской Федерации студентами были разработаны подобные телеграм-приложения, одно из которых обладает аналогичными приведенным выше функциями, а другое было использовано для осуществления не менее актуального направления деятельности органов прокуратуры, связанного с правовым просвещением и заключавшееся в возможности проведения телеграм-опроса.
Вместе с тем, подобные технологии доступны на сегодняшний день и не требуют значительных финансовых затрат, однако, в дальнейшем, на наш взгляд, целесообразно разработать умную нейросеть, которая будет иметь возможность осуществлять поиск информации не только в отдельных мессенджерах и (или) социальных сетях, но и в интернет-пространстве в целом, включая темную часть Интернета, именуемую DarkNet; а также не только по ключевым словам и словосочетаниям, но и по фото- видео материалам, которые также могут содержать интересующую прокурора информацию, как например, это было, когда один из пользователей «Авито» осуществлял продажу предметов с нацисткой символикой4.
Помимо того, органам прокуратуры необходимо обратить внимание на еще одну перспективную технологию, которая в определенной степени изменит
представление о деятельности прокурора в классическом его понимании. Подобными перспективными нововведениями могут стать технологии дополненной
(виртуальной) реальности, в частности 3d-
4 Жителя Иркутска оштрафовали за выставленные на Avito открытки с Гитлером // Интерфакс. URL:
сканеры, 3d-принтеры и очки виртуальной реальности (так называемые Удочки).
Прокурорские работники - это высококвалифицированные специалисты в области права, обладающие внушительным объемом знаний, умений и навыков, необходимых им в их профессиональной деятельности. Подобный уровень профессионализма прокуроров
формируется в рамках того учебного заведения, в котором будущий прокурорский работник обучается. В этой связи требуется создание наиболее благоприятных условий для формирования того объема знаний, умений и навыков, который требуется будущему прокурору. Одним из средств, которое способно закрепить полученные при обучении знания, сформировать умения, а также преобразовать полученные знания и сформированные умения в навыки -являются технологии дополненной (виртуальной) реальности. Так, на сегодняшний день в мире, а также в нашем государстве подобные технологии активно внедряются в учебный процесс в высшей школе [7, с. 126]. Несмотря на то, что УК/АК-разработки на данный момент наиболее активно используются в сфере медицины, для будущих прокурорских работников, а также для работников прокуратуры, проходящих повышение квалификации, они также могут быть применены.
Например, указанные технологии позволят создавать симуляторы проведения различных проверок, участия прокурора при поддержании государственного обвинения, отстаивания позиции в суде, чтобы студенты могли применить полученные теоретические знания непосредственно на практике, поскольку таким образом происходит воздействие одновременно на несколько органов чувств, что способствует наилучшему усвоению информации и повышению качества и эффективности обучения в целом.
https://www.interfax.ru/russia/878350 обращения: 10.10.2022.).
(дата
В то же время, образовательный процесс не единственная сфера, где возможно применить подобные
технологии. Так, зачастую решающее значение по уголовному делу играет какое-либо вещественное доказательство. При этом, требуется обеспечить сохранность объекта, используемого в дальнейшем в качестве вещественного доказательства и представляемого на экспертное исследование, что реализуется
посредством: оперативного обнаружения подобных объектов, их безопасного изъятия, хранения, перевозки и наконец их исследования.
Поэтому в практической деятельности органов предварительного расследования возможно использовать при производстве определенных следственных действий, как например, осмотр места происшествия. В деятельности органов прокуратуры это требуется при проверке всесторонности и полноты предварительного расследования и как следствие проверки законности, обоснованности и мотивированности постановлений следователя, дознавателя.
Указанное сканирование в
деятельности органов предварительного расследования позволит произвести осмотр места происшествия в виртуальной реальности, не упуская в силу различных обстоятельств объективного (например, неблагоприятные погодные условия, воздействие крайних температур) или субъективного (например,
невнимательность, усталость, неопытность лиц, осуществляющих осмотр) характера. Стоит отметить, что в зарубежных государствах подобное сканирование мест происшествия уже применяется [8, с. 4950]. Сканированию стоит подвергать в том числе каждый из обнаруженных предметов и трупов, что позволит нивелировать проблему их изменения и невозможности спустя время их исследования.
В свою очередь, у прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, при
рассмотрении материалов уголовного дела, в том числе протокола осмотра места происшествия могут возникнуть обоснованные сомнения в полноте и всесторонности произведенного
следственного действия. В этой связи, в случае внедрения в практическую деятельность прокуратуры, органов, осуществляющих предварительное
расследования, технологий дополненной (виртуальной) реальности у прокурорского работника появится возможность использовать "Удочки, чтобы просмотреть предварительно отсканированное
посредством 3^ сканера перед началом осмотра. Просматривая виртуальную модель, прокурор может обратить внимание на ряд фактов, на которые не обратили внимание лица, производившие осмотр, что может оказать влияние в процессе достижения объективной истины по делу.
Кроме того, подобные технологии возможно использовать для проведения проверок, не выходя из зданий прокуратуры. На наш взгляд, определенная часть проверок в будущем должна будет проводиться в таком формате. Это будет новый вид проверки, не требующий осуществления каких-либо иных проверочных мероприятий помимо осмотра помещений, возможно
предназначенный лишь для определенных лиц, как например, субъектов малого и среднего предпринимательства, для режимных объектов, органов и организаций, чья деятельность отнесена к минимальной категории риска.
Каким образом это будет происходить?
Во-первых, прокурор направляет сведения о начале проверке, в связи с чем требует от поднадзорного объекта немедленного запуска сканера помещений (например, при проверке соблюдения требований противопожарной и антитеррористической защищенности) либо уведомляет о том, что приедет специалист, который осуществит сканирование помещений поднадзорного
объекта и затем отправит отсканированную модель прокурору посредством закрытой системы взаимодействия, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» по закрытым каналам связи, для того чтобы обеспечить конфиденциальность передаваемой таким образом информации.
Во-вторых, при поступлении файла с отсканированными помещениями
прокурор непосредственно в своем кабинете, используя очки виртуальной реальности, производит проверку.
Подобные проверки обеспечат наибольшую объективность результатов проверки, выступят в качестве одного из препятствий для коррупции, так как при проведении проверки у прокурорского работника появляется возможность внимательно и беспристрастно
осуществить осмотры помещений, исключая воздействие сотрудников и руководителей поднадзорного объекта.
Помимо того, возможно использование подобных технологий в суде, как прокурором, так и иными участниками судопроизводства. В частности, наиболее эффективным возможно использование технологий дополненной (виртуальной) реальности при рассмотрении дел, связанных с предоставлением жилья, с защитой прав несовершеннолетних по оценке условий проживания и с соблюдением экологического
законодательства, поскольку возможно изучение непосредственно в здании суда ряда вещественных доказательств, например, крупных объектов, таких как морские судна, помещения, здания и т. п.
Подводя итог вышеизложенному, стоит отметить, что реализация указанных предложений будет способствовать осуществлению высокотехнологичного надзора, развитию кадрового потенциала, повышению эффективности и
производительности труда, обеспечат реализацию нового качества электронного взаимодействия органов прокуратуры всех
уровней с гражданами, организациями, государственными органами.
В то же время, для претворения в жизнь предложений потребуется применение мер нормативно-правового характера,
поскольку необходимы нормативно закрепленные правила использования приложений, различных технологий, определение порядка и условий их использования.
В этой связи необходима подготовка и издание соответствующих
организационно-распорядительных документов Генеральным прокурором Российской Федерации, определяющих цели, задачи, принципы, условия, направления, в которых возможно применение тех или иных предложений.
Резюмируя вышеизложенное,
обращаем внимание на то, что будущее, с одной стороны, уже наступило, с другой, необходимо предпринять определенные решения, действия, чтобы возможности будущего были внедрены и успешно применялись в деятельности прокуратуры.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Маринкин Д. Н. Актуальные проблемы прокурорского надзора в Российской Федерации // Вестник Прикамского социального института. -2021. - № 3 (90). - С. 63-67.
2. Сафонов В. Н. «Мошенничество от пандемии»: новые способы хищений // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2022. - Т. 1, № 2 (101). - С. 177-184.
3. Пучков О. А. Новые угрозы кибербезопасности интернет-пространства и возможные правовые способы предотвращения // Правовое государство: теория и практика. - 2020. - № 4 (62), ч. 1. - С. 76-87.
4. Коданева, С. И. Кибербуллинг: причины явления и методы предупреждения // Социальные новации и социальные науки. - 2020. - № 1. - С. 149159.
5. Коренюк, А. Л. Некоторые вопросы обеспечения информационной безопасности в органах прокуратуры Российской Федерации в условиях цифровой трансформации // Публичная служба: правовой и управленческий аспекты : сборник трудов конференции. -2021, Екатеринбург. - С. 115-118.
6. Татур, И. А. Особенности присутствия СМИ в «Telegram» // E-Scio. -2019. - № 11 (38). - С. 546-552.
7. Полевода, И. И. Технологии виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2022. - Т. 6, № 1. - С. 119-142.
8. Еремченко, В. И. Анализ зарубежного опыта использования 3D-сканеров на месте происшествия и перспективы их внедрения в деятельность полиции России // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2021. - № 1 (51). - С. 49-52.