Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО, КАК СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО, КАК СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филимонов А. Д.

13-14 октября 2022 года на базе Иркутского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации впервые проводился Всероссийский конкурс «Прокурор будущего». Конкурс проводился в рамках государственно-патриотического воспитания молодежи с целью подготовки высококвалифицированных кадров для органов прокуратуры, выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, поддержки наиболее перспективных проектов и других значимых инициатив обучающихся по приоритетным направлениям деятельности органов прокуратуры, повышения интереса к профессиональной деятельности прокурорского работника, раскрытия творческого потенциала обучающегося. Участники конкурса - студенты из Университета прокуратуры Российской Федерации, Иркутского, Крымского, Санкт-Петербургского юридических институтов (филиалов) Университета прокуратуры Российской Федерации, Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева и Саратовской государственной юридической академии, прошедшие внутривузовский отборочный тур. Выступления финалистов оценивала конкурсная комиссия под председательством старшего прокурора отдела обеспечения кадровой политики и воспитательной работы управления по обеспечению единой кадровой политики в системе прокуратуры Российской Федерации Главного управления кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации Андреева Г. В. По итогам конкурса первое место занял студент Саратовской государственной юридической академии Ситник Владислав; второе место - студент Иркутского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации Филимонов Аркадий; третье место - у студентки юридического факультета Университета прокуратуры Российской Федерации Вьюшковой Дарьи. Основные положения победителей конкурса отражены в представленных тезисах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО, КАК СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Филимонов Аркадий Дмитриевич,

Иркутский юридический институт (филиал)

Университета прокуратуры Российской Федерации (г. Иркутск)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО, КАК СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Органы прокуратуры, являясь опорой государственной власти, обеспечивая верховенство закона, единство и укрепление законности и правопорядка, защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, в своей деятельности сталкиваются с рядом проблем, которые в определенной степени препятствуют эффективности и

результативности деятельности указанного органа. Вклад органов прокуратуры в обеспечение законности в нашем государстве на протяжении всего ее 300-летнего существования невозможно переоценить. Эффективность деятельности прокурорских работников с каждым годом повышается, прокурорский надзор совершенствуется, происходит внедрение новейших технологий, способствующих обеспечению высокотехнологичного

надзора, осуществляемого органами прокуратуры.

Вместе с тем, существование определенных проблем, препятствующих эффективности, результативности

качественного надзора в деятельности прокурора неизбежно. К числу подобных препятствий относятся: загруженность органов прокуратуры, появление новых направлений деятельности,

совершенствование лицами,

допускающими правонарушения способов, методов и средств сокрытия допускаемых нарушений, возникновение угроз для здоровья и жизни прокурорского работника и т. д. [1, с. 65; 2, с. 177]. Необходимо иметь ввиду, что совершенствование приемов, методов и средств совершения правонарушений, преступлений, требует сопутствующего совершенствования

деятельности прокурора, ведь на

сегодняшний день по-настоящему является актуальным выражение «Non progredi est regredi», что в переводе с латинского означает «Не идти вперед, значит идти назад».

Возникает закономерный вопрос, каким образом возможно оптимизировать работу прокуратуры?

В первую очередь, при ответе на данный вопрос стоит учитывать цели и задачи, которые указывает в своих приказах Генеральный прокурор Российской Федерации.

Так, в соответствии с положениями Приказа Генерального прокурора 14 сентября 2017 года № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» целями цифровой трансформации органов прокуратуры являются: создание методической и технологической основы для формирования и развития компетенций сотрудников органов прокуратуры для реализации своих полномочий в условиях цифровой экономики; развитие цифровой инфраструктуры на основе применения Российских информационно-

телекоммуникационных технологий и формирования новой технологической основы для исполнения полномочий органами прокуратуры; преимущественное использование данных в цифровой форме; формирование среды электронного взаимодействия с учетом потребностей граждан, общества и государственных органов получении качественных и достоверных сведений.

Для достижения указанных целей Генеральным прокурором

Российской Федерации в том числе указываются определенные задачи,

связанные с повышением эффективности надзора путем внедрения современных и перспективных информационных

технологий; сокращением времени реагирования на поступающие обращение; повышением оперативности прокурорского реагирования на нарушения закона, устранения причин и условий, им способствующих; обеспечением

своевременного, в том числе дистанционного получения объективной, полной и достоверной информации о состоянии законности и работы по профилактике правонарушений и преступлений; участием в

совершенствовании правового, научно-методического и организационно-технологического обеспечения

автоматизированной оценки качеств деятельности правоохранительных

органов.

Стоит отметить, что положения указанного приказа

Генерального прокурора Российской Федерации напрямую соотносятся с указами Президента Российской Федерации, которыми утверждены: стратегии развития информационного общества в Российской Федерации; национальной безопасности

Российской Федерации; научно-

технологического развития в Российской Федерации; а также национальными целями и стратегическими задачами развития Российской Федерации на период до 2030 года1.

Достижение указанных целей и заданных для их достижения задач возможно посредством применения ряда предложений, представленных в настоящем исследовании.

Так, поскольку деятельность прокурорских работников, как и юристов в целом, напрямую зависит от наличия у него

необходимой информации, следует создавать необходимые условия для обладания работниками органов прокуратуры подобной информацией.

Одним из видов актуальной информации, которой необходимо владеть прокурорским работникам являются сведения о нарушениях, состоянии законности на поднадзорной прокурору территории, и иной необходимой для его деятельности информации.

Так, общеизвестным фактом является то, что двадцать первое столетие ознаменовано стремительным вхождением интернет-пространства как блага в повседневную жизнь. Вместе с тем, интернет-среда содержит внушительный перечень опасностей и угроз, к числу которых относятся: повсеместное размещение материалов, запрещенных к распространению, причиняющих вред здоровью и развитию детей, содержащих призывы к террористической и экстремисткой деятельности, ведению антиобщественной деятельности, к суициду, причинению вреда как своему здоровью, так и здоровью и жизни окружающих людей и (или) животных; киберпреступность; кибербуллинг и т. д. и т. п [3, с. 79 ; 4, с. 149].

Поэтому интернет не только благо, но и одна из серьезнейших проблем двадцать первого столетия. В этой связи в органах прокуратуры сформирован и развивается единый распределенный центр управления информационной безопасностью;

организовано взаимодействие с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации

последствий компьютерных атак; внедрены системы мониторинга утечек

конфиденциальной информации и контроля действий привилегированных пользователей; а также с целью

1 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 ; О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 ; О Стратегии научно-технологического

развития Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 ; О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474. Доступ к документам из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

формирования безопасной интернет-среды, выявления необходимой для прокурорской деятельности информации, в частности установления оснований для проведения проверок, органами прокуратуры осуществляется интернет-мониторинг2 [5, с. 116].

Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что на сегодняшний день, данный мониторинг осуществляется в ручном режиме, иными словами, прокурорские работники самостоятельно выявляют и анализируют подозрительные сайты, принимая по ним правовые решения, выявляют и анализируют информацию о нарушениях, выступающей основанием для проведения проверок. В процессе производства интернет-мониторинга зачастую время затрачивается на анализ информации, не имеющей значения для направления надзора конкретного прокурорского работника. Как следствие - трата времени и сил прокурора, что сказывается на эффективности деятельности по другим направлениям.

Исходя из вышеприведенных фактов, мы считаем необходимым использование современных достижений науки и техники. Так, например на сегодняшний день различные средства массовой информации активно размещают свои публикации в телеграм-каналах, дублируя ее с интернет-сайтов [6, с. 546].

Чтобы не просматривать и анализировать отдельно каждый из указанных телеграм-каналов, осуществляя поиск интересующей прокурорского работника информации, и

систематизировать данный процесс возможно использование специальных телеграм-приложений, именуемых

телеграм-ботами. Так, в одном из подобных приложений достаточно задать

определенный алгоритм, используя ключевые слова и словосочетания, чтобы получать с определенных каналов интересующие сообщения в единый чат,

например информации, запрещенной к распространению; либо информацию по определенным направлениям надзора3.

Таким образом - прокурорскому работнику будет приходить именно та информация и именно с тех каналов, которые он посчитает нужным. Предлагаем рассмотреть действие подобного телеграм-приложения на практике.

Например, прокурорскому работнику, осуществляющему мониторинг телеграм-каналов на предмет наличия экстремистских материалов, а также осуществляющему надзор за исполнением жилищного законодательства, для того чтобы выявлять случаи экстремизма и информацию, которая может послужить основанием для проведения проверки, необходимо:

1. Выбрать интересующие его телеграм-каналы, на которых может быть размещена интересующая его информация и направить «ссылку приглашение» в чат телеграм-приложению.

2. В телеграм-приложении указать перечень слов и словосочетаний, при появлении в публикации которых, телеграм-приложение будет отправлять соответствующую информацию прокурорскому работнику, используя для этого следующую команду (в конце которой необходимо указать слова и словосочетания, по которым телеграм-приложение будет осуществлять поиск и передачу информации прокурорскому работнику) /filterall add mustHave «Россия для русских, понаехали, заполонили, приперлись, это наша Родина, это наша земля, строительство, ТСЖ, ЖНК...». В последующем, если когда-либо в каком-либо контексте появятся указанные слова и (или) словосочетания в текстах публикуемой информации, следовательно подобная информация будет отправлена прокурору.

В то же время, по нашему мнению, органам прокуратуры не следует

2 Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремисткой деятельности : приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21 марта

2018 г. № 156. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 См. напр.: URL: https://t.me/junction_bot (дата обращения: 12.10.2022).

использовать частные разработки. В этой связи Генеральной прокуратуре Российской Федерации необходимо рассмотреть вопрос разработки собственных поисковых приложений, как в телеграм-каналах, так и в иных мессенджерах, социальных сетях. Показательным является то, что в Иркутском юридическом институте (филиале) Университета прокуратуры Российской Федерации студентами были разработаны подобные телеграм-приложения, одно из которых обладает аналогичными приведенным выше функциями, а другое было использовано для осуществления не менее актуального направления деятельности органов прокуратуры, связанного с правовым просвещением и заключавшееся в возможности проведения телеграм-опроса.

Вместе с тем, подобные технологии доступны на сегодняшний день и не требуют значительных финансовых затрат, однако, в дальнейшем, на наш взгляд, целесообразно разработать умную нейросеть, которая будет иметь возможность осуществлять поиск информации не только в отдельных мессенджерах и (или) социальных сетях, но и в интернет-пространстве в целом, включая темную часть Интернета, именуемую DarkNet; а также не только по ключевым словам и словосочетаниям, но и по фото- видео материалам, которые также могут содержать интересующую прокурора информацию, как например, это было, когда один из пользователей «Авито» осуществлял продажу предметов с нацисткой символикой4.

Помимо того, органам прокуратуры необходимо обратить внимание на еще одну перспективную технологию, которая в определенной степени изменит

представление о деятельности прокурора в классическом его понимании. Подобными перспективными нововведениями могут стать технологии дополненной

(виртуальной) реальности, в частности 3d-

4 Жителя Иркутска оштрафовали за выставленные на Avito открытки с Гитлером // Интерфакс. URL:

сканеры, 3d-принтеры и очки виртуальной реальности (так называемые Удочки).

Прокурорские работники - это высококвалифицированные специалисты в области права, обладающие внушительным объемом знаний, умений и навыков, необходимых им в их профессиональной деятельности. Подобный уровень профессионализма прокуроров

формируется в рамках того учебного заведения, в котором будущий прокурорский работник обучается. В этой связи требуется создание наиболее благоприятных условий для формирования того объема знаний, умений и навыков, который требуется будущему прокурору. Одним из средств, которое способно закрепить полученные при обучении знания, сформировать умения, а также преобразовать полученные знания и сформированные умения в навыки -являются технологии дополненной (виртуальной) реальности. Так, на сегодняшний день в мире, а также в нашем государстве подобные технологии активно внедряются в учебный процесс в высшей школе [7, с. 126]. Несмотря на то, что УК/АК-разработки на данный момент наиболее активно используются в сфере медицины, для будущих прокурорских работников, а также для работников прокуратуры, проходящих повышение квалификации, они также могут быть применены.

Например, указанные технологии позволят создавать симуляторы проведения различных проверок, участия прокурора при поддержании государственного обвинения, отстаивания позиции в суде, чтобы студенты могли применить полученные теоретические знания непосредственно на практике, поскольку таким образом происходит воздействие одновременно на несколько органов чувств, что способствует наилучшему усвоению информации и повышению качества и эффективности обучения в целом.

https://www.interfax.ru/russia/878350 обращения: 10.10.2022.).

(дата

В то же время, образовательный процесс не единственная сфера, где возможно применить подобные

технологии. Так, зачастую решающее значение по уголовному делу играет какое-либо вещественное доказательство. При этом, требуется обеспечить сохранность объекта, используемого в дальнейшем в качестве вещественного доказательства и представляемого на экспертное исследование, что реализуется

посредством: оперативного обнаружения подобных объектов, их безопасного изъятия, хранения, перевозки и наконец их исследования.

Поэтому в практической деятельности органов предварительного расследования возможно использовать при производстве определенных следственных действий, как например, осмотр места происшествия. В деятельности органов прокуратуры это требуется при проверке всесторонности и полноты предварительного расследования и как следствие проверки законности, обоснованности и мотивированности постановлений следователя, дознавателя.

Указанное сканирование в

деятельности органов предварительного расследования позволит произвести осмотр места происшествия в виртуальной реальности, не упуская в силу различных обстоятельств объективного (например, неблагоприятные погодные условия, воздействие крайних температур) или субъективного (например,

невнимательность, усталость, неопытность лиц, осуществляющих осмотр) характера. Стоит отметить, что в зарубежных государствах подобное сканирование мест происшествия уже применяется [8, с. 4950]. Сканированию стоит подвергать в том числе каждый из обнаруженных предметов и трупов, что позволит нивелировать проблему их изменения и невозможности спустя время их исследования.

В свою очередь, у прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, при

рассмотрении материалов уголовного дела, в том числе протокола осмотра места происшествия могут возникнуть обоснованные сомнения в полноте и всесторонности произведенного

следственного действия. В этой связи, в случае внедрения в практическую деятельность прокуратуры, органов, осуществляющих предварительное

расследования, технологий дополненной (виртуальной) реальности у прокурорского работника появится возможность использовать "Удочки, чтобы просмотреть предварительно отсканированное

посредством 3^ сканера перед началом осмотра. Просматривая виртуальную модель, прокурор может обратить внимание на ряд фактов, на которые не обратили внимание лица, производившие осмотр, что может оказать влияние в процессе достижения объективной истины по делу.

Кроме того, подобные технологии возможно использовать для проведения проверок, не выходя из зданий прокуратуры. На наш взгляд, определенная часть проверок в будущем должна будет проводиться в таком формате. Это будет новый вид проверки, не требующий осуществления каких-либо иных проверочных мероприятий помимо осмотра помещений, возможно

предназначенный лишь для определенных лиц, как например, субъектов малого и среднего предпринимательства, для режимных объектов, органов и организаций, чья деятельность отнесена к минимальной категории риска.

Каким образом это будет происходить?

Во-первых, прокурор направляет сведения о начале проверке, в связи с чем требует от поднадзорного объекта немедленного запуска сканера помещений (например, при проверке соблюдения требований противопожарной и антитеррористической защищенности) либо уведомляет о том, что приедет специалист, который осуществит сканирование помещений поднадзорного

объекта и затем отправит отсканированную модель прокурору посредством закрытой системы взаимодействия, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» по закрытым каналам связи, для того чтобы обеспечить конфиденциальность передаваемой таким образом информации.

Во-вторых, при поступлении файла с отсканированными помещениями

прокурор непосредственно в своем кабинете, используя очки виртуальной реальности, производит проверку.

Подобные проверки обеспечат наибольшую объективность результатов проверки, выступят в качестве одного из препятствий для коррупции, так как при проведении проверки у прокурорского работника появляется возможность внимательно и беспристрастно

осуществить осмотры помещений, исключая воздействие сотрудников и руководителей поднадзорного объекта.

Помимо того, возможно использование подобных технологий в суде, как прокурором, так и иными участниками судопроизводства. В частности, наиболее эффективным возможно использование технологий дополненной (виртуальной) реальности при рассмотрении дел, связанных с предоставлением жилья, с защитой прав несовершеннолетних по оценке условий проживания и с соблюдением экологического

законодательства, поскольку возможно изучение непосредственно в здании суда ряда вещественных доказательств, например, крупных объектов, таких как морские судна, помещения, здания и т. п.

Подводя итог вышеизложенному, стоит отметить, что реализация указанных предложений будет способствовать осуществлению высокотехнологичного надзора, развитию кадрового потенциала, повышению эффективности и

производительности труда, обеспечат реализацию нового качества электронного взаимодействия органов прокуратуры всех

уровней с гражданами, организациями, государственными органами.

В то же время, для претворения в жизнь предложений потребуется применение мер нормативно-правового характера,

поскольку необходимы нормативно закрепленные правила использования приложений, различных технологий, определение порядка и условий их использования.

В этой связи необходима подготовка и издание соответствующих

организационно-распорядительных документов Генеральным прокурором Российской Федерации, определяющих цели, задачи, принципы, условия, направления, в которых возможно применение тех или иных предложений.

Резюмируя вышеизложенное,

обращаем внимание на то, что будущее, с одной стороны, уже наступило, с другой, необходимо предпринять определенные решения, действия, чтобы возможности будущего были внедрены и успешно применялись в деятельности прокуратуры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Маринкин Д. Н. Актуальные проблемы прокурорского надзора в Российской Федерации // Вестник Прикамского социального института. -2021. - № 3 (90). - С. 63-67.

2. Сафонов В. Н. «Мошенничество от пандемии»: новые способы хищений // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2022. - Т. 1, № 2 (101). - С. 177-184.

3. Пучков О. А. Новые угрозы кибербезопасности интернет-пространства и возможные правовые способы предотвращения // Правовое государство: теория и практика. - 2020. - № 4 (62), ч. 1. - С. 76-87.

4. Коданева, С. И. Кибербуллинг: причины явления и методы предупреждения // Социальные новации и социальные науки. - 2020. - № 1. - С. 149159.

5. Коренюк, А. Л. Некоторые вопросы обеспечения информационной безопасности в органах прокуратуры Российской Федерации в условиях цифровой трансформации // Публичная служба: правовой и управленческий аспекты : сборник трудов конференции. -2021, Екатеринбург. - С. 115-118.

6. Татур, И. А. Особенности присутствия СМИ в «Telegram» // E-Scio. -2019. - № 11 (38). - С. 546-552.

7. Полевода, И. И. Технологии виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. - 2022. - Т. 6, № 1. - С. 119-142.

8. Еремченко, В. И. Анализ зарубежного опыта использования 3D-сканеров на месте происшествия и перспективы их внедрения в деятельность полиции России // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2021. - № 1 (51). - С. 49-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.