Научная статья на тему 'Комплексность взаимодействия государства и общества в коммуникативном пространстве'

Комплексность взаимодействия государства и общества в коммуникативном пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
184
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMMUNICATIVE SPACE / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / СОЦИАЛЬНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / SOCIO-POLITICAL COMMUNICATIONS / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ДОВЕРИЕ / TRUST / ФИЛОСОФИЯ ОТКРЫТОСТИ / OPENNESS PHILOSOPHY / КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА / COMMUNICATIVE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ярмак Юрий Васильевич

В статье рассматриваются особенности взаимодействия между государством и обществом. Проводится мысль о том, что в зависимости от того, как складываются коммуникативные связи между государством и обществом, действуют импульсы к сближению, взаимопониманию между ними или воздвигаются преграды на пути к пониманию и доверию между указанными субъектами. Показывается, что от характера взаимодействия между ними зависят судьбы как самого государства, так и общества, судьбы миллионов людей, представляющих общество и государство в их единстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPLEX NATURE OF INTERACTION BETWEEN THE STATE AND SOCIETY WITHIN THE COMMUNICATIVE SPACE

This article considers the characteristics of interaction between the state and society. The author argues that the communicative connections between the state and society determine whether impetuses towards rapprochement and mutual understanding or obstacles to understanding will emerge. It is shown that the nature of interactions between the state and society shapes the fate of both the state and society, i.e. millions of people representing society and the state in their unity.

Текст научной работы на тему «Комплексность взаимодействия государства и общества в коммуникативном пространстве»

ТЕМА НОМЕРА

УДК 304

Комплексность взаимодействия государства и общества в коммуникативном пространстве1

В статье рассматриваются особенности взаимодействия между государством и обществом. Проводится мысль о том, что в зависимости от того, как складываются коммуникативные связи между государством и обществом, действуют импульсы к сближению, взаимопониманию между ними или воздвигаются преграды на пути к пониманию и доверию между указанными субъектами. Показывается, что от характера взаимодействия между ними зависят судьбы как самого государства, так и общества, судьбы миллионов людей, представляющих общество и государство в их единстве.

Ключевые слова: государство, общество, коммуникативное пространство, гражданское общество, социальнополитические коммуникации, ответственность, доверие, философия открытости, коммуникативная среда.

Ю.В. Ярмак

Взаимодействие государства и общества во все времена их совместного развития было ключевым вопросом для понимания характера и вектора происходящих в них изменений. Формируя различные виды этого взаимодействия, человечество прошло достаточно сложный путь, на котором можно отметить множество моделей взаимодействия, выраженных в соответствующих режимах и технологических способах управления. Но, главное, всегда от характера такого взаимодействия зависели судьбы как самого государства — главного института общественно-политической системы, так и миллионов людей в нем.

При ретроспективной оценке комплексного взаимодействия между государством и обществом следует отметить, что это взаимодействие выглядело по-разному: выражалось в жестких или мягких формах, несло в себе большую или меньшую величину идеологических клише, лукавства власти, разную степень участия демократических институтов общества, если

1 Исследование ведется при поддержке РГНФ, проект № 14-03-00738(а).

© Ярмак Ю.В., 2014

45

Комплексность взаимодействия государства и общества в коммуникативном пространстве

такие были, насыщалось механизмами прямого или завуалированного воздействия и манипулирования общественным сознанием. В зависимости от того, как выстраивались коммуникативные связи между государством и обществом, проявлялись особенности взаимопонимания или воздвигались преграды на пути к доверию между ними.

Хотелось бы заметить, что многое в рассматриваемом взаимодействии оказывается зависимым от того, на какой экономической почве выстраиваются социально-политические коммуникации, какие экономические модели являются основными для конфигурации отношений между социальными группами и политическими институтами. Коммуникативное взаимодействие государственной власти и гражданского общества практически всегда зависит от процессов социально-экономического характера. В то же время не менее важным оказывается и то, что связано с характером и качественными параметрами субъектов, организующих деятельность государственных СМИ, возглавляющих пресс-службы, информационные агентства, реализующих философию открытости и прозрачности (транспарентности) коммуникативных сред, в которых происходит такое взаимодействие, осуществляется информационная политика. Соответственно от качества кадрового состава зависит сам «продукт» взаимопонимания и взаимодоверия между различными субъектами общественно-политической жизни.

В результате оказывается, что системность и комплексность во взаимоотношении государства и общества являются ключевыми как для оценок и прогнозирования реальных событий, так и для организации социально-политического коммуникативного пространства. Особенно это важно для нас в нынешнее время, когда Российская Федерация находится на сложном и долговременном пути своей модернизации. Востребованность в подобных преобразованиях есть буквально во всех сферах жизни общества и одновременно государства, которые в основном векторе своего развития направлены к реализации общей цели: созданию современного развитого и эффективного государства с дееспособным гражданским обществом. В рамках реализации этой общей цели усиливается влияние гражданских институтов на деятельность правительства, административную практику министерств и ведомств, происходит становление свободного и социально ответственного предпринимательства, появляются успехи в борьбе с коррупцией,

Современная реальность такова, что до идеального взаимодействия Российского государства и общества очень далеко, да и в принципе идеала не может быть.

Глубокое влияние на состояние коммуникативной среды оказывает фактор социальных ожиданий, оказывающий большее влияние на коммуникативное пространство в состоянии разбалансированности и разочарования в общественных группах и среди государственных служащих — участников управленческой команды, осуществляющей политический менеджмент.

46

Комплексность взаимодействия государства и общества в коммуникативном пространстве

Складывается противоречивое взаимодействие между различными социальными слоями общества, по-разному ориентированными на дальнесрочные, среднесрочные или ближайшие цели. Образно говоря, в рамках этой системы действуют «подводные камни» частных интересов и мотивации отдельных субъектов, находящихся в сложном пространстве социальных отношений, но руководствующихся чаще всего индивидуальными предпочтениями и собственными сценариями поведения. Поэтому общественные ожидания оказываются дисперсными, с размытым горизонтом целей. Приведение такого разнообразия в некую единую и определенную форму как раз и является задачей политической власти, формирующей, с одной стороны, государственную систему, с другой — вместе с гражданским обществом духовно-идеологическое сопровождение социальных процессов. У государства нет монопольного права на организацию этих процессов. Если же говорить о каких-то монопольных правах государства, то они связаны с защитой общества от внешних посягательств военного характера, обеспечением порядка внутри государства и общества, созданием нормативно-правовой базы государства и принуждением к ее выполнению на всех уровнях государства и общества.

При сохранении общественных ожиданий, связанных с успешными действиями власти, высоким качеством реализации социально-экономических проектов, коммуникативная среда характеризуется высокой устойчивостью. Более того, эта устойчивость, в свою очередь, способствует стабильности существования структур государственной власти. В то же время в случае разрушения общественных ожиданий коммуникативная среда, связывающая в единый организм власть и общество, может порождать не только критику, но и различные формы протестных настроений.

Одной из важнейших характеристик политической власти является ее результативность. Какими бы ни были внешние и внутренние объективные причины, усложняющие жизнь общества и функционирование государства, они не могут служить оправданием бездействия институтов власти.

Кроме того, сама «энергия власти», если она направлена на созидание, определяет значительное расширение пространства социально-политических изменений и связей, происходящих в обществе и улучшающих коммуникации. Об этом говорил Б. Рассел, когда сравнил энергию политической власти с энергией в природе, задающей развитие [см. подробнее 12]. Но здесь важно понимать, что коммуникативное пространство может страдать как от отсутствия такой энергии, так и от ее избытка, когда, например, в обществе может появиться синдром страха перед постоянными импульсами модернизации, реформирования или излишнего контроля за процессами в развитии общества.

Есть еще один важнейший фактор, определяющий комплексность взаимодействия государства и общества в коммуникативном пространстве.

47

Комплексность взаимодействия государства и общества в коммуникативном пространстве

За последние два десятка лет, думаю, россияне многократно убедились в том, что профессионализм и компетентность государственных чиновников и политических лидеров являются едва ли не самым главным фактором, влияющим на процессы, происходящие в стране. Соперничать с этим фактором в случае его негативного влияния может, пожалуй, только уровень коррупции, да и то последний корнями связан именно с качественными параметрами хозяйственно-управленческой и политической элиты. Роль и место государственных руководителей разного масштаба, лидеров отраслевого и научно-технологического плана, представителей предпринимательского сектора экономики и хозяйства, представителей судебной ветви власти и авторитетов из среды общественной интеллигенции достаточно известны.

Скажу лишь о главном: то, что наше государство в своем развитии двигается бросками вперед и реверсивными отходами, во многом связано с отсутствием должного уровня профессионализма и компетентности у представителей политического менеджмента, включая государственных чиновников и политических лидеров. Более того, российскому политическому менеджменту не только не хватает ответственных и профессиональных кадров, но и — прежде всего — молодых, креативных, ответственных и профессиональных людей на всех этажах политической системы.

Коммуникативное пространство зависит от того, кто приходит в политику, образование, законотворчество, структуры законодательной, исполнительной судебной власти. И в этом плане есть смысл говорить о том, что мы должны начинать с начала: с семьи, с детей, со школы, с университетов и институтов. В этом, думаю, остается актуальной позиция Яна Амоса Коменского, который в «Великой дидактике» отмечал: кому, как не государству, следует заботиться о воспитании своих граждан [см. подробнее 6].

В такой позиции, собственно, и содержится исходный путь, который мы должны пройти при формировании гармоничного взаимодействия Российского государства и общества.

Литература

1. Ашин Г.К., Лозанский Э.Д., Кравченко С.А. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. М.: Экзамен, 2001.

2. Берн Эрик. Лидер и группа. Екатеринбург: Литур, 2000.

3. Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России. М.: Интеллект, 1988.

4. Данцев А.А. Правители России. XX век. Ростов-н/Д: Феникс, 2000.

5. Диев ВС, Сорина Г.В. Курс «Основы принятия решений» в высшей школе России // Ценности и смыслы. 2012. № 2. С. 83—98.

6. Коменский Я.А. Великая дидактика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jorigami.narod.ru/PP_corner/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_ Veli kaya_didakt_izbr. htm.

48

Комплексность взаимодействия государства и общества в коммуникативном пространстве

7. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2005.

8. Кудряшова Е.В., Ананченко М.Ю. Ценности лидерства и лидерство ценностей: социально-философский анализ. Архангельск: Поморский университет, 2004.

9. Сорина Г.В., Ярмак Ю.В. Политический интеллект: философско-методологический анализ // Ценности и смыслы. 2012. № 6. С. 23—36.

10. Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность. М.: Канон+, 2009.

11. Сорина Г.В. Критическое мышление и метод экспертных групп // Эпистемология и философия науки. 2005. Т. 3. № 1. С. 194—209.

12. Рассел Б. Власть. Социальный анализ // Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. 2. Зарубежная политическая мысль ХХ в. М., 1997. С. 159—173.

13. Ярмак Ю.В. Профессионализм политической элиты: теория и практика. М.: Союз, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.