ТЕМА НОМЕРА
УДК 304
Комплексность взаимодействия государства и общества в коммуникативном пространстве1
В статье рассматриваются особенности взаимодействия между государством и обществом. Проводится мысль о том, что в зависимости от того, как складываются коммуникативные связи между государством и обществом, действуют импульсы к сближению, взаимопониманию между ними или воздвигаются преграды на пути к пониманию и доверию между указанными субъектами. Показывается, что от характера взаимодействия между ними зависят судьбы как самого государства, так и общества, судьбы миллионов людей, представляющих общество и государство в их единстве.
Ключевые слова: государство, общество, коммуникативное пространство, гражданское общество, социальнополитические коммуникации, ответственность, доверие, философия открытости, коммуникативная среда.
Ю.В. Ярмак
Взаимодействие государства и общества во все времена их совместного развития было ключевым вопросом для понимания характера и вектора происходящих в них изменений. Формируя различные виды этого взаимодействия, человечество прошло достаточно сложный путь, на котором можно отметить множество моделей взаимодействия, выраженных в соответствующих режимах и технологических способах управления. Но, главное, всегда от характера такого взаимодействия зависели судьбы как самого государства — главного института общественно-политической системы, так и миллионов людей в нем.
При ретроспективной оценке комплексного взаимодействия между государством и обществом следует отметить, что это взаимодействие выглядело по-разному: выражалось в жестких или мягких формах, несло в себе большую или меньшую величину идеологических клише, лукавства власти, разную степень участия демократических институтов общества, если
1 Исследование ведется при поддержке РГНФ, проект № 14-03-00738(а).
© Ярмак Ю.В., 2014
45
Комплексность взаимодействия государства и общества в коммуникативном пространстве
такие были, насыщалось механизмами прямого или завуалированного воздействия и манипулирования общественным сознанием. В зависимости от того, как выстраивались коммуникативные связи между государством и обществом, проявлялись особенности взаимопонимания или воздвигались преграды на пути к доверию между ними.
Хотелось бы заметить, что многое в рассматриваемом взаимодействии оказывается зависимым от того, на какой экономической почве выстраиваются социально-политические коммуникации, какие экономические модели являются основными для конфигурации отношений между социальными группами и политическими институтами. Коммуникативное взаимодействие государственной власти и гражданского общества практически всегда зависит от процессов социально-экономического характера. В то же время не менее важным оказывается и то, что связано с характером и качественными параметрами субъектов, организующих деятельность государственных СМИ, возглавляющих пресс-службы, информационные агентства, реализующих философию открытости и прозрачности (транспарентности) коммуникативных сред, в которых происходит такое взаимодействие, осуществляется информационная политика. Соответственно от качества кадрового состава зависит сам «продукт» взаимопонимания и взаимодоверия между различными субъектами общественно-политической жизни.
В результате оказывается, что системность и комплексность во взаимоотношении государства и общества являются ключевыми как для оценок и прогнозирования реальных событий, так и для организации социально-политического коммуникативного пространства. Особенно это важно для нас в нынешнее время, когда Российская Федерация находится на сложном и долговременном пути своей модернизации. Востребованность в подобных преобразованиях есть буквально во всех сферах жизни общества и одновременно государства, которые в основном векторе своего развития направлены к реализации общей цели: созданию современного развитого и эффективного государства с дееспособным гражданским обществом. В рамках реализации этой общей цели усиливается влияние гражданских институтов на деятельность правительства, административную практику министерств и ведомств, происходит становление свободного и социально ответственного предпринимательства, появляются успехи в борьбе с коррупцией,
Современная реальность такова, что до идеального взаимодействия Российского государства и общества очень далеко, да и в принципе идеала не может быть.
Глубокое влияние на состояние коммуникативной среды оказывает фактор социальных ожиданий, оказывающий большее влияние на коммуникативное пространство в состоянии разбалансированности и разочарования в общественных группах и среди государственных служащих — участников управленческой команды, осуществляющей политический менеджмент.
46
Комплексность взаимодействия государства и общества в коммуникативном пространстве
Складывается противоречивое взаимодействие между различными социальными слоями общества, по-разному ориентированными на дальнесрочные, среднесрочные или ближайшие цели. Образно говоря, в рамках этой системы действуют «подводные камни» частных интересов и мотивации отдельных субъектов, находящихся в сложном пространстве социальных отношений, но руководствующихся чаще всего индивидуальными предпочтениями и собственными сценариями поведения. Поэтому общественные ожидания оказываются дисперсными, с размытым горизонтом целей. Приведение такого разнообразия в некую единую и определенную форму как раз и является задачей политической власти, формирующей, с одной стороны, государственную систему, с другой — вместе с гражданским обществом духовно-идеологическое сопровождение социальных процессов. У государства нет монопольного права на организацию этих процессов. Если же говорить о каких-то монопольных правах государства, то они связаны с защитой общества от внешних посягательств военного характера, обеспечением порядка внутри государства и общества, созданием нормативно-правовой базы государства и принуждением к ее выполнению на всех уровнях государства и общества.
При сохранении общественных ожиданий, связанных с успешными действиями власти, высоким качеством реализации социально-экономических проектов, коммуникативная среда характеризуется высокой устойчивостью. Более того, эта устойчивость, в свою очередь, способствует стабильности существования структур государственной власти. В то же время в случае разрушения общественных ожиданий коммуникативная среда, связывающая в единый организм власть и общество, может порождать не только критику, но и различные формы протестных настроений.
Одной из важнейших характеристик политической власти является ее результативность. Какими бы ни были внешние и внутренние объективные причины, усложняющие жизнь общества и функционирование государства, они не могут служить оправданием бездействия институтов власти.
Кроме того, сама «энергия власти», если она направлена на созидание, определяет значительное расширение пространства социально-политических изменений и связей, происходящих в обществе и улучшающих коммуникации. Об этом говорил Б. Рассел, когда сравнил энергию политической власти с энергией в природе, задающей развитие [см. подробнее 12]. Но здесь важно понимать, что коммуникативное пространство может страдать как от отсутствия такой энергии, так и от ее избытка, когда, например, в обществе может появиться синдром страха перед постоянными импульсами модернизации, реформирования или излишнего контроля за процессами в развитии общества.
Есть еще один важнейший фактор, определяющий комплексность взаимодействия государства и общества в коммуникативном пространстве.
47
Комплексность взаимодействия государства и общества в коммуникативном пространстве
За последние два десятка лет, думаю, россияне многократно убедились в том, что профессионализм и компетентность государственных чиновников и политических лидеров являются едва ли не самым главным фактором, влияющим на процессы, происходящие в стране. Соперничать с этим фактором в случае его негативного влияния может, пожалуй, только уровень коррупции, да и то последний корнями связан именно с качественными параметрами хозяйственно-управленческой и политической элиты. Роль и место государственных руководителей разного масштаба, лидеров отраслевого и научно-технологического плана, представителей предпринимательского сектора экономики и хозяйства, представителей судебной ветви власти и авторитетов из среды общественной интеллигенции достаточно известны.
Скажу лишь о главном: то, что наше государство в своем развитии двигается бросками вперед и реверсивными отходами, во многом связано с отсутствием должного уровня профессионализма и компетентности у представителей политического менеджмента, включая государственных чиновников и политических лидеров. Более того, российскому политическому менеджменту не только не хватает ответственных и профессиональных кадров, но и — прежде всего — молодых, креативных, ответственных и профессиональных людей на всех этажах политической системы.
Коммуникативное пространство зависит от того, кто приходит в политику, образование, законотворчество, структуры законодательной, исполнительной судебной власти. И в этом плане есть смысл говорить о том, что мы должны начинать с начала: с семьи, с детей, со школы, с университетов и институтов. В этом, думаю, остается актуальной позиция Яна Амоса Коменского, который в «Великой дидактике» отмечал: кому, как не государству, следует заботиться о воспитании своих граждан [см. подробнее 6].
В такой позиции, собственно, и содержится исходный путь, который мы должны пройти при формировании гармоничного взаимодействия Российского государства и общества.
Литература
1. Ашин Г.К., Лозанский Э.Д., Кравченко С.А. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. М.: Экзамен, 2001.
2. Берн Эрик. Лидер и группа. Екатеринбург: Литур, 2000.
3. Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России. М.: Интеллект, 1988.
4. Данцев А.А. Правители России. XX век. Ростов-н/Д: Феникс, 2000.
5. Диев ВС, Сорина Г.В. Курс «Основы принятия решений» в высшей школе России // Ценности и смыслы. 2012. № 2. С. 83—98.
6. Коменский Я.А. Великая дидактика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jorigami.narod.ru/PP_corner/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_ Veli kaya_didakt_izbr. htm.
48
Комплексность взаимодействия государства и общества в коммуникативном пространстве
7. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2005.
8. Кудряшова Е.В., Ананченко М.Ю. Ценности лидерства и лидерство ценностей: социально-философский анализ. Архангельск: Поморский университет, 2004.
9. Сорина Г.В., Ярмак Ю.В. Политический интеллект: философско-методологический анализ // Ценности и смыслы. 2012. № 6. С. 23—36.
10. Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность. М.: Канон+, 2009.
11. Сорина Г.В. Критическое мышление и метод экспертных групп // Эпистемология и философия науки. 2005. Т. 3. № 1. С. 194—209.
12. Рассел Б. Власть. Социальный анализ // Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. 2. Зарубежная политическая мысль ХХ в. М., 1997. С. 159—173.
13. Ярмак Ю.В. Профессионализм политической элиты: теория и практика. М.: Союз, 2002.