Научная статья на тему 'Публичные коммуникации как неотъемлемый атрибут правового государства'

Публичные коммуникации как неотъемлемый атрибут правового государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
478
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ / FEDERATION COUNCIL / КРУГЛЫЙ СТОЛ / ROUND TABLE / ПУБЛИЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / PUBLIC COMMUNICATION / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Денильханов Асланбек Хаважович

Статья посвящена публичным коммуникациям, как способу взаимодействия различных субъектов правоотношений. Отмечается, что публичные коммуникации необходимы как инструмент интерактивной связи между государством и обществом, позволяющий формировать гражданское общество. Широкое сотрудничество государственных и негосударственных структур по самому разному спектру проблем и совместная нормотворческая деятельность, по мнению автора, ведет к взаимной ответственности власти и граждан за принимаемые решения и судьбу страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Денильханов Асланбек Хаважович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC COMMUNICATIONS AS AN INTEGRAL ATTRIBUTE OF A LEGAL STATE

The article is devoted to public communications, as a way of interaction between different subjects of legal relations. It is noted that public communication is necessary as a tool of interaction between the state and society, allowing the formation of civil society. Broad cooperation of state and private structures on the most different range of problems and joint norm-setting activities, according to the author, leads to the mutual responsibility of the government and citizens for the decisions and the fate of the country.

Текст научной работы на тему «Публичные коммуникации как неотъемлемый атрибут правового государства»

ТЕМА НОМЕРА

УДК 347.1

Публичные коммуникации как неотъемлемый атрибут правового государства

OD L I

Статья посвящена публичным коммуникациям, как способу взаимодействия различных субъектов правоотношений. Отмечается, что публичные коммуникации необходимы как инструмент интерактивной связи между государством и обществом, позволяющий формировать гражданское общество. Широкое сотрудничество государственных и негосударственных структур по самому разному спектру проблем и совместная нормотворческая деятельность, по мнению автора, ведет к взаимной ответственности власти и граждан за принимаемые решения и судьбу страны.

Ключевые слова: Совет Федерации, круглый стол, публичные коммуникации, информация, гражданское общество.

А.Х. Денильханов

В Совете Федерации Федерального Собрания РФ 25 февраля 2014 года состоялся круглый стол «Современные публичные коммуникации в системе взаимодействия государства и общества». Мероприятие было организовано и проведено при активном содействии председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишаса, руководителя аппарата Комитета П.А. Кучеренко, сенатора К.Э. Добрынина, члена-корреспондента РАН, декана философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, д.ф.н., профессора В.В. Миронова, директора ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, главного редактора научных журналов «Ценности и смыслы», «Отечественная и зарубежная педагогика», д.ф.н., профессора С.В. Ивановой, д.ф.н., профессора кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ, научного руководителя научно-образовательного центра (НОЦ) «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского факультета МГУ Г.В. Сориной.

В работе круглого стола приняли участие представители научных и общественных организаций различных регионов страны, преподаватели и студенты учебных заведений.

© Денильханов А.Х., 2014

5

Публичные коммуникации как неотъемлемый атрибут правового государства

Организация круглого стола была бы невозможна без участия члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Кабардино-Балкарии Альберта Хатуевича Кажарова, жизнь которого, к глубочайшему сожалению, трагически оборвалась в результате дорожно-транспортного происшествия. Это произошло в самом разгаре обсуждения проекта и подготовки данного мероприятия. Будучи исключительно ответственным, отзывчивым, безукоризненно преданным государственной службе и гражданскому долгу человеком, А.Х. Кажаров сразу же откликнулся на предложение, которое исходило от философского факультета МГУ и журнала «Ценности и смыслы» о проведении круглого стола. Он планировал широкий круг мероприятий, имевших далеко идущие перспективы. Его деловые и человеческие качества, а также роль в организации круглого стола были отмечены высокими словами благодарности его коллег по Комитету Совета Федерации и другими участниками круглого стола. Вечная память ему и его благим делам!

Правовое государство наряду с другими многочисленными признаками характеризуется демократической формой правления, что подразумевает участие широких слоев населения в формально-юридическом и неформальном регулировании общественных отношений. Неотъемлемой частью делового сотрудничества государства и общества сегодня являются публичные коммуникации, с помощью которых налаживается интерактивная связь между государством и обществом, снимаются или сглаживаются противоречия при принятии важных юридических и политических решений государственными органами и организациями, что ведет к становлению и совершенствованию гражданского общества. Ведущая роль в этом взаимодействии принадлежит государству, которое и должно взять на себя роль модератора и модернизатора коммуникативного общения. Возрастает также значимость негосударственных структур в управлении государством, поэтому его первостепенная задача — наладить непрерывную и плодотворную связь между различными институтами государства и общества с помощью публичных коммуникаций.

Как известно, информация, будучи главным элементом коммуникации, для современного человека стала неотъемлемой частью его жизни и деятельности. Обусловлено это усложнением производственных и общественных отношений. Изменился характер данных взаимоотношений. Информация наряду с другими ресурсами, находящимися в гражданском обороте, приобрела статус товара и стала объектом гражданских правоотношений. Новый вид коммуникации — электронная информация — стремительно входит практически во все сферы общественного бытия. Как следствие динамично развивающейся объективной реальности, связанной с глобальными цивилизационными процессами, информация, с одной стороны, оказывает неоценимую помощь человеку, с другой — порождает определенные негативные явления, связанные с недобросовестным получением, обработкой и распространением информации.

6

Публичные коммуникации как неотъемлемый атрибут правового государства

Назревшая необходимость повышения общей культуры коммуникаций, ее функций, выполняющих роль интерактивной связи между государственными структурами, обществом и бизнесом, использования различных видов публичных коммуникаций с целью повышения правовой культуры и доверия к властным структурам со стороны института гражданского общества и явились побудительным мотивом для организации данного мероприятия.

Связь государственной власти с общественными институтами и даже отдельным гражданином — важный компонент коммуникации в системе государственного управления. Коммуникационные связи присутствуют практически во всей системе общественных и государственных отношений как внутри, так и вовне.

Руководствуясь высшим законом государства — Конституцией РФ, гарантирующей право гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, в целях преодоления возрастающего отчуждения власти и общества, создания механизмов эффективного использования современных коммуникаций в системе государственного управления и реального гражданского контроля над ним, в ходе работы круглого стола были обсуждены следующие аспекты данной проблематики:

— специфика информационной среды публичных коммуникаций как обязательного звена любой политической системы;

— проблемы общедоступности информации в системе взаимодействия государственных органов, общественных организаций и сферы бизнеса, ее правовой статус, достоинства и недостатки интерактивной связи государства, общества и бизнеса;

— необходимость широкого участия гражданских институтов при принятии важных правовых и политических решений государственными структурами, что повлечет за собой взаимную ответственность за судьбу страны;

— первоочередные стратегические задачи, связанные с взаимодействием власти и общества, координация их действий на стадиях как обсуждения, так и принятия публичных решений;

— создание правовых механизмов с помощью публичных коммуникаций как инструментария продвижения интересов общественных и бизнесструктур, в органах государственной власти и местного самоуправления;

— формирование коммуникационных инструментов для контроля государственной власти со стороны гражданского общества с целью обеспечения максимальной прозрачности политических и государственных решений;

— модернизация и улучшение качества публичных коммуникаций с привлечением для реализации этой цели научно-экспертного сообщества, которое будет вырабатывать методики исследования взаимоотношений государства и общества при принятии важных политических решений;

7

Публичные коммуникации как неотъемлемый атрибут правового государства

— установление партнерских отношений с широким использованием публичных коммуникаций между государственными органами, сферами бизнеса и образования, повышение роли философской науки в публичном пространстве и гуманитарного образования в целом;

— широкое внедрение коммуникационного инструментария в образовательный процесс с целью повышения культурного и правового уровня студенческого сообщества и вовлечения его в обсуждение различных политических и правовых решений.

Обсудив спектр проблем, вызванных объективными процессами современности, участники круглого стола пришли к выводу, что первостепенной задачей среди них является разработка регламента функционирования публичных коммуникаций в федеральных и региональных органах власти и местного самоуправления с целью нормативного закрепления данного вида отношений и выработки правового инструментария для такого взаимодействия.

Важным, с точки зрения участников круглого стола, является также необходимость повышенного внимания к философско-методологическому и историческому анализу при формировании культуры публичных коммуникаций в системе взаимоотношения государства и общества, для чего рекомендуется провести такого рода мероприятия в различных регионах России с привлечением представителей власти федерального, регионального уровня, органов местного самоуправления, научного и студенческого сообществ.

Формирование таких институтов, как «Открытое правительство», установление широких коммуникативных связей с самыми широкими слоями населения, взаимодействие государства и общества приводит к повышению взаимной ответственности при принятии и исполнении важных политических и правовых решений. И наоборот: закрытость органов государственной власти, принятие латентных решений, не всегда понятных гражданину и обществу, неэффективность, формальность взаимодействия приводят к отчуждению населения от власти, постепенному росту недоверия к ней и в конечном итоге к возможности социальной дестабилизации в стране, росту деструктивных сил.

Необходимость постоянного мониторинга общественного мнения по тем или иным решениям, принимаемым органами государственной власти и местного самоуправления, привлечение населения к широкому обсуждению наиболее важных законопроектов, повышение роли связей с общественностью на государственном и общественном уровнях, которые непрерывно поддерживали бы контакты с гражданами и организациями и прогнозировали вектор общественного мнения, формировали имидж власти и снимали назревавшие противоречия, привлекая и давая возможность принять коллективное (государство и общество) решение путем проведения референдумов по спорным вопросами теоретической и практической политики, — вот первоочередные задачи, стоящие сегодня перед нашим государством. Перечисленные мероприятия должны носить не фрагментарный, а системный и мобильный характер.

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.