ТЕМА НОМЕРА
УДК 347.1
Публичные коммуникации как неотъемлемый атрибут правового государства
OD L I
Статья посвящена публичным коммуникациям, как способу взаимодействия различных субъектов правоотношений. Отмечается, что публичные коммуникации необходимы как инструмент интерактивной связи между государством и обществом, позволяющий формировать гражданское общество. Широкое сотрудничество государственных и негосударственных структур по самому разному спектру проблем и совместная нормотворческая деятельность, по мнению автора, ведет к взаимной ответственности власти и граждан за принимаемые решения и судьбу страны.
Ключевые слова: Совет Федерации, круглый стол, публичные коммуникации, информация, гражданское общество.
А.Х. Денильханов
В Совете Федерации Федерального Собрания РФ 25 февраля 2014 года состоялся круглый стол «Современные публичные коммуникации в системе взаимодействия государства и общества». Мероприятие было организовано и проведено при активном содействии председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишаса, руководителя аппарата Комитета П.А. Кучеренко, сенатора К.Э. Добрынина, члена-корреспондента РАН, декана философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, д.ф.н., профессора В.В. Миронова, директора ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, главного редактора научных журналов «Ценности и смыслы», «Отечественная и зарубежная педагогика», д.ф.н., профессора С.В. Ивановой, д.ф.н., профессора кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ, научного руководителя научно-образовательного центра (НОЦ) «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского факультета МГУ Г.В. Сориной.
В работе круглого стола приняли участие представители научных и общественных организаций различных регионов страны, преподаватели и студенты учебных заведений.
© Денильханов А.Х., 2014
5
Публичные коммуникации как неотъемлемый атрибут правового государства
Организация круглого стола была бы невозможна без участия члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Кабардино-Балкарии Альберта Хатуевича Кажарова, жизнь которого, к глубочайшему сожалению, трагически оборвалась в результате дорожно-транспортного происшествия. Это произошло в самом разгаре обсуждения проекта и подготовки данного мероприятия. Будучи исключительно ответственным, отзывчивым, безукоризненно преданным государственной службе и гражданскому долгу человеком, А.Х. Кажаров сразу же откликнулся на предложение, которое исходило от философского факультета МГУ и журнала «Ценности и смыслы» о проведении круглого стола. Он планировал широкий круг мероприятий, имевших далеко идущие перспективы. Его деловые и человеческие качества, а также роль в организации круглого стола были отмечены высокими словами благодарности его коллег по Комитету Совета Федерации и другими участниками круглого стола. Вечная память ему и его благим делам!
Правовое государство наряду с другими многочисленными признаками характеризуется демократической формой правления, что подразумевает участие широких слоев населения в формально-юридическом и неформальном регулировании общественных отношений. Неотъемлемой частью делового сотрудничества государства и общества сегодня являются публичные коммуникации, с помощью которых налаживается интерактивная связь между государством и обществом, снимаются или сглаживаются противоречия при принятии важных юридических и политических решений государственными органами и организациями, что ведет к становлению и совершенствованию гражданского общества. Ведущая роль в этом взаимодействии принадлежит государству, которое и должно взять на себя роль модератора и модернизатора коммуникативного общения. Возрастает также значимость негосударственных структур в управлении государством, поэтому его первостепенная задача — наладить непрерывную и плодотворную связь между различными институтами государства и общества с помощью публичных коммуникаций.
Как известно, информация, будучи главным элементом коммуникации, для современного человека стала неотъемлемой частью его жизни и деятельности. Обусловлено это усложнением производственных и общественных отношений. Изменился характер данных взаимоотношений. Информация наряду с другими ресурсами, находящимися в гражданском обороте, приобрела статус товара и стала объектом гражданских правоотношений. Новый вид коммуникации — электронная информация — стремительно входит практически во все сферы общественного бытия. Как следствие динамично развивающейся объективной реальности, связанной с глобальными цивилизационными процессами, информация, с одной стороны, оказывает неоценимую помощь человеку, с другой — порождает определенные негативные явления, связанные с недобросовестным получением, обработкой и распространением информации.
6
Публичные коммуникации как неотъемлемый атрибут правового государства
Назревшая необходимость повышения общей культуры коммуникаций, ее функций, выполняющих роль интерактивной связи между государственными структурами, обществом и бизнесом, использования различных видов публичных коммуникаций с целью повышения правовой культуры и доверия к властным структурам со стороны института гражданского общества и явились побудительным мотивом для организации данного мероприятия.
Связь государственной власти с общественными институтами и даже отдельным гражданином — важный компонент коммуникации в системе государственного управления. Коммуникационные связи присутствуют практически во всей системе общественных и государственных отношений как внутри, так и вовне.
Руководствуясь высшим законом государства — Конституцией РФ, гарантирующей право гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, в целях преодоления возрастающего отчуждения власти и общества, создания механизмов эффективного использования современных коммуникаций в системе государственного управления и реального гражданского контроля над ним, в ходе работы круглого стола были обсуждены следующие аспекты данной проблематики:
— специфика информационной среды публичных коммуникаций как обязательного звена любой политической системы;
— проблемы общедоступности информации в системе взаимодействия государственных органов, общественных организаций и сферы бизнеса, ее правовой статус, достоинства и недостатки интерактивной связи государства, общества и бизнеса;
— необходимость широкого участия гражданских институтов при принятии важных правовых и политических решений государственными структурами, что повлечет за собой взаимную ответственность за судьбу страны;
— первоочередные стратегические задачи, связанные с взаимодействием власти и общества, координация их действий на стадиях как обсуждения, так и принятия публичных решений;
— создание правовых механизмов с помощью публичных коммуникаций как инструментария продвижения интересов общественных и бизнесструктур, в органах государственной власти и местного самоуправления;
— формирование коммуникационных инструментов для контроля государственной власти со стороны гражданского общества с целью обеспечения максимальной прозрачности политических и государственных решений;
— модернизация и улучшение качества публичных коммуникаций с привлечением для реализации этой цели научно-экспертного сообщества, которое будет вырабатывать методики исследования взаимоотношений государства и общества при принятии важных политических решений;
7
Публичные коммуникации как неотъемлемый атрибут правового государства
— установление партнерских отношений с широким использованием публичных коммуникаций между государственными органами, сферами бизнеса и образования, повышение роли философской науки в публичном пространстве и гуманитарного образования в целом;
— широкое внедрение коммуникационного инструментария в образовательный процесс с целью повышения культурного и правового уровня студенческого сообщества и вовлечения его в обсуждение различных политических и правовых решений.
Обсудив спектр проблем, вызванных объективными процессами современности, участники круглого стола пришли к выводу, что первостепенной задачей среди них является разработка регламента функционирования публичных коммуникаций в федеральных и региональных органах власти и местного самоуправления с целью нормативного закрепления данного вида отношений и выработки правового инструментария для такого взаимодействия.
Важным, с точки зрения участников круглого стола, является также необходимость повышенного внимания к философско-методологическому и историческому анализу при формировании культуры публичных коммуникаций в системе взаимоотношения государства и общества, для чего рекомендуется провести такого рода мероприятия в различных регионах России с привлечением представителей власти федерального, регионального уровня, органов местного самоуправления, научного и студенческого сообществ.
Формирование таких институтов, как «Открытое правительство», установление широких коммуникативных связей с самыми широкими слоями населения, взаимодействие государства и общества приводит к повышению взаимной ответственности при принятии и исполнении важных политических и правовых решений. И наоборот: закрытость органов государственной власти, принятие латентных решений, не всегда понятных гражданину и обществу, неэффективность, формальность взаимодействия приводят к отчуждению населения от власти, постепенному росту недоверия к ней и в конечном итоге к возможности социальной дестабилизации в стране, росту деструктивных сил.
Необходимость постоянного мониторинга общественного мнения по тем или иным решениям, принимаемым органами государственной власти и местного самоуправления, привлечение населения к широкому обсуждению наиболее важных законопроектов, повышение роли связей с общественностью на государственном и общественном уровнях, которые непрерывно поддерживали бы контакты с гражданами и организациями и прогнозировали вектор общественного мнения, формировали имидж власти и снимали назревавшие противоречия, привлекая и давая возможность принять коллективное (государство и общество) решение путем проведения референдумов по спорным вопросами теоретической и практической политики, — вот первоочередные задачи, стоящие сегодня перед нашим государством. Перечисленные мероприятия должны носить не фрагментарный, а системный и мобильный характер.
8