Научная статья на тему 'Комплексность правовой основы противодействия преступности сотрудников органов внутренних дел'

Комплексность правовой основы противодействия преступности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / УК РФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПОЛИЦИИ» / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / THE FEDERAL LAW «ABOUT POLICE» / POLICE OFFICERS / THE CRIMINAL CODE OF RUSSIAN FEDERATION / FIGHT AGAINST CRIME / CORRUPTION-PRONENESS OF LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тагаев Нурди Мусаевич

в статье обосновывается необходимость установления взаимосвязи между различными отраслями законодательства (уголовным, административным и др.) для создания комплексной основы противодействия преступности сотрудников органов внутренних дел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE LEGAL BASIS FOR FIGHT AGAINST LAW-ENFORCEMENT OFFICIALS CRIME

the author proves the need to establish interrelation between various branches of legislation criminal, administrative, etc.) in order to make an integrated basis for fight against law-enforcement officials crime.

Текст научной работы на тему «Комплексность правовой основы противодействия преступности сотрудников органов внутренних дел»

Криминология

УДК 343.85 NM' TAGAYEV*

ББК 67.515 Т13

COMPREHENSIVE LEGAL BASIS FOR FIGHT AGAINST LAW-ENFORCEMENT OFFICIALS’ CRIME

Аннотация: в статье обосновывается необходи мость установления взаимосвязи между различными отраслями законодательства(уголовньщ административным и др.) для создания комплекснойосновы противодействияпреступности сотрудниковорганов внутренних дел.

Ключевые слова: сотрудники полиции, УК РФ, Федеральный закон «О полиции», противодействие преступности, коррупциогенностьзаконодательства

НУРДИ

МУСАЕВИЧ

ТАГАЕВ*

КОМПЛЕКСНОСТЬ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Annotation: the author proves the need to establish interrelation between various branches of legislation criminal, administrative, etc.) in order to make an integrated basis for fight against law-enforcement officials ’ crime.

Key words: police officers, the criminal code of Russian Federation, the Federal law «About police», fight against crime, corruption-proneness of legislation.

Постепенность в развитии процесса формирования антисоциальной направленности поведения сотрудника органов внутренних дел (ОВД) (нормативное (законопослушное) -девиантное (служебно-девиантное) - делинквентное (административно-деликтное и служебно-деликтное) - преступное поведение требует наличия комплексной правовой системы противодействия преступности сотрудниковор-ганов внутренних дел. В связи с тем что совершению преступлений обычно предшествуют иные правонарушения, необходимо осуществлять профилактику и предпреступного поведения. Однако дисциплинарное (особенно при грубых нарушениях служебной дисциплины) и уголовно-правовое реагирование на уже наступившие негативные последствия не учитывают постепенность в развитии процесса формирования антисоциальной направленности поведения сотрудника ОВД.

В связи с этим комплексная правовая система противодействия преступности сотрудников органов внутренних дел должна основываться на Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ), федеральных законах «О полиции», «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и других нормативно-правовых актах.

Комплексный подход в области противодействия преступности сотрудниковОВД ориентирует на необходимость изучения законодатель-

* Соискатель (КУ МВ Д России)

E-mail: editor62@yandex.ru.

ства как в области реализации их полномочий (уголовно-процессуальных, административных, уголовно-исполнительных и пр.), так и в области прохождения ими службы. Представляется, что каждый аспект прохождения службы сотрудниками ОВД и реализации ими полномочий должен быть четко прописан, чтобы исключить двоякое толкование.

Между тем законодательство в части предупреждения предпреступного поведения сотрудников ОВД является коррупциогенным, не отвечает современным требованиям в области правового регулирования ранней профилактики преступлений и может приводить к исключительно зависимому положению сотрудников полиции от их руководства Между тем именно подробная регламентация условий службы, направленная на предупреждение их правонарушающего поведения, позволяет противодействовать преступлениям и иным правонарушениям сотрудниковполиции. Считаем, что четко установленный правовой статус сотрудника полиции - правовая основа предупреждения его правонарушающего поведения.

Уголовное, административное и иное законодательство в области противодействия преступности сотрудниковОВД недостаточно учитывает командно-административную специфику их деятельности, сложившиеся неформальные традиции в отдельных подразделениях, низкий уровень материального обеспечения сотрудников и неурегулированность многих организационно-правовых аспектов их деятельности, а также содержит недостатки в области прохождения службы (что ставит под сомнение эффективность проводимой реформы МВД России). Отдельные нормы ряда отраслей законодательства (уголовного, уголовно-процессуального, оперативно-розыскного, административного и др.) в области предупреждения преступности не всегда соответствуют друг другу. Этому способствуеттакже «усиленное» нормотворчество в последние годы (был издан целый ряд новых законов: «О противодействии коррупции», «О полиции» и др.). Ощутимо и отсутствие предупредительной составляющей российского законодательства, когда реагирование на девиантное поведение сотрудникаОВД обычно происходит после совершения им преступления или иного правонарушения.

В настоящее время нередко наблюдается ситуация, когда реакция на преступное поведение сотрудниковполиции осуществляется в рамках уголовного законодательства, хотя на самом деле оно должно применяться уже после

реализации иных криминологических мер, направленных на профилактику предпреступного поведения этих лиц, в первую очередь дисциплинарных . Однако уголовное законодательство в основном реагирует на преступления сотрудников ОВД усилением их ответственности и обладает недостаточным предупредительным потенциалом в этой области. В связи с этим актуальным представляется установление более четкой взаимосвязи уголовного законодательства, в частности, с административным (учитывая, что вопрос о применении преюдиции в уголовном праве уже давно обсуждается в юридической литературе)1.

В настоящее время уголовное и административное (в том числе служебное) законодательство, устанавливающее соответствующие запреты и меру ответственности (уголовно-правовую, дисциплинарную, административную) за их нарушение, действуют разобщенно друг от друга. Получается, что в отношении правонарушающего поведения сотрудниковполиции Федеральный закон «О полиции», КоАП РФ и другие акты, не являющиеся источником уголовного законодательства, представляют собой общую правовую основу для борьбы с определенными нарушениями, а УК РФ стоит как бы обособленно и применяет свои санкции лишь в случае наступления соответствующих тяжких последствий.

В России ситуация такова, что административное законодательство, регулирующее пред-преступное поведение сотрудников ОВД, без сомнения, обладает серьезным предупредительным потенциалом, а уголовное законодательство служит одной из составных частей системы борьбы с соответствующими преступлениями, то есть правонарушениями, повлекшими тяжкие последствия.

Между тем в ст. 282.2 УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации» имеется пример преюдиции решений суда для наступления уголовной ответственности. Так, в ч. 1 этой статьи указано, что «организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности...», то есть установлено преюдиционное «условие» наступления уголовной ответственности - принятие судом вступившего в законную силу решения о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Криминология

Криминология

Подобный «преюдициональный» опыт можно ввести в практику предупреждения и иных преступлений.

Как указывает Ю.А. Кашуба, криминологическая наука должна четко «связать» и определить два уровня предупреждения преступлений и предшествующихим правонарушений в России:

1) собственно уголовно-правовой;

2) криминологический, включающий в себя другие правовые меры. Эти уровни должны быть взаимосвязаны, создавая целостную систему предупреждения преступности2.

В нашем случае ко второму уровню предупреждения преступлений и правонарушений сотрудников полиции следует отнести федеральные законы «О полиции», «О службе в органах внутренних дел.» и другие нормативно-правовые акты, регулирующие различные аспекты деятельности ОВД.

В этом случае можно взаимоувязать, в частности, административные (служебные) и уголовно-правовые меры воздействия на правона-рушителей-полицейских в определенной области общественных отношений, когда основанием привлечения к уголовной ответственности

будет например, неоднократное грубое нарушение ими служебной дисциплины.

О целесообразности включения в УК РФ положения о наступлении уголовной ответственности за определенные уголовно не наказумые деяния в случае их повторного совершения, если за первый проступок было наложено, например, административное, дисциплинарное или иное взыскание на нарушителя, говорят различные специалисты. Так, А. А. Толкаченкои И.М. Мацкевич уверены в том, что, в частности, обосновано введение в санкцию ст. 335 УК РФ положения о том, что военнослужащего привлекают к уголовной ответственности после повторного совершения издевательств над сослуживцем, несмотря на ранее наложенное дисциплинарное взыскание3.

Таким образом, актуальным является более активное использование в УК РФ административной и иной (дисциплинарной) преюдиции при формулировании составов соответствующих преступлений.

Представляется, что реализация указанных предложений позволит создать комплексную правовую основу противодействия преступности сотрудников органов внутренних дел.

1 См.: Бойко А.И. Административная преюдиция в уголовномправе: за и против // Юристъ-Правоведъ. 2004. № 3. С. 27-32; Грунтов И. О. Уголовно-правовые нормы с административной преюдицией: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Минск, 1985; ЛукашовА.И. Составы преступленийс преюдициейи правила формулирования в уголовномзаконодательстве автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Минск, 1990.

2 См.: Кашуба Ю.А. Принцип преюдициональностив уголовномправе // Очерки новейшей камералистики. 2011. № 1. С. 53-55.

3 См.: ТолкаченкоА.А., Мацкевич И.М. Преступления против военной службы (уголовно-правовой и криминологический анализ раздела XI нового Уголовногокодекса Российской Федерации) // Прокурорская и следственнаяпрактика 1998. № 1. С. 149-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.