Научная статья на тему 'О коррупционности законодательства, регулирующего полномочия сотрудников органов внутренних дел'

О коррупционности законодательства, регулирующего полномочия сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ / ПОЛНОМОЧИЯ СОТРУДНИКОВ / ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / POLICE OFFICERS / CORRUPTION POTENTIAL LEGISLATION / ENSURING THE RULE OF LAW / THE POWERS OF / THE LEGAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тагаев Нурди Мусаевич

В статье анализируются положения законодательства, регулирующего полномочия сотрудников органов внутренних дел, и выявляются его недостатки, негативно влияющие на обеспечение законности в их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тагаев Нурди Мусаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CORRUPTION OF THE LEGISLATION GOVERNING THE POWERS OF POLICE OFFICERS

The article analyzes the provisions of the law governing the powers of law enforcement bodies, and identify its weaknesses that undermine the rule of law in their activities.

Текст научной работы на тему «О коррупционности законодательства, регулирующего полномочия сотрудников органов внутренних дел»

Реализация полномочий органами внутренних дел осуществляется по многим направлениям, которые закреплены в ФЗ «О полиции», УПК, КоАП и других нормативно-правовых актах. Представляется, что каждое полномочие должно быть четко прописано, чтобы исключить двоякое толкование со стороны правоприменителей [1; 2]. Однако анализ нормативно-правовых актов, закрепляющих полномочия сотрудников ОВД, позволяет выявить ряд правовых недоработок.

В настоящее время уголовное законодательство, в основном, реагирует на преступления сотрудников ОВД усилением их ответственности и обладает недостаточным предупредительным потенциалом в этой области. Поэтому актуальным представляется установление большей взаимосвязи, чем в настоящее время, различных мер воздействия в отношении сотрудников ОВД, допускающих различных правонарушения, особенно уголовно-правовых и иных правовых мер.

Действительно, борьба с преступностью невозможна только путем применения одних уголовно-правовых мер. Об этом говорит и Э.Ф. Побегайло, указывая, что в качестве составных частей единой политики в сфере борьбы с преступностью в ряде случаев выделяются уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная (пенитенциарная), криминологическая

(профилактическая), административно-правовая разновидности такой политики. Он же добавляет, что в реальной жизни борьба с преступностью осуществляется комплексно с использованием возможностей каждой из названных политик [3, с. 43].

В России ситуация такова, что административное (служебное) законодательство, регулирующее предпреступное поведение сотрудников ОВД, обладает серьезным предупредительным потенциалом, а уголовное законодательство лишь служит одной из составных частей системы борьбы с одним из видов правонарушений - преступлениями. В этом случае необходимо взаимоувязать, в частности, административные (служебные) и уголовно-правовые меры воздействия на правонарушителей-сотрудников ОВД, когда основанием привлечения к уголовной ответственности будет, например, неоднократное грубое нарушение служебной дисциплины, за которое было наложено дисциплинарное взыскание.

Это позволит создать комплексную систему борьбы с преступлениями и предшествующими им правонарушениями с использованием достижений наук не только уголовного, но и административного (служебного) и иных отраслей права.

Некоторые правовые проблемы реализации полномочий как фактор преступности сотрудников органов внутренних дел имеются и в уголовно-процессуальном законодательстве, где закрепляется перечень преступлений, которые выявляют и расследуют сотрудники ОВД.

Вместе с тем, по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 5 ст. 151 УПК, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления. Получается, что оперативные сотрудники ОВД могут выявлять с последующей передачей материалов следователям своего ведомства и другие преступления (например, по ст. 228 УК), борьбу с которыми осуществляют и иные правоохранительные органы (в данном случае -ФСКН).

Получается, что «приоритет» в борьбе с рассматриваемыми преступлениями принадлежит ФСКН, которая (как и ОВД) осуществляет оперативно-разыскную и уголовно-процессуальную деятельность. В этом случае эти два правоохранительных органа действуют на одном и том же «поле», что не может не влиять на эффективность их работы.

В результате сотрудники ОВД на практике допускают различные должностные и иные правонарушения и преступления, в том числе в сфере незаконного оборота наркотиков. Их выявляют, в том числе, сотрудники ФСКН, впоследствии передающие материалы в Следственный комитет.

Таким образом, отсутствие четкости в определении полномочий ОВД, приводящей к разногласиям с другими правоохранительными органами, может способствовать совершению первыми различных преступлений.

Отдельная правовая проблема в деятельности оперативных подразделений ОВД заключается в том, что содержание оперативно-разыскных мероприятий в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не прописано. Вместе с тем, как показывает практика, законодательное определение исчерпывающего перечня этих мероприятий не учитывает современные потребности по выявлению и раскрытию преступлений. Проводя оперативно-разыскные мероприятия, выработанные практикой, но не прописанные в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (заграждение, засада и пр.),

оперативные сотрудники ОВД формально совершают правонарушения, поэтому в оперативно-разыскной документации стараются их «подгонять» под законодательно закрепленные мероприятия.

Подобного рода недостатки негативно влияют на эффективность действий оперативников, которые во многих случаях вынуждены работать на «свой страх и риск», надеясь, что их действия будут впоследствии признаны законными.

Отдельной правовой проблемой, как указывают А.Я. Гришко и другие специалисты [4, с. 16-21; 5, с. 21-27], является ненадлежащее регулирование действий сотрудников ОВД в уголовно-исполнительной сфере. В ФЗ «О полиции» этим вопросам уделяется мало внимания.

Отдельные полномочия ОВД в части их привлечения к содействию в реализации уголовно-исполнительных функций логично должны были бы регулироваться в каком-то совместном документе МВД и ФСИН; однако такого документа на федеральном уровне до сих пор нет.

Так, в соответствии с ч. 9 и 11 ст. 97 УИК контроль за осужденными, выехавшими за пределы исправительных учреждений, оказывают сотрудники ОВД. Однако в законе никакой конкретизации их полномочий не содержится.

В соответствии с ч. 10 ст. 97 УИК, в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом министра юстиции, прописаны отдельные вопросы деятельности ОВД в отношении выехавших осужденных (однако конкретных полномочий по контролю за их поведением не предусмотрено). Вызывает сомнение вообще подобное регулирование этого вопроса, так как приказ министра юстиции, по большому счету, к сотрудникам полиции прямого отношения не имеет.

В УИК полномочия сотрудников ОВД, привлекаемых к исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, или условному наказанию, упоминаются лишь эпизодически. Было бы логичным, если бы компетенция в этой сфере закреплялась в приказе МВД России (или совместном со ФСИН), однако основным нормативным актом здесь также является приказ министра юстиции от 20 мая 2009 г. № 142, в котором также предусмотрены определенные полномочия ОВД. Получается, что по-прежнему на сотрудников ОВД возлагаются соответствующие функции приказом министра юстиции.

Возможно, данная ситуация является следствием того, что ранее органы, исполняющие наказание, входили в состав МВД, в связи с чем подобных вопросов не возникало (хотя еще в советское время на необходимость взаимодействия спецкомендатур с органами внутренних дел указывал, в частности, А.С. Михлин [6]).

В настоящее время при регулировании многих функций сотрудников ОВД при их содействии уголовно-исполнительному процессу изначально создана коррупциогенная ситуация, когда формально на сотрудников полиции возложены определенные обязанности в этой области, однако надлежащее закрепление их полномочий отсутствует.

В результате на практике подобного рода сотрудничество обычно осуществляется в неформальном порядке, что не способствует обеспечению законности в этой области, так как сотрудники полиции фактически обладают неопределенными (т.е. «неограниченными») полномочиями в отношении отдельных категорий осужденных.

Таким образом, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное и иное законодательство представляется коррупциогенным и не способствующим укреплению законности в деятельности сотрудников ОВД.

Литература

1. Колчеманов Д.Н. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в системах государственной службы зарубежных государств и возможности использования зарубежного опыта в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

2. Чистов А.А. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти в современных условиях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

3. Побегайло Э.Ф. Кризис современной российской уголовной политики // Криминология: вчера, сегодня, завтра: Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. СПб., 2006. № 2.

4. Гришко А.Я. Федеральные законы «О полиции» и «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и вопросы взаимодействия полиции с учреждениями и органами ФСИН России // Значение реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в предупреждении рецидивной преступности: Матер. науч.-практ. семинара. Рязань, 2012.

5. Артемьев Н.С. Роль административного надзора в предупреждении рецидивной преступности // Значение реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в предупреждении рецидивной преступности: Матер. науч.-практ. семинара. Рязань, 2012.

6. Михлин А.С., Михлин С.А. Организация работы спецкомендатуры: Учет условно осужденных и условно освобожденных, надзор за ними и проведение воспитательной работы / Под ред. И.Н. Голубкова. М., 1973. Ч. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.