Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТАМИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
'

КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТАМИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / фитнес-технологии / функциональная тренировка / физическая подготовленность / стресс / удовлетворенность жизнью / students / fitness technologies / functional training / physical fitness / stress / life satisfaction

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Широкова Евгения Александровна, Щеголева Марина Анатольевна

Дана характеристика результатов эксперимента по внедрению средств современных фитнес-технологий в учебный процесс по физической культуре в вузе. Отмечена важность обучения умению чувствовать свое тело и его возможности на основе использования средств невысокой интенсивности. Установлено, что комплексное применение средств пилатеса, функциональной тренировки и самомассажа позволяет значительно улучшить уровень физической подготовленности, снизить уровень стресса и оптимизировать общую удовлетворенность жизнью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Широкова Евгения Александровна, Щеголева Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE APPLICATION OF FITNESS TECHNOLOGIES IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES WITH UNIVERSITY STUDENTS

The article provides a description of the results of an experiment on the introduction of modern fitness technologies into the educational process of physical education at a university. The importance of teaching the ability to feel one's body and its capabilities based on the use of low-intensity means is noted. It has been established that the complex use of Pilates, functional training and self-massage can significantly improve the level of physical fitness, reduce stress and optimize overall life satisfaction.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТАМИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ »

УДК 796.035 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-10-57-64

КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТАМИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Е.А. Широкова, М.А. Щеголева

Дана характеристика результатов эксперимента по внедрению средств современных фитнес-технологий в учебный процесс по физической культуре в вузе. Отмечена важность обучения умению чувствовать свое тело и его возможности на основе использования средств невысокой интенсивности. Установлено, что комплексное применение средств пилатеса, функциональной тренировки и самомассажа позволяет значительно улучшить уровень физической подготовленности, снизить уровень стресса и оптимизировать общую удовлетворенность жизнью.

Ключевые слова: студенты, фитнес-технологии, функциональная тренировка, физическая подготовленность, стресс, удовлетворенность жизнью.

COMPREHENSIVE APPLICATION OF FITNESS TECHNOLOGIES IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES WITH UNIVERSITY STUDENTS

Shirokova E.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Shchegoleva M.A., associate professor, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky

The article provides a description of the results of an experiment on the introduction of modern fitness technologies into the educational process of physical education at a university. The importance of teaching the ability to feel one's body and its capabilities based on the use of low-intensity means is noted. It has been established that the complex use of Pilates, functional training and self-massage can significantly improve the level of physical fitness, reduce stress and optimize overall life satisfaction.

Key words: students, fitness technologies, functional training, physical fitness, stress, life satisfaction.

Широкова Евгения Александровна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Калуга, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

Щеголева Марина Анатольевна, доц., [email protected], Россия, Калуга, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского

В настоящее время состояние здоровья студенческой молодежи вызывает опасение, поскольку цифровизация образовательной сферы ведет к значительному снижению двигательной активности в целом. Оптимизация практических занятий по физической культуре и их вынесение на самостоятельное изучение также не всегда сопутствует поддержанию должного уровня физической активности, что требует изменения формата занятий с целью увеличения мотивации к ним. Очень важным моментом является первое впечатление, которое студент по-

лучил на занятиях физической культурой в университете: у него не должно возникать чувства дискомфорта, боли или сильной усталости. Необходимо дать возможность получить приятные ощущения от выполнения упражнений, обеспечить их доступность и вариативность. Указанный аспект является очень важным для студентов с невысокой физической подготовленностью и небольшим опытом занятий, именно поэтому рекомендуемся включать в программу занятий на началь-

ном этапе обучения более простые упражнения невысокой интенсивности из популярных в настоящее время фитнес-программ.

Студент должен научиться чувствовать свое тело и его возможности, вследствие чего на начальном этапе одной из оптимальных для освоения методик является система Пилатеса. Современные исследования под -тверждают эффективность указанной системы в улучшении физической подготовленности и нормализации психоэмоционального состояния как студенческой молодежи, так и других категорий населения [1, 3]. В процессе выполнения упражнений задействуется ментальная сфера: необхо -димо обращать внимание на положение тела и его частей в пространстве, правильно дышать, учиться напрягать одни мышечные группы, растягивая и расслабляя при этом другие [2]. Поскольку выполнение упражнения про -исходит в медленном темпе, у занимающихся есть возможность принять правильное исходное положения и контролировать технику выполнения упражнений [4, 6]. Повышенное внимание к собственному телу способствует снижению нервно-психического напряжения и нормализации психоэмоционального состояния.

После освоения базовых упражнений системы Пилатеса в занятия могут включаться упражнения, направленные на расслабление мышц. В частности, популярным в настоящее время является миофасциальный релиз - массаж с использованием дополнительного оборудования (мячей и роллеров). Воздействие на триггерные точки позволяет снизить мышечное напряжение, что отражается на общем физическом и психологическом состоянии занимающихся [5, 8].

По мере совершенствования умения студентов владеть своим телом и соизмерять возможности в оздоровительные занятия могут быть вклю -чены более интенсивные упражнения функционального тренинга: выпады, приседы и перемещения в разных проекциях из различных исходных положений. Выполнение данных упражнений в динамике помогает задей -ствовать крупные мышечные группы и поддерживать их в тонусе, а также обеспечивать нагрузку динамического характера [7].

Постепенное включение в занятия физической культурой различных систем фитнеса позволяет сформировать должную мотивацию к дви -гательной активности и поддерживать ее на достаточном для повседневной деятельности уровне.

Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность комплексного использования фитнес-технологий на занятиях физической культурой со студентами высших учебных заведений.

Задачи исследования:

1) проверить эффективность разработанной программы по оптимизации физического состояния студентов;

2) определить эффективность комплексного использования фитнес-программы в оптимизации психологического состояния студентов.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 28 девушек очного отделения Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, занимающихся физической культурой на отделении «Мягкий фитнес». Они составили экспериментальную группу, в занятия которой последовательно внедрялись элементы совре -менных фитнес-технологий: пилатеса, функциональной тренировки и миофасциального релиза. В контрольную группу вошли 26 девушек, занимающихся на отделении «Аэробика». На занятиях этой группы использовались элементы базовой аэробики (шаги и связки), а также силовые упражнения с весом собственного тела на основные мышечные группы. Возраст занимающих составил 17-19 лет.

Для оценки уровня физической подготовленности использовались следующие контрольные нормативы: наклон вперед из положения стоя на скамейке, поднимание туловища из положения лежа на спине, планка с опорой на предплечья, прыжок в длину с места, проба Ромберга. Также в межсессионный период (в первом и втором семестрах) оценивалась двигательная активность студентов по количеству сделанных ими шагов за день.

Для оценки психологического состояния обучающихся использовалась шкала психосоциального стресса Ридера и шкала удовлетворенности жизнью Динера.

Результаты исследования и их обсуждение. В табл. 1 представлены результаты физической подготовленности студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп в начале и в конце эксперимента. Замеры производились в начале и в конце 2022/23 учебного года.

Таблица 1

Результаты физической подготовленности студентов ЭГ и КГ

в процессе эксперимента

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа

Результаты Прирост, % Результаты Прирост, %

Наклон туловища из положения стоя на скамейке, см Н 12,79±5,19 19,15** 12,84±4,53 10,82**

К 15,24 ± 4,70 14,23±4,65

Поднимание туловища из положения лежа на спине, раз Н 20,93±2,32 16,62** 20,96±3,14 9,73*

К 24,41±1,40 23,00±3,38

Планка с опорой на предплечья, с Н 89,13±21,64 28,98** 90,34±24,97 13,9**

К 114,96±17,49 102,90±20,16

Прыжок в длину с места, см Н 160,89±11,41 4,02 155,38±13,50 3,39

К 167,37±11,29 160,65±11,74

Проба Ромберга, с Н 12,03±4,21 50,45** 12,69±4,07 14,26**

К 18,1±3,86 14,5±3,48

Двигательная активность, шаг/день) Н 8280±3158 15,97** 8451±2579 3,47

К 9603±2981 8745±2513

Примечание: Н - начало учебного года, К - конец учебного года, * - p<0,05, ** - p<0,01.

В экспериментальной группе приросты показателей физической подготовленности оказались более значимыми, чем в контрольной. При этом были отмечены статистически значимые изменения по всем показа -телям, за исключением прыжка в длину с места. Графически прирост показателей физической подготовленности представлен на рис. 1.

Наклон туловища из положения стоя, см

Поднимание туловища из положения лежа, раз

Планка с опорой на предплечья, с Прыжок в длину с места, см Проба Ромберга, с Двигательная активность, шаг/день

10 20 30 40 50 60

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рис. 1. Прирост показателей физической подготовленности в экспериментальной и контрольной группах, %

В табл. 2 представлены результаты оценки психологического состояния студентов ЭГ и КГ на этапах эксперимента. Замеры производились 4 раза в год: Т1 - в начале 1-го семестра (сентябрь), Т2 - в конце 1-го семестра (декабрь, накануне сессии), Т3 - в начале 2-го семестра (февраль) и Т4 - в конце 2-го семестра (июнь, накануне сессии).

Таблица 2

Результаты психологического состояния студентов ЭГ и КГ в процессе эксперимента, баллы

0

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа

Результаты Изменения, % Результаты Изменения, %

Уровень стресса Т1 1,65±0,44 - 1,56±0,58 -

Уровень стресса Т2 1,52±0,35 7,87 1,53±0,56 1,92

Уровень стресса Т3 1,46±0,39 3,94 1,55±0,48 1,31

Уровень стресса Т4 1,42±0,35 2,37 1,51±0,51 2,58

Окончание табл. 2

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа

Результаты Изменения, % Результаты Изменения, %

Удовлетворенность жизнью Т1 21,58±4,19 - 22,46±6,22 -

Удовлетворенность жизнью Т2 21,38±4,31 0,92 20,5±4,53 8,72

Удовлетворенность жизнью Т3 22,34±3,34 4,49 21,84±4,53 6,53

Удовлетворенность жизнью Т4 21,67±3,18 2,99 19,73±4,81 9,66

Примечание: изменения указаны по отношению к предыдущему показателю.

Динамика степени выраженности психосоциального стресса в группах представлена на рис. 2.

Экспериментальная группа ~ _ ~ Контрольная группа

Рис. 2. Динамика степени выраженности психосоциального стресса в экспериментальной и контрольной группах на протяжении года, баллы

Так, в экспериментальной группе наблюдается плавное снижение степени выраженности психосоциального стресса (к концу года изменения статистически значимые). В контрольной группе изменения показателей менее выраженные, находятся примерно на одном уровне.

Динамика показателей удовлетворенности жизнью в группах представлена на рис. 3.

23 22.5 22 21.5 21 20.5 20 19.5 19 18.5 18

Т1

Т2

Т3

Т4

Экспериментальная группа ~ ~ ~ Контрольная группа

Рис. 3. Динамика показателей удовлетворенности жизнью в экспериментальной и контрольной группах на протяжении года, баллы

В экспериментальной группе удовлетворенность жизнью находится на более высоком уровне по сравнению с контрольной, при этом не отме -чается значимых колебаний показателей в период замера перед сессией и в межсессионный период. В контрольной группе, наоборот, отмечается более значимое снижение значения перед сессией с увеличением показателя после ее окончания. Полученные данные могут свидетельствовать об умении студентов экспериментальной группы регулировать собственное эмоциональное состояние и являться следствием внедрения экспериментальной программы в учебный процесс по физической культуре.

Заключение. Комплексное применение фитнес-технологий в физическом воспитании студентов высших учебных заведений позволяет зна -чительно улучшить физическое состояние занимающихся, что отражается в показателях физической подготовленности и общей двигательной активности, а также позволяет нормализовать эмоциональное состояние, проявляющееся в снижении уровня стресса и более высоких значениях удовлетворенностью жизнью.

Список литературы

1. Башта Л.Ю., Бодю С.Ю. Методика оздоровительной тренировки с женщинами второго периода взрослого возраста по системе Пилатеса с использованием малого оборудования // Фитнес-аэробика-2014: сб. материалов Всерос. науч.-практ. интернет-конф. / под ред. М.Ю. Ростовцевой. М.: Изд-во РГУФКСМиТ, 2014. С. 25-29.

2. Буркова О.В., Лисицкая Т.С. Пилатес - фитнес высшего класса. М.: РАДУГА, 2005. 208 с.

3. Деркач Т.В., Имашев А.М., Шамгулина Г.Р. Использование системы физических упражнений «пилатес» со студентами специальных медицинских групп, имеющими нарушения осанки // Педагогико--психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2008. № 4(9). C. 1-4.

4. Каерова Е.В., Матвеева Л.В. Пилатес как средство повышения интереса студентов к формированию культуры здоровья // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. Т. 9. № 1(36). С. 168-180.

5. Майерс В.Т. Анатомические поезда: миофасциальные меридианы для мануальной и спортивной медицины. СПб.: Меридиан-С, 2012. 320 с.

6. Царева С.Д., Щеголева М.А. Система Пилатеса в коррекции психоэмоционального состояния студентов // Человек в мире спорта: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. молодых исследователей с междунар. участием. СПб.: Изд-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2021. С. 39-45.

7. Широкова Е.А. Особенности применения методики мягкого фит-неса в регулировании качества жизни студентов гуманитарных специальностей: дис. ... канд. пед. наук. М., 2021. 185 с.

8. Effect of self-myofascial release on reduction of physical stress: a pilot study / K. Kim [et al.] // Journal of physical therapy science. 2014. № 26(11). P. 81.

References

1. Bashta L.Yu., Bodyu S.Yu. Metodika ozdorovitel'noj trenirovki s zhenshchinami vtorogo perioda vzroslogo vozrasta po sisteme pilates s ispol'zovaniem malogo oborudova-niya [Methodology of health training with women of the second period of adulthood using the Pilates system with the use of small equipment] // Fitness Aerobics-2014: collection of materials of the All-Russian scientific and practical Internet conf. / ed. M.Yu. Rostovtseva. M.: Publishing house of RSUPEHSMiT, 2014. P. 25-29.

2. Burkova O.V., Lisickaya T.S. Pilates - fitnes vysshego klassa [Pilates - high-class fitness]. M.: RADUGA, 2005. 208 p.

3. Derkach T.V., Imashev A.M., Shamgulina G.R. Ispol'zovanie sistemy fizicheskih uprazhnenij «Pilates» so studentami special'nyh medicinskih grupp, imeyushchimi narushe-niya osanki [Use of the Pilates system of physical exercises with students of special medical groups with posture disorders] // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie prob-lemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical, psychological and medical-biological problems of physical education and sports]. 2008. No. 4(9). P. 1-4.

4. Kaerova E.V., Matveeva L.V. Pilates kak sredstvo povysheniya interesa studentov k formirovaniyu kul'tury zdorov'ya [Pilates as a means of increasing students' interest in the formation of a health culture] // Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa [Territory of new opportunities. Bulletin of the Vladivostok State University of Economics and Service]. 2017. Vol. 9. No. 1(36). P. 168-180.

5. Majers V.T. Anatomicheskie poezda: miofascial'nye meridiany dlya manual'noj i sportivnoj mediciny [Anatomical trains: myofascial meridians for manual and sports medicine]. St. Petersburg: Meridian-S, 2012. 320 p.

6. Careva S.D., Shchegoleva M.A. Sistema Pilatesa v korrekcii psihoemocional'nogo sostoyaniya studentov [Pilates system in the correction of students' psychoemotional state] // A person in the world of sports: collection of materials of the All-Russian scientific and practical conf. of young researchers with international participation. St. Petersburg: Publishing house of NSU im. P.F. Lesgaft, 2021. P. 39-45.

7. Shirokova E.A. Osobennosti primeneniya metodiki myagkogo fitnesa v reguliro-vanii kachestva zhizni studentov gumanitarnyh special'nostej [Features of the application of the soft fitness technique in regulating the quality of life of students of humanitarian specialties]: dis. ... cand. ped. sciences. M., 2021. 185 p.

8. Effect of self-myofascial release on reduction of physical stress: a pilot study / K. Kim [et al.] // Journal of physical therapy science. 2014. № 26(11). P. 81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.