Научная статья на тему 'О возможности применения технологий фитнеса в программе обеспечения субъективного благополучия студентов вуза'

О возможности применения технологий фитнеса в программе обеспечения субъективного благополучия студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
174
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FITNESS / STUDENTS / SUBJECTIVE WELL-BEING / BODY & MIND TECHNOLOGIES / ФИТНЕС / СТУДЕНТЫ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ТЕХНОЛОГИИ BODY & MIND

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макеева В.С., Широкова Е.А., Щеголева М.А.

В исследовании дается обоснование применения фитнес-технологий в регулировании субъективного благополучия студентов вуза. На основе анализа теоретических исследований, раскрываются сущность понятия, специфика внедрения и основное содержание наиболее популярных видов фитнеса. С целью позитивного изменения субъективной удовлетворенности жизнью, реализуется на практике и конкретизируется влияние психорегулирующих направлений фитнеса «разумное тело», «ментальный фитнес», Body & Mind.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макеева В.С., Широкова Е.А., Щеголева М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF FITNESS TECHNOLOGIES USAGE IN THE PROGRAM OF SUBJECTIVE WELL-BEING OF UNIVERSITY STUDENTS

The research substantiates the use of fitness technologies in regulation of university students' subjective well-being. According to theoretical studies, the article discloses the specific of the concept and the most popular types of fitness. For positive changing the subjective satisfaction of life, the influence of psycho-regulatory directions of fitness “smart body”, “mental fitness”, Body & Mind are realized in practice and concretized.

Текст научной работы на тему «О возможности применения технологий фитнеса в программе обеспечения субъективного благополучия студентов вуза»

УДК 378.1

Makeeva V.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (Moscow, Russia), E-mail: vera191@mail.ru

Shirokova E.A., senior teacher, Kaluga State University n.a. K. Tsiolkovski (Kaluga, Russia), E-mail: kaktus86@mail.ru Shchogoleva M.A., senior lecturer, Kaluga State University n.a. K. Tsiolkovski (Kaluga, Russia), E-mail: aerolama@yandex.ru

POSSIBILITIES OF FITNESS TECHNOLOGIES USAGE IN THE PROGRAM OF SUBJECTIVE WELL-BEING OF UNIVERSITY STUDENTS. The research substantiates the use of fitness technologies in regulation of university students' subjective well-being. According to theoretical studies, the article discloses the specific of the concept and the most popular types of fitness. For positive changing the subjective satisfaction of life, the influence of psycho-regulatory directions of fitness "smart body", "mental fitness", Body & Mind are realized in practice and concretized. Key words: fitness, students, subjective well-being, Body & Mind technologies.

В.С. Макеева, д-р пед. наук, проф., Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва, E-mail: vera191@mail.ru

Е.А. Широкова, ст. преп., Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского г. Калуга, E-mail: kaktus86@mail.ru Щеголева М.А., доц., Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского г. Калуга, E-mail: aerolama@yandex.ru

О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ФИТНЕСА В ПРОГРАММЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В исследовании дается обоснование применения фитнес-технологий в регулировании субъективного благополучия студентов вуза. На основе анализа теоретических исследований, раскрываются сущность понятия, специфика внедрения и основное содержание наиболее популярных видов фитнеса. С целью позитивного изменения субъективной удовлетворенности жизнью, реализуется на практике и конкретизируется влияние психорегулирующих направлений фитнеса «разумное тело», «ментальный фитнес», Body & Mind.

Ключевые слова: фитнес, студенты, субъективное благополучие, технологии Body & Mind.

В связи с проблемой кризисного состояния здоровья учащейся молодежи возникает необходимость поиска эффективных путей формирования, сохранения и укрепления их здоровья. Однако многочисленные физкультурно-оздоровительные технологии для студентов малопривлекательны, основными мотивами их двигательной активности выступает желание получить зачет Несмотря на значимость физической активности в жизни человека к приобретению умений бороться с трудностями, уверенности в своих силах, сопротивляемости стрессовым ситуациям, процесс вовлечения в активную физкультурно-оздоровительную деятельность идет без особых положительных успехов. Здоровье обучающихся с каждым годом ухудшается [1; 2; 3; 4; 5].

Поэтому составляет определенный интерес выбор таких направлений развития личности, которые бы нашли компромисс между стремлением к наслаждению и избеганию страдания и реализацией внутриличностного потенциала в позитивном стремлении согласовать желания с возможностями, соответствие образа жизни индивидуальным ожиданиям личности [6]. В рамках физической культуры обучающихся высших учебных заведений необходимо найти такие формы физической активности, которые бы влияли на позитивное изменение субъективной удовлетворенности жизнью, не вызывали их отторжения; позволяли наметить и реализовать на практике приоритетные мишени психокоррекционной работы.

В этом плане особый интерес вызывает потенциал фитнеса, бурное развитие которого связано с тем, что он всегда готов предложить что-то новое [7; 8; 9; 10; 11]. В рамках занятий фитнесом помимо двигательной активности используется разнообразный инвентарь и оборудование (гамаки, петли TRX, слайд-платформы, роллы, кольца), внедряются новые формы организации занятий, подбирается музыкальное сопровождение и пр.

На фоне многочисленных трактовок понятия «фитнес», наиболее приемлемым для настоящего исследования является определение С.О. Филипповой: «...добровольные систематические занятия физическими упражнениями, осуществляемые по разработанным программам под руководством профессиональных специалистов в области физической культуры, которые направлены на поддержание и повышение уровня физической подготовленности и здоровья, занимающихся с целью улучшения качества жизни (личной успешности на основе физического благополучия), а также эффективности учебной и профессиональной деятельности» [12, р. 26].

Фитнес рассматривается как идеологическая основа, в которой все функции организма и психики взаимосвязаны, тело человека выступает как единое целое во всех его аспектах, тем самым обеспечивая поддержание необходимого уровня физической активности и эмоциональности, гибкости в применении различных инноваций и организации занятий [13].

Фитнес-программы могут быть классифицированы по целевому признаку (для развития силы, выносливости, гибкости, и т.д.), по возрастному признаку, по технической оснащённости, по функциональному воздействию. Например, к высокоинтенсивным программам (по функциональному воздействию) можно отнести функциональный тренинг, сайкл, кроссфит, классическую и степ-аэробику и пр. К низкоинтенсивным программам можно отнести пилатес, фитнес-йогу, стрейчинг калланетик и т.д. [14; 15; 16; 17].

Несмотря на популярность и разнообразие фитнес-программ необходимо внимательно подходить к их выбору для работы с учащейся молодежью. Важным условием при подборе программ выступает учет уровня физической подготовленности, возможности адаптации программы к конкретному контингенту занимающихся (что, например, очень сложно сделать для кроссфита, который рассчитан на занимающихся с высокой физической подготовленностью).

В связи с тем, что физические кондиции абсолютного большинства современной учащейся молодежи не позволяют использовать высокоинтенсивные фитнес-программы, то особый интерес в рамках нашего исследования привлекает группа психорегулирующих программ (в классификации Е.П Сайкиной), которые в работах зарубежных и отечественных ученых формулируются как «разумное тело», «ментальный фитнес», Body & Mind и пр.

Истоками программ Body & Mind являются восточные оздоровительные системы, основная цель которых - работа над собой, достижение гармонии, равновесия, улучшение здоровья и физического состояния. Предполагается, что баланс между телом и разумом может быть достигнут путем сочетанием физической и ментальной тренировки, осознанным выполнением каждого движения (концентрация по принципы «здесь и сейчас»), контролем над телом в процессе выполнения упражнений [18; 19].

К «ментальному фитнесу» относят в первую очередь систему йоги, китайскую гимнастику ушу иразновидности, корейские и японские оздоровительные системы и пр. [20].

К направлению «Body & Mind» относятся ряд западных оздоровительных систем (Ф.М. Александера, М. Фельденкрайза, Э. Джиндлера и др.). Наибольшей популярностью в настоящее время пользуется система Дж. Пилатеса, стрейчинг, миофасциальный релиз, а также система Portdebras, основателем которой является российский хореограф В. Снежик.

Упражнения направления «Body & Mind» в общем плане имеют ряд преимуществ по сравнению с другими фитнес-программами выполнение упражнений:

- происходит в естественном темпе, соответствующем ритму дыхания;

- с небольшим мышечным напряжением, за счет чего отсутствует повреждающее воздействие на ткани тела;

- сообразно индивидуальным возможностям человека, учитывая уровень его подготовки и позволяя регулировать уровень нагрузки на организм должным образом;

- включает многочисленные мышечные группы (поверхностные и глубокие слои мышц), оказывая благотворное влияние на самочувствие и физическое состояние человека

- минимизирует фактор отвлечения, поскольку в процессе занятия происходит сосредоточение на выполнении упражнений, на собственном теле за счет концентрации и визуализации.

В соответствии с выбором программ физической активности разработаны следующие этапы экспериментальной работы:

1 этап - начальный, предусматривал психолого-педагогическую подготовку к процессу физической активности, осознанию своих индивидуально-психологических особенностей, формированию представлений о себе, отношения к физической активности.

2 этап - адаптационный, обеспечивал студентов методами воздействий и самовоздействий, формированием умений адекватно оценивать себя, рефлексировать саеютетее-ьно-тп и счое п-исдеите,аодпизиооватз десае-кч, демачь объективные выводы; включать их в процесс физического самовоспитания; осуществлять вдИоа есесвОон cyCтцкц-евBъакайыx отношено о тае-еддвоселем и «взаимодействия с самим собой».

3 этап д Ыазисоый, двеcсеаевaд аееи тeaмтзaейп свацадда-е со^татмоьн-ной программы по внедрению методов самоуправления в повседневную жизнь, самоконтрнло.сазмснию своего ет-дя пвведенс- о об-аие псозии, феабпониaчсю профессионально важных качеств.

4 этат о ийfгpао-витныд, неиавллйи е- тзнaдoмдапсe е к(^нк|эп1^гз1И1й приемами и навыками работы над собой в накоплении потенциала своего здоровья, восполненйииeдеcоaююот зионсй, умеиой и навывс^-^ 1^зеензрсвлапнемyфеа-мированию и управлению собственным функциональным состоянием и двигательной а ктовиасоью.

Так, в частности, результаты включения студентов в один из вариантов фит-нес-прогрaмм,пoкозмпиcнижонсы Уолжвыт о авыений и состояние расслабленности в мышцах после занятия, а также улучшение самочувствия [21].

По шкале Борга занятия с включением элементов миофасциального релиза оценивались студентами, как более легкие в сравнении со стандартным заня-роел члрсбикот (рои. 3, вис. 2).

Лсоолл из к^зумоенрмч ллмоедокенго олсзерлюлзте, лы можем отметить, что использование техник миофасциального релиза на занятиях физической кялотчкойкклюолннвк в змклмчипельною частк^!^но^нн,н^ступает по эффективности использования технике стрейчинга.

Намо Рил звмнeоон нчланотелакрЮ лкспряк^ллон, л клтором приняли участие 2 группы студенток 2 курса КГУ им. К.Э. Циолковского, обучающихся гумани-тярск1м унммнплннocтвм : гркппл(51чмловек) занималась по

программе, включающей технологии Body & Mind, контрольная группа (50 чело-оек) зрномaмлcнвкaccинeвкoйaутoПккрЮ.

В конце семестра в группах была проведена диагностика эмоционального се<^^(^яклс пплощым мееодили пссхнлеской ак^и^^чнлоореса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности Т. А. Немчина и Л.А. Курганского.

Результаты диагностики эмоционального состояния студентов представлены на рисунках (рис. 3 и рис. 4).

■ Довольно тяжело

■ Немного тяжело

■ Леыо (комфортно)

■ Довольнолепсо

■ Оееньлекко

Рис. 1. Оценкауровня нагрузкипошкале Борга студентами контрольнсй группы

■ Довольно тяжело

■ Немного тяжело Легко (комфортно)

■ Нотолонолснко

■ Очегаькекко

Рис.2.Оценкауровня нагрузкипошкалеБорга студентами экспериментальной группы

70 60 50 40 30 20 10 О

Jim

I высокая степень выраженности

jf Ж

^ Jfi </ У /

Рис. 3. Оценка психиче ских с о ссоянийвэкспсрименх^ниоВгруп пепомегодике диа гност иквисиничхскоНамтиэаций,инте реиа.смснконсльн ого тонуса, напряжения и комфортности Т. А. Немчина и Л.А. Курганского (по степени выраженности признака, в %)

Рис. 4. Оценкапсихических м етодике дьагнесьики ссихиочскоь аетчвации.инче рееа.эмоцнвнеоьсого тонуса,

напряжения и комфортности Т. А. Немчина и Л.А. Курганского (по степени выраженности признака, в %)

Так, уровень психической активации в контрольной и в экспериментальной группе находится приблизительно на одинаковом уровне. В экспериментальной группе (по сравнению с контрольной) выше показатели интереса, эмоционального тонуса и комфортности, а также значительно ниже показатели напряжения.

Расчёт U критерия Манна-Уитни для независимых выборок в программе SPSS Statistics 17.0 подтвердил достоверно значимые различия между группами по показателям интереса, эмоционального тонуса, комфортности и напряжения. Показатели психической активации в группах не имеют статистически значимых различий.

Таким образом, специфика и преимущество указанных фитнес-программ проявляется в субъективных признаках регуляции удовлетворенностью жиз-

Библиографическийсписок

нью студентов. Их эффективность обеспечивается комплексностью занятий с учетом:

- индивидуальных особенностей (выбирается единственная оптимальная технология оздоровления и жизнедеятельности);

- психофункциональных возможностей занимающихся (раскрывается ин-тегративность воздействия на организм в единстве физического, психического и духовногоначали связисокружающей природой);

- динамики психофункциональных состояний в процессе воздействий физических нагрузок (поддерживается этапность реализации персональной оздоровительной программы посредством варьирования нагрузок на начальном, адаптационном,базисном,коррекционном этапах).

1. Бережнова З.З. Аспекты отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом (на примере вузов республики Башкортостан). Нефтегазовое дело: электронный научныйжурнал. 2013; 4:465-474.

2. Гилазиева С.Р, Шумилина Н.С., Симоненков В.С. К вопросу формирования культуры здоровья обучающихся в процессе образования. Вестник Оренбургского госу-дарственногоуниверситета. 2016;10(198):13- 18.

3. Григорьев В.И. Фитнес-культура студентов: теория и практика. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2010.

4. Салеев Э.Р Лонгитюдное сравнительное исследование физического развития и физической подготовленности у студентов первокурсников. Фундаментальные исследования. 2014; 12: 529 - 533.

5. ХвалебоГ.В.Физическая культуракакфакторукрепленияздоровьястудентов. Вестник Таганрогского институтаимениА.П. Чехова. 2014; 1: 104 - 105.

6. Макеева В.С., Токарева К.Е. Персональные фитнес-программы в регулировании субъективного благополучия личности. Материалы научной конференции с междуна-роднымучастием, РГУФКСМиТ, 2014.

7. Бартенева Н.Е. Социальные функции фитнеса: опыт эмпирического исследования. Вектор науки ТГУ. 2016; 1 (35): 67 - 72.

8. Бритвина В.В., Лисицкая Т.С., Кувшиникова С.И. Методика ментальной гимнастики (Body Mind Gymnastic - BM-Gym). Теория и практика физической культуры. 2012; 2: 17.

9. Лопатина Т.П., Бороухина Е.В. Применение фитнес-технологий для повышения положительной мотивации к занятиям по физической культуре студентов. Физическая культура, спортиЗдоровье. 2017;30:31 -36.

10. Осокина Е.А. Современные фитнес-технологии: задачи, функции, целевое назначение. Наука и школа. 2011; № 2: 102 - 104.

11. Рыбакова Е.О. Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015; 12 (130): 177 - 181.

12. Филиппова С.О. Фитнес, фитнес-технология и фитнес-индустрия. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2008: 25 - 32.

13. Пономарев Г.Н., Сайкина Е.Г., Лосева Н.А. Фитнес-технологии как путь повышения интереса и эффективности урока физической культуры в школе. Теория и практика физической культуры. 2011; 8: 55 - 60.

14. Бекбергенова С.Р Сайклкактехнологияоздоровления. Научный журнал. 2017;7 (20):77 - 79.

15. Буркова О.В., Лисицкая Т.С. Пилатес - фитнес высшего класса. Москва: Центр полиграфических услуг «РАДУГА», 2005.

16. Суетина Е.И., Оплетин А.А. Определение понятия «фитнес» и его роль в жизнедеятельности студента XXI века. Сборник материалов молодых ученых и студентов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2016.

17. Шутова Т.Н. Классификация фитнес-программ и технологий, их применение в физическом воспитании студентов. Известия Тульского государственного университета. ФизическаякультураиСпорт. 2017;2:116 -122.

18. Endelman K. Five keys to a successful mat program IK. Endelman II Club Solutions. 2005: 12 - 14.

19. Ives J. C. Beyond the mind-body exercise hype I J. С Ives II Physician and Sports medicine. 2000; Vol. 28: 67 - 81.

20. Иваненко О.А. Характеристика направления фитнеса Mind& Body (разум и тело): учебно-методическое пособие. Челябинск: УралГУФК, 2008.

21. Широкова Е.А. Использование средств миофасциального релиза в физическом воспитании студентов высших учебных заведений. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт, 2018; 3: 93 - 98.

References

1. Berezhnova Z.Z. Aspekty otnosheniya studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom (na primere vuzov respubliki Bashkortostan). Neftegazovoe delo: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2013; 4: 465 - 474.

2. Gilazieva S.R., Shumilina N.S., Simonenkov V.S. K voprosu formirovaniya kul'tury zdorov'ya obuchayuschihsya v processe obrazovaniya. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; 10 (198): 13 - 18.

3. Grigor'ev V.I. Fitnes-kul'tura studentov: teoriya iprakíika. Sankt-Peterburg: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo gos. un-ta 'ekonomiki i finansov, 2010.

4. Saleev 'E.R. Longityudnoe sravnitel'noe issledovanie fizicheskogo razvitiya i fizicheskoj podgotovlennosti u studentov pervokursnikov. Fundamental'nye issledovaniya. 2014; 12: 529 - 533.

5. Hvalebo G.V. Fizicheskaya kul'tura kak faktor ukrepleniya zdorov'ya studentov. Vestnik Taganrogskogo instituta imeniA.P. Chehova. 2014; 1: 104 - 105.

6. Makeeva V.S., Tokareva K.E. Personal'nye fitnes-programmy v regulirovanii sub'ektivnogo blagopoluchiya lichnosti. Materialy nauchnojkonferenciis mezhdunarodnym uchastiem, RGUFKSMiT, 2014.

7. Barteneva N.E. Social'nye funkcii fitnesa: opyt 'empiricheskogo issledovaniya. Vektor nauki TGU. 2016; 1 (35): 67 - 72.

8. Britvina V.V., Lisickaya T.S., Kuvshinikova S.I. Metodika mental'noj gimnastiki (Body Mind Gymnastic - BM-Gym). Teoriya ipraktika fizicheskoj kultury. 2012; 2: 17.

9. Lopatina T.P., Borouhina E.V. Primenenie fitnes-tehnologij dlya povysheniya polozhitel'noj motivacii k zanyatiyam po fizicheskoj kul'ture studentov. Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e. 2017; 30: 31 - 36.

10. Osokina E.A. Sovremennye fitnes-tehnologii: zadachi, funkcii, celevoe naznachenie. Nauka i shkola. 2011; № 2: 102 - 104.

11. Rybakova E.O. Sovershenstvovanie professional'nogo obrazovaniya studentov fizkul'turnogo vuza sredstvami fitnesa. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2015; 12 (130): 177 - 181.

12. Filippova S.O. Fitnes, fitnes-tehnologiya i fitnes-industriya. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2008: 25 - 32.

13. Ponomarev G.N., Sajkina E.G., Loseva N.A. Fitnes-tehnologii kak put' povysheniya interesa i 'effektivnosti uroka fizicheskoj kul'tury v shkole. Teoriya ipraktika fizicheskoj kultury. 2011; 8: 55 - 60.

14. Bekbergenova S.R. Sajkl kak tehnologiya ozdorovleniya. Nauchnyjzhurnal. 2017; 7 (20): 77 - 79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Burkova O.V., Lisickaya T.S. Pilates - fitnes vysshego klassa. Moskva: Centr poligraficheskih uslug «RADUGA», 2005.

16. Suetina E.I., Opletin A.A. Opredelenie ponyatiya «fitnes» i ego rol' v zhiznedeyatel'nosti studenta XXI veka. Sbornik materialov molodyh uchenyh i studentov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 2016.

17. Shutova T.N. Klassifikaciya fitnes-programm i tehnologij, ih primenenie v fizicheskom vospitanii studentov. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura i Sport. 2017; 2: 116 - 122.

18. Endelman K. Five keys to a successful mat program IK. Endelman II Club Solutions. 2005: 12 - 14.

19. Ives J. C. Beyond the mind-body exercise hype I J. S Ives II Physician and Sports medicine. 2000; Vol. 28: 67 - 81.

20. Ivanenko O.A. Harakteristika napravleniya fitnesa Mind& Body (razum i telo): uchebno-metodicheskoe posobie. Chelyabinsk: UralGUFK, 2008.

21. Shirokova E.A. Ispol'zovanie sredstv miofascial'nogo reliza v fizicheskom vospitanii studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura i sport, 2018; 3: 93 - 98.

Статья поступила в редакцию 02.02.19

УДК 371

Medvedeva N.I., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Department of Psychology, Stavropol State medical University of Health Care Ministry

of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: nigstav@mail.ru

Tsechoyeva R.H., senior teacher, Department of Psychology, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: nigstav@mail.ru

THE IMPACT OF THE IDENTITY CRISIS ON MENTAL HEALTH OF UNIVERSITY STUDENTS. The article provides a theoretical justification of the impact of the identity crisis on the mental health of boys and girls. The author reveals the destructive impact of the social environment conditions on the mental health of young men and women, provides a rationale for the identity crisis as a normative and non-normative crisis. The normative crisis of identity is revealed as a natural process. In the case of crisis situations in the lives of young people, there are conditions and factors that provoke the failure of the adaptive mechanisms of the individual during the identity crisis. Identity crisis in adolescence has led to a high degree of probability of psychic trauma, which brings to the fore with the task of providing psychological assistance to boys and girls.

Key words: mental health of students, normative and non-normative psychological crisis, identity crisis, educational environment of university, emotionally unstable students.

Н.И. Медведева, д-р психол. наук, проф. каф. клинической психологии, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения РФ, г. Ставрополь, E-mail: nigstav@mail.ru

Р.Х. Цечоева, ст. преп. каф. психологии, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, Республика Ингушетия,

E-mail: nigstav@mail.ru

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье дано теоретическое обоснование влияния кризиса идентичности на психическое здоровье юношей и девушек. Автор, раскрывая деструктивное воздействие условий социальной среды на психическое здоровье юношей и девушек, дает обоснование кризиса идентичности как нормативного и ненормативного кризиса. Нормативный кризис идентичности раскрыт как закономерный процесс. В случае кризисных ситуаций в жизни молодых людей, появляются условия и факторы, провоцирующие срыв адаптационных механизмов личности в период кризиса идентичности. Кризис идентичности в юношеском возрасте обусловил высокую степень вероятности психической травматизации, что выдвигает на первый план задачу оказания психологической помощи юношам и девушкам.

Ключевые слова: психическое здоровье студентов, нормативный и ненормативный психологический кризис, кризис идентичности, образовательная среда вуза, эмоционально неустойчивые студенты.

Современное общество характеризуется динамичными изменениями. Растет новое поколение молодежи, образованное, нестандартно мыслящее, дерзкое в своих поисках истины. Об этом поколении складывается порой противоречивое мнение у старших, но проблема отношений между старшими и младшими поколениями стара как мир. Они другие! Как часто мы слышим от взрослых людей, считая, что в студенческом возрасте юноши и девушки отличаются от студентов двадцатилетней тридцатилетней давности. Критики сетуют на безграмотность молодежи, обвиняя систему современного школьного образования, подогнанную к подготовке к единому государственному экзамену, критикуют молодых за отсутствие самостоятельности [1]. Общество понимает, что будущее страны рождается в школах и вузах. Знакомо утверждение, кто будет учить и лечить в будущем, когда уйдут профессионалы на заслуженный отдых.

Стране нужны гибко мыслящие и нестандартно действующие люди, подтверждающие личностные возможности к социально-психологической адаптации в реальных исторических условиях общества. Негативные явления современной стрессогенной среды отражаются как на старших, так и на младших поколениях, у которых рушится смысл жизни, деформируются личностные особенности, нарушается психическое здоровье.

Начало обучения в вузе совпадает с началом юношеского возраста, неоднозначного и сложного периода онтогенеза. Общепринято считать наиболее

сложным период пубертатного развития, подростковый возраст, а юношеский возраст менее проблемным. Вероятно, такой взгляд ошибочный, так как кризис юношеского возраста, как любой нормативный кризис, имеет ряд специфических особенностей. Слово «кризис» происходит от греческого кrisis, означает решение, поворотный пункт, исход. В самом термине мы отмечаем, что есть что то неизбежное, но необходимое и жизненно важное. В этом возрасте личность находится перед необходимостью принять решение, выбрать из возможных альтернатив единственное, которое приведет его к жизненному прогрессу, а не регрессу. Период кризиса в юношеском возрасте, как и любой нормативный кризис, кардинально меняет жизнь молодого человека на каждом уровне. Смыслообразу-ющий или когнитивный уровень привносит новые жизненные ценности и новую иерархию ценностей; аффективный уровень формирует способность проходить испытание, сохранять целостность; поведенческий уровень приводит к необходимости вырабатывать новые паттерны поведения, которых не было у студента до поступления в вуз.

Важнейшим критерием взросления является степень индивидуализации, развития социальной зрелости, влияющих на самосознание, самоопределение и социальную ответственность в студенческом возрасте. Присвоение юношами и девушками социальных норм и правил не происходит стандартно и автоматически. Обретение молодыми людьми личной идентичности является многоу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.