Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ'

КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крайнова Екатерина Анатольевна, Тихонов Юрий Алексеевич, Снадченко Светлана Валерьевна

Рассмотрены вопросы комплексного применения электронных средств обучения, дидактическая сущность понятия «комплексное применение электронных средств обучения», ретроспективный анализ появления и внедрения электронных средств обучения в образовательный процесс, содержательная, методическая, техническая, организационная стороны проблемы, особенности проектирования информационной технологии обучения, описана модель комплексного использования электронных средств обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крайнова Екатерина Анатольевна, Тихонов Юрий Алексеевич, Снадченко Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED APPLICATION OF ELECTRONIC TOOLS IN THE INFORMATION TECHNOLOGY OF LEARNING

The issues of the integrated use of electronic learning tools, the didactic essence of the concept of "integrated use of electronic learning tools", a retrospective analysis of the emergence and implementation of electronic learning tools in the educational process, the content, methodological, technical, organizational aspects of the problem, the design features of information technology education are considered, a model of integrated use of electronic learning tools.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Крайнова Екатерина Анатольевна

Филиал федерального государственного казенного военного образовательного

учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр

Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского

и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации в г. Сызрани (г. Сызрань);

кандидат экономических наук Тихонов Юрий Алексеевич

Филиал федерального государственного казенного военного образовательного

учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр

Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского

и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации в г. Сызрани (г. Сызрань);

преподаватель Снадченко Светлана Валерьевна

Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации в г. Сызрани (г. Сызрань)

КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Рассмотрены вопросы комплексного применения электронных средств обучения, дидактическая сущность понятия «комплексное применение электронных средств обучения», ретроспективный анализ появления и внедрения электронных средств обучения в образовательный процесс, содержательная, методическая, техническая, организационная стороны проблемы, особенности проектирования информационной технологии обучения, описана модель комплексного использования электронных средств обучения.

Ключевые слова: электронные средства обучения, комплексное применение, проектирование учебного процесса.

Annotation. The issues of the integrated use of electronic learning tools, the didactic essence of the concept of "integrated use of electronic learning tools", a retrospective analysis of the emergence and implementation of electronic learning tools in the educational process, the content, methodological, technical, organizational aspects of the problem, the design features of information technology education are considered, a model of integrated use of electronic learning tools.

Key words: electronic teaching aids, complex application, educational process design.

Введение. Подготовка будущих военных специалистов в области информационных технологий отличается сложной, многокомпонентной структурой, имеет большое разнообразие изучаемых объектов, явлений и процессов. При этом требуется не только качественное усвоение большого объема теоретического материала, но и формирование развитых практических умений и навыков, позволяющих компетентно использовать их при решении различных задач в реальных условиях обстановки. В ходе подготовки обучающихся, по каждой из дисциплин учебного плана решается множество разнообразных и глубоко специфичных дидактических задач, имеющих теоретическую и практическую профессиональную направленность, характеризующихся целостностью и завершенностью. Все это требует активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся с использованием информационных технологий обучения, комплексного применения электронных средств обучения (ЭСО).

В настоящей статье мы попытаемся определить дидактическую сущность понятия «комплексное применение электронных средств обучения» с учетом специфических особенностей информационной технологии обучения.

Изложение основного материала статьи. Исследования в рассматриваемой области начались с внедрением компьютерной техники в учебный процесс еще в начале 80-х годов XX века. Именно тогда возникла проблема грамотного, оптимального соотношения традиционных форм обучения с инновационными (компьютерными) и выстраивания на основе данного симбиоза целостной системы обучения. Тогда, в условиях компьютеризации, и сегодня в информационном обществе, важно найти такие виды и методы применения разных форм обучения, при которых были бы созданы правильные психологические установки для обучающихся. Появление и внедрение в вузовскую систему обучения средств вычислительной техники привело к расширению разнообразия методов и форм организации учебного процесса.

Первый опыт использования компьютерного обучения в вузах описан в конце 80-х годов трудах советских педагогов

A.Я. Савельева и В.А. Новикова, свидетельствующих о возможности внедрения компьютерных средств обучения во все традиционные формы обучения, но с различными пропорциями из использования. Авторы причислили к таким формам организации обучения лекционные занятия, практические и лабораторные работы, семинар, различные проектировочные, курсовые, дипломные и научно-исследовательские работы. Не исключены и самостоятельные виды работ в аудиторной и внеаудиторной формах.

А.Г. Молибог считал, что применение компьютерной техники на каждом занятии недопустимо, так как формализация, свойственная машине, может привести к оскудению языка [3], поэтому необходимо проводить занятия, не требующие применения машин. О.П. Таркаева утверждала, что эффективность применения средств компьютерного обучения зависит непосредственно от формы обучения, реализованной с их помощью [6]. По мнению М.Ю. Сергеева и Т.И. Сергеевой компьютерные обучающие средства должны быть внедрены в новую модель обучения [4], и только в этом случае могут оказать существенное влияние на процесс обучения. Объединяет точки зрения предыдущих авторов Б.Ц.Лалов, обращая внимание на то, что включение новых элементов в дидактическую систему неизбежно приведет к изменению системы и координации взаимодействия элементов в этой системе [2], то есть к выстраиванию новой системы обучения.

Несмотря на то, что описанные выше проблемы возникли не один десяток лет назад, в настоящее время система обучения в вузе все еще сталкивается с ними, когда инновационные методы и средства внедряются в образовательный процесс безрассудно, без использования научного подхода, на основе старых методов. Поэтому, по сей день, слова

B.П. Беспалько о принципах целостности проектирования педагогической технологии не перестают быть своевременными и актуальными. "Если в педагогическую систему в качестве технического средства обучения вводится компьютер, то все другие элементы педагогической системы должны быть в такой степени подстроены под него, чтобы получилась качественно новая совершенная педагогическая технология, вычерпывающая все дидактические возможности компьютера" [1, С. 28].

Проведенный анализ педагогической литературы выявил существование двух трактовок понятия «комплексное применение электронных средств обучения». Первые авторы подразумевают под комплексным применением ЭСО наличие

и использование полного набора электронных, компьютерных и информационных ресурсов, предназначенных для выполнения дидактических задач с целью достижения заданного уровня компетентности обучающихся. Другие склонны считать, что это набор нескольких компьютерных и информационных средств обучения для совместного использования с целью новых дидактических возможностей. На наш взгляд, первая трактовка представляется более точной, так как она подразумевает интеграцию дидактических целей, поставленных преподавателем, календарного графика применения ЭСО, расположения материала, то есть саму логику проектирования информационной технологии обучения.

Существуют и другие мнения авторов, кратко остановимся на них. Зачастую с комплексным использованием связывают возможность одновременного воздействия на несколько каналов восприятия обучающегося (органов чувств), например зрение, слух и др. Вместе с тем научно подтверждено, что даже простое применение персонального компьютера, сопровождающееся речью педагога, уже оказывает воздействие на органы чувств обучающегося, что на 25% повышает степень усвоения материала. В связи с этим большинство исследователей рассматриваемой проблемы полагают, что сущность комплексного использования ЭСО в другом.

Часть авторов полагает, что комплексное применение электронных средств обучения - это интегрированное использование нескольких средств обучения, которое позволяет решать новые дидактические задачи, не решаемые порознь ни одним из средств комплекса. Другие убеждены, что комплексное применение ЭСО - это, в первую очередь, перерастание учебного материала, поданного с их использованием, в неотъемлемую часть занятия как единого целого, когда весь мультимедийный материал становится необходимой платформой, на которой строится его содержание.

Третьи считают, что электронные средства обучения применяются комплексно только тогда, когда они являются взаимным дополнением друг друга. Ряд же ученых утверждает, что комплексное использование ЭСО означает применение различных аппаратных и программных средств на всех видах занятий по конкретной теме дисциплины в сочетании с традиционными дидактическими материалами в соответствии с общим целеполаганием.

Проведенный анализ подтверждает многогранность данного понятия и свидетельствует о разнообразии подходов к его интерпретации: как содержательно-методическом, так техническом, организационно-плановом и других, отображающих его соответствующие грани.

Следовательно, проблема комплексного использования электронных средств обучения будущих военных летчиков при информационной технологии обучения не состоит лишь в техническом аспекте обучения, несмотря на то, что их применение требует достаточно высокого уровня оснащенности учебных аудиторий и рабочих мест обучающихся вычислительной техникой и соответствующим цифровым оборудованием.

Методическая сторона также не должна рассматриваться, как основная проблема, несмотря на то, что неполадки в работе оборудования или программного обеспечения могут кардинально повлиять на методику решения задач управления учебным процессом.

Рассмотрим содержательную сторону проблемы, которая подразумевает тесную, органическую взаимосвязь информационной составляющей, представленной в электронном обучающем ресурсе, с содержанием и логической структурой самого занятия. В этом случае необходимо обращать внимание на то, чтобы контент ЭСО и формы его представления благоприятствовали созданию и поддержанию активно-дятельностных методик проектирования учебного процесса.

Еще одной не менее важной стороной комплексного применения электронных средств обучения является административно-организационная. Строгое определение регламента времени для каждого раза использования одного из средств комплекса повышает уровень сформированности соответствующей компетенции.

Психологический аспект использования ЭСО оказывает существенное влияние на формирование у обучающихся целостного восприятия изучаемого объекта через физиологические каналы (органы чувств), что должным образом способствует интенсификации учебного процесса.

Таким образом, рассмотрев все вышеперечисленные аспекты, приходим к необходимости педагогического подхода к интерпретации понятия комплексного использования электронных средств обучения в масштабе информационной технологии обучения. Именно этот подход требуется для соединения всех граней рассматриваемого понятия, преломления их в одном луче, для акцентирования роли педагога как разработчика методики реализации дидактических целей.

Суть комплексного применения ЭСО при информационной технологии обучения в данной статье подразумевает способность электронных средств обучения вкупе с разработанной преподавателем методикой интенсифицировать познавательную деятельность обучающихся в целях формирования предусмотренных программой компетенций [5].

Рассмотрим некоторые особенности комплексного применения электронных обучающих средств в рамках информационной технологии обучения, определим наиболее часто используемые сферы.

Исследование показало, что в их число входят:

- демонстрирование физических или математических моделей явлений и процессов, невозможных для непосредственного наблюдения в рамках учебного процесса;

- исследование в ходе подготовки и проведения практических видов занятий различных объектов, процессов, явлений;

- проектные работы;

- формирование умений и навыков в рамках формируемых компетенций по преподаваемой дисциплине;

- необходимое обеспечение активных и интерактивных форм занятий;

- самостоятельная подготовка обучающихся к последующим занятиям и в качестве самоконтроля и др.

Эффективность применения электронных образовательных ресурсов в системе информационной технологии обучения

может быть достигнута при решении всех видов дидактических задач учебного заведения. При этом нельзя не учитывать, что образовательный процесс в современных условиях направлен на формирование целостной личности, поэтому комплексное применение ЭСО должно быть органично встроено в учебный процесс. Полная ориентация либо наоборот, фрагментарное использование электронных обучающих средств может привести к дезориентации обучающегося и дать обратный эффект.

В настоящей статье представлены результаты экспериментального исследования применения информационной технологии обучения, спроектированной на основе применения электронных учебных пособий, в ходе которого была разработана модель комплексного использования ЭСО.

В предложенной модели лекционные занятия проводятся с применением мультимедиа составляющей электронных учебных пособий (как базовых, рекомендованных Минобрнауки РФ, так и внутренних разработок педагогов вуза), затем организуется и проводится самостоятельная работа обучающихся с использованием полного набора контестной части электронных обучающих ресурсов (текст и мультимедиа). На практических и лабораторных занятиях происходит закрепление теоретических знаний, контроль изученного материала и отработка умений и навыков в соответствии с матрицей компетенций, утвержденной образовательным учреждением, например, компьютерные тренажеры, электронные задачники, лабораторные практикумы и пр.). Каждое электронное обучающее средство сопровождается методическими

рекомендациями по его применению. Электронные базовые учебники внесены в список основной литературы, рекомендуемой для каждой изучаемой дисциплине. Базовые и внутренние электронные образовательные ресурсы, размещаемые в информационной образовательной среде вуза, рекомендованы для самостоятельной работы для подготовки к практическим видам занятий, а также при проведении занятий в контактной форме. Результаты эксперимента показали, что комплексный подход к применению электронных образовательных ресурсов при проектировании дидактической системы вуза интенсифицирует процесс обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, положительно сказывается на динамике успеваемости, мотивирует к развитию и углублению знаний всех участников образовательного процесса.

Выводы. Подводя итоги, можно сделать вывод, что применение электронных средств обучения в образовательном процессе высшего технического учебного заведения должно быть комплексным, то есть тесно связанным с традиционными видами обучения и внедрено в информационную технологию обучения в оптимальной пропорции. Только таким образом можно достигнуть планируемых результатов в формировании необходимых компетенций в системе профессиональной подготовки специалистов.

Литература:

1. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М.: Высшая школа, 1989. - 143 с.

2. Лалов, Б.Ц. Дидактические основы использования автоматизированных средств обучения: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Лалов Боян Цветков. - Москва, 1982. - 21 с.

3. Молибог, А.Г. Программированное обучение / А.Г. Молибог. - М.: Высшая школа, 1970. - 199 с.

4. Сергеев, М.Ю. Автоматизированные системы управления учебным контентом / М.Ю. Сергеев, Т.И. Сергеева // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012.- Т. 8, № 11. - С. 27-29

5. Снадченко, С.В. Применение мультимедийных средств обучения по дисциплинам естественнонаучного цикла в самостоятельной подготовке к занятиям обучающихся военного вуза / С.В. Снадченко, Е.А. Крайнова, Ю.А. Тихонов // Современные проблемы цивилизации и устойчивого развития в информационном обществе: материалы VIII Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Л.К. Гуриевой. - Москва, 2022. - С. 14-21

6. Таркаева, О.П. Дидактические условия применения ЭВМ в организационной структуре учебного процесса: автореферат дис. ... канд. пед. наук: Таркаева Ольга Петровна. - Казань, 1987. - 27 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Винников Кирилл Дмитриевич

Дзержинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Дзержинск)

РЕАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БЛОКА БАКАЛАВРАМИ ПРОФИЛЯ «ФИНАНСЫ И СТРАХОВАНИЕ»

Аннотация. Статья посвящена вопросам актуализации методов научного исследования в системе финансово-экономического образования бакалавров направления «Финансы и страхование». Раскрыты ключевые методы, применяемые при реализации дисциплин финансово-экономических блоков. Описаны методы исследовательской деятельности, применение которых актуально при изучении профильных дисциплин. Определены наиболее актуальные методики исследования финансово-экономических процессов в аспекте развития познавательной деятельности бакалавров профиля «Финансы и страхование». Обоснована необходимость взаимосвязи профильных дисциплин с методами моделирования и статистического анализа, постоянного применения их в рамках практических занятий, с целью формирования исследовательского навыка обучающихся для последующей подготовки квалификационной работы. Предложенные методы позволяют не только способствуют развитию исследовательской деятельности, но и формируют научный взгляд на проблемы и задачи, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: бакалавры, исследовательская деятельность, статистические методы исследования, экспертный метод, профессиональный блок дисциплин.

Annotation. The article is devoted to the issues of updating the methods of scientific research in the system of financial and economic education of bachelors of the direction "Finance and Insurance". The key methods used in the implementation of the disciplines of financial and economic blocks are disclosed. The methods of research activity, the application of which is relevant in the study of specialized disciplines, are described. The most relevant methods of studying financial and economic processes in the aspect of the development of cognitive activity of bachelors of the profile "Finance and insurance" are determined. The necessity of interconnection of specialized disciplines with the methods of modeling and statistical analysis, their constant application in the framework of practical classes, in order to form the research skills of students for the subsequent preparation of qualification work, is substantiated. The proposed methods allow not only to contribute to the development of research activities, but also form a scientific view of the problems and tasks that may arise in professional activities.

Key words: bachelors, research activity, statistical research methods, expert method, professional block of disciplines.

Введение. Любая отрасль современной науки неотрывно связана с процессами исследования, предполагает наличие поиска и решения множества задач. Специфика отрасли научного познания на прямую с коррелирована с методами, которые позволяют изучать процессы более глубоко и подробно.

Исследование в любой научной отрасли - от идеи до подведения итогов формулируется и реализуется своим путем и сугубо индивидуально, но вместе с этим существуют общие подходы и последовательности при его проведении. Исследование - от идеи до подведения итогов всегда формулируется и реализуется своим путем, сугубо индивидуально, но вместе с этим существуют общие подходы и последовательности при его проведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.