Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ'

КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Огнев Иван Александрович

В статье автором предлагается методика оценки комплексного освоения и развития территорий и проводится ее апробация на примере Республики Крым. Индивидуальный компонент в методике формируется исходя из стратегии социально-экономического развития региона. Анализ выявил слабые стороны, что упрощает применение инструментов и мер государственной поддержки территориального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE DEVELOPMENT AND DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

In the article, the author proposes a methodology for assessing the integrated development and development of territories and tests it on the example of the Republic of Crimea. The individual component in the methodology is formed on the basis of the strategy of socio-economic development of the region. The analysis revealed weaknesses, which simplifies the use of tools and measures of state support for territorial development.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_8_2_172 УДК 332.1

КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Огнев Иван Александрович,

аспирант, Вятский государственный университет, г. Вятка, Россия,

e-mail: [email protected]

В статье автором предлагается методика оценки комплексного освоения и развития территорий и проводится ее апробация на примере Республики Крым. Индивидуальный компонент в методике формируется исходя из стратегии социально-экономического развития региона. Анализ выявил слабые стороны, что упрощает применение инструментов и мер государственной поддержки территориального развития.

Ключевые слова: региональное развитие; методика оценки; комплексное освоение; государственная поддержка; Республика Крым.

UDC 332.1

COMPREHENSIVE DEVELOPMENT AND DEVELOPMENT OF THE

REPUBLIC OF CRIMEA

Ognev Ivan Alexandrovich,

postgraduate student, Vyatka State University, Vyatka, Russia, e-mail: ivan.

ognev@gmail. com

In the article, the author proposes a methodology for assessing the integrated development and development of territories and tests it on the example of the Republic of Crimea. The individual component in the methodology is formed on the basis of the strategy of socio-economic development of the region. The analysis revealed weaknesses, which simplifies the use of tools and measures of state support for territorial development.

Keywords: regional development; assessment methodology; integrated development; governmental support; Republic of Crimea.

Вопросы комплексного развития и освоения территорий являются приоритетными в стратегиях любого государства. Российская практика опирается на законодательный базис Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [7] и соответствующей «Стратегии пространственного развития Российской Федерации» [6]. Несмотря на то что данные документы определяют основные цели и задачи развития территорий, они не содержат положений об оценке их текущего состояния, без чего невозможно определить точки приложения мер и инструментов государственной политики, связанной с поддержкой комплексного освоения и развития.

Методологические основы оценки социально-экономического состояния регионов лежат в двух плоскостях: оценка на основе комплекса индикаторов, характеризующих

разные направления развития, и сравнение с другими регионами [9; 3] или некоей «идеальной моделью» [1; 2]. Однако неоднородность территориального ландшафта, расселения жителей и даже просто климатических условий существенно влияет на уровень развития региона. С одной стороны, стратегия определяет своими задачами сглаживание разрывов и неравенств в региональном развитии, а основополагающие законы страны гарантируют обеспечение равных условий для жизни гражданам вне зависимости от места их проживания. С другой стороны, существуют объективные причины такой неравномерности. Кроме того, каждая территория обладает собственной спецификой, выражающейся в наличии или отсутствии природных ресурсов, географической локации, исторически сложившейся инфраструк-

туры и пр. Отсюда возникает предположение о некорректности оценки всех регионов по единому перечню показателей и, соответственно, сравнению регионов между собой.

Пристальное внимание к комплексному освоению и развитию регионов направлено на приоритетные территории, которых на настоящее время выделяется пять:

- Дальний Восток;

- Северный Кавказ;

- арктические территории;

- Калининградская область;

- Республика Крым.

Данные регионы обладают геостратегической локацией и определенно имеют свои особенности развития и функционирования, значительно отличающиеся как от других регионов страны, так и друг от друга.

В основе предлагаемой методики лежит классическая модель перечня показателей, выраженных индикаторами, отображающими состояние различных направлений развития территории. Первоначальный перечень состоял из 60 показателей, подразделенных на пять укрупненных групп. Укрупненные группы были получены путем анализа структуры понятийно-категориального аппарата комплексного освоения и развития территорий, в результате чего были выявлены соответствующие атрибутивные признаки, которые легли в основу структуры методики. Группы отражают стратегический, пространственно-территориальный, экономический, социальный и экологический компоненты. Для отражения специфики каждой конкретной территории был добавлен шестой уникальный компонент, отражающий индивидуальные особенности развития.

Индивидуальные показатели, требующие внимания, извлекались из региональных стратегий социально-экономического раз-

вития. Так, для Ставропольского края остро стоит вопрос водоснабжения всей территории, поэтому при апробации методики был выбран индивидуальный показатель «Удельный вес общей площади, оборудованной горячим водоснабжением». В Приморском крае, обозначающем свой приоритет в росте числа жителей, был взят показатель «Коэффициент миграционного прироста на 10 000 человек населения». В Мурманской области крайне важно обеспечить высокое качество жизни населения для сокращения оттока жителей из Арктической зоны, поэтому показатель «Удельный вес расходов консолидированного бюджета области на реализацию мер поддержки населения в доходах бюджета» отражал специфику этой территории.

Цель данного исследования - провести апробацию методики оценки комплексного освоения и развития территорий на примере Республики Крым, также являющейся приоритетной геостратегической территорией. Оценка показателей по данному региону представлена в табл. 1-5. На основании предварительно собранных значений показателей в данных таблицах рассчитан их средний уровень за три года и значение показателей в баллах. Баллы по показателям рассчитаны с учетом вектора направленности изменения: по показателям, для которых чем выше фактическое значение, тем лучше, и по показателям, для которых чем ниже значение, тем лучше. В результате значение показателя в баллах отражает одну тенденцию - чем выше значение показателя в баллах, тем лучше ситуация, характеризуемая с помощью данного показателя. Значения баллов по групповым и компонентным показателям рассчитаны по формулам согласно методике с учетом весовых коэффициентов, определенных экспертным методом.

Таблица 1 - Оценка показателей, характеризующих стратегический компонент комплексного освоения и развития Республики Крым

Показатели Средний уровень за 2018-2020 гг. В баллах Отклонение 2020 г. от 2018 г.

2018 г. 2019 г. 2020 г. +/- %

1. Стратегический компонент 123,89 79,63 96,48 -27,41 77,87

1.1. Инвестиции 119,76 90,44 89,81 -29,95 74,99

Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб./чел. 129405,33 119,76 90,44 89,81 -29,95 74,99

1.2. Наука и инновации 128,20 68,38 103,42 -24,78 80,67

Затраты на научные исследования и разработки в расчете на один рубль валовой добавленной стоимости, руб. 0,00316 108,76 94,03 97,21 -11,55 89,38

Уровень инновационной активности организаций, % 5,53 130,12 83,13 86,75 -43,37 66,67

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % 0,53 150,00 18,75 131,25 -18,75 87,50

Снижение значения показателей, отражающих стратегический компонент комплексного освоения и развития Республики Крым, произошло по всем индикаторам. Отклонение значений индикаторов за три года (2020 г.

к 2018 г.) составило в среднем 27,41 %: значительно уменьшилась инновационная активность организаций, что может быть связано с периодом пандемии COVID-19.

Таблица 2 - Оценка показателей, характеризующих пространственно-территориальный компонент

комплексного освоения и развития Республики Крым

Показатели Средний уровень за 2018-2020 гг. В баллах Отклонение 2020 г. от 2018 г.

2018 г. 2019 г. 2020 г. +/- %

2. Пространственно-территориальный компонент 99,13 100,32 100,55 1,42 101,44

2.1. Использование пространственных ресурсов региона 100 100 100 0,00 100,00

Доля обрабатываемых земель в общей площади региона, % 68,80 100 100 100 0,00 100,00

Доля заселенных территорий в регионе, % 98,00 100 100 100 0,00 100,00

2.2. Плотность инфраструктурного каркаса территории 97,97 100,76 101,28 3,31 103,38

Плотность автомобильных дорог общего пользования, км на 1000 км2 территории 496,33 99,53 99,73 100,74 1,21 101,21

Плотность железнодорожных путей общего пользования, км путей на 10000 км2 территории 250,33 96,27 101,86 101,86 5,59 105,81

Пространственно-территориальное развитие республики, на первый взгляд, характеризуется стагнацией, так как изменение показателя 2018 г. в динамике трех лет произошло лишь на 1,42 %. Однако структурный анализ показателей демонстрирует достижение максимального балла (100 %) по ис-

пользованию пространственного ресурса, соответственно увеличение не имеет потенциала. Незначительный прирост в плотности инфраструктурного каркаса республики произошел за счет возведения и ввода в эксплуатацию Керчинского моста.

Таблица 3 - Оценка показателей, характеризующих экономический компонент комплексного

освоения и развития Республики Крым

Показатели Средний уровень за 2018-2020 гг. В баллах Отклонение 2020 г. от 2018 г.

2018 г. 2019 г. 2020 г. +/- %

3. Экономический компонент 100,48 81,70 117,82 17,34 117,26

3.1. Общерегиональные показатели 91,75 99,77 108,47 16,72 118,22

Объем ВРП на душу населения, тыс.руб. 249,24 91,75 99,77 108,47 16,72 118,22

3.2. Производство, торговля, услуги 92,78 99,86 107,36 14,58 115,72

Фондооснащенность территории, руб./км2 967,02 88,31 100,73 110,97 22,66 125,66

Объем отгруженных товаров собственного промышленного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в расчете на 1 км2 территории, руб./км2 61,23 94,80 97,90 107,30 12,50 113,18

Оборот розничной торговли на душу населения, руб. 141890,33 94,40 101,25 104,36 9,96 110,55

3.3. Бизнес 124,50 16,81 158,69 34,18 127,46

Количество ИП и самозанятых в расчете на душу населения, ед. 0,035 96,70 95,65 107,65 10,96 111,33

Сальдированный финансовый результат в расчете на одну организацию, тыс.руб. -167,41 148,19 -50,35 202,16 53,97 136,42

3.4. Доходы населения 96,61 100,38 103,01 6,40 106,63

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. 22279,33 96,61 100,38 103,01 6,40 106,63

Показатели экономического компонента Республики Крым отражают устойчивую тенденцию к улучшению в течение анализируемого периода. Однако изменение показателя сальдированного финансового результата в расчете на одну организацию в 2019 г. на отрицательное значение в 2019 г. отразилось и

на компонентном показателе: его значение снизилось в 2019 г. по сравнению с 2018 г. Ситуация по уровню развития территории по экономической составляющей к 2020 г. стабилизировалась и даже существенно лучше, чем в 2018 г.

Таблица 4 - Оценка показателей, характеризующих социальный компонент комплексного освоения

и развития Республики Крым

Показатели Средний уровень за 20182020 гг. В баллах Отклонение 2020 г. от 2018 г.

2018 г. 2019 г. 2020 г. +/- %

4. Социальный компонент 102,06 102,08 98,34 -3,72 96,35

4.1 Демография 116,27 107,94 85,49 -30,78 73,53

Естественный прирост населения, % -4,57 130,48 114,17 73,66 -56,82 56,45

Средняя продолжительность жизни в регионе, лет 72,04 100,25 100,93 98,83 -1,42 98,59

4.2. Образование 96,55 99,53 103,92 7,37 107,63

Охват дошкольным образованием, % 58,40 93,32 100,34 106,34 13,01 113,94

Доля населения, охваченного средним и высшим образованием, % 3,15 100,50 98,54 100,96 0,47 100,46

4.3. Здравоохранение 98,97 96,56 104,70 5,74 105,80

Число больничных коек на 10000 человек населения, ед. 78,86 96,79 98,15 105,06 8,27 108,54

Заболеваемость на 1000 человек населения, ед. 532,37 101,42 94,76 104,30 2,88 102,84

4.4. Жилищные условия 95,77 100,00 104,23 8,47 108,84

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, м2 18,90 95,77 100,00 104,23 8,47 108,84

4.5. Культура и отдых 106,68 117,46 75,86 -30,82 71,11

Численность зрителей театров на 1000 чело -век населения, чел. 143,00 116,08 139,86 44,06 -72,03 37,95

Обеспеченность населения спортивными сооружениями (стадионы с трибунами на 1500 мест и более, спортивные сооружения, залы и плавательные бассейны) в расчете на 1000 человек населения, шт. 1,17 99,29 99,86 100,85 1,55 101,56

4.6. Трудовые ресурсы 98,34 100,74 100,92 2,58 102,62

Уровень занятости населения, % 54,30 98,34 100,74 100,92 2,58 102,62

4.7. Социальная напряженность 98,05 92,20 114,87 16,82 117,16

Коэффициент напряженности на рынке труда, ед. 3,17 98,96 83,33 126,67 27,71 128,00

Уровень преступности в регионе (количество зарегистрированных преступлений в расчете на 1000 человек населения) 11,35 96,88 103,48 99,86 2,97 103,07

Динамика изменения социального компонента неравномерна и отражает стабильное состояние в 2018 и 2019 гг. и снижение уровня социального развития Республики Крым в 2020 г. Наиболее значительный спад наблю-

дается по демографическим показателям (отток населения) и показателям культуры и отдыха (численность зрителей театров). Отток населения из Республики Крым на фоне динамичных миграционных потоков иссле-

дователи связывают с переездом жителей в регионы с более высоким уровнем доходов населения [4]. Однако миграция не учитывается в показателе естественного прироста (убыли), поэтому объективной причиной снижения значения индикатора является отток молодого населения, соответственно сниже-

ние рождаемости на территории республики. Этот же факт мог повлиять на снижение показателя численности зрителей театров, так как сократилась численность активного трудоспособного населения, что усилилось карантинными ограничениями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5 - Оценка показателей, характеризующих экологический компонент комплексного

освоения и развития Республики Крым

Показатели Средний уровень за 20182020 гг. В баллах Отклонение 2020 г. от 2018 г.

2018 г. 2019 г. 2020 г. +/- %

5. Экологический компонент 94,66 101,35 103,99 9,32 109,85

5.1. Загрязнения окружающей среды 100,60 100,06 99,35 -1,25 98,76

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников на 1 кв. км площади территории, т/кв. км 857,46 100,60 100,06 99,35 -1,25 98,76

5.2. Природоохранные мероприятия 86,12 103,22 110,66 24,54 128,50

Природоохранные расходы в расчете на 1 кв. км площади, руб. 1442,05 86,12 103,22 110,66 24,54 128,50

Результаты природоохранной деятельности указывают на положительную динамику (+9,32 балла в среднем), однако реальный рост наблюдается лишь в размерах расходов на природоохранные мероприятия, в то время как выбросы загрязняющих веществ в атмосферу незначительно, но все же возрастают.

Для выбора индивидуального компонента для оценки комплексного освоения и развития Республики Крым была проанализирована стратегия социально-экономического раз-

вития региона [5]. Значительное внимание в стратегии уделяется развитию высокотехнологичных производств, росту инвестиций в основной капитал, производству инновационной продукции, а также подготовке и привлечению высококвалифицированных специалистов. В связи с этим для данного региона был выбран индивидуальный компонент «Удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников» (табл. 6).

Таблица 6 - Оценка показателей, характеризующих индивидуальный компонент комплексного

освоения и развития Республики Крым

Показатели Средний уровень за 2018-2020 гг. В баллах Отклонение 2020 г. от 2018 г.

2018 г. 2019 г. 2020 г. +/- %

6. Индивидуальный компонент 104,63 99,55 95,82 -8,80 91,59

Удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников, % 29,53 104,63 99,55 95,82 -8,80 91,59

Суммарные баллы по каждому ком- вития Республики Крым приведены поненту комплексного освоения и раз - в табл. 7.

Таблица 7 - Суммарные показатели комплексного освоения и развития Республики Крым

Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. Отклонение 2019 г. от 2018 г. Отклонение 2020 г. от 2019 г. Отклонение 2020 г. от 2018 г.

+/- % +/- % +/- %

1. Стратегический компонент 123,89 79,63 96,48 -44,26 64,28 16,85 121,15 -27,41 77,87

2. Пространственно-территориальный компонент 99,13 100,32 100,55 1,20 101,21 0,23 100,22 1,42 101,44

3. Экономический компонент 100,48 81,70 117,82 -18,78 81,31 36,12 144,21 17,34 117,26

4. Социальный компонент 102,06 102,08 98,34 0,02 100,02 -3,74 96,34 -3,72 96,35

5. Экологический компонент 94,66 101,35 103,99 6,69 107,07 2,63 102,60 9,32 109,85

6. Индивидуальный компонент 104,63 99,55 95,82 -5,08 95,15 -3,72 96,26 -8,80 91,59

Интегральный показатель уровня комплексного освоения и развития территорий 105,09 93,32 102,01 -11,78 88,79 8,69 109,32 -3,08 97,07

Итоговый интегральный показатель демонстрирует колебательный тренд с тенденцией к росту. В 2020 г. ситуация начала выравниваться, но еще не восстановилась до уровня 2018 г. Более объективная картина может сложиться при расширении периода наблюдения путем включения более ранних и более поздних периодов.

Итак, разработанная методика оценки комплексного освоения и развития территорий позволяет проводить анализ текущей ситуации в регионе без привязки к сравнению с другими регионами с учетом индивиду-

альных особенностей развития исследуемой территории. Данная методика, с одной стороны, базируется на статистических показателях, что позволяет оцифровать ее и производить мониторинг ситуации в автоматическом режиме. С другой стороны, данная методика, отчасти опираясь на стратегию социально-экономического развития, также способствует ее выстраиванию (корректировке), указывая на слабые зоны и перекосы в развитии, требующие разработки мер и инструментов государственной политики освоения и развития территорий.

Список литературы_

1. Васенко В. Е. Определение уровня развития региона на основе методики оценки устойчивого развития // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 1. С. 21-28.

2. Лавровский Б. Л. Измерение региональной асимметрии на примере России // Вопросы экономики. 1999. № 3. С.42-52.

3. Лескин В. Н. Региональная диагностика: сущность, предмет и метод, специфика применения в современной России // Российский экономический журнал. 2003. № 9-10. С.64-86.

4. Мамина Д. А., Месхи Б. Б. Миграционная привлекательность Республики Крым // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 2. С. 203-215.

5. Огнев И. А. Пространственная организация страны как инструмент управления региональным развитием // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 4(78). С. 74-79.

6. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 №207-р (ред. от 16.12.2021). Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/552378463?marker=65 60I0 (дата обращения: 05.07.2022).

7. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федеральный закон № 172-ФЗ от 28.06.2014, ред. от 31.07.2020. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 05.07.2022).

8. О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года : закон Республики Крым от 09.01.2017 № 352-ЗРК/2017. Справочно-правовая система «Гарант». URL: https://base.garant.ru/43816228/?ysc lid=l5a3uozkab535875281 (дата обращения: 05.07.2022).

9. Ферару Г С., Орлова А. В. Методика оценки уровня устойчивого социально-экономического развития регионов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 292.

References_

1. Vasenko V. E. Determining the level of development of the region based on the methodology for assessing sustainable development. Regional economy: theory and practice. 2013. No. 1. pp. 21-28.

2. Lavrovsky B. L. Measurement of regional asymmetry on the example of Russia. Economic issues. 1999. No. 3. pp.42-52.

3. Leskin V. N. Regional diagnostics: essence, subject and method, specifics of application in modern Russia. Russian Economic Journal. 2003. No. 9-10. pp.64-86.

4. Mamina D. A., Meskhi B. B. Migration attractiveness of the Republic of Crimea. Humanities of the South of Russia. 2020. Vol. 9. No. 2. pp. 203-215.

5. Ognev I. A. Spatial organization of the country as a tool for managing regional development. Regional problems of economic transformation. 2017. No. 4(78). pp. 74-79.

6. On the approval of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025: Decree of the Government of the Russian Federation dated 13.02.2019 No. 207-r (ed. dated 16.12.2021). Electronic fund of legal and regulatory documents. URL: https://docs.cntd.ru/document/552378463?marker=6560I0 (accessed: 05.07.2022).

7. On Strategic Planning in the Russian Federation: Federal Law No. 172-FZ of 28.06.2014, ed. from 31.07.2020. Legal reference system «Consultant Plus». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841 (date of appeal: 05.07.2022).

8. On the strategy of socio-economic development of the Republic of Crimea until 2030: Law of the Republic of Crimea dated 09.01.2017 No. 352-ZRK/2017. Reference and legal system «Garant». URL: https://base.garant.ru/43816228/?ysc lid=l5a3uozkab535875281 (accessed 05.07.2022).

9. Feraru G. S., Orlova A.V. Methodology for assessing the level of sustainable socio-economic development of regions. Modern problems of science and education. 2014. No. 1. p. 292.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.