Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демироглу Нияра Бекмухамедовна

В статье проведен обзор механизма государственной поддержки предпринимательства в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и необходимости выхода из кризисной ситуации. Приведена методика оценки эффективности реализации государственных программ в сфере поддержки развития предпринимательства, проанализирован уровень эффективности реализации государственной программы Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика» за 2016-2020 гг., а также обобщены результаты оценки эффективности государственной подпрограммы Республики Крым «Развитие предпринимательства и инновационной деятельности в Республике Крым» за 2018-2020 годы. Определены задачи, стоящие перед Министерством экономического развития Республики Крым в области повышения эффективности реализации государственных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Демироглу Нияра Бекмухамедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF STATE SUPPORT FOR ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article provides an overview of the mechanism of state support for entrepreneurship in the context of the spread of a new coronavirus infection and the need to get out of the crisis situation. The methodology for assessing the effectiveness of the implementation of state programs in the field of supporting the development of entrepreneurship is presented, the level of effectiveness of the implementation of the state program of the Republic of Crimea “Economic development and innovative economy” for 2016 - 2020 is analyzed, and the results of assessing the effectiveness of the state subprogram of the activities in the Republic of Crimea “for 2018-2020. The tasks facing the Ministry of Economic Development of the Republic of Crimea in the field of increasing the efficiency of the implementation of state programs have been identified.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_4_332 УДК 332.1

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ

КРЫМ

Демироглу Нияра Бекмухамедовна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета анализа и аудита, Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова, г. Симферополь, Россия, e-mail: n.demiroglu@kipu-rc.ru

В статье проведен обзор механизма государственной поддержки предпринимательства в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и необходимости выхода из кризисной ситуации. Приведена методика оценки эффективности реализации государственных программ в сфере поддержки развития предпринимательства, проанализирован уровень эффективности реализации государственной программы Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика» за 2016-2020 гг., а также обобщены результаты оценки эффективности государственной подпрограммы Республики Крым «Развитие предпринимательства и инновационной деятельности в Республике Крым» за 2018-2020 годы. Определены задачи, стоящие перед Министерством экономического развития Республики Крым в области повышения эффективности реализации государственных программ.

Ключевые слова: предпринимательство; государственная поддержка; оценка; эффективность; государственная программа.

UDC 332.1

ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF STATE SUPPORT FOR ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Demiroglu Niyara Bekmukhamedovna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Auditing, Crimean Engineering and Pedagogical University named after F. Yakubov, Simferopol, Russia, e-mail: n.demiroglu@kipu-rc.ru

The article provides an overview of the mechanism of state support for entrepreneurship in the context of the spread of a new coronavirus infection and the need to get out of the crisis situation. The methodology for assessing the effectiveness of the implementation of state programs in the field of supporting the development of entrepreneurship is presented, the level of effectiveness of the implementation of the state program of the Republic of Crimea "Economic development and innovative economy" for 2016 - 2020 is analyzed, and the results of assessing the effectiveness of the state subprogram of the activities in the Republic of Crimea "for 2018-2020. The tasks facing the Ministry of Economic Development of the Republic of Crimea in the field of increasing the efficiency of the implementation of state programs have been identified.

Keywords: entrepreneurship; governmental support; grade; efficiency; Government program.

Экономический кризис, вызванный пандемией, негативно отразился на деятельности многих предприятий - как крупных, так и малых. Снижение покупательской способности

населения и сокращение доходов населения, отрицательно сказались на спросе това -ров и услуг субъектов малого предпринимательства, а, следовательно, наблюдалось и

резкое сокращение доходов предприятий.

Ежегодно появляется большое количество молодых предпринимателей, не желающих работать на кого-то, а желающих иметь собственный бизнес. При этом начало и управление новым проектом сопряжено со значительным риском и усилиями по преодолению всей инерции против создания чего-то нового. Большинство исследователей проводят оценку развития малого и среднего предпринимательства, анализ эффективности государственной поддержки малых и средних предприятий как уровне отдельно взятого субъекта федерации, так и в целом по России [1, 2, 3, 4, 7].

На современном этапе экономического развития малый бизнес, основанный на частной собственности, считается приоритетным направлением для каждого региона и страны в целом. Развитие малого предпринимательства как важнейшего фактора рыночных отношений является одним из ведущих направлений стратегии социально-экономического развития. В странах с рыночной экономикой проблему качественной государственной поддержки можно отнести к числу наиболее важных проблем развития экономики в целом. Создание благоприятных условий для развития предпринимательства напрямую зависит от механизмов государственной поддержки. Экономический и организационный механизм управления развитием малого бизнеса постоянно видоизменяется. Поэтому для предпринимателей важно определять направления государственной поддержки, действующие в данное время.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ, предпринимательской деятельностью называется самостоятельная деятельность, которая осуществляется на свой риск и направлена на систематическое получение прибыли от указания услуг, выполнения работ, продажи товаров или пользования имуществом лицами, которые в установленном на законодательном уровне порядке зарегистрированы в качестве предпринимателей.

Каждый год Правительство России выделяет крупные средства на поддержку предпринимателей. В 2020 г. принято множество соответствующих программ, и одним из основополагающих факторов для этого стала вспыхнувшая пандемия коронавируса.

Государство предоставляет бизнесменам различные виды помощи: финансовую - выделение от 60 тыс. до 2,5 млн руб.; имущественную - возможность пользования государственным имуществом на льготных условиях; информационную - создание специальных сайтов и информационных каналов со свежими новостями; консультационную - возможность получения консультаций от профессионалов; образовательную - разработка программ для повышения квалификации [6].

В связи с распространением новой коро-навирусной инфекции Правительство предлагает помощь предпринимателям без корыстных целей и скрытых коммерческих мотивов. Однако выплаты производятся не сразу, поскольку требуется время на определение порядка и правил их осуществления. Тем не менее представителям малого и среднего бизнеса постоянно оказывают безвозмездное финансовое содействие.

В список наиболее пострадавших от пандемии отраслей попали предприятия сферы общественного питания, туризма, гостиничный бизнес и другие отрасли. Не исключено, что в дальнейшем список может быть расширен.

Многие бизнесмены претендуют на поддержку от государства. Но денежные средства распределяются неравномерно, так как власти выделяют ключевые отрасли в предпринимательстве. Первое место занимает сельскохозяйственная промышленность. Также на официальную помощь претендуют компании по производству продуктов первой необходимости, медучреждения, отрасль туризма, оказывающие услуги в бытовой и коммунальной сфере, социальные услуги, а также занимающиеся деятельностью в области инновационных технологий. С учетом принадлежности к региону список отраслей может различаться. Приоритетные сферы выделяются властями местного самоуправления.

В свою очередь программы поддержки нацелены на предприятия с ограниченной численностью штата и оборотом денежных средств за год. К среднему и малому предпринимательству относятся организации с персоналом до 250 чел., а также максимальным годовым оборотом в 2 млн. руб.

Вместе с тем имеются и дополнительные требования: период существования компа-

нии - не более двух лет; регистрация деятельности в налоговых органах; отсутствие налоговой и социальной задолженности; включение в реестр на сайте налоговой службы.

Чтобы получить финансовую поддержку, потребуется предоставить бизнес-план организации, а полученную выплату использовать по назначению. Это может быть покупка оборудования, материалов, оплата аренды и т.д. Все расходы необходимо указать в отчетности.

Чтобы получить помощь, необходимо обратиться в соответствующие органы:

- местная администрация предоставит необходимые сведения;

- торгово-промышленная палата проконсультирует по возникающим вопросам и окажет содействие в выставочной деятельности;

- бизнес-инкубатор предоставит помещения под офис, проконсультирует по рекламе и инвестициям;

- фонд поддержки предпринимательства проведет экспертизу проектов и выделит финансы на развитие, а также поможет привлечь инвестиции при отсутствии залога;

- гарантийный и венчурный фонды предоставят финансовую поддержку молодым бизнесменам и выделят гранты;

- центр занятости населения поддержит неработающих людей, желающих запустить собственный бизнес.

Также с конца прошлого года для бизнесменов действует специальная онлайн-платформа, где они могут пожаловаться на давление на них. Все обращения обрабатываются сотрудниками силовых ведомств. Для подачи заявления необходимо зарегистрироваться и подробно описать ситуацию, а также приложить подтверждающие материалы, например, фото или видео.

Каждое коммерческое учреждение может получить финансы на собственное развитие. Государственная поддержка малого бизнеса подразумевает выделение 15 млрд руб. В результате существует несколько способов получения субсидии:

1. Начинающие предприниматели.

Фирмы, существующие не более 2 лет, могут рассчитывать на безвозмездную помощь в предельном размере - 500 тыс. руб. Средства распределяются на конкурсной

основе. Нецелевое использование средств обяжет предпринимателей вернуть их обратно государству. В приоритете стоят сельскохозяйственные предприятия, а также предприниматели, работающие над развитием социальных проектов. У них есть повышенные шансы на получение субсидии.

2. Выплата от центра занятости населения.

Служба предоставляет средства начинающим безработным бизнесменам на открытие компании. В текущем году эта сумма составляет 60 тыс. руб. Пускай размер выплат и небольшой, но и условия приемлемые: отсутствие конкурса и жестких требований к бизнес-плану. Заявки подаются до начала регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

3. Кредитование на льготных условиях.

Предприниматели могут получить кредит,

а потом оформить субсидию на выплату сум -мы в размере уплаченных процентов. Либо оформить микрозайм всего лишь под 5-10 % в год, или взять льготный кредит при участии гарантийного фонда. Руководители предприятий в сфере агропромышленного комплекса могут претендовать на кредит с гарантированной процентной ставкой, составляющей 5 % максимум.

Для поддержки малого бизнеса созданы программы с конкурсной основой, в результате которых можно получить до 25 млн руб. В различных регионах есть представительство Фонда содействия инновациям, занимающееся вопросами конкурсов. Оставить соответствующую заявку можно при личном посещении, а также на веб-сайте организации.

Есть несколько отраслей, которые не попадают в перечень организаций, получающих поддержку со стороны государства. Это компании, занимающиеся производством табачной и алкогольной продукции. А также на льготу не могут претендовать банковская и страховая сфера. Увеличивает шансы на получении субсидии хорошо подготовленный бизнес-план, в котором представлена значимость проекта, период его окупаемости, а также предполагаемый размер ежемесячной и годовой прибыли. При объявлении компании банкротом субсидия не предусмотрена.

С целью оценки эффективности мероприятий государственной поддержки предпринимательства следует проанализировать

ряд показателей, методика расчета которых приведена ниже.

Для выявления степени достижения запланированных результатов государственной программы (подпрограммы) в отчетном году ответственный исполнитель осуществляет ежегодную оценку эффективности государственной программы, в том числе:

I. Степень реализации мероприятий оценивается как доля мероприятий подпрограммы, выполненных в полном объеме, по следующей форме:

СРм1=Мв1/М1 (подпрограммы 1) (1); СРм2=Мв2/М2 (подпрограммы 2) (2); СРмп=Мвп/Мп (подпрограммы п) (3), где:

СРмп - степень реализации мероприятий подпрограммы;

Мвп - количество мероприятий подпрограммы, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий подпрограммы, запланированных к реализации в отчетном году;

Мп - общее количество мероприятий подпрограммы, запланированных к реализации в отчетном году.

II. Степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджетных и иных источников ресурсного обеспечения государственной программы путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования подпрограмм и основных мероприятий государственной программы по каждому источнику ресурсного обеспечения рассчитывается по формуле:

ССузбРК = ЗфбРК / ЗпбРК (бюджет Республики Крым) (4), ССузВб = ЗфВб / ЗпВб (внебюджетные средства) (5), ССузбРФ = ЗфбРФ / ЗпбРФ (федеральный бюджет) (6), ССузт = Зфт / Зпт (местный бюджет) (7), где:

ССуз - степень соответствия запланированному уровню расходов;

Зф - фактические расходы на реализацию подпрограммы в отчетном году;

Зп - плановые расходы на реализацию подпрограммы в отчетном году.

ССузобщ = Зфобщ / Зпобщ (8),

где:

ССузобщ - общая степень соответствия запланированному уровню расходов;

Зфобщ - сумма фактических расходов по всем источникам ресурсного обеспечения;

Зпобщ - сумма плановых расходов по всем источникам ресурсного обеспечения.

III. Оценка эффективности использования средств бюджета рассчитывается для каждой подпрограммы как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета по следующей формуле:

Эис = СРмп / ССузобщ (9),

где:

Эис - эффективность использования средств бюджета;

СРмп - степень реализации мероприятий по подпрограмме n;

ССуз - степень соответствия запланированному уровню расходов из средств бюдже -та.

IV. Для оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели (задачи) подпрограммы.

1. Степень достижения планового значения показателя (индикатора) рассчитывается по следующим формулам:

СДп/ппз = ЗПп/пф /ЗПп/пп (10)

(для показателей, рост которых оказывает позитивное влияние);

СДп/ппз = ЗПп/пп /ЗПп/пф (11)

(для показателей, оказывающих негативное влияние, например: уровень безработицы, уровень заболеваемости и т.п.), где:

СДп/ппз - степень достижения планового значения показателя, характеризующего цели и задачи подпрограммы;

ЗПп/пф - значение показателя, характеризующего цели и задачи подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

ЗПп/пп - плановое значение показателя, характеризующего цели и задачи подпрограммы.

2. Степень реализации подпрограммы рассчитывается по формуле:

СРп/п = ^СДп/ппз /N (12),

где:

СРп/п - степень реализации подпрограммы; СДп/ппз - степень достижения планового значения показателя, характеризующего цели и задачи подпрограммы;

N - число показателей, характеризующих цели и задачи подпрограммы.

V. Оценка эффективности реализации подпрограммы рассчитывается в зависимости от значений оценки степени реализации подпрограммы и оценки эффективности использования средств бюджета по следующей формуле:

ЭРп/п = СРп/п*Эис (13),

где:

ЭРп/п - эффективность реализации подпрограммы;

СРп/п - степень реализации подпрограммы;

Эис - эффективность использования средств бюджета.

VI. Оценка эффективности реализации госпрограммы. Эффективность реализации госпрограммы оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации Госпрограммы и оценки эффективности реализации входящих в нее подпрограмм по следующей формуле:

ЭРгп = ^ЭРп/п / j (14),

где:

ЭРгп - эффективность реализации госпрограммы;

3,5

0,5 О

Z016 г. Z017 г. Z01S г. Z019 г. Z0Z0 г.

—о—Уровень эффективности реапиэации государственной программы

Рисунок 1 - Уровень эффективности реализации государственной программы Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика» за 2016-2020 гг. [8]

ЭРп/п - эффективность реализации подпрограммы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J - количество подпрограмм.

Эффективность реализации госпрограммы признается:

- высокой, в случае если значение ЭРгп составляет не менее 0,90;

- средней, в случае если значение Эргп составляет не менее 0,75;

- удовлетворительной, в случае если значение ЭРгп составляет не менее 0,60;

- в остальных случаях эффективность ре -ализации государственной программы признается неудовлетворительной.

По данным сводных годовых докладов «О ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Республики Крым за 2018-2020 годы», проведем оценку эффективности реализации государственных программ в области предпринимательства по Крыму.

На рис. 1 представлен уровень эффективности государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» за 2016-2020 гг. по Республике Крым.

Эффективность реализации данной государственной программы достаточно высокая, поскольку превышает предел 0,90. Однако следует отметить ее рост с 2016 г. по

2019 г. и незначительное снижение в 2020 г. (на 0,45 пунктов), что связано со снижением степени достижения целевых показателей (табл. 1).

Таблица 1 - Результаты оценки эффективности государственной подпрограммы Республики Крым «Развитие предпринимательства и инновационной деятельности в Республике Крым»

за 2018-2020 гг. [8]

Показатели 2018 год 2019 год 2020 год

Степень достижения целевых показателей, % 148,8 280,2 246,5

Степень реализации мероприятий, % 81,0 93,8 94,12

Уровень финансирования, % 99,4 100,0 99,97

Оценка эффективности реализации государственной программы 1,47 2,97 2,52

Проведенный анализ свидетельствует, что уровень финансирования в 2019 г. достиг 100,00 %, что повлияло и на степень достижения целевых показателей, которая достигла максимума и составила 280,2 %. За анализируемый период данный показатель

Таблица 2 -

Наибольшая доля финансирования государственной подпрограммы Республики Крым «Развитие предпринимательства и инновационной деятельности в Республике Крым» за 2018-2020 гг. приходится на федеральный бюджет. Свыше 1 млрд руб. ежегодно выделяется для реализации мероприятий, направленных на развитие предпринимательства в республике. В целом отмечается высокий уровень достижения поставленных целей.

С целью повышения эффективности реализации государственных программ Республики Крым Министерство экономического развития ставит решение следующие задачи:

- проводить анализ причин неэффективной реализации отдельных мероприятий и

в среднем составил 225,17 %. Степень реализации мероприятий возросла с 81,0 % до 94,12 %.

В табл. 2 приведен анализ сумм финансирования рассматриваемой государственной подпрограммы.

подпрограмм государственных программ Республики Крым за последние годы и принимать меры для повышения их эффективности;

- продолжить работу по совершенствованию системы целевых индикаторов и показателей государственных программ Республики Крым;

- при необходимости оптимизировать количество государственных программ, основных мероприятий государственных программ при подготовке проектов программ к формированию проекта бюджета Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период;

- обеспечить полноценное и своевременное выполнение мероприятий, повысить качество проведения ежеквартального монито-

Информация о расходах на реализацию государственной подпрограммы Республики Крым «Развитие предпринимательства и инновационной деятельности в Республике Крым» за 2018-2020 гг. по источникам финансирования [8]

Показатели Плановые значения Фактическое исполнение Процент выполнения

2018 год

Финансирование, всего, тыс. руб. 1016280,74 1009607,33 99,34

в том числе: за счет федерального бюджета 917714,60 914012,35 99,60

за счет бюджета Республики Крым 98566,14 95594,98 96,99

2019 год

Финансирование, всего, тыс. руб. 1835990,12 1832413,86 99,81

в том числе: за счет федерального бюджета 1767550,10 1767550,10 100,00

за счет бюджета Республики Крым 68440,02 64863,76 94,77

2020 год

Финансирование, всего, тыс. руб. 1170707,86 1170337,18 99,97

в том числе: за счет федерального бюджета 901341,00 901341,00 100,00

за счет бюджета Республики Крым 269366,86 268996,18 99,86

рингаисполнениягосударственныхпрограмм. Обеспечить своевременное приведение государственных программ в соответствие с законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период;

- продолжить внедрение принципов проектного управления при реализации государственных программ.

Проведенное исследование позволяет отметить высокий уровень эффективности реализации мероприятий поддержки субъектов

малого предпринимательства со стороны государства, а именно: улучшение условий ведения предпринимательской деятельности на территории Республики Крым; расширение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию; акселерацию субъектов малого и среднего предпринимательства, а также популяризацию предпринимательства, в том числе и среди молодежи.

Список литературы_

1. Искендерова, М. М. Особенности налоговой политики в регулировании малого и среднего предпринимательства / М. М. Искандерова // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - № 9. - С. 154-161.

2. Колосова, М. В. Основные направления развития системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России / М. В. Колосова, Е. В. Петров, Е. В. Печенкина // Социально-экономические и правовые основы развития экономики: коллективная монография; под редакцией И. В. Тропченко. - Уфа: Аэ-терна, 2016. - С. 46-100.

3. Кузнецова, Л. М. Современное положение малого и среднего предпринимательства в России / Л. М. Кузне -цова, В. А. Бабенкова // Экономическая среда. - № 1 (23). - С. 41-46.

4. Латыпов, Р. Т. Муниципальные фонды поддержки предпринимательства: эффективность и развитие / Р. Т. Латыпов // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2018. - № 3 (61). -С. 92-96.

5. Правительство Республики Крым: официальный сайт. - URL: https://rk.gov.ru/ (дата обращения: 30.10.2021).

6. Правительство Российской Федерации: официальный сайт. - URL: government.ru (дата обращения: 19.11.2021).

7. Райская, О. П. Финансовая и информационная поддержка малого и среднего предпринимательства в России / О. П. Райская // Экономика и управление. - 2019. - № 1 (159). - С. 101-107.

References_

1. Iskenderova M.M. Osobennosti nalogovoj politiki v regulirovanii malogo i srednego predprinimatel'stva. E'konomika i upravlenie: problemy, resheniya. 2018. № 9. S. 154-161.

2. Kolosova M.V., Petrov E.V., Pechenkina E.V. Osnovny'e napravleniya razvitiya sistemy' gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii. Social'no-e'konomicheskie i pravovye osnovy razvitiya e'konomiki: kollektivnaya monografiya; pod redakciej I. V. Tropchenko. Ufa: Ae'terna, 2016. S. 46-100.

3. Kuzneczova L.M., Babenkova V. A. Sovremennoe polozhenie malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii. E'konomicheskaya sreda. № 1 (23). S. 41-46.

4. Laty'pov R. T. Municipal'ny'e fondy' podderzhki predprinimatel'stva: e'ffektivnost' i razvitie. Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. 2018. № 3 (61). S. 92-96.

5. Pravitel'stvo Respubliki Krym: oficial'ny'j sajt. URL: https://rk.gov.ru/ (data obrashheniya: 30.10.2021).

6. Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii: oficial'ny'j sajt. URL: government.ru (data obrashheniya: 19.11.2021).

7. Rajskaya O.P. Finansovaya i informacionnaya podderzhka malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii. E'konomika i upravlenie. 2019. № 1 (159). S. 101-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.