Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАН ПРИЧЕРНОМОРЬЯ И РЕСПУБЛИКИ КРЫМ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАН ПРИЧЕРНОМОРЬЯ И РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЧЕРНОМОРСКИЙ РЕГИОН / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / БОЛГАРИЯ / ГРУЗИЯ / РУМЫНИЯ / РОССИЯ / ТУРЦИЯ / УКРАИНА / СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лопатина Т. А., Филинков А. М.

В статье представлен сравнительный анализ экономического развития стран Причерноморья и Республики Крым на основе показателей ВВП. Отражена значимость Республики Крым в причерноморском регионе. Также в рамках анализа авторами рассматриваются статистические данные до «переходного момента» полуострова и после. Отмечена важность государственной поддержки в реализации мер, способствующих социально-экономическому развитию. Представлена суть двойственности переходного процесса экономики Крыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE ECONOMY OF THE BLACK SEA COUNTRIES AND THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article presents a comparative analysis of the economic development of the countries of the Black Sea region and the Republic of Crimea based on GDP indicators. The importance of the Republic of Crimea in the Black Sea region is reflected. Also, as part of the analysis, the authors consider statistical data before and after the "transition moment" of the peninsula. The importance of state support in the implementation of measures promoting socio-economic development was noted. The essence of the duality of the transition process of the Crimean economy is presented.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАН ПРИЧЕРНОМОРЬЯ И РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАН ПРИЧЕРНОМОРЬЯ И РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Т.А. Лопатина, младший научный А.М. Филинков, канд. экон. наук, доцент Севастопольский государственный университет (Россия, г. Севастополь)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-12-2-64-67

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ экономического развития стран Причерноморья и Республики Крым на основе показателей ВВП. Отражена значимость Республики Крым в причерноморском регионе. Также в рамках анализа авторами рассматриваются статистические данные до «переходного момента» полуострова и после. Отмечена важность государственной поддержки в реализации мер, способствующих социально-экономическому развитию. Представлена суть двойственности переходного процесса экономики Крыма.

Ключевые слова: Причерноморский регион, Республика Крым, Болгария, Грузия, Румыния, Россия, Турция, Украина, свободная экономическая зона, ВВП на душу населения.

Причерноморский макроэкономический регион мира, как известно, непосредственно включает такие страны как Болгария, Грузия, Россия, Румыния, Турция и Украина. Неотъемлемым национальным регионом в составе международного региона Причерноморье являлась и является Россия, независимо от того входит или нет Крым в ее состав. Но, разумеется, что включение Крыма в состав любого государства существенно повышает роль данной страны в причерноморском регионе. О той или иной степени значимости страны и ее отдельного региона в Причерноморье свидетельствуют различные показатели. В частности, об этом свидетельствует такой географический показатель как протяженность береговой линии. Обратим внимание на то, что у Крыма (полуострова) самая протяженная береговая причерноморская линия по сравнению со всеми другими причерноморскими государствами (даже не регионами отдельной страны). Так, в Турции эта линия характеризуется протяженностью 1700 км, В Болгарии - 400 км, в Румынии 256, в Грузии 310 км (200 км Абхазия), Украина 1000 км, в Крыму вместе с Азовским морем и Присивашьем -2500 км. Перевес, как свидетельствуют цифры, за Крымом. И если к 2500 км добавить 400 км российского причерноморского побережья, то Россия с 2014 г. после

присоединения Крыма является по данному важному географическому признаку в большей степени причерноморской державой, чем любая другая страна. Соответствующей должна быть и роль России в этом регионе.

Для Республики Крым, как и г. Севастополя период, начавшийся в 2014 г. является переходным периодом. И, разумеется, что в переходном периоде экономика нестабильна, идет болезненный период переналадки на новую национальную экономическую модель. И снижение темпов экономического роста в этот период был бы вполне объясним. Однако, как свидетельствую данные таблицы, общая динамика экономики Крыма мало чем отличается от динамики развития национальных экономических систем причерноморских государств. И имеющиеся данные за период 2016-2018 гг. имеет место экономически рост и только в 2019 и вероятно 2020 г. (окончательные утвержденные данные отсутствуют) имеет место незначительное снижение объемов производства. Но в указанные годы снижение объемов ВВП было характерно и для такой страны как Турция. В целом в 2020 г. наблюдалось снижение темпов экономического роста в Турции, Румынии и в России в целом.

Таблица. Объем и темпы роста ВВП и ВВП на душу населения стран Причерноморья, за 2010-2020 гг. [1, 21_______

Страна/Год 2010 2014 2016 2018 2019 2020

ВВП страны в млрд. долларах США по годам (в текущих ценах)

Украина 136,01 132,34 93,26 130,83 153,30 155,60

Россия 1524,90 2059,24 1276,70 1657,30 1687,40 1483,50

в т.ч. ВРП Республики Крым, млн. долл. 5,8 4,4 7,6 6,8

Болгария 50,38 56,90 53,80 66,23 68,56 69,11

Румыния 166,30 199,96 188,13 241,46 249,70 248,72

Турция 838,76 938,95 869,69 778,38 761,43 720,10

Темпы роста ВВП (г/г), в %

Украина 116,05 72,20 102,45 116,62 117,17 101,50

Россия 124,73 89,83 93,64 105,28 101,82 87,92

в т.ч. ВРП Республики Крым - - 104,24 112,43 96,71 -

Болгария 96,85 102,30 106,22 112,31 103,52 100,80

Румыния 95,52 104,80 105,85 114,06 103,41 99,61

Турция 129,19 98,03 101,17 90,61 97,82 94,57

ВВП на душу населения в долларах США

Украина 2965,10 3122,90 2903,30 3106,04 3224,50 3115,86

Россия 10675,00 11608,76 11356,00 11875,00 12122,00 11780,00

в т.ч. ВРП Республики Крым - 3078,12 4494,37 3970,31 3532,61 -

Болгария 6272,14 6742,06 7377,06 7986,76 8340,30 8049,82

Румыния 7626,29 8670,90 9444,90 10714,02 11215,10 10830,14

Турция 8491,54 10549,68 10887,05 12004,38 11956,20 12035,03

Темпы роста ВВП на душу населения (г/г), в %

Украина 104,25 98,82 102,63 103,93 103,81 96,63

Россия 104,45 98,95 100,01 102,81 102,08 97,18

в т.ч. ВРП Республики Крым - 80,79 126,97 69,57 88,97 -

Болгария 101,22 102,47 104,63 103,84 104,43 96,52

Румыния 96,67 104,00 105,30 105,09 104,68 96,57

Турция 1144,37 103,17 98,92 101,43 99,60 100,66

Поэтому, общий вывод о состоянии экономики Республики Крым может быть следующим. Переходный период в экономике Крыма характеризуется достаточно устойчивым развитием экономики, признаков неблагоприятных тенденций не наблюдается, а в ряде сфер осуществлены прорывные по своему характеру изменения по улучшению состоянию дел.

Решающее значение для поддержки и обеспечения развития Экономики Крыма в переходный период, адаптации его экономики в российскую имели меры государственной экономической политики. В частности, была разработана и утверждена Федеральная целевая программа «Соци-

ально-экономическое развитие республики Крым и г. Севастополя до 2024 года» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 790). Следует отметить, что все было сделано в предельно сжатые сроки. В апреле 2014 г. практически был завершен процесс вхождения Крыма в состав Российской Федерации, а в августе данная Программа уже была утверждена. Несомненно, это был один из рекордов в разработке и принятия таких важных государственных документов. Но этого требовала ситуация [3].

Практические шаги по реализации рассматриваемой Программы показали, что

основные задачи, поставленные в ней, успешно решены или решаются. В частности, успешно реализуются намеченные меры по формированию свободной экономической зоны. В 2020 году Минэкономразвития России проведена оценка функционирования СЭЗ за пятилетний период. Итоги пятого года действия особого режима осуществления предпринимательской деятельности в СЭЗ характеризуются устойчивым ростом основных показателей ее функционирования. Так, например, объем инвестиций, осуществленных за пять лет участниками свободной экономической зоны, достиг 157 млрд рублей. Из них почти 105 млрд рублей приходится на капитальные вложения, осуществленные участниками СЭЗ. Создано более 66 тысяч рабочих мест. Доля хозяйствующих субъектов, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, составила почти 91 процент. По итогам пяти лет функционирования свободной экономической зоны на 1 руб. льгот приходилось 3,94 руб. инвестиций, осуществленных участниками свободной экономической зоны. Указанный показатель демонстрирует положительную динамику, так в 2017 году на 1 руб. льгот приходилось 3,54 руб. инвестиций, в 2018 году - 3,78 руб., в 2019 году - 3,84 рубля. В этой связи функционирование СЭЗ признано эффективным

[4].

В 2020 году введено 26 объектов, в том числе: 3 объекта города Севастополя. Это:

1) Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь - Феодосия -Белогорск - Симферополь - Бахчисарай -Севастополь;

2) Строительство подъездной дороги к аэровокзальному комплексу аэропорта Бельбек (г. Севастополь);

3) Газификация с. Фронтовое. Газопровод низкого давления.

Введено в действие 23 объекта Республики Крым. Приведем некоторые примеры:

1) Строительство газопровода высокого давления к с. Крестьяновка и с. Новая Первомайского района Республики Крым;

2) Строительство подводящего газопровода к с. Витино Сакского района Республики Крым;

3) Строительство водовода от Ивановского водозабора до водоочистных сооружений Межгорного гидроузла, Республика Крым;

4) Реконструкция берегоукрепительных сооружений в поселке городского типа Приморский, г. Феодосия, Республика Крым;

5) Реконструкция берегоукрепительных сооружений санатория «Пионер» в поселке городского типа Симеиз, Республика Крым;

6) Берегоукрепительные и противооползневые сооружения территории, прилегающей к храму-маяку св. Николая в с. Малореченское, г. Алушта.

7) Многопрофильный республиканский медицинский центр государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым «Крымская республиканская клиническая больница имени Н.А. Семашко» и многие другие объекты. Их полный перечень нет возможности и нет необходимости приводить [5].

Разумеется, что в процессе реализации таких масштабных проектов не всегда все удается предусмотреть и реализовать.

Основными факторами, повлиявшими на несвоевременный ввод отдельных объектов капитального строительства в эксплуатацию, является отсутствие положительных заключений ФАУ «Главгосэкс-пертиза» России и государственных экспертиз по объектам, в связи с длительной процедурой оформления разрешительной документации по вводу объекта в эксплуатацию, а также в связи со слабой организацией работ подрядных организаций на этапе исполнения контрактов.

Мы бы добавили еще один общего порядка фактор, а именно двойственность переходного процесса экономики Крыма. С нашей точки зрения сложность переходного периода экономической системы Крыма (включая Севастополь) заключалась и заключается в двойственности этого процесса.

Суть двойственности транзитивности экономики заключается в следующем:

А) регион продолжает переходить от одного типа экономической системы к другому (завершающий этап при переходе от плановой экономической системы к смешанной или транзитивность первого порядка); С нашей точки зрения переходный период завершится тогда, когда рыночный механизм проявит свою антизатратную функцию. Пока это не наблюдается.

Б) регион переходит от одной модели смешанной экономической системы (украинской) к другой национальной модели (российской) или транзитивность второго порядка.

Таковы некоторые итоги развития экономики Крыма, с нашей точки зрения, вполне позитивные на сложном историческом отрезке непосредственного включения ее в российскую экономику.

Библиографический список

1. Республика Крым в цифрах. 2020: Крат.стат.сб. // Крымстат. - С., 2021 - 226 с.

2. Trading economics. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.tradingeconomics.com/ (дата обращения: 21.12.2021).

3. Сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Республики Крым за 2020 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://rk.gov.ru/uploads/txteditor/main/attachments/d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/ph pv9sLS0_d2020.pdf (дата обращения: 21.12.2021).

4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crimea.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/ (дата обращения: 21.12.2021).

5. Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rk.gov.ru/file/strategiya_sotsialjno_ekonomicheskogo_razvitiya_respubliki_krim_do_203 0.pdf (дата обращения: 21.12.2021).

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE ECONOMY OF THE BLACK SEA COUNTRIES

AND THE REPUBLIC OF CRIMEA

T.A. Lopatina, Junior Researcher

A.M. Filinkov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Sevastopol State University (Russia, Sevastopol)

Abstract. The article presents a comparative analysis of the economic development of the countries of the Black Sea region and the Republic of Crimea based on GDP indicators. The importance of the Republic of Crimea in the Black Sea region is reflected. Also, as part of the analysis, the authors consider statistical data before and after the "transition moment" of the peninsula. The importance of state support in the implementation of measures promoting socioeconomic development was noted. The essence of the duality of the transition process of the Crimean economy is presented.

Keywords: Black Sea region, Republic of Crimea, Bulgaria, Georgia, Romania, Russia, Turkey, Ukraine, free economic zone, GDP per capita.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.