Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ ИНТЕНСИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПЕСТИЦИДОВ'

КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ ИНТЕНСИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПЕСТИЦИДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ ИНТЕНСИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПЕСТИЦИДОВ»

УДК 614.7:615.285.71:616-084.3

В. И. Польченко, Н. Ф. Борисенко, Н. И. Хижняк, Л. К. Байда

КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ ИНТЕНСИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ

ПЕСТИЦИДОВ

ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластических масс, Киев

Одной из особенностей современного сельскохозяйственного производства является использование интенсивных технологий, включающих применение широкого ассортимента химических средств защиты растений.

Известно, что химические средства защиты растений (пестициды) представляют собой биологически активные соединения, которые могут накапливаться и циркулировать в объектах окружающей природной среды, поступать в организм человека и представлять реальную опасность для его здоровья [14, 24, 27, 34]. Принимаемые Советским правительством меры направлены прежде всего на усиление контроля за применением этих средств в народном хозяйстве в целях предотвращения вредного воздействия их на здоровье населения. Отсюда актуальной становится задача — установить значимость фактических территориальных пести-цидных нагрузок на население, обеспечить прогнозирование и предупреждение опасных их уровней. Величину этого уровня рекомендовано измерять среднегодовым количеством применяемого ассортиментного состава пестицидов (по действующему веществу) на 1 га пахотной площади с поправкой на степень их токсичности, кумуляции, стойкости и летучести (ассортиментный индекс нагрузки) [26].

В нашей стране проводились широкомасштабные эпидемиологические исследования по изучению возможных связей состояния здоровья населения с воздействием пестицидов. Планирование этих исследований основывалось на системных концептуальных представлениях, затрагивающих вопросы как оценки качества окружающей среды, так и состояния здоровья населения.

Многолетние наблюдения за различными кон-тингентами лиц, подвергавшихся воздействию как отдельных пестицидов, так и их комплексов, позволили выявить неспецифические изменения в организме, проявляющиеся учащением или ухудшением течения обычных широко распространенных заболеваний [5]. Это обстоятельство в значительной мере осложняло отбор объектов и методов исследования.

В опубликованных материалах прослежена зависимость между уровнем загрязнения окружающей среды антропогенными химическими веществами, в том числе и пестицидами, и заболеваемостью детей первого года жизни [3, 4, 11, 13, 20, 32, 36, 38]. При выборе популяцион-

ных групп следует, по-видимому, отдавать предпочтение детскому населению.

При формировании опытных и контрольных групп необходимо обращать внимание на то, чтобы эти группы находились в максимально одинаковых социальных, гигиенических и природно-климатических условиях и отличались лишь различной интенсивностью применения пестицидов. С учетом сказанного при формировав нии групп следует проводить направленный от-^-бор [9]. Многие отечественные исследователи [6, 12, 16, 23, 30, 31, 39] настоятельно рекомендуют изучать и оценивать состояние здоровья детей и подростков комплексно. Концептуальной и методической основой такого подхода являются «Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах», утвержденные Минздравом СССР.

Комплексная оценка, по мнению специалистов НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, достигается путем использования четырех критериев здоровья: наличие или отсутствие хронических заболеваний; уровень функционального состояния основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям и, наконец, уровень достигнутого развития и степень его гармоничности. Наличие или отсутствие хронических заболеваний, как известно, определяется при вра-^ чебном осмотре. В последние годы в практик^ массовых медицинских осмотров активно внедряются скринииговые исследования [1, 2]. В частности, рекомендуется проводить медицинские осмотры детей и подростков в 3 этапа. Вначале средний медицинский работник осуществляет скринииговые исследования, затем отобранные с помощью скрининг-тестов дети обследуются врачами, которые в случае необходимости направляют их для консультации к специалистам. Скринииговые исследования значительно сокращают весьма трудоемкие медицинские обследования детей без снижения качества обследования.

О степени сопротивляемости организма детей судят по материалам, характеризующим заболеваемость по обращаемости. О резистентности организма ребенка свидетельствует количество острых заболеваний и обострений хронических болезней в течение года; детей, болевших 4 раза и более, относят к группе с пониженной резистентностью.

4

- 68 —

Гораздо сложнее исследовать функциональное состояние основных систем организма, поскольку пестициды могут воздействовать отрицательно на дыхательную, нервную, сердечно-сосудистую, иммунокомпетентную и другие системы [3, 5, 27]. Методы исследований должны быть адекватны задачам исследования, достаточно просты, высокочувствительны и информативны. Для изучения функционального состояния кар-диореспираторной системы разработан ряд функциональных тестов, апробированных и положительно зарекомендовших себя при массовых обследованиях детей. В частности, для показателей вентиляционной функции легких разработаны нормативы и критерии оценки отклонений от нормы [21], в связи с чем полученные . данные достаточно информативны для раннего »выявления нарушений изучаемой функции [6, ' 18, 29]. При оценке функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы часто используется комбинированная проба Летунова (в модификации Института физиологии детей и подростков АПН СССР). Чередованием нагрузок (небольшая, скоростное напряжение, работа на выносливость) удается более полно исследовать функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Реакция на нагрузку оценивается по изменениям частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления с использованием количественных критериев [18]. Данные сфигмоманометрии и пульсометрии позволяют рассчитать ряд интегральных показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы — таких, как вегетативный индекс, количественно характеризующий регу-ляторные особенности сердечной деятельности [19], коэффициент выносливости и коэффициент экономичности кровообращения — показатели /тренированности сердечно-сосудистой системы •4^7, 28, 33]. Достаточно информативным и чувствительным является интегральный показатель функции кардиореспираторной системы — цир-куляторно-респираторный коэффициент Скибин-ского [15, 19].

Для изучения функционального состояния вегетативной нервной системы часто используются простые и доступные пробы — такие, как пробы Ашнера — Данини, ортоклиностатиче-ская, дозированный дермографизм. Результаты этих исследований поддаются количественному выражению и косвенно характеризуют состояние гипоталамо-стволовых структур, весьма чувствительных к воздействию пестицидов [25].

Нарушение психоэмоциональной сферы и поведенческих реакций также является ранним признаком воздействия вредных веществ [10, 22]. Чувствительными методами, позволяющими объективно оценить состояние центральной нервной системы, являются хронорефлексомет-рия и корректурные пробы [8, 18, 35, 37].

По некоторым данным [40], пестициды ока-

И

зывают влияние на процессы запоминания. Для этих исследований используется цифро-вербаль-ный тест. С целью оценки общего и вербального интеллекта применяется словесно-ассоциаль-ный тест. При правильном анализе результатов методика позволяет исследовать словесные условные связи и динамику нервных процессов во второй сигнальной системе [40]. Психомоторную деятельность исследуют с помощью теста Озе-рецкого. Для изучения функционального состояния иммунокомпетентной системы рекомендуется определять содержание иммуноглобулинов в. сыворотке крови и секреторного 51§А в слюне, уровень изогемагглютининов и процентное содержание Т-лимфоцитов в крови.

Важным интегральным показателем здоровья детей и подростков является физическое развитие, которое может служить скрининг-тестом при определении состояния здоровья детских контингентов [17, 31]. Уровень биологического развития (биологический возраст) принято устанавливать по длине тела и ее погодовым прибавкам, количеству постоянных зубов, степени развития вторичных половых признаков. Сопоставляя индивидуальные данные каждого ребенка со средними возрастными показателями, определяют соответствие биологического возраста календарному, опережение или отставание от него [18].

Для оценки морфофункционального состояния организма ребенка используют шкалы регрессии (по длине тела) и возрастные стандарты функциональных показателей. Оценивают соответствие массы тела и окружности грудной клетки длине тела. Затем по сигмальным отклонениям показателей массы тела и окружности груди определяют степень гармоничности морфологического статуса. Функциональные показатели (жизненная емкость легких, мышечная сила и др.) сопоставляют с возрастными нормами [18].

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка производится с обязательным учетом показателей по всем четырем критериям здоровья с последующим распределением по группам здоровья. НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР предложена схема распределения детей на группы в зависимости от состояния здоровья. К 1-й группе относятся здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, во 2-ю группу также входят здоровые дети, но с функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, а также пониженной сопротивляемостью к острым и хроническим заболеваниям. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма, относятся к 3-й группе здоровья. Больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации с пониженными функциональными возможностями

-т 69 —

входят в 4-ю группу. И, наконец, в 5-ю группу здоровья включаются дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно пониженными функциональными возможностями.

Принимая во внимание известную условность такого распределения, мы тем не менее считаем, что оно может дать наглядную информацию о влиянии пестицидов на здоровье. По количеству детей в той или иной группе можно судить об уровне и различиях в их состоянии здоровья.

Для установления зависимости динамики изучаемых показателей здоровья от количества и состава применяемых пестицидов методическими рекомендациями «Изучение здоровья населения в климато-ландшафтных районах, загрязненных экзогенными химическими веществами» рекомендуется сравнивать показатели здоровья в опытных и контрольных группах и рассчитывать степень достоверности различий (критерий Стыодента, коэффициент взаимной сопряженности и др.).

Для проведения комплексных исследований разработана единая унифицированная программа «Изучение воздействия пестицидов и регуляторов роста растений на состояние здоровья населения» (временные методические рекомендации) .

Актуальность проблемы изучения изменений в состоянии здоровья населения под воздействием различных антропогенных факторов не вызывает сомнения, поэтому обсуждение вопросов решения частных задач данной проблемы, с нашей точки зрения, представляется своевременным и необходимым.

Литература

1. Ананьева Н. А. // Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. — М.. 1981. — С. 22—23.

2. Ананьева И. Л., Бондаренко Н. М., Вишневская Е. Л. и др.//Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. — М., 1984. — С. 145—156.

3. Байда Л. К. // Всесоюзная научная конференция по проблеме «Научные основы гигиены села»: Материалы.—Баку, 1979.— Т. 1, —С. 144—146.

4. Байда Л. К. // Проблемы гигиены и токсикологии пестицидов. — Киев, 1981, —Ч. 2. —С. 217—218.

5. Безуглый В. П. // Современные вопросы токсикологии и гигиены применения пестицидов и полимерных материалов. — Киев, 1985.—'С. 178—179.

6. Бережков Л. Ф. // Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. — М., 1984. — С. 133—145.

7. Беренштейн Г. Ф., Караваев А. Г., Нурбаев М. И. и др.//Гиг. и сан. — 1983. — № 8. — С. 89—90.

8. Блейхар В. М., К.рук. И. В. Патопсихологическая диагностика. — Киев, 1986. —С. 6—94.

9. Буштуева К. А., Случанко И. С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. — М., 1979.

10. Глиняная А. Г. // Клиническая патология химической этиологии. — Киев, 1972.— С. 25—27.

11. Гринь Н. В., Доценко Т. M.JJ Гиг. и сан,— 1980.— № 8.-С. 19-21.

12. Г ромбах М. С. // Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. — М., 1981.— С. 9-19.

13. Дмитриев А. Д., Щербак Ю. Д. // Гиг. и сан. — 1985. — № 6.— С. 33—35.

14. Дорофеев В. М„ Ладнова Г. Г., Ромаш А. В. //Там же. — № 1. — С. 82—84.

15. Дроздов Д. Д., Амжеев В. М. // Врач. дело.— 1976. — № 4, —С. 91—92.

16. Дубинская И. Д. II Международный семинар по гигиене детей и подростков: 2-й: Материалы. — М., 1981, —С. 24—25.

17. Кардашенко В. Н. // Гиг. и сан. — 1980. — № 10. — С. 33—35.

18. Кардашенко В. Н. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. — М„ 1983.

19. Колпаков И. Е. // Врач. дело. — 1980. — № 6. — С. 108-110.

20. Конунов 10. M. 11 Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. — М., 1981. — С 44—45.

21. Кузнецова Т. Д., Наздрова Н. Б. Исследование внешнего дыхания и газового состава крови у детей. — М„ 1976.

22. Линдстрем К• // Выявление раннего действия токсических веществ на организм. — Таллин, 1977. — С. 39—42.

23. Мазурина Г. Л. // Гиг. и сан. — 1985. — № 7. — С. 6-7.

24. Медведь Л. И. // Гигиена применения, токсикология пестицидов и клиника отравлений. — Киев, 1971.— Вып. 9.— С. 5—14.

25. Мухтарова Н. Д. // Клиника, патогенез, диагностика, лечение и профилактика поражений нервной системы при хронической интоксикации пестицидами в условиях химизации сельского хозяйства. Метод, рекомендации. — Киев, 1982.

26. Польченко В. И. // Здравоохр. Белоруссии.— 1985.— № Ю.— С. 63—65.

27. Польченко В. И., Ткач Л. И., Гуменный В. С. //Гигиена применения, токсикология пестицидов и клиника отравлений. — М„ 1976.— Т. 1, —С. 125—128.

28. Сашокевич В. И., Санюкевич Л. И., Молодова Л. И. // Гиг. и сан. — 1985. — № 6. — С. 35—36.

29. Сахновская H. Н. Гигиенические основы управления качеством воздушного бассейна. — Киев, 1984.

30. Сердюковская Г. Н. // Международный семинар по гигиене детей и подростков, 2-й: Материалы. — М., 1981, —С. 4—15.

31. Сердюковская Г. Н. // Гиг. и сап.— 1982. — № 4.— С. 4-6.

32. Сидоренко Г. И., Гончарук Е. И., Ховака В. В. // Там же. — 1980. — № 11. — С. 5—7.

33. Синарева Л. С.. Подпалов В. П., Пименов С. Н. // Здравоохр. Белоруссии. — 1982. — № 8. — С. 30—33.

34. Соколовский И. В. // Гигиена применения, токсикология пестицидов и клиника отравлений. — М., 1977.— Т. 2.— С. 142—143.

35. Сухарева Л. М., Молчанова С. С., Самотолкинна Н. Г. и др. // Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. — М., 1984. — С. 74—85.

36. Трусова Л. Н. //Гиг. и сан. — 1980. — № 7. — С. 13— 15.

37. Туулик В. 0.11 Выявление раннего действия токсических веществ на организм. — Таллин, 1977. — С. 57— 61.

38. Шандала М. Г. // Гигиена окружающей среды. — Киев, 1979.— С. 113—114.

39. Шандала М. Г., Звиняцковский Я. И., Вайнруб Е. М. и др. // Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. — М., 1981. — С. 60—61.

40. Rewsin Aewin M. // Pesticide Cliemistry, Human Wel-fare and Environment. — Oxford, 1983. — Vol. 3. — P. 419—424.

Поступила 27.04.87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.