Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ'

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
324
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.Г. Сухарев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ»

и санитарных врачей. 17-й. Материалы. Рига, 1978, с. 72.

Щербань Н. А., Примак А. В., Копейкин В. И. Автоматизированные системы контроля загрязнения воздуха. Киев, 1979.

Air Pollution. Ed. A. Stern, New York, 1972—1977, v. 1—6.

Handbook of Air Pollution Analysis. Ed. R. Perry, R. Jo-ung, New York, 1977.

llocTyn Hjia 10.06.81

УДК 371.71

А. Г. Сухарев

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ

ЦОЛИУВ, Москва

Усложнение программы в современной школе и интенсификация учебно-воспитательного процесса обусловливают повышение требований к функциональному состоянию детского организма. В этих условиях возникла необходимость в изучении факторов, формирующих здоровье школьника, и в разработке комплекса оздоровительных мероприятий для данной группы населения. Забота о здоровье школьников тесно связана с демографическими показателями общества, его экологическим потенциалом и оборон неспособностью государства.

Здоровье — это категория не только биологическая, но и социальная. «Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических факторов или болезней»,— такое определение здоровья дает ВОЗ.

Однако степень социального благополучия с трудом поддается количественной разработке и оценке. В то же время способность школьника к выполнению социальных функций (освоение общеобразовательных дисциплин, трудовое обучение и физическое воспитание) тесно связана с его физическими и нервно-психическими показателями. Последние, кроме того, отражают основную и характерную особенность организма детей и подростков — быстрый рост и развитие. Социальное благополучие также зависит от нормального функционирования основных органов и систем, способности организма адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды и сохранять определенную устойчивость при воздействии неблагоприятных факторов или патогенных микроорганизмов. Этим определяется интерес гигиенистов к изучению физического и нервно-психического развития школьников, к определению уровня функционирования основных систем организма (Г. Н. Сердюковская; М. В. Антропова и соавт.; В. Г. Вла-стовский; С. М. Громбах; В. Н. Кардашенко; Д. Н. Крылов и соавт.; Е. С. Рысева и Л. Ф. Бережков, и др.). Комплексная оценка состояния здоровья школьников должна предусматривать обязательное определение уровня достигнутого физического, нервно-психического развития, а также степень функционирования организма. Ежегодно миллионы школьников нашей страны проходят медн-шгнекий осмотр, целью которого служит выявление больных, определение степени здоровья коллектива и осуществление соответствующих оздоровительных мероприятий. Массовые обследования состояния здоровья школьников. проведенные сотрудниками Института гигиены детей и подростков Минздрава СССР в 1960—1980 гг., позволили выявить распространенность хронических заболеваний. Ранжировка последних показывает, что на первом месте находятся болезни органов дыхания, в том числе хронический тонзиллит. По данным Н. А. Ананьевой, каждый пятый обследованный школьник Москвы страдает хроническим тонзиллитом. При данном заболевании, даже в состоянии полной компенсации, происходит постоянная интоксикация организма, что способно вызвать ряд заболеваний со стороны внутренних органов (сердца, почек, сосудов), а также отрицательно повлиять на развитие всего детского организма (Н. М. Бондаренко).

Весьма распространенными среди школьников оста-

ются болезни органа зрения, прежде всего миопия. Обследование учащихся общеобразовательных школ Харькова показало, что миопия встречается у 15% девочек и у 12% мальчиков (А. А. Сычев). В школах с увеличенной зрительной нагрузкой (математические, с преподаванием на иностранном языке) количество учащихся с миопией достигает 25%. При всех обследованиях школьников выявляется общая характерная особенность — частота заболевания увеличивается по мере перехода учащихся из класса в класс. Например, средняя и высокая степень блнзо рукости отмечена в Москве у 0,6% первоклассников и у 11,9% выпускников 10-го класса, а миопия слабой степени — соответственно у 2,5 и 19,3% (Л. Ф. Бережков и Ю. А. Ямпольская).

Болезни опорно-двигательного аппарата, к сожалению, как и миопия, довольно часто выявляются у современных школьников и могут быть отнесены к числу так называемых школьных болезней. Количество школьников с различными нарушениями осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях (асимметрия плечевого пояса, сутуловатая, лордотическая и кифотнческая осанки), а также сколиозом, по данным разных авторов, составляет от 6 до 63 на 100 обследованных. Такой широкий диапазон объясняется различиями в диагностике нарушении осанки. Некоторые врачи при медицинском осмотре школьников объединяют функциональные нарушения осанки во фронтальной плоскости с таким серьезным заболеванием, как сколиоз. При сколиозе наблюдается боковое искривление позвоночника с реберным выбуханием и ротацией позвонков вдоль своей оси. По данным Института гигиены детей и подростков Минздрава СССР, сколиоз I и II степени выявляется в 4,1 случаев на 100 обследованных школьников. Распространенность данного заболевания не зависит от возраста учащихся (Е. С. Рысева и Л. Ф. Бережков).

Во всех странах мира в связи с широким применением вакцинальных препаратов и антибиотиков в медицинской практике, а также в связи с химизацией быта происходит рост частоты аллергических заболеваний в детском возрасте. В Советском Союзе за последние годы также отмечено некоторое увеличение частоты бронхиальной астмы, аллергического ринита и аллергического поражения кожи у школьников (В. А. Адо).

Уровень физического и нервно-психического развития современных школьников весьма высокий. Однако гигиенистов беспокоит относительно большое число лиц с избыточной массой тела за счет жироотложения. Например, при обследовании школьников Москвы в 1962 г. с избыточной массой тела оказалось 1,4% мальчиков и 4.0% девочек. Повторное обследование, проведенное в 1973 г. по той же методике и в тех же школах, показало, что мальчиков с избыточной массой тела стало 9,6%, а девочек — 13,3%. Ожирение ограничивает социальную активность детей, является часто причиной нарушения углеводного обмена и развития таких заболеваний, как тонзиллит, и юношеская гипертония (Л. Ф. Бережков и соавт., 1981)

Из функциональных нарушений ведущих систем организма, возникающих в школьном возрасте, следует от-

I

— 70 —

метить невротические реакции (плаксивость, нарушение сна, нервные тики, раздражительность). Эти изменения чаще всего встречаются у учащихся выпускных классов и связаны с их учебной перегрузкой.

Заболеваемость по данным обращаемости у школьников довольно различная. В среднем она составила 263 случая на 100 обследованных детей (Е. С. Рысева и Л. Ф. Бережков). С возрастом заболеваемость школьников заметно понижается и среди учащихся 8 классов составляет 159слу-

и чаев на 100 обследованных. Подобная закономерность была отмечена и при изучении заболеваемости школьников Москвы в динамике (с 1959 по 1966 г.) на одних и тех же учащихся, обучающихся с 1-го по 8-й класс (М. С. Мел-лер). Здесь также наибольшая заболеваемость выявлена у учащихся 1-х классов (259 случаев на 100 обследованных) и наименьшая — у учащихся 8-х классов (186 случаев на 100 обследованных). Высокая заболеваемость учащихся 1-го класса объясняется социальной адаптацией и перегрузкой детей в процессе обучения в школе.

Структура заболеваемости по обращаемости у школьников за последние годы существенно изменилась. Значительно понизилась инфекционная заболеваемость; на первом месте во всех возрастных группах находятся заболевания органов дыхания. Дальнейшее ранговое распределение заболеваемости определяется возрастом школьников. У учащихся 1—3-х классов на втором месте находятся инфекционные болезни, у учащихся 4—8-х классов— травмы. В старших классах неврозы и невротические реакции встречаются гораздо чаще, чем у учащихся младших классов (Л. Ф. Бережков и Ю. А". Ямпольская. 1980).

Комплексная оценка состояния здоровья школьников.

1 Анализируя причины, способствующие нарушению

состояния здоровья школьников, следует подчеркнуть их разнообразие. Методом парной и множественной корреляции определены коэффициенты связи между отдельными факторами и состоянием здоровья детей и подростков (В. П. Неделько; Г. И. Перелыгина; Ю. М. Комаров и Н. Т. Иванова; К. Б. Сеглиниеце; Г. Н. Сердю-ковская, и др.). Такой подход позволяет выделить наиболее весомые факторы в формировании здоровья школьников.

По нашему мнению, они могут быть разделены на три основные группы: биологические, природные и социально-экономические. В зависимости от степени опасности для здоровья и с учетом причинно-следственных взаимоотношений в каждой группе может быть выделено несколько ведущих факторов. В группе биологических такими являются утяжеленная наследственность и аномальное развитие. Некоторые заболевания, которые оказываются весьма распространенным!! в школьном возрасте (миопия,' сколиоз), имеют наследственную обусловленность (Э. С. Аветисов и др.). Утяжеленная наследственность и аномалии роста и развития являются биологическими факторами «¡риска» дли здоровья ребенка во время его обучения в общеобразовательной школе.

Среди факторов, условно названных природными, следует прежде всего назвать факторы окружающей среды. Речь идет о химических, физических и биологических факторах малой интенсивности, загрязняющих среду обитания школьников. Дело в том, что данные факторы, не будучи прямой причиной заболеваний, способны вызвать неспецифические изменения в организме. Гигиеническая сущность последних состоит в понижении резистентности организма к действию патогенных причин. Глобальное распространение мало»нтенсивных факторов среды приводящее ко все возрастающему контакту с ними широких слоев населения, оказывает существенное влияние на показатели здоровья детей и подростков (Г. Н. Сердюков-ская, и др.).

к Не менее важную роль для здоровья школьников игра-

ет группа социально-экономических факторов. Она самая многочисленная и здесь на первое место выдвигаются двигательная активность (ДА) и сбалаисирванное питание. Далее следуют режимдня, условия обучония и воспитания, микросоциальная среда, организация медицинского обеспечения школьников и т. д.

Количество движений при самообслуживании, в процессе учебной, трудовой н спортивной деятельности — ДА школьника — детерминировано социальными условиями, особенно организацией физического воспитания. Работами А. Г. Сухарева показано, что школьники с высоким уровнем-ДА относятся, как правило, к 1-й группе здоровья и обладают нормальным физическим и психическим развитием, высокой степенью социальной дееспособности. У школьников с недостаточной ДА (гипокинезией) имеются морфофункциональные отклонения и хронические заболевания. Тесная корреляционная зависимость (г=0,65) выявляется при сопоставлении уровня ДА с развитием отдельных функциональных систем (мышечной, сердечно- , сосудистой, дыхательной), а также со степенью сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и патогенным микроорганизмам. Заболеваемость школьников с высоким ДА в 2 раза ниже, чем школьников с гипокинезией.

Режим учебных занятий и полного дня также является ведущим фактором в охране здоровья школьников. Работами В. П. Неделько установлена выраженная прямая коррекляционная связь (г=0,44) между здоровьем детей и режимом их дня. Среди недосыпающих школьников удельный вес здоровых ниже, чем среди детей с нормальной продолжительностью сна. Школьники, ежедневная продолжительность пребывания которых на свежем воздухе составляет 1 ч и менее, чаще страдают аномалиями рефракции глаз, ревматизмом и нарушениями обмена веществ, чем их сверстники с гигиенически целесообразной продолжительностью прогулок (Я<0,05).

Особое значение для здоровья учащихся имеют условия обучения и воспитания в школе. Речь идет о вместимости и планировке школьного здания, о рациональном освещении рабочих мест, о соответствии школьной мебели ана-томо-физиологическим особенностям учащихся, о воздухообмене учебных помещений и т. д. Научными исследованиями последних лет установлено, что степень распространенности острых респираторных заболеваний среди школьников зависит от количества начальных классов в школе, от величины учебных секций, площади и характера рекреационных помещений (М. А. Шарова и соавтЛ

Наличие полной семьи, характер взаимоотношений между родителями и детьми, эмоциональный тонус в семье и в школе являются важным социалыю-гнгнениче-скнм фактором. Работами Ю. П. Лисицина, О. В. Грн-ниной показано, что заболеваемость детей в значительной степени зависит от внутрисемейных отношений. В неблагоприятных семьях у детей чаще встречаются нервно-психические расстройства, отставание в физическом развитии, ревматизм, хронический тонзиллит, нарушение осанки и поражение зубов.

Охрана здоровья школьников неразрывно связана с организацией медицинского обеспечения данных контнн-гентов. Наиболее распространенной формой в нашей стране является дифференцированная организация профилактического и лечебного обеспечения школьников. Школьный врач обеспечивает профилактическую помощь в школе, а участковый врач — основную лечебную помощь в условиях поликлиники и на дому. Очень важны преемственность в медицинском обеспечении и повышение эффективности профилактической работы. Хронометраж деятельности школьного врача показал, что значительное время (46%) расходуется на работу с документами. В то же время на санитарно-гигиеническую (контроль за постановкой физического воспитания, режимом дня и сопоставлением школьного расписания, условиями обучения и воспитания), а также санитарно-нросветнтельную работу приходится лишь 4—6% от бюджета рабочего времени. По данным Н. А. Ананьевой и соавт., совершенствование документации и внедрение в практику работы медицинского персонала скрининг-тестов позволяют значительно сократить затраты времени на нерациональные виды деятельности, повысить эффективность врачебных осмотров и усилить оздоровительную работу в школе.

— 7(1

Изучая влияние отдельных факторов на здоровье школьника, следует иметь в виду их комплексное и со-четанное воздействие. Сочетание неблагоприятных биологических факторов, условий окружающей среды и нарушении режима дня или психологической атмосферы в семье способствует возникновению прнчинно-следствен-ной связи с последующим развитием характерного процесса предпатологии и патологии. В то же время при сочетанием действии антропогенных факторов и благоприятных социально-гигиенических условий возникающие при-чинно-следственные связи утрачиваются. Одним из примеров может служить хорошо известный современной медицине факт повышения устойчивости организма к патогенным воздействиям на фоне рационального физического воспитания (А. В. Коробков; А. А. Минх). Вероятно, вышеуказанная классификация может быть дополнена допустимым и недопустимым сочетанием отдельных факторов. Исследования в этом направлении представляют большой практический и теоретический интерес и требуют дальнейшего развития.

Таким образом, учет причинно-следственных связей, роли отдельных и сочетанных факторов в формировании здоровья детей и подростков позволит повысить научную обоснованность и эффективность системы мероприятий по охране и укреплению здоровья школьников.

Литература. Аветисов Э. С. Охрана зрения детей. М., 1975.

Ado В. А. Осторожно — аллергия! М., 1980. Ананьева Н. А., Гайдай В. Я■ и др. — В кн.: Актуальные вопросы состояния здоровья детей. М., 1980, с. 120—134.

Антропова М. В. и др. Режим дня, работоспособность

и состояние здоровья школьников. М., 1978. Белостоцкая Е. М. Гигиена зрения школьников. М., 1960.

Бережков JI. Ф., Ямпольская Ю. А. — В кн.: Актуальные вопросы состояния здоровья детей. М., 1980, с. 8—32.

I

УДК 614.71/72(497.2-

В конце мая 1980 г. служащие и рабочие предприятий «Болгарское пиво», «Софийское пиво» и хлебозавода «Дружба» в микрорайоне Горубляне Софии жаловались на разрыв чулок и других искусственных тканей, в некоторых случаях — и на раздражение глаз, горла, зуд и др. Подобные жалобы отмечались в марте 1975 г. в районе ТЭЦ «София». При исследовании выявлены высокие концентрации сернистого ангидрида и серной кислоты, образующиеся эпизодически во время перехода с жидкого топлива на газообразное.

С целью выяснения причин описанного явления организовано наблюдение за состоянием атмосфгрного возду-

Буштуева К■ А., Случанко И. С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в условиях с загрязнением окружающей среды. М., 1979.

Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей. М., 1979.

Громбах С. М. — Вопр. охр. мат., 1973, № 7, с. 3—7.

Кардашенко В. Н. — Гиг. и сан., 1977, № 12, с. 10—14.

Комаров Ю. М., Иванова Н. Т. — Сов. здравоохр., 1977, № 5, с. 21—24.

Коробков А. В. — В кн.: Физиологические проблемы де-тренированности. М., 1968, с. 7—20.

Крылов Д. Н. и др. — В кн.: Охрана здоровья детей. М., 1979, вып. 7, с. 145—166.

Лисицын Ю. П. — Сов. здравоохр., 1971, № 1, с. 10—14.

Минх А. А. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта. М., 1976.

Неделько В. П. — Гиг. и сан., 1976, № 4, с. 47—51.

Перелыгина Г. И. Состояние здоровья детей дошкольного возраста в условиях муссонного климата Дальнего Востока. Автореф. дис. канд. М., 1981.

Рысева Е. С., Бережков Л. Ф. — В кн.: Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М., 1975, с. 14—85.

Сеглиниеце К■ Б. Социальная микросреда и физическое развитие детей. Рига, 1978.

Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М., 1979-

Сердюковская Г. #., Жилое Ю. Д. Окружающая среда и здоровье подростков. М., 1977.

Сухарев А. Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. М., 1978, с. 61.

Сухарев А. Г. и др. — Гиг. и сан., 1965, № 8, с. 51—57.

Сычев А. А. — Гиг. и сан., 1981, № 5, с. 83—86.

Шарова М. А. и др. — В кн.: Охрана здоровья детей. М., 1979, вып. 7, с. 27—48.

Поступила 04.01.82

ха в период со 2 до 23/\М 1980 г. в 12 пунктах на территории заводов и в находящихся недалеко от них жилых микрорайонах (рис. I).

В каждом пункте отбирали по 3 пробы на присутствие сернистого ангидрида, аэрозоля серной кислоты, двуокиси азота и одну пробу для определения рН пыли атмосферного воздуха. Пробы отбира ли с 8 ч 30 мин до 18 ч 30 мин. Атмосферные загрязнители исследовали унифицированными для нашей страны методами (Г. И. Сидоренко и М. Т. Дмитриев). Всего исследовано 1209 проб с учетом относительной влажности и направления ветра.

За рубежом

25)

Цв. Михнева

СЛУЧАЙ ИНТЕНСИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ОДНОМ МИКРОРАЙОНЕ СОФИИ

Гигиено-эпидемиологическая инспекция, София

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.