КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Тараканова А.Н., 2017 Государственного профессионального образовательного учреждения «Беловский педагогический колледж», преподаватель, Белово
Аннотация: в статье рассматривается влияние проектной деятельности на развитие творческого потенциала студентов. Определено, что проектная деятельность стимулирует творческое мышление, оригинальность, помогает творческой самореализации обучающихся. Основным результатом профессионального образования на современном этапе выступает компетентность будущего специалиста, рассматриваемая как совокупность знаний и умений в той или иной научной области, креативных способностей, самостоятельности, адекватной самооценки.
Ключевые слова: проектная деятельность, творчество, компетенции
Быстрее, выше, сильнее... Лозунг олимпийского движения. Приемлем ли он в профессиональном становлении будущего специалиста? Вопрос во многом риторический.
Как педагог последнее время активно работаю со студентами специальности «Дошкольное образование». Что ни говори, а специальность творческая. Предметной областью, которой является воспитание, обучение и развитие детей раннего и дошкольного возраста.
В последние годы одной из распространенных форм работы с дошкольниками стала проектная деятельность (проектная технология). Под словом «образовательный проект» в настоящее время понимаются очень разные по содержанию, задачам, особенностям организации, времени, форме проекты. Само слово «проект» переводится с латинского как «брошенный вперед», что подчеркивает направленность проектной деятельности в будущее. Основателями метода проекта считаются американский ученый Дж. Дьюи и его последователь В. Кильпатрик. Приблизительно в это же время аналогичные идеи в России развивались для школьного образования под руководством С.Т. Шацкого. Уже тогда этот метод предполагал интегрированный подход к обучению и развитию творческих способностей учеников. Однако в начале 1930-х годов проектная технология подверглась осуждению и перестала использоваться в образовании. Ее возрождение приходится на 90-е годы прошлого столетия, но уже на новом уровне. И с каждым годом метод проектов все активнее используется педагогами дошкольных образовательных учреждений, в том числе и для решения задач образовательных программ. Организуются конкурсы проектов различной тематики.
В соответствии с требованиями ФГОС СПО специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов, что подразумевает использование образовательных технологий (технология в сфере образования) -как совокупности научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения запланированных результатов в области образования. Применение конкретных образовательных технологий в учебном процессе определяется спецификой учебной деятельности, ее информационно-ресурсной основы и видов учебной работы.
Образовательная технология связана с процессом постановки и реализации заданных образовательных целей, достижение которых гарантируется вне зависимости от мастерства педагогов и обеспечивается всем арсеналом психолого-педагогических, управленческих и технических средств, методов и форм.
Для студентов специальности «Дошкольное образование» это, прежде всего, демонстрация уровня сформированности профессиональных компетенций. Вот и профессиональный стандарт обозначает нам данный вид деятельности в рамках ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. Проектная деятельность способна сделать учебный процесс для обучающихся личностно значимым, позволяющим им раскрыть свой творческий потенциал, проявлять свои исследовательские способности, быть активными. При
использовании данного подхода мы имеем возможность объединять цели образования и будущую профессиональную деятельность, а также перейти от воспроизведения знания к его практическому применению.
Данное направление работы реализуется через организацию конкурса социально - значимых проектов студентов колледжа.
Работа студента по подготовке к конкурсу ведется поэтапно. Начинается все с выбора актуальной темы проекта. Направления работы помогает определить несколько факторов:
- тема выпускной квалификационной работы или тема курсовой работы (для студентов III и IV курсов);
- запрос потенциальных работодателей и общественности;
- новые тенденции в сфере дошкольного образования и т.д.
Далее начинается детальная работа по определению целей и задач проекта, его структуры и детального оформления. И опять на помощь студентам приходят интервьюирование педагогов дошкольного образования, круглые столы и мозговой штурм.
Особенностями, качественно отличающими проект от других видов деятельности, выступают следующие:
1. Направленность на достижение конкретных целей. Цель проекта, понимаемая как образ желаемого, всегда выходит за рамки наличного состояния объектной области проектирования; исходя из реальных проблем, противоречий и ресурсов, она включает также и потенциальные возможности тех или иных изменений.
2. Координированное выполнение взаимосвязанных действий. Проект представляет собой систему действий, согласованных между собой для реализации поставленной цели. Любой проект включает стратегию - основной механизм реализации целей - и тактику - пошаговую реализацию стратегии.
3. Ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом. Любой проект имеет начало и завершение, которые ограничивают продолжительность осуществления проекта.
4. Неповторимость и уникальность. Этот признак относится не к отдельным частям проекта, а к проекту в целом, так как даже в проектах с высокой степенью новизны имеются процессы, которые характерны не только для данного проекта, но и используются в других проектах. Данные качества позволяют достаточно легко выделить проект среди других видов деятельности и применять его в качестве универсального метода обучения.
Проектный метод требует от студентов умения правильно распределять временной и человеческий ресурсы группы; учит стратегическому и тактическому мышлению, позволяет почувствовать себя настоящими профессионалами, которые не просто умеют применять тот или иной инструментарий в заданной ситуации, а владеют основными принципами и технологическими процессами в данном виде деятельности. Важно и то, что если большинство заданий, выполняемых обучающимися в рамках среднего профессионального образования, носят индивидуальный характер и не способствуют формированию навыков командной работы, то метод проектов, наоборот, содействует развитию навыков координации действий, умений договариваться с коллегами и находить компромиссы, персональной и коллективной ответственности.
Данный этап работы так же активно способствует формированию как общих, так и профессиональных компетенций студента. Как показывает опыт работы выбор тем и подходов к решению тех или иных социальных проблем весьма широк. Так, например, студенты обратили особое внимание на успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности глухих и слабослышащих, а так же детей с нарушениями речи. Основным же средством социализации, а так же способом раскрытия творческого потенциала выбрали искусство пантомимы, которое, как известно не требует слов. Так же особого внимания заслужил проект «Праздник вместе веселей», в котором авторы предлагают организовать силами студентов праздничных встреч и мероприятий для ветеранов и пенсионеров города Белово и Беловского района.
По решению экспертной комиссии определяются лучшие работы, которые традиционно награждаются дипломами 1, 2 и 3 степени. Именно эти работы в дальнейшем представляют наш колледж на конкурсах городского и областного уровня. Так в текущем учебном году такой работой
стал проект студенческого социального театра «Сова» студентки IV курса Красильниковой Кристины. Именно данная студентка представила свой проект как на городском конкурсе «Студент года», так и на областном молодежном фестивале «Арт-профи-форум».
Говоря об организации того или иного конкурса в рамках профессиональной образовательной организации мы должны четко понимать, что главное в этом деле не грамоты, места и сам конкурс как таковой, главное вся подготовительная работа, все те усилия, которые прилагает студент при подготовке к нему. Ведь это, прежде всего, дополнительная возможность профессионального развития каждого студента.
Быстрее, выше, сильнее.. .лозунг олимпийского движения и... любого профессионала (пусть даже и будущего), стремящегося к достижению новых высот в своей профессии. А значит конкурсному движению в нашем колледже - быть.
Таким образом, проекты - это углубление знаний и мотивации, развитие навыков подготовки мероприятий, публичных выступлений, налаживание связей с потенциальными работодателями, обмен опытом со студентами других колледжей, городов. Подводя итоги, сформулируем главные преимущества использования проектной деятельности в подготовке будущих специалистов: это выполнение законченной работы, позволяющей наглядно увидеть результат, как студентам, так и преподавателям; развитие коллективной работы и коллективной ответственности; формирование прочных связей с будущей специальностью; активное приобретение знаний, навыков и компетенций; реализация запросов сегодняшнего и завтрашнего дней.
Список литературы:
1. Ваулина, С.В. Конкурсное движение как инновационный фактор развития в образовании [Текст] / С.В. Ваулина, М.: Наука, 2015.-167с.
2. Использование методов проектов в обучении [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.scienceforum.ru
3. Конкурсная деятельность как фактор развития учащихся [Электронный ресурс].- Режим доступа http://festival.1september.ru/articles
4. Учебные проекты и творческие работы студентов [Электронный ресурс].- Режим доступа http://si-sv.com/index
5. Новиков А.М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности // Новиков А.М., Новиков Д.А. М.,2004.
УДК 338(476):002:004(0)
НЕЙРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕКСЕМАТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В