та была проведена грамотно, тем более, кроме первого места, предусмотрены призовые номинации за яркие качества каждого старосты.
Конкурс проводится в два этапа: первый — с января по март, второй — в апреле. Первый этап — отборочный заочный. Участник предоставляет анкету, портфолио своих достижений, характеристики классного руководителя, студенческого совета самоуправления колледжа, заведующего отделением. Учитывается участие старосты и его группы в мероприятиях, проводимых в соответствии с планом работы учебного заведения, абсолютная и качественная успеваемость как самого старосты, так и всей группы. Цель данного этапа — научить проводить самоанализ общественной деятельности, активизировать творческий потенциал.
Старосты, набравшие наибольшее количество баллов, становятся участниками второго, очного, этапа конкурса, включающего в себя представление старосты одногруппниками «Староста глазами своей группы», традиционное домашнее задание (например, видеофильм «Один день из жизни старосты») и ряд конкурсов, направленных на выявление значимых для любого лидера качеств: интеллекта, сообразительности, организаторских способностей и т. п. Цель этого этапа — формирование готовности к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с будущими коллегами.
В подготовке к финальному этапу принимает участие вся группа. И только здоровый климат в коллективе, взаимовыручка, взаимопонимание помогают победить. Участие в конкурсе для группы — ответственное дело, а для самого старосты важным становится не обмануть ожидания коллектива. Таким образом, конкурс приобретает воспитательное значение и содействует формированию коммуникативных качеств, навыков в управленческой деятельности.
Поскольку конкурс проводится регулярно в течение всего периода обучения, появляется возможность определить динамику развития профессиональной самостоятельности обучающихся и уровень их организаторских способностей. В результате организации конкурса «Лучший староста» в колледже вырос интерес обучающихся самостоятельно выполнять не только порученные дела, но и успешно реализовы-вать свои собственные идеи. Например, в проведении благотворительных акций обучающиеся создают сценарии праздничных мероприятий и проводят их в детских домах, в домах престарелых, помогают городскому приюту для животных, организуют городские акции «Подари улыбку», «Чистый город», «Нет сквернословию!».
Итогом проведенной работы является успешное формирование карьеры выпускников и их адаптация к социально-экономическим условиям жизни.
использование возможностей
конкурсного движения и проектной деятельности
в формировании будущего специалиста
М. А. Ткачук, преподаватель ГПОУ «Беловский педагогический колледж»
Быстрее, выше, сильнее... Лозунг олимпийского движения. Приемлем ли он в профессиональном становлении будущего специалиста? Вопрос во многом риторический.
Как педагог последнее время активно работаю со студентами специальности «педагогика дополнительного образования в области сценической деятельности». Специальность творческая, а там где есть творчество, очень трудно говорить о точных критериях оценивания продукта творчества. Но как показала практика работы, это вполне возможно.
Способствует этому использование возможностей конкурсного движения и проектной работы студентов. В рамках работы со студента-
ми специальности «педагогика дополнительного образования в области сценической деятельности» используется в большей степени творческие и социально значимые проекты.
Творческие проекты студенты начинают создавать в рамках МДК 01.07 «Практикум по созданию сценических миниатюр» со второго курса. Темы творческих проектов могут быть весьма разнообразными: «Творческий проект
разработки сценической миниатюры в жанре пантомимы «Ассоль», «Творческий проект разработки сценической миниатюры в жанре скетча «На привале»», творческий проект пластического этюда, СТЭМа, синтез-номера. Работа осуществляется в течение семестра и завершается творческим показом продукта творчества. Во время показа студент получает объективную оценку творческого проекта от группы экспертов, в состав которой входят преподаватели специальности и представители социальных партнеров, представителей работодателей. Ведется тесное сотрудничество с педагогами дополнительного образования МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи им Т. Добробаби-ной г. Белово», МБНОУ «Гимназия № 1 им. Та-сирова Г. Х. г. Белово», специалистами МУ «Центрального дворца культуры».
Что же является результатом данного просмотра? Ведь это еще не конкурс в полновесном понимании значения этого слова. Однако номера, отмеченные экспертной комиссией, получают возможность демонстрации на «большой» сцене в рамках традиционных мероприятий колледжа и города.
Знакомо многим такое конкурсное движение, как «Студенческая весна». Но если для студентов иных специальностей это способ самовыражения и организации досуга, то для студентов нашей специальности это прежде всего демонстрация уровня сформированности профессиональных компетенций в области сценической деятельности. Так, следует отметить, что номера студентов, заявленные в данном конкурсе, были представлены на городском фестивале студенческого творчества, где вот уже несколько лет получают высокую оценку городской экспертной комиссии.
Вторым направлением организации конкурсного движения является разработка социально значимых проектов. Вот и профессиональный стандарт обозначает нам данный вид деятельности в рамках ПК 3.5 «Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей». Данное направление работы реализуется через организацию конкурса социально значимых проектов студентов колледжа «ARTпроект».
Работа студента по подготовке к конкурсу ведется поэтапно. Начинается все с выбора актуальной темы проекта. Выбор направления работы зависит от ряда факторов:
- тема выпускной квалификационной работы или тема курсовой работы (для студентов III и IV курсов);
- запрос потенциальных работодателей и общественности;
- новые тенденции в сфере дополнительного образования детей и т. д.
Далее начинается детальная работа по определению целей и задач проекта, его структуры и детального оформления. И опять на помощь студентам приходят интервьюирование педагогов дополнительного образования детей, круглые столы и мозговой штурм.
Завершающий этап конкурса — защита проекта.
Данный этап работы способствует формированию как общих, так и профессиональных компетенций студента. Как показывает опыт работы, выбор тем и подходов к решению тех или иных социальных проблем весьма широк. Так, например, студенты обратили особое внимание на успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности глухих и слабослышащих, а также детей с нарушениями речи. Основным же средством социализации, а также способом раскрытия творческого потенциала выбрали искусство пантомимы, которое, как известно, не требует слов. Особого внимания заслужил проект «Праздник вместе веселей», в котором авторы предлагают организовать силами студентов праздничные встречи и мероприятия для ветеранов и пенсионеров города Белово и Беловского района.
По решению экспертной комиссии определяются лучшие работы, которые в дальнейшем представляют наш колледж на конкурсах городского и областного уровней. Так, в текущем учебном году такой работой стал проект студенческого социального театра «Сова» студентки IV курса Кристины Красильниковой. Она представила свой проект как на городском конкурсе «Студент года», так и на областном молодежном фестивале «Арт-Профи-Форум».
Говоря об организации того или иного конкурса в рамках профессиональной образовательной организации, мы должны четко понимать, что главное в этом деле не грамоты, места и сам конкурс как таковой, главное вся предварительная работа, все те усилия, которые прилагает студент при подготовке к нему. Ведь это дополнительная возможность профессионального развития каждого студента.
Быстрее, выше, сильнее — лозунг олимпийского движения и любого профессионала (пусть даже и будущего), стремящегося к достижению новых высот в своей профессии. А значит конкурсному движению в нашем колледже — быть.