Научная статья на тему 'Школа организаторов культурно-досуговых программ'

Школа организаторов культурно-досуговых программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа организаторов культурно-досуговых программ»

Проекты участников конкурса «Преподаватель года - 2014»

ШКОЛА ОРГАНИЗАТОРОВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ

К. М. Викторова, преподаватель ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж»

Праздник — торжественный день, знаменующий о каком-либо важном событии и сопровождающийся различными увеселительными программами, среди которых особое место занимают куль-турно-досуговые мероприятия.

Каким получится до-суговое мероприятие, насколько оно будет содействовать удовлетворению духовных, эстетических, интеллектуальных потребностей населения в сфере культуры и досуга, приобщению к культурным ценностям зависит от его организаторов. В профессиональную образовательную программу студентов специальности «педагогика дополнительного образования» входит профессиональный модуль «Организация досуго-вых мероприятий». В дальнейшем эти студенты будут организовывать мероприятия данного вида. Каким будет выпускник данной специальности, во многом зависит от того, насколько полно и разнообразно будет выстроен процесс формирования общих и профессиональных компетенций.

В процессе освоения студентами модуля «Организация досуговых мероприятий» возникают трудности:

- возможность работы с аудиторией появляется только в ходе практики, тогда как освоение данной области знаний требует более глубокого погружения в практическую деятельность;

- занятия носят преимущественно аудиторный характер;

- студенты не имеют возможности апробировать различные функции организации досуговых мероприятий (сценариста, режиссера, ведущего, реквизитора, звукооператора и др.).

Обозначенные трудности негативно влияют на формирование следующих профессиональных и общих компетенций:

- 8

ПК 2.2 «Организовывать и проводить досуго-вые мероприятия»;

ОК 3 «Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях»;

ОК 6 «Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами»;

ОК 10 «Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).

Кроме того, в городе Белово и Беловском районе не хватает организаций, устраивающих культурно-досуговые мероприятия на высоком профессиональном уровне.

Мы предлагаем комплексное решение данных проблем через создание Школы организаторов КДП (культурно-досуговых программ) «Формула праздника».

Цель проекта: формирование профессиональных и общих компетенций у студентов 2-3-го курсов специальности «Педагогика дополнительного образования» через вовлечение в деятельность Школы организаторов КДП.

Задачи проекта:

1. Формировать у студентов навыки работы над конспектом сценария досугового мероприятия для детей различных групп (коллективов) с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

2. Развивать у студентов навыки общения, ведения мероприятия и организации игровой деятельности с детьми различных возрастных групп.

3. Формировать у обучающегося умения выявлять интересы детей и их родителей в области досуговой деятельности, мотивировать их участие в досуговых мероприятиях.

4. Привлекать студентов к организации репетиций, самостоятельному проведению отбора исполнителей из числа участников Школы организаторов КДП в соответствии с формами организации досуговой деятельности.

5. Совместно со студентами разрабатывать проекты оформления сценических площадок.

6. Формировать у студентов практические навыки составления сметы затрат на организацию досуговых мероприятий.

7. Формировать у студентов навыки взаимодействия с представителями предприятий, организаций, учреждений — социальных партнеров.

Этапы проекта:

1. Подготовительно-проектировочный этап:

- диагностика готовности студентов к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности;

- анализ рынка предоставляемых услуг;

- организация рекламной кампании;

- подбор и утверждение клиентской базы, заключение договоров;

- разработка примерного плана организации досуговых мероприятий;

- проведение инструктивно-методических совещаний для педагогов и студентов по технике безопасности.

2. Апробирующий этап:

- разработка сценариев мероприятий различных форм и тематики, определение темы, идеи, действующих лиц, формы и содержания;

- составление сметы расходов;

- распределение обязанностей по подготовке мероприятия среди участников школы;

- организация репетиций мероприятий;

- подготовка художественно-выразительных средств мероприятий;

- проведение досуговых мероприятий.

3. Аналитический этап:

- диагностика готовности студентов к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности, занятости студентов;

- анализ отзывов потребителей услуг;

- анализ экономической эффективности проекта;

- подготовка сборника новогодних сценариев, фотоотчетов, творческого отчета по внедрению проекта.

Планируемые результаты

внедрения проекта:

- создание положительного имиджа образовательного учреждения и выпускников на рынке образовательных услуг города и района;

- формирование и совершенствование у обучающихся общих и профессиональных компетенций (обозначенных в задачах проекта);

- повышение качества подготовки студентов специальности «Организация досуговых мероприятий»;

- удовлетворение потребностей жителей города Белово и Беловского района в расширении спектра услуг по организации культурно-досуго-вых мероприятий.

Кроме того, в ходе реализации проекта пополняются методическая и материально-техническая базы по организации внеурочной деятельности студентов, образовательное учреждение получает положительный доход от организации новогодних праздников для детей различных возрастных групп.

СТУДЕНТ И ЗАКОН

И. Н. Тащиян, преподаватель ГБОУ СПО «Юргинский технологический колледж»

Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г. предусматривает воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону; поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую составляющую формирования гражданской правовой культуры молодежи. Правокультурная личность должна обладать глубокими знаниями правовых норм и принципов, уважать законы, уметь применять право в общественно полезных целях, быть готовой активно участвовать в укреплении законности и правопорядка. Уровень правовой культуры молодежи является чрезвычайно низким, что

подтверждается правовой безграмотностью, неумением защитить свои права, отсутствием веры в торжество закона, неуважением к органам власти и правопорядка, ростом количества правонарушений и преступлений.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует право всем обучающимся на уча-

стие в управлении образовательной организацией, в том числе и через общественные объединения. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся образовательной организации, должно учитываться мнение советов, представительных органов обучающихся.

Принятие локальных нормативных актов требует юридически грамотных действий со стороны обучающихся. Несформирован-ность у студентов данной компетенции приводит к тому, что все нормативные акты разрабатываются образовательной организацией самостоятельно, а мнение обучающихся подчас не учитывается. Тем самым нарушаются нормы закона, принципы студенческого самоуправления, подрываются демократические основы такой деятельности. Поэтому молодежь аполитична и не верит в силу закона. Мы сознательно лишаем их законодательной инициативы, а организация студенческого самоуправления носит чисто формальный характер. При этом требуем от них активности и творческих усилий в данной деятельности.

Проблема: низкий уровень правовой грамотности и отсутствие практического опыта разработки локальных нормативных актов ведут к формальному подходу к организации и деятельности студенческого самоуправления,снижая его значимость.

Одним из способов решения данной проблемы является реализация образовательного проекта по созданию и организации деятельности правового комитета при студенческом самоуправлении. С этой целью был разработан проект «Студент и закон».

Цель проекта: формирование правовой грамотности обучающихся и приобретение ими опыта законотворческой деятельности через работу студенческого правового комитета.

Основные задачи:

1. Организация работы правового комитета.

2. Создание условий для формирования общих компетенций (ОК 3 — принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, ОК 4 — осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, ОК 6 — работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, ОК 7 — брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий).

- конкурсное движение -

3. Разработка, рассмотрение и согласование локальных нормативных актов образовательной организации, затрагивающих права обучающихся. Приобретение определенного правового опыта обучающимися в рамках вне-учебной деятельности.

4. Стимулирование и развитие политической и социальной активности обучающихся. Содействие гражданской, социальной и профессиональной самореализации студента.

5. Повышение престижа органов студенческого самоуправления.

6. Обобщение и анализ результативности работы по формированию правовой грамотности обучающихся через деятельность правового комитета.

Современное студенчество как наиболее активная часть общества — это реальная сила, которую можно целенаправленно использовать в интересах колледжа. Для этого необходимо организовать работу правового комитета студенческого совета, вовлечь обучающихся в процесс рассмотрения, разработки и совершенствования нормативных актов, затрагивающих их права, обеспечить гласность всех сторон жизни правового комитета через средства печати, публичные отчеты, интернет-ресурсы, тем самым способствовать повышению престижа органов студенческого самоуправления. В конечном итоге проект направлен на повышение качества подготовки и востребованности выпускников. Участие в реализации данного проекта, опыт работы в правовом комитете поможет обучающимся в их профессиональной деятельности. В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на участие в управлении организацией, создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов. А основными формами соуправления организацией как раз и является участие в разработке и принятии коллективных договоров, локальных нормативных актов.

Новизна проекта в том, что до этого момента такая деятельность в образовательной организации отсутствовала. Данные позиции являются совершенно новыми, так как ранее они не оговаривались законодательством в сфере образования.

Средства реализации образовательного проекта: совместная творческая деятельность обучающихся и педагога в рамках работы правового комитета студенческого совета, где студент и преподаватель — равноправные партнеры, помощники и консультанты. Методы

конкурсное движение

и приемы работы с членами правового комитета: мозговой штурм, «дерево проблем», создание реальных ситуаций, деловая игра, лекция, практические работы, проект, круглый стол. Методы и приемы работы с обучающимися колледжа: информационно-просветительские мероприятия (консультация, лекция, разъяснение на классных часах и собраниях, информирование через сайт, газету, «Ящик знаний», стенгазету).

Практическая значимость проекта — создание правового комитета (практико-ориенти-рованной среды), в котором обучающиеся выполняют реальные работы, участвуют в принятии решений, в учебно-воспитательном процессе образовательной организации. Практическая значимость проекта состоит в том, что выполнены требования ст. 30 ФЗ «Об образовании в РФ» и соблюден порядок принятия локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся. Разработаны локальные нормативные акты. Опыт деятельности правового комитета может быть использован в любых профессиональных образовательных организациях.

Продукт деятельности: локальные нормативные акты, статьи в газету «Колледж NEWS», стенгазеты, интернет-страничка на сайте образовательной организации, листовки, слайд-презентации.

Планируемые результаты

• Создание и функционирование правового комитета как структурного подразделения студенческого совета.

• Формирование правовой грамотности и приобретение определенного опыта правотворческой деятельности в рамках внеучебной работы.

• Повышение уровня сформированности у студентов общих компетенций, навыков правомерного активного поведения личности, которая способна защитить свои права, имеет самостоятельное мнение по различным вопросам общественной жизни, может противостоять беззаконию и насилию.

• Повышение престижа и значимости органов студенческого самоуправления (формирование общественного мнения о студенческой молодежи как реальной силе и стратегическом ресурсе развития российского общества).

• Соблюдение требований законодательства в сфере образования в части обязательного учета мнения обучающихся при принятии локальных актов.

• Повышение гражданского самосознания студентов, воспитание чувства долга и ответственности.

этапы проектной деятельности

1-й этап — подготовительный

(организационно-методический):

1. Информирование обучающихся о возможности участия в реализации проекта, проведение анкетирования.

2. Формирование состава правового комитета.

3. Избрание председателя комитета, назначение заместителя председателя.

4. Разработка и утверждение плана работы на 2013/14 учебный год.

5. Разработка и утверждение положения о правовом комитете.

6. Тестирование членов комитета.

2-й этап — основной

(апробирующий):

1. Организация деятельности правового комитета в соответствии с планом.

2. Рассмотрение и обсуждение локальных нормативных актов, затрагивающих права студентов.

Перечень локальных нормативных актов:

1. Положение о студенческом совете.

2. Положение о порядке применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Правила распорядка обучающихся.

4. Положение о правилах внутреннего распорядка в общежитии.

5. Положение о студенческом общежитии.

6. Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся.

7. Положение о порядке отчисления, перевода и восстановления обучающихся.

8. Режим занятий обучающихся.

9. Устав студенческого совета.

10. Разработка должностных инструкций (председателя студенческого совета, правового комитета, редколлегии, культмассового сектора, старосты группы, физорга).

Информационно-просветительские мероприятия:

- оформление на сайте колледжа информации о деятельности правового комитета в разделе «Студенческое самоуправление».

- Подготовка статьи в газету «Колледж NEWS».

- Выпуск стенгазеты.

- Разъяснение прав и обязанностей обучающимся «Мои права — мои обязанности».

3-й этап — заключительный

(аналитический):

1. Проведение анкетирования обучающихся, тестирования членов комитета.

2. Подведение итогов проекта, конструктивный анализ и оценка выполненной работы.

3. Оформление содержательного отчета.

4. Трансляция отчета: на сайте ГБОУ СПО ЮТК, на собрании студенческого совета, педагогическом совете. Подготовка статьи в газету «Колледж NEWS».

5. Аналитическая работа по итогам реализации проекта.

Определение дальнейших перспектив развития проекта.

Диагностический инструментарий: анкетирование обучающихся, беседа, наблюде-

Дальнейшее развитие проекта. Проект имеет непрерывную циклическую структуру, деятельность правового комитета как структурного подразделения студенческого самоуправления носит постоянный характер. Во-первых, в локальные нормативные акты вносятся изменения, разрабатываются и при-

ние, тестирование, сводная ведомость уровня сформированности компетенций.

Осуществление контроля эффективности реализации проекта. Оценка эффективности реализации проекта определяется комплексом интегральных показателей, характеризующих ожидаемые результаты выполнения программных мероприятий и работ по отношению к целям и задачам проекта, а также к основным направлениям и срокам ее реализации.

Форма представления результатов проекта. Отчет о реализации проекта на педагогическом совете в октябре 2014 г., на собрании студенческого совета, публикация статей в газете «Колледж NEWS», выпуск стенгазеты, размещение информации на сайте образовательной организации.

нимаются новые; во-вторых, обновляется состав обучающихся, которым необходима информация о существующих и вновь принятых актах. Перспектива дальнейшего исследования проблемы видится в расширении функций комитета.

Таблица

Возможные риски реализации проекта и способы их преодоления

Возможные риски Способы преодоления

Несформированность правовых компетенций на первых этапах может вызвать затруднения при организации работы комитета, при обсуждении локальных нормативных актов • Детальное разъяснение положений государственной политики в сфере образования и молодежной политики: программы, постановления, документы • Руководителю проекта разработать схемы, памятки, инструкции, презентации для улучшения восприятия информации

Недостаточно кворума для принятия решения • Заранее предупреждать членов комитета о предстоящем заседании

Большой объем работы • Разбить комитет на микрогруппы и распределить обязанности и поручения среди членов комитета по выполнению утвержденного плана работы, подготовке и проведению мероприятий

Пассивность участников проекта • Тесное сотрудничество со Школой лидера • Проведение агитационных акций с целью привлечения студентов к работе в органах самоуправления • Разработка программы по информированию студентов учреждения о деятельности органов студенческого самоуправления (стенгазеты, листовки, внутренние радиостанции и телевидение, интернет-форум и т. п.) • Открытые отчеты о деятельности органов студенческого самоуправления • Выдача сертификатов участникам проекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.