Научная статья на тему 'Конкурс «Лучший староста» как средство развития профессионально важных качеств обучающихся'

Конкурс «Лучший староста» как средство развития профессионально важных качеств обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурс «Лучший староста» как средство развития профессионально важных качеств обучающихся»

торая состоялась 17 марта 2016 г. в ГБУ ДПО «КРИРПО», в ходе работы круглого стола «Проблемы занятости молодежи».

По решению жюри победителями и призерами конкурса стали:

- ГПОУ «Березовский политехнический техникум» (директор — Наталья Борисовна Витрен-ко), занявшее 1-е место;

- ГПОУ «Новокузнецкий транспортно-техно-логический техникум» (директор — Александр Андреевич Косенков), занявшее 2-е место;

- ГКПОУ Томь-Усинский энерготранспортный техникум (директор — Анатолий Алексеевич Герниченко), занявшее 3-е место.

Программы, занявшие призовые места, будут включены в методические рекомендации «Разработка программ развития социального партнерства в профессиональных образовательных организациях» с целью распространения положительного опыта в системе профессионального образования Кемеровской области.

КОНКУРС «ЛУЧШИЙ СТАРОСТА» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИя ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСя

М. Н. Селиванова, преподаватель ГПОУ «Анжеро-Судженский политехнический колледж»

Современное время характеризуется на политическом уровне как время конфликтов, в промышленности — как время поиска эффективных технологий, а в социальной сфере — как время дефицита лидеров. В организации образовательного процесса большое значение придается конкурсам, развивающим как профессиональные, так и творческие качества обучающихся. Но нет такого конкурса, который бы помог поверить в свои организаторские силы, воспитать лидера. А ведь производству нужны думающие специалисты, имеющие свою точку зрения, умеющие реализовать свои идеи, представить результаты своего труда.

Одним из таких конкурсов является конкурс «Лучший староста», который проводится в нашем учебном заведении уже не первый год. Задачи конкурса созвучны с основными задачами современного образования: 1) научить жить и работать в команде; 2) уметь презентовать результаты своего труда; 3) уметь планировать и творчески выполнять поставленные задачи. Данный конкурс создает оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации.

Цель конкурса — повышение ответственности, самоконтроля, уверенности в себе. Важно заметить, не пропустить задатки лидерских качеств. Только там, где тебя ценят, уважают, замечают, ты хочешь быть лучше, и ты станешь лучшим!

Обычно староста — человек исполнительный, дисциплинированный, но неуверенный в себе, «очень удобный» для классного руководителя, так как работает по его указаниям. Ор-

ганизовать коллектив группы, выступить перед аудиторией — для среднестатистического старосты весьма сложно. Научить, поверить в себя, помочь преодолеть психологические барьеры по общению с одногруппника-ми — задача не только классного руководителя и образовательной организации, но и в целом современного образования. Мы выпускаем специалиста, который должен хорошо знать не только производственные процессы и технологии, но и быть готовым организовать работу бригады, не допустить конфликтных ситуаций в коллективе, самостоятельно принимать решения и выполнять их.

Одна из задач конкурса — помочь участнику добиться признания, преодолеть чувство неуверенности, справиться с психоэмоциональным волнением. Решить эту задачу возможно, если в процессе подготовки мероприятия не возникает эмоционального дискомфорта, даже когда участник конкурса с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться от нежелательных психологических барьеров

Также необходимо создать условия сопереживания, взаимоподдержки. Если члены конкурсной команды искренне радуются успехам соперников, значит подготовительная рабо-

та была проведена грамотно, тем более, кроме первого места, предусмотрены призовые номинации за яркие качества каждого старосты.

Конкурс проводится в два этапа: первый — с января по март, второй — в апреле. Первый этап — отборочный заочный. Участник предоставляет анкету, портфолио своих достижений, характеристики классного руководителя, студенческого совета самоуправления колледжа, заведующего отделением. Учитывается участие старосты и его группы в мероприятиях, проводимых в соответствии с планом работы учебного заведения, абсолютная и качественная успеваемость как самого старосты, так и всей группы. Цель данного этапа — научить проводить самоанализ общественной деятельности, активизировать творческий потенциал.

Старосты, набравшие наибольшее количество баллов, становятся участниками второго, очного, этапа конкурса, включающего в себя представление старосты одногруппниками «Староста глазами своей группы», традиционное домашнее задание (например, видеофильм «Один день из жизни старосты») и ряд конкурсов, направленных на выявление значимых для любого лидера качеств: интеллекта, сообразительности, организаторских способностей и т. п. Цель этого этапа — формирование готовности к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с будущими коллегами.

В подготовке к финальному этапу принимает участие вся группа. И только здоровый климат в коллективе, взаимовыручка, взаимопонимание помогают победить. Участие в конкурсе для группы — ответственное дело, а для самого старосты важным становится не обмануть ожидания коллектива. Таким образом, конкурс приобретает воспитательное значение и содействует формированию коммуникативных качеств, навыков в управленческой деятельности.

Поскольку конкурс проводится регулярно в течение всего периода обучения, появляется возможность определить динамику развития профессиональной самостоятельности обучающихся и уровень их организаторских способностей. В результате организации конкурса «Лучший староста» в колледже вырос интерес обучающихся самостоятельно выполнять не только порученные дела, но и успешно реализовы-вать свои собственные идеи. Например, в проведении благотворительных акций обучающиеся создают сценарии праздничных мероприятий и проводят их в детских домах, в домах престарелых, помогают городскому приюту для животных, организуют городские акции «Подари улыбку», «Чистый город», «Нет сквернословию!».

Итогом проведенной работы является успешное формирование карьеры выпускников и их адаптация к социально-экономическим условиям жизни.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

конкурсного движения и проектной деятельности

В ФОРМИРОВАНИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

М. А. Ткачук, преподаватель ГПОУ «Беловский педагогический колледж»

Быстрее, выше, сильнее... Лозунг олимпийского движения. Приемлем ли он в профессиональном становлении будущего специалиста? Вопрос во многом риторический.

Как педагог последнее время активно работаю со студентами специальности «педагогика дополнительного образования в области сценической деятельности». Специальность творческая, а там где есть творчество, очень трудно говорить о точных критериях оценивания продукта творчества. Но как показала практика работы, это вполне возможно.

Способствует этому использование возможностей конкурсного движения и проектной работы студентов. В рамках работы со студента-

ми специальности «педагогика дополнительного образования в области сценической деятельности» используется в большей степени творческие и социально значимые проекты.

Творческие проекты студенты начинают создавать в рамках МДК 01.07 «Практикум по созданию сценических миниатюр» со второго курса. Темы творческих проектов могут быть весьма разнообразными: «Творческий проект

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.