торая состоялась 17 марта 2016 г. в ГБУ ДПО «КРИРПО», в ходе работы круглого стола «Проблемы занятости молодежи».
По решению жюри победителями и призерами конкурса стали:
- ГПОУ «Березовский политехнический техникум» (директор — Наталья Борисовна Витрен-ко), занявшее 1-е место;
- ГПОУ «Новокузнецкий транспортно-техно-логический техникум» (директор — Александр Андреевич Косенков), занявшее 2-е место;
- ГКПОУ Томь-Усинский энерготранспортный техникум (директор — Анатолий Алексеевич Герниченко), занявшее 3-е место.
Программы, занявшие призовые места, будут включены в методические рекомендации «Разработка программ развития социального партнерства в профессиональных образовательных организациях» с целью распространения положительного опыта в системе профессионального образования Кемеровской области.
КОНКУРС «ЛУЧШИЙ СТАРОСТА» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИя ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСя
М. Н. Селиванова, преподаватель ГПОУ «Анжеро-Судженский политехнический колледж»
Современное время характеризуется на политическом уровне как время конфликтов, в промышленности — как время поиска эффективных технологий, а в социальной сфере — как время дефицита лидеров. В организации образовательного процесса большое значение придается конкурсам, развивающим как профессиональные, так и творческие качества обучающихся. Но нет такого конкурса, который бы помог поверить в свои организаторские силы, воспитать лидера. А ведь производству нужны думающие специалисты, имеющие свою точку зрения, умеющие реализовать свои идеи, представить результаты своего труда.
Одним из таких конкурсов является конкурс «Лучший староста», который проводится в нашем учебном заведении уже не первый год. Задачи конкурса созвучны с основными задачами современного образования: 1) научить жить и работать в команде; 2) уметь презентовать результаты своего труда; 3) уметь планировать и творчески выполнять поставленные задачи. Данный конкурс создает оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации.
Цель конкурса — повышение ответственности, самоконтроля, уверенности в себе. Важно заметить, не пропустить задатки лидерских качеств. Только там, где тебя ценят, уважают, замечают, ты хочешь быть лучше, и ты станешь лучшим!
Обычно староста — человек исполнительный, дисциплинированный, но неуверенный в себе, «очень удобный» для классного руководителя, так как работает по его указаниям. Ор-
ганизовать коллектив группы, выступить перед аудиторией — для среднестатистического старосты весьма сложно. Научить, поверить в себя, помочь преодолеть психологические барьеры по общению с одногруппника-ми — задача не только классного руководителя и образовательной организации, но и в целом современного образования. Мы выпускаем специалиста, который должен хорошо знать не только производственные процессы и технологии, но и быть готовым организовать работу бригады, не допустить конфликтных ситуаций в коллективе, самостоятельно принимать решения и выполнять их.
Одна из задач конкурса — помочь участнику добиться признания, преодолеть чувство неуверенности, справиться с психоэмоциональным волнением. Решить эту задачу возможно, если в процессе подготовки мероприятия не возникает эмоционального дискомфорта, даже когда участник конкурса с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться от нежелательных психологических барьеров
Также необходимо создать условия сопереживания, взаимоподдержки. Если члены конкурсной команды искренне радуются успехам соперников, значит подготовительная рабо-
та была проведена грамотно, тем более, кроме первого места, предусмотрены призовые номинации за яркие качества каждого старосты.
Конкурс проводится в два этапа: первый — с января по март, второй — в апреле. Первый этап — отборочный заочный. Участник предоставляет анкету, портфолио своих достижений, характеристики классного руководителя, студенческого совета самоуправления колледжа, заведующего отделением. Учитывается участие старосты и его группы в мероприятиях, проводимых в соответствии с планом работы учебного заведения, абсолютная и качественная успеваемость как самого старосты, так и всей группы. Цель данного этапа — научить проводить самоанализ общественной деятельности, активизировать творческий потенциал.
Старосты, набравшие наибольшее количество баллов, становятся участниками второго, очного, этапа конкурса, включающего в себя представление старосты одногруппниками «Староста глазами своей группы», традиционное домашнее задание (например, видеофильм «Один день из жизни старосты») и ряд конкурсов, направленных на выявление значимых для любого лидера качеств: интеллекта, сообразительности, организаторских способностей и т. п. Цель этого этапа — формирование готовности к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с будущими коллегами.
В подготовке к финальному этапу принимает участие вся группа. И только здоровый климат в коллективе, взаимовыручка, взаимопонимание помогают победить. Участие в конкурсе для группы — ответственное дело, а для самого старосты важным становится не обмануть ожидания коллектива. Таким образом, конкурс приобретает воспитательное значение и содействует формированию коммуникативных качеств, навыков в управленческой деятельности.
Поскольку конкурс проводится регулярно в течение всего периода обучения, появляется возможность определить динамику развития профессиональной самостоятельности обучающихся и уровень их организаторских способностей. В результате организации конкурса «Лучший староста» в колледже вырос интерес обучающихся самостоятельно выполнять не только порученные дела, но и успешно реализовы-вать свои собственные идеи. Например, в проведении благотворительных акций обучающиеся создают сценарии праздничных мероприятий и проводят их в детских домах, в домах престарелых, помогают городскому приюту для животных, организуют городские акции «Подари улыбку», «Чистый город», «Нет сквернословию!».
Итогом проведенной работы является успешное формирование карьеры выпускников и их адаптация к социально-экономическим условиям жизни.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
конкурсного движения и проектной деятельности
В ФОРМИРОВАНИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
М. А. Ткачук, преподаватель ГПОУ «Беловский педагогический колледж»
Быстрее, выше, сильнее... Лозунг олимпийского движения. Приемлем ли он в профессиональном становлении будущего специалиста? Вопрос во многом риторический.
Как педагог последнее время активно работаю со студентами специальности «педагогика дополнительного образования в области сценической деятельности». Специальность творческая, а там где есть творчество, очень трудно говорить о точных критериях оценивания продукта творчества. Но как показала практика работы, это вполне возможно.
Способствует этому использование возможностей конкурсного движения и проектной работы студентов. В рамках работы со студента-
ми специальности «педагогика дополнительного образования в области сценической деятельности» используется в большей степени творческие и социально значимые проекты.
Творческие проекты студенты начинают создавать в рамках МДК 01.07 «Практикум по созданию сценических миниатюр» со второго курса. Темы творческих проектов могут быть весьма разнообразными: «Творческий проект