Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ'

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание в вузе / студенты 1 курса / оздоровительные виды фитнеса / функциональные возможности / физическое состояние / physical education at the university / 1st year students / health-improving types of fitness / functional capabilities / physical condition

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Розов Василий Валерьевич, Кузнецов Денис Александрович

В статье рассматривается проблема повышения функциональных возможностей студентов в процессе физического воспитания в вузе. Целью исследования явилось разработка содержания процесса по физическому воспитания студентов, направленного в вузе на основе комплексного использования фитнес технологий. Авторами в рамках констатирующего эксперимента определен исходный уровень функциональных возможностей студенток, обучающихся в вузе на первом курсе, на основании полученных данных разработано и внедрено в учебно-воспитательный процесс содержание занятий фитнесом в рамках элективных курсов улучшения функциональных возможностей студенток на основе комплексного использования различных видов фитнеса. Полученные в результате формирующего эксперимента результаты позволяют заключить, что используемые комплексные средства фитнес технологий в рамках элективных курсов по физическому воспитанию в вузе оказали положительное влияние на состояние функциональных возможностей организма студентов, тем самым способствовали повышению адаптационных возможностей организма обучающихся. Используемые современные средства физического воспитания не только положительно влияют на состояние здоровья молодых людей, но и повышают мотивации к занятиям физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Розов Василий Валерьевич, Кузнецов Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of improving the functional capabilities of students in the process of physical education at the university. The purpose of the study was to develop the content of the process of physical education of students directed at the university on the basis of the integrated use of fitness technologies. Within the framework of the ascertaining experiment, the authors determined the initial level of functional capabilities of female students studying at the university in the first year, based on the data obtained, the content of fitness classes within elective courses for improving the functionality of female students based on the integrated use of various types of fitness was developed and introduced into the educational process. The results obtained as a result of the formative experiment allow us to conclude that the used complex means of fitness technologies in the framework of elective courses on physical education at the university had a positive impact on the state of the functional capabilities of the students' body, thereby contributing to an increase in the adaptive capabilities of the body of students. The modern means of physical education used not only have a positive effect on the health of young people, but also increase motivation to engage in physical culture.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ»

1. Необходимость разработки нормативно-правовой базы (изменение уставов, получение лицензии на оказание услуг, разработка соответствующих положений и т.д.).

2. Маркетинговые аспекты образовательных услуг (анализ интересов и потребностей родителей и студентов).

3. Обновление и дополнение материально-технической базы (обновление оборудования или его модернизация в соответствии с развитием высококачественных образовательных услуг, которые пользуются спросом потребителей в условиях рыночной конкуренции).

4. Установление трудовых отношений с персоналом (заключение договоров, найм дополнительных сотрудников).

5. Расчет стоимости услуги (спрос, себестоимость, прибыль, налоги).

Литература:

1 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-Ф3 (актуальная редакция). -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ [дата обращения 30.06.2023]

2 Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 №1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362652/ [дата обращения 30.06.2023]

3 Письмо Минобрнауки России от 19.05.2023 № МН-18/824-АО «Об установлении стоимости платных образовательных ycnyr».-URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 447725/[дата обращения 30.06.20231

4 Абдуллина, C.B. Образовательные услуги: общие понятия / C.B. Абдуллина // Науковведение. - 2013,-№2. -С. 2-11

5 Стрижов, А.А Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений / A.A. Стрижов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. -№ 3. - С. 47-50

Педагогика

УДК 378.18

кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

заместитель начальника кафедры физической подготовки Розов Василий Валерьевич

ФГКОУ ВО «Нижегородская академия МВД России» (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель кафедры физической подготовки Кузнецов Денис Александрович

ФГКОУ ВО «Нижегородская академия МВД России» (г. Нижний Новгород)

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТНЕС ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения функциональных возможностей студентов в процессе физического воспитания в вузе. Целью исследования явилось разработка содержания процесса по физическому воспитания студентов, направленного в вузе на основе комплексного использования фитнес технологий. Авторами в рамках констатирующего эксперимента определен исходный уровень функциональных возможностей студенток, обучающихся в вузе на первом курсе, на основании полученных данных разработано и внедрено в учебно-воспитательный процесс содержание занятий фитнесом в рамках элективных курсов улучшения функциональных возможностей студенток на основе комплексного использования различных видов фитнеса. Полученные в результате формирующего эксперимента результаты позволяют заключить, что используемые комплексные средства фитнес технологий в рамках элективных курсов по физическому воспитанию в вузе оказали положительное влияние на состояние функциональных возможностей организма студентов, тем самым способствовали повышению адаптационных возможностей организма обучающихся. Используемые современные средства физического воспитания не только положительно влияют на состояние здоровья молодых людей, но и повышают мотивации к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: физическое воспитание в вузе, студенты 1 курса, оздоровительные виды фитнеса, функциональные возможности, физическое состояние.

Annotation. The article deals with the problem of improving the functional capabilities of students in the process of physical education at the university. The purpose of the study was to develop the content of the process of physical education of students directed at the university on the basis of the integrated use of fitness technologies. Within the framework of the ascertaining experiment, the authors determined the initial level of functional capabilities of female students studying at the university in the first year, based on the data obtained, the content of fitness classes within elective courses for improving the functionality of female students based on the integrated use of various types of fitness was developed and introduced into the educational process. The results obtained as a result of the formative experiment allow us to conclude that the used complex means of fitness technologies in the framework of elective courses on physical education at the university had a positive impact on the state of the functional capabilities of the students' body, thereby contributing to an increase in the adaptive capabilities of the body of students. The modern means of physical education used not only have a positive effect on the health of young people, but also increase motivation to engage in physical culture.

Key words: physical education at the university, 1st year students, health-improving types of fitness, functional capabilities, physical condition.

Введение. Функциональные возможности играют основную роль в процессе жизнедеятельности человека. В обычной жизни, мы часто сталкиваемся с функциональными упражнениями (встать со стула, помыть пол, поднять стул/ребёнка) и именно поэтому важно работать над улучшением функциональных возможностей. Ведь это является необходимым для обеспечения нормального функционирования всех систем организма, рационального использования функций опорно-двигательного аппарата, способствует работоспособности во всех сферах деятельности, улучшению здоровья и качества жизни, а также снижает риски заболеваний и получения травм [1; 4].

Основы здорового образа жизни необходимо закладывать с раннего детства. Процесс воспитания здорового ребенка является сложной задачей, которая требует наличия терпения и необходимых знаний. Важным является более раннее начало проведение систематических мероприятий, которые направленны на сохранение и повышение уровня здоровья. Данные действия позволяют предотвратить ухудшение функциональных возможностей [2].

Нарушения развития функциональных возможностей девушек в старшем школьном возрасте и в годы обучения в вузе чаще всего связаны с тем, что у них начинает преобладать с нарастающей учебной нагрузкой, которая характеризуется статическим положением туловища и малоактивным образом жизни. Учебный процесс в вузе, как правило, продолжается до

7-8 часов. Отсутствие развития функциональных возможностей не является болезнью, но девушки находятся в группе риска развития многих заболеваний. Внешне это может проявляться в изменении позы, двигательном беспокойстве, также в ухудшении осанки и подвижности суставов, трудностей при выполнении самых обычных упражнений. Затруднение у девушек вызывает и подвижное состояние. На занятиях по физической культуре в вузе, программа направлена в основном на развитие физических качеств и сдачу нормативов и не подразумевает улучшение функциональных возможностей (в вузовских программах не представлены упражнения на баланс, развитие мышц-стабилизаторов, упражнения с использованием нестабильных поверхностей, массажных мячей и т.д.). Кроме того, у девушек в студенческом возрасте наблюдается отрицательная динамика интереса к занятиям физической культурой. Поэтому родители начинаются беспокоиться о здоровье своих детей и многих отправляют на занятия в фитнес-центр, где опытные фитнес-инструкторы помогают укрепить мышечный корсет, сформировать интерес к физическим упражнениям и здоровому образу жизни, улучшить функциональные возможности в непринужденной обстановке и доброй атмосфере, используя персональный подход, разнообразные тренировочные программы с учётом менструального цикла и весь инвентарь фитнес-зала. Однако, далеко не все студенты имеют материальную и временную возможность регулярных занятий в фитнес клубе. Современные материально-технические базы университетов содержат необходимые условия для всесторонней физической подготовки студентов, однако не в полной мере используют возможности современных фитнес-технологий, все больше используя традиционные виды подготовки, таких как: легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика [3]. Данные факторы отражают актуальность представленной темы, так как развитие и воспитание здоровой молодежи является одной из основных задач общества.

Изложение основного материала статьи. Целью исследования явилось разработка содержания процесса по физическому воспитания студентов, направленного в вузе на основе комплексного использования фитнес технологий. В качестве рабочей гипотезы предполагалось, что разработка и использование программы тренировок, включающей в себя комплексное использование разных видов фитнеса, направленных на повышение эффективности процесса улучшения функциональных возможностей студенток вуза.

Педагогический эксперимент носил констатирующий и формирующий характер. В ходе педагогического констатирующего эксперимента проводилась оценка исходного уровня функционального состояния девушек-студенток, обучающихся в Мининском университете и посещающих в рамках элективных курсов занятий по фитнесу. Формирующий эксперимент продолжался 6 месяцев и состоял в реализации разработанного нами содержания, направленного на улучшение функциональных возможностей у девушек на основе комплексного использования фитнес технологий.

Методической основой проведения тренировочного процесса в экспериментальной группе являлись методические пособия: «Теория и методика фитнес-тренировки» (Калашников Д.Г., 2022 г.), «Фитнес-тренировки при ограничениях по возрасту, здоровью, функциональному состоянию» (Калашников Д.Г., 2022 г.). Объём нагрузки в группе испытуемых составлял 48 занятий (1 занятие составило 55 минут). Занятия в группе испытуемых проводились 3 раза в неделю.

В содержание занятий фитнесом в рамках элективных курсов улучшения функциональных возможностей студенток в нашем эксперименте использовались следующие виды фитнеса:

1) аэробика - гимнастика под ритмичную музыку разной интенсивности, направленная на тренировку сердечнососудистой системы;

2) степ-аэробика - разновидность аэробики, гимнастика под ритмичную музыку разной интенсивности с использованием степ-платформы;

3) классическая силовая тренировка - анаэробная тренировка, комплекс упражнений, направленный на развитие всех мышечных групп с постоянным увеличением весовой нагрузки;

4) круговая тренировка - тренировка, в основе которой лежит метод чередования упражнений на разные мышечные группы. Упражнения выполняются по порядку несколько раз, по кругу (например, 10 упражнений в круге, режим работы 40/20(40 сек - работа, 20 сек - отдых) или 10 упражнений в круге, режим работы 60/20(60 сек - работа, 20 сек -отдых) и т.д.);

5) функциональная тренировка - это разновидность силовой тренировки, упражнения объединяются в единые связки (1-4 связки в одной тренировке) и выполняются под музыку разной интенсивности (оптимально Ьрт 128-132). На тренировке используются упражнения, в которых задействовано максимальное количество мышц-стабилизаторов. В процессе занятия тренируется взрывная сила, ловкость, баланс;

6) табата - это высокоинтенсивная тренировка, которая проходит в строгом режиме 20/10/8 (20 сек - работа, 10 сек -отдых, 8 повторов), главная задача - выполнить наибольшее количество повторений упражнения за 20 сек работы. Улучшает выносливость, силу, координацию;

7) bungee - достаточно новое направление в фитнесе, интенсивная кардио-тренировка с использованием специального оборудования (эластичный трос, шорты-крепления). Занятие строится на изучении отдельных элементов, а затем их объединении в танцевальный формат под музыку разной интенсивности (135-140 Ьрт). Улучшает выносливость, координацию, ловкость, равновесие;

8) стретчинг - тренировка, направленная на развитие и улучшение гибкости, подвижности суставов;

9) миофасциальный релиз (МФР) - метод, созданный на основе метода Рольфинга или глубоко-тканный массаж. Объект воздействия метода не мышцы, а фасции. В результате тренировки происходит освобождение спазмированных мышц и соединительной ткани, снимаются психологические и физические зажимы, функциональные и безболезненные мышцы.

Занятия строились по классической модели: подготовительная(разминка), основная, заключительная часть. Каждая тренировка состояла из разных видов фитнеса и с использованием различного инвентаря.

Оздоровительные мероприятия не содержали упражнений, имеющих противопоказания при заболеваниях органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Особое внимание уделялось функциональным упражнениям, позволяющим уравновесить силу мышц правой и левой стороны туловища для достижения симметричности его развития. Также, в тренировочной программе внимание уделялось упражнениям на баланс и развитие мышц-стабилизаторов, упражнениям с использованием нестабильных поверхностей, многосуставным упражнениям и комбинациям из упражнений.

Используемые упражнения для улучшения функциональных возможностей в своей основе были направлены на тренировку мышечного корсета и функциональных возможностей. Данные упражнения применялись с целью повышения силы, выносливости, скорости и гибкости.

Для успешного развития функциональных возможностей девушек-испытуемых, мы придерживались алгоритма, который предусматривал постепенное и последовательное решение следующих задач:

- адаптация к правильному выполнению упражнений (постановка техники упражнений);

- тренировка мышечного корсета;

- тренировка, направленная на расслабление мышц и развитие гибкости, улучшение подвижности суставов;

- тренировка сердечно-сосудистой системы с последовательно возрастающими физическими нагрузками;

- улучшение физического развития и физической подготовленности занимающихся;

- улучшение функциональных возможностей;

- постепенное повышение общей физической нагрузки.

В результате применения программы тренировок, направленной на улучшение функциональный возможностей студенток, улучшились функциональные показатели состояние нервной системы и нервно-мышечного аппарата, состояние системы внешнего дыхания, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Достоверных различий за период исследования в показателях функциональных способностей нами не обнаружено, что связано с небольшой продолжительностью эксперимента, однако темпы прироста, определяемые по методике В.И. Усачевым, показатели результаты, которые свидетельствуют о положительном влиянии предлагаемых средств на показатели сердечно-сосудистой и дыхательной системы студенток.

Так, результат у девушек в начале эксперимента в пробе Ромберга составил 26,75± 0,52с, в конце эксперимента - 30,22 ± 0,11, различия не достоверны(р>0,05), темпы прироста составили 13%. Результат в конце эксперимента соответствует контрольно-переводным нормативам по О.Э. Аксеновой «30 сек и более-отлично». Результат у девушек в начале эксперимента в пробе Руфье составил 5±1, в конце эксперимента - 3,0 ± 0,12, различия не достоверны (р>0,05), результат улучшился на 40%. Результат в конце эксперимента соответствует контрольно-переводным нормативам «меньше или равно 3-отличная работоспособность». Результат у девушек в начале эксперимента в Гарвардском степ-тесте составил 78,6±0,53, в конце эксперимента - 91 ± 0,11, различия не достоверны(р>0,05), темпы прироста составили 15,7%. Результат в конце эксперимента соответствует контрольно-переводным нормативам «свыше 90-отличная». Результат у девушек в начале эксперимента в пробе Штанге составил 45,1±2,75, в конце эксперимента - 62,1 ± 0,11, различия не достоверны (р>0,05), темпы прироста составили 37,7%. Результат в конце эксперимента соответствует контрольно-переводным нормативам «свыше 50-хорошо».

Выводы. Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что используемые комплексные средства фитнес технологий в рамках элективных курсов по физическому воспитанию в вузе оказали положительное влияние на состояние функциональных возможностей организма студентов, тем самым способствовали повышению адаптационных возможностей организма обучающихся. Используемые современные средства физического воспитания не только положительно влияют на состояние здоровья молодых людей, но и повышают мотивации к занятиям физической культурой.

Проведенное исследование имеет теоретическую и практическую значимость. С точки зрения теоретической значимости данные исследования расширяют представления о различных подходах совершенствования процесса физического воспитания в вузе, направленное на повышение функциональных возможностей с целью сохранения физического и психического здоровья студентов. Практическая значимость определяется тем, что разработка содержания учебно-воспитательного процесса в вузе, может быть использована инструкторами в фитнес-клубах/центрах, а также может использоваться при подготовке специалистов в сфере фитнеса или педагогики, в физкультурно-образовательных учреждениях.

Литература:

1. Андреева, М.Б. Теория и методика фитнес-тренировки: Учебник для студентов Ассоциации Профессионалов Фитнеса / М.Б. Андреева, Л.А. Белицкая, В.А. Меркурьев, O.A. Терн, Д.Г. Калашников. - М.: Практическая медицина. -

2020.-203 с.

2. Данилова, Е.Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды / Е.Е. Данилова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 1 (22). -URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-6 (дата обращения: 10.02.2023)

3. Стафеева, A.B. Совершенствование процесса физического воспитания специалиста в рамках профессионального образования в вузе / A.B. Стафеева, С.С. Иванова, Н.В. Денисов // Проблемы современного педагогического образования. -

2021.-№70 (3).-С. 178-181

4. Хоули, Т. Оздоровительный фитнес: руководство инструктора оздоровительного фитнеса / Т. Хоули, Б. Френке. - М.: Олимпийская литература. - 2010. - 375 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Степанова Инга Юрьевна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

доктор педагогических наук, профессор Ильина Нина Федоровна

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск)

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ПОПЫТКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация. Авторами предпринимается попытка определения универсальных педагогических компетенций. Необходимость определения данных компетенций обосновывается потребностями непрерывного педагогического образования. Акцент делается на профессиональное развитие педагога, выращивание его как профессионала в соответствии с требованиями времени. В основу определения универсальных педагогических компетенций предлагается положить задачный подход как отражающего сущность моделирования педагогической деятельности. Опора в рассуждениях делается на осмысление педагогической деятельности и педагогического процесса через категории «взаимодействие», «задача». Универсальные педагогические компетенции связываются со способностями ставить педагогические задачи, создавать необходимую среду для их решения, организовывать процесс решения и оценивать его результативность во взаимосвязи с взаимодействием, проявляющем характер отношений. Выделяются аспекты педагогической деятельности: социально-профессиональный, ситуационно-средовый, организационно-педагогический, оценочно-рефлексивный. Для каждого аспекта предлагается по одной универсальной компетенции. А также выделяются индикаторы их оценивания. Обращается внимание на роль педагогического коллектива школы как коллективного субъекта и каждого педагога как индивидуального субъекта в проектировании и реализации педагогического процесса на основе задачного структурирования.

Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, универсальные педагогические компетенции, педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, педагогическая задача.

Annotation. The authors are trying to determine universal pedagogical competencies. The need to determine these competencies is justified by the needs of continuing pedagogical education. The emphasis is on the professional development of the teacher,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.