ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОК НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ
УДК/UDC 796. 011.1
Поступила в редакцию 14.05.2021 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Е.А. Койпышева1
Доктор медицинских наук, профессор В.Ю. Лебединский1, 2 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Алдошин3 Кандидат педагогических наук, доцент С.М. Струганов4
1 Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск
2 Иркутский государственный университет, Иркутск
3 Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова, Орел
4 Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск
CHANGES IN PHYSICAL FITNESS RATES OF FEMALE STUDENTS OF NON-CORE UNIVERSITIES INDUСED BY VARIOUS PHYSICAL EDUCATION TECHNOLOGIES
E.A. Koipysheva1
Dr. Med., Professor V.Y. Lebedinsky1, 2 PhD, Associate Professor A.V. Aldoshin3 PhD, Associate Professor S.M. Struganov4
1 Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk
2 Irkutsk State University, Irkutsk
3 Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, Orel
4 East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk
(U □
. ±i □
и
га у
г. CL
ч—
. О (U
Аннотация
Цель исследования - выявить изменение параметров физической подготовленности студенток при использовании комплекса оздоровительной фитнес-аэробики в рамках традиционных программ по физическому воспитанию.
Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте (в рамках учебного процесса по физической культуре и спорту) с использованием мониторинговых технологий участвовало 206 студенток. Из них 103 девушки (экспериментальная группа - ЭГ) занимались на базе ИРНИТУ по рабочей программе элективных курсов дисциплины «Аэробика», а 103 девушки (контрольная группа - КГ) проходили обучение на базе ФОЦ ИГУ по элективному курсу «ОФП».
Результаты исследования и выводы. Итоги проведенного исследования позволили определить, что в процессе физического воспитания у студенток, занимающихся с использованием средств оздоровительной фитнес-аэробики, отмечается более высокий уровень характеристик их физической подготовленности по сравнению с девушками, выполняющими программу по общей физической подготовке, а эффект использования данной технологии реализуется в более полном использовании потенциала студенток и отвечает интересам и запросам этого контингента обучающихся.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая подготовленность, мониторинг, фитнес-аэробика, студентки.
Abstract
Objective of the study was to detect changes in the female students' physical fitness induced by the fitness aerobics practices introduced under the traditional physical education programs.
Methods and structure of the study. The educational experiment with the use of
the computerized monitoring technologies (as part of the educational process under the physical education and sports disciplines) involved 206 female students. The Experimental Group girls (n=103) were trained at Irkutsk National Research Technical University under the elective academic aerobics discipline, while the Control Group ones (n=103) were trained at the Health and Fitness Center of Irkutsk State University under the elective body conditioning course. Results and conclusions. The findings showed that the physical education lessons with the use of the fitness aerobics tools significantly improved the female students' physical fitness levels, as opposed to the girls trained under the traditional academic physical education program. The beneficial influence of this technology is due to the fuller realization of female students' physical potential, as well as due to its consistency with the interests and demands of this contingent of students.
Keywords: physical education, physical fitness, monitoring, fitness aerobics, female students.
CL
■
с га
О (U .с H
Введение. Современные вузы модернизируются новейшими инновационными технологиями, новыми техническими средствами, и физическая культура в этом процессе не исключение [7, 9]. В традиционной организации физического
воспитания практически нет возможности самим студентам выбрать вид физической активности, а преподавателям физической культуры реализовать индивидуальный подход абсолютно к каждому обучающемуся [4]. Кроме того некоторые
стандартные виды физической активности уже не актуальны у молодежи или же ограничены рамками здоровья студента [2, 5, 8].
Поэтому в процессе обучения при интенсификации умственного труда обучающихся необходимо осмысление необходимости нового качества организационно-структурного построения системы воспитания [1], создание инновационных педагогических подходов, адекватных времени и отвечающих современной концепции образования, целью которой становится сам человек, его здоровье, интересы и потребности [3].
Цель исследования - выявить изменение параметров физической подготовленности студенток при использовании комплекса оздоровительной фитнес-аэробики в рамках традиционных программ по фзическому воспитанию.
Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте (в рамках учебного процесса по физической культуре и спорту) с использованием мониторинговых технологий участвовало 206 студенток. Из них 103 девушки (экспериментальная группа - ЭГ) занимались на базе ИР-НИТУ по рабочей программе элективных курсов дисциплины «Аэробика», а 103 девушки (контрольная группа - КГ) проходили обучение на базе ФОЦ ИГУ по элективному курсу «ОФП».
Исследование проводилось с использованием методических рекомендаций [6] по тестам, разработанным во ВНИ-ИФКе: «челночный бег 10x5 м» - для оценки «скоростной выносливости и ловкости, связанных с изменением направления движения и чередованием ускорения и торможения»; «вис на согнутых руках» - для оценки «силы и статической выносливости мышц рук и плечевого пояса»; «наклон вперед сидя» - для измерения «активной гибкости позвоночника и сгибания в тазобедренных суставах»; «подъем туловища за 30 с» - для оценки «динамической выносливости мышц сгибателей туловища»; «бег 1000 м» - для определения «общей выносливости»; «бег 20 м с хода» - для оценки «быстроты»; «прыжок в длину с места» - для оценки «динамической силы мышц нижних конечностей». Кроме этих нормативов, в техническом университете дополнительно использовались тесты [3]: «пресс» - для оценки «силы и дина-
Рис. 1. Сравнение в тесте «бег 20 м с хода»
мической выносливости мышц передней брюшной стенки»; «отжимание» - оценка «динамической силы мышц рук и плечевого пояса».
Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительный анализ изменения физической подготовленности девушек показал, что за исключением беговых качеств («быстрота» - рис. 1 и «общая выносливость» - рис. 2) на протяжении всего периода наблюдения значимо преобладают их характеристики в ЭГ по сравнению с контрольной группой.
При этом на начало обучения девушек в вузе значимых различий между параметрами большинства физических качеств у них нет, а в тестах «подъем туловища за 30 с» (рис. 3) и «вис на согнутых руках» (рис. 4) они значимо (р<0,05) больше в ЭГ.
За первые два года обучения, когда в физическом воспитании студенток целенаправленно используются физические упражнения, но при разных особенностях технологии учебного процесса, выявлено, что в ЭГ у девушек идет более активный прирост (р<0,001) их характеристик.
За 3-й год обучения у обучающихся в обеих группах наблюдается общая тенденция к ухудшению их физической подготовленности, но в ЭГ ее параметры продолжают преобладать и остаются у них значимо (р<0,01, р<0,001) выше, чем в КГ. Это происходит на фоне разнонаправленного изменения у девушек характеристик физических качеств. Только в двух качествах - «скоростная
•ЭГ —■- кг
Рис. 3. Сравнение в тесте «вис на согнутых руках»
Рис. 4. Сравнение в тесте «подъем туловища за 30 с»
Рис. 2. Сравнение в тесте «бег 1000 м»
1 курс сентябрь. 2 курс май, 3 курс май, 21116 21113 2013
Рис. 5. Сравнение в тесте «челночный бег»
№7 • 2021 Июль | July
http://www.teoriya.ru
0J
V-□
. ±± □
и
га у
л CL
ч. О Ш
CL
' ID С
га &
О 0J л Н
Рис. 6. Сравнение в тесте «прыжок в длину с места» см
1 курс сентябрь. 2 курс май, 2016 2018
Рис. 7. Сравнение в тесте «пресс»
Рис. 8. Сравнение в тесте «наклон вперед сидя»
выносливость и ловкость» (рис. 5) и «динамическая сила мышц нижних конечностей» (рис. 6) - результаты в группах сравниваются, а различия между ними не определяются.
При этом изучение изменений у студенток «активной гибкости позвоночника и в тазобедренных суставах» (рис. 7) и «силы и динамической выносливости мышц передней брюшной стенки» выявляет (рис. 8), что на момент поступления в вуз различий между группами нет. Однако определяется, что за все курсы обучения в ЭГ их параметры у девушек значимо (р<0,001) лучше, чем в КГ.
Рассматривая у студенток изменения «динамической силы мышц рук и плечевого пояса», наблюдается, что также на момент поступления в вуз не отмечены межгрупповые различия результатов и за все время обучения в ЭГ ее значения у девушек значимо (р<0,001) лучше, чем в КГ.
Выводы. Итоги проведенного исследования позволили определить, что в процессе физического воспитания у студенток, занимающихся с использованием средств оздоровительной фитнес-аэробики, отмечается более высокий уровень характеристик их физической подготовленности по сравнению с девушками, выполняющими программу по общей физической подготовке, а эффект от применения данной технологии реализуется в более полном использовании потенциала студенток и отвечает интересам и запросам этого контингента обучающихся.
Литература
1. Адольф В.А. Особенности проектирования предметно-методического учебного модуля для студентов направления подготовки педагогическое образование / В.А. Адольф, С.С. Ситничук, А.И. Черепанова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2020. - № 4 (54). - С. 29-38.
2. Волошина А.А. Популяризация здорового образа жизни среди студентов / А.А. Волошина, Е.М. Солодовник // Вопросы педагогики. - 2021. -№ 1-1. - С. 258-263.
3. Епифанова М.Г. Мониторинг физического развития и физической подготовленности студенток НИ ИрГТУ: монография / М.Г. Епифанова, Е.Н. Грицай, Е.А. Койпышева и др. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. - 228 с.
4. Кондратюк А.И. Фитнес как одно из основных направлений в оздоровлении студентов высших учебных заведений / А.И. Кондратюк, М.Д. Кудрявцев, Т.Н. Клепцова и др. // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского. - 2019. - № 62-4. - С. 99-101.
5. Копылов Ю.А. Концепция структуры и содержания оздоровительных занятий для студентов высших учебных заведений / Ю.А Копылов, Л.Н. Яцковская, М.Д. Кудрявцев и др. // Физическое воспитание студентов. - 2015. - № 5 - С. 23-30.
6. Лебединский В.Ю. Взаимосвязь изменений физического развития и физической подготовленности дошкольников, школьников и студенток / В.Ю. Лебединский, Е.А. Койпышева // Теория и практика физ. культуры. -2020. - № 1. - C. 36-38.
7. Лубышева Л.И. Физическая культура и здоровье молодежи в фокусе научно-практической конференции / Л.И. Лубышева, А.С. Радченко, И.В. Соколова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 3. - С. 42.
8. Сова Е.В. Новые виды физкультурно-оздоровительной деятельности / Е.В. Сова, А.Ю. Мусохранов, М.В. Борисова // Академия педагогических идей. Новация. - 2019. - № 5. - С. 35-41.
References
1. Adolf V.A., Sitnichuk S.S., Cherepanova A.I. Osobennosti proek-tirovaniya predmetno-metodicheskogo uchebnogo modulya dlya studentov napravleniya podgotovki pedagogicheskoe obrazovanie [Features of design of subject-methodological training module for students majoring in pedagogy]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafeva. 2020. No. 4 (54). pp. 29-38.
2. Voloshina A.A., Solodovnik E.M. Populyarizatsiya zdorovogo obraza zhizni sredi studentov [Popularization of healthy lifestyle among students]. Voprosy pedagogiki. 2021. No. 1-1. pp. 258-263.
3. Epifanova M.G., Gritsay E.N., Koypyisheva E.A. et al. Monitoring fizicheskogo razvitiya i fizicheskoy podgotovlennosti studentok NI IrG-TU [Monitoring of physical development and physical fitness of female students of NI ISTU]. Irkutsk: ISTU publ., 2014. 228 p.
4. Kondratyuk A.I., Kudryavtsev M.D., Kleptsova T.N. et al. Fitnes kak odno iz osnovnykh napravleniy v ozdorovlenii studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Fitness as one of key directions in health improvement of university students]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. Yalta: Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of Vernadsky Crimean Federal University. 2019. No. 624. pp. 99-101.
5. Kopylov Y.A., Yatskovskaya L.N., Kudryavtsev M.D. et al. Kontseptsi-ya struktury i soderzhaniya ozdorovitelnykh zanyatiy dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Concept of structure and content of recreational practices for students of higher educational institutions]. Fizicheskoe vospitanie studentov. 2015. No. 5. pp. 23-30.
6. Koipysheva E.A., Lebedinskiy V.Y. Vzaimosvyaz izmeneniy fizicheskogo razvitiya i fizicheskoy podgotovlennosti doshkol-nikov, shkolnikov i studentok [Correlation of Changes in Physical Development and Physical Fitness of Preschoolers, Schoolchildren and University Students] Teoriya i praktika fiz. kultury.2020. no.1. pp. 36-38.
7. Radchenko A.S., Lubysheva L.I., Sokolova I.V. Fizicheskaya kultura i zdorove molodezhi v fokuse nauchno-prakticheskoy konferentsii [Youth physical culture and health in focus of research and practical conference]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirov-ka. 2018. No. 3. P. 42.
8. Sova E.V., Musokhranov A.Y., Borisova M.V. Novye vidy fizkulturno-ozdorovitelnoy deyatelnosti. [New types of health and fitness activities.] Akademiya pedagogicheskih idey. Novatsiya. 2019. No. 5. pp. 35-41.
9. Adolf V.A. Professional selfidentification of student in the context of transformation of professions of the future/ V.A.Adolf, I.Yu. Stepa-nova, A.A. Styugin, A.A.Styugina, L.M. Turanova// Journal of Critical Reviews. - 2020. Vol. 7. - No. 9. - P. 1792-1802.