знана подпороговой, а 0,5 мг/кг — пороговой в хроническом эксперименте (см. таблицу).
Учитывая токсичность 2,4-ДП, его слабо выраженную способность к кумуляции, незначительную стойкость во внешней среде, наличие гонадо-токсического действия, коэффициент запаса выбрали равным 50. На 1 кг массы человека может быть допущено 0,002 мг.
Допустимая суточная доза данного вещества для человека равна 0,12.
2,4-ДП используется на посевах зерновых культур. Суточная потребность человека в хлебопродуктах в пересчете на зерно составляет 400 г зерна в сутки. Исходя из принципов комплексного гигиенического нормирования, допустимо поступление 0,08 мг 2,4-ДП с пищевыми продуктами, т. е. в 1 кг зерна может содержаться 0,2 мг 2,4-ДП.
Остаточные количества 2,4-ДП определяли в зеленых частях и зерне ячменя (сорт «Надя»), Почва участка дерново-подзолистая, среднесугли-нистая. Посевы ячменя обрабатывали в фазе кущения водным раствором натриевой соли 2,4-ДП с помощью тракторного опрыскивателя в дозе 2,0 кг на 1 га. Учетная площадь обрабатываемых делянок составляла 0,4 га при двукратной повторяемости. Все полевые опыты по обработке почвы, посеву и уходу за посевами выполняли в соответствии с агротехническими правилами.
Пробы зеленых частей растений отбирали через каждые 15 сут после обработки, зерна — в момент сбора урожая. Отобранные образцы доводили до воздушно-сухого состояния и анализировали на
содержание остаточных количеств 2,4-ДП газо- tt хроматографическим методом. Чувствительность определения — 0,005 мг/кг. Открываемость составляла 85%. Установлено, что в зеленой массе ячменя к 15 сут содержится 3,3 мг/кг, через 30 сут — 0,88 мг/кг 2,4-ДП; к 45 сут остаточные количества гербицида в зерне и соломе обнаружены не были.
Органолептические исследования показали, что внесение в муку препарата в дозе 0,1 мг/кг и выше приводит к нарушению вкусовых качеств блюд из этой муки. Доза 0,05 мг/кг не вызывала изменений органолептических свойств продукта.
Результаты проведенных исследований позволяют рекомендовать максимально допустимый уровень остаточных количеств 2,4-ДП в пищевых продуктах на уровне 0,05 мг/кг по лимитирующему органолептическому признаку. Норматив утвержден Минздравом СССР.
Поступила 04.03.85
Summary. 2,4-dichlorophenoxy-a-propionic acid (2,4-DP) was established experimentally to be a .compound of • medium toxicity. LDM for white rats is 518 (577-M59) mg/kg. The herbicide produces resorptive and irritating effects on the skin. At skin application LDM is 1880 mg/kg. The chemical has slightly pronounced cumulative characteristics. Its threshold dose in chronic exposure was found to be 0.5 mg/kg, subthreshold dose, 0.1 mg/kg; 24-hour MAC of 2,4-DP for man, 0,12 mg/kg. The recommended MAC for residual amounts of 2,4-DP in foodstaffs is 0.05 mg/kg (according to the limiting organoleptic characteristic). The standard was approved by the USSR Ministry of Health.
УДК в 14.718+в 14.7713:1628.477.6:677
М. С. Айзен, В. В. Влодаеец, И. В. Царев, А. А. Пушкина,
О. В. Курпалидис
КОМПЛЕКСНАЯ САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЫТОВЫХ ОТХОДОВ (ВТОРИЧНОГО ТЕКСТИЛЬНОГО МАТЕРИАЛА)
Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана; Всесоюзный проектно-конструк-торский и технологический институт вторичных ресурсов
Целью настоящей работы явилось изучение микробной загрязненности вторичных текстильных материалов (ВТМ) на этапах сбора, хранения и первичной обработки бытовых отходов.
Исследования проведены на заводе по переработке бытовых отходов (объект № 1) и 7 других предприятиях, связанных с заготовкой и переработкой вторичного текстильного сырья и расположенных в различных регионах страны: центральном (объекты № 3 и 4), западном (№ 5), восточном (№ 6 и 7), южном (№ 8) и среднеазиатском (№ 9). Объект № 2 (швейная фабрика) был контрольным; здесь изучению подвергались первичные текстильные отходы (ПТО) — обрезки шерстяных, хлопчатобумажных и синтетических тканей.
В исследуемых материалах определяли общее микробное число (ОМЧ), количество бактерий группы кишечной палочки (БГКП), фекальных кишечных палочек (ФКП), золотистых стафилококков (ЗС) и патогенных энтеробактерий.
По данным 20—30 наблюдений в каждом сезоне и на каждом предприятии вычисляли средние показатели бактериальной загрязненности (в логарифмах индексов на 1 г материала). Полученные результаты представлены в виде соотношения бактериальной загрязненности по различным показателям, где за основу принималось количество БГКП.
Более детально изучена микрофлора ВТМ на объекте № 1. Исследования проводили еженедель-
Рис. 1. Сезонные отношения БГКП (/), ФКП (//), ЗС (III). ОМЧ (/ЮВТМ.
По оси абсцисс — во ВТМ и ПТО </ — контроль: 2. 3. 4 — » ве* сенний. летний, осенний сезоны); по оси ординат — относительная микробная загрязненность (за единицу принят индекс БГКП на объекте № 1 в весенний период).
но в весенний, летний и осенний периоды. Результаты исследований даны в сопоставлении с показателями бактериальной загрязненности ПТО (рис. 1). Как видно из рис. 1, на протяжении всего периода наблюдений количество БГКП находилось практически на одном уровне. Соотношение индексов БГКП по сезонам года (весна, лето, осень) составляло соответственно 1, 0,91 и 1,06. Сходные данные получены при изучении ФКП: их индексы по соотношению с БГКГ1 были равны 0,97, 0,71, и 0,98. Отмечено сравнительно высокое содержание ЗС: индексы этого микроорганизма в весенний и осенний периоды составили 0,83 и 0,97 соответственно. Хотя сезонные колебания ОМЧ были также незначительными, уровень общей микробной загрязненности в сравнении с БГКП был выше на 20—30%, причем максимум загрязнения приходился на летний период, когда количество БГКП и ФКП даже несколько снижено.
Таким образом, установленные количественные отношения основных показателей бактериальной загрязненности ВТМ (БГКП, ФКП, ЗС) находятся в определенной взаимосвязи.
Исследование ПТО на объекте № 2 показало незначительное загрязнение их грамотрицатель-ной микрофлорой, в том числе кишечной. Так, отношение индекса БГКП в исследованных образцах ПТО составило всего 0,01 по сравнению с индексом БГКП в образцах ВТМ. Общая микробная загрязненность была в 2,3 раза ниже, чем загрязненность ВТМ. В 2 раза меньше оказалось содержание ЗС. Однако, несмотря на это, выявленное количество ЗС в ПТО следует считать значительным, учитывая близость индексов ЗС и ОМЧ (соответственно 0,43 и 0,55).
Исследования, проведенные на 7 других предприятиях, показали, что степень бактериального загрязнения ВТМ существенно зависит от места их сбора (рис. 2). Как видно из рис. 2, изменения ОМЧ, количества БГКП и ФКП носят однонаправленный характер. Из них менее динамичным
Рнс. 2. Количественные соотношения БГКП (/), ФКП (II). ОМЧ (III) во ВТМ и ПТО различных предприятий.
По оси абсцисс — номера объектоп; по оси ординат — относительная микробная загрязненность (за единицу принят индекс БГКП ка объекте Л» I).
оказалось ОМЧ. При снижении индексов БГКП в пробах ВТМ на объектах № 6, 7, 5 до 0,69, 0,58 и 0,23 ОМЧ сохранялось на стабильно высоком уровне (0,97, 1 и 0,92). Высокая загрязненность ВТМ отмечена на объектах № 8, 9, 3 и 4, где индексы БГКП и ФКП приближались к таковым на объекте № 1 (0,92, 1,12, 0,92 1,12 и 0,97, 0,86, 0,92, 0,6 соответственно). Промежуточное положение по уровню загрязненности занимают объекты № 6 и 7, в сырье которых индекс БГКП снижен почти в 2 раза (0,69 и 0,58). Низкий уровень загрязнения оказался на объекте № 5, где количество БГКП в сырье приближалось к содержанию их в контрольных образцах объекта № 2 (0,23).
Изучение динамики микробной обсемененности ВТМ по ходу его первичной обработки проведено на предприятиях № 3, 4 и 5. Последовательно исследовали сырье, поступающее на сортировку, после мойки и расщепления (рис. 3). Отмечено
Рнс. 3. Соотношения БГКП (/), ФКП (II), ОМЧ (III), сальмонелл (/V) в текстильном сырье на разных стадиях
технологической обработки. По осн абсцисс — цеха технологической обработки (/ — сортировочный. 2 — моечный. 3 — щипальный): по оси ординат — относительная микробная загрязненность (за единицу принят индекс БГК11 » сортировочном цехе).
возрастание микробного загрязнения в ходе технологического процесса: после мойки соотношение индексов БГКП и ФКП было 1,54 и 0,9, а в щипальном цехе — 2,02 и 1,44. При этом были выделены сальмонеллы (Б. ЫапНз, Б. Острое) как после мойки (0,02), так и после разволокнения (0,09).
В натурных условиях изучено влияние обеспыливания и дезинфекции на микробную загрязненность сырья. Оказалось, что обеспыливание не дает положительного эффекта.
Дезинфекционная обработка сырья в паровых камерах при соблюдении регламентированного режима работы приводила к уничтожению изучаемых бактерий.
В результате исследования ВТМ, поступающих на пункты сбора и предприятия первичной обработки разных городов, установлены значительные различия степени их бактериального загрязнения. В ряде районов страны (центральном, южном, среднеазиатском) ВТМ поступают на предприятия
сильно загрязненными. Низкий уровень бактериального загрязнения отмечен в восточных и осо-' бенно в западных районах.
Исследование динамики микробного загрязнения сырья в ходе технологического процесса обработки показало последовательное возрастание микробной массы по всем показателям. Поэтому следует учитывать не только исходную степень бактериальной обсемененностн, но и влияние технологии на содержание микрофлоры в сырье.
Таким образом, полученные данные комплексной санитарно-мпкробиологической характеристики могут быть использованы для гигиенической оценки условий труда в производстве ВТМ.
Поступила 17.04.85
Summary. Microbial contamination of various types of textile waste is evaluated. Changes in bacterial contamination due to the technological treatment of secondary textile waste (sorting, washing, fiber-extraction) are shown; the priority indicator of contamination is E. coli content.
УДК 613.489:1646.46:685.659.32
С. А. Полиевский, Т. Т. Фомина, М. А. Зырина, А. Галаль Эль-Дин, В. Н. Сломницкий, М. Б. Фридзон, А. П. Шиян, Ю. В. Суслов, В. Ю. Мишаков, В. П. Маркин
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛЫЖНОЙ ОБУВИ
Центральный институт физической культуры, Москва
В настоящее время в мире выпускаются четыре разновидности лыжной обуви: ботинки для катания на лыжах, полуботинки для скоростного бега на лыжах, ботинки горнолыжные и лыжно-прыж-ковые. Кроме общих требовании (прочность, устойчивость к действию воды, снега, льда, защита от низкой температуры, предохранение спортсменов от травм и обеспечение условий для достижения высоких спортивных результатов), к лыжной обуви предъявляются и специфические требования, зависящие от вида лыжного спорта. Например, обувь для скоростного бега на лыжах должна быть легкой, обладать достаточной гибкостью в пучковой части, высокой надежностью и долговечностью и хорошими физико-гигиеническими свойствами, обеспечивающими стопе необходимую комфортность во время соревнований и длительных тренировок.
В данной работе гигиенической оценке подвергались лыжные полуботинки спортивно-массового пользования, выпускаемые Московским экспериментальным комбинатом спортивных изделий «Спорт» (артикул М 144609В, ежегодно выпуск 25 000 пар), Свердловской фабрикой «Спорт-обувь» (артикул М 149612 цл, ежегодный выпуск 129 000 пар), Московской экспериментальной фабрикой «Спортобувь» ДСО профсоюзов (артикул М 149612чл, ежегодный выпуск 17 000 пар), Клинской экспериментальной фабрикой спортив-
ной обуви (артикул М144609В, ежегодный выпуск 40 000 пар).
Все рассматриваемые модели обуви (в порядке следования № 1—4 ) имеют одинаковое крепление к подошве — клее-доппельно-гвоздевое и отличаются друг от друга в основном особенностями конструкции верха и материалом для него.
В модели № 1 в качестве материала для верха использована натуральная кожа «спецфутбол»; заготовка верха обуви имеет кожаную подкладку пяточной части (карман для жесткого задника), в передней части подкладка отсутствует; подошва из натуральной кожи, в носочно-пучковой части двухслойная, с резиновой подметкой.
В модели № 2 в качестве материала для верха использована натуральная кожа хромового метода дубления; заготовка верха имеет сквозную кожаную подкладку, а передняя (носочная) часть укреплена текстильным подноском; подошва из натуральной кожи в носочно-пучковой части двухслойная с резиновой подметкой.
В модели № 3 верх из натуральной кожи хромового метода дубления; заготовка верха имеет сквозную подкладку — в передней части из тонкой кожи, в задней из более плотной и толстой; подошва однослойная из натуральной кожи.
В модели № 4 верх из натуральной кожи «спецфутбол»; заготовка верха имеет кожаную