ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ В СВЕТЕ ИМЕЮЩЕГОСЯ ОПЫТА ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова,
В. А. Зорин, С. С. Биушкина
За последние годы в России сформировалась государственная политика в области социальной защиты инвалидов, направленная на максимально возможную социализацию инвалидов. Наиболее эффективным направлением социальной защиты инвалидов является реабилитация, цель которой - восстановление и компенсация нарушенных или утраченных способностей инвалидов к выполнению общественной, профессиональной и бытовой деятельности в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями.
Реабилитация базируется на основе оценки ограничений жизнедеятельности и реабилитационного потенциала, под которым подразумевается комплекс биологических, психологических и социально-средовых условий, которые позволяют в той или иной степени компенсировать или устранить ограничение жизнедеятельности. Социальная интеграция представляет собой двусторонний процесс, предполагающий взаимное сближение, встречное движение двух социальных субъектов - инвалидов, стремящихся к включению в общество нормально развивающихся людей, и самих этих людей, которые должны создать благоприятные организационно-функциональные, морально-психологические и другие условия для такого включения. В этом смысле реабилитация инвалидов выступает как фактор их интеграции в общество, причем как в индивидуально-личностном измерении, так и в социально-групповом.
Реабилитация, как указано в Стандартных правилах ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов, является наиболее эффективным направлением социальной политики государств, основополагающей концепцией политики в отношении инвалидов.
В Рекомендациях Комитета по реабилитации Совета Европы указывается, что для проведения в жизнь этой политики, без которой интеграция инвалидов в общество недосягаема, необходимо:
- гарантировать право инвалидов на независимую жизнь и полную интеграцию в
Челябинск
общество и признать, что общество обязано содействовать осуществлению этого права;
- разрабатывать специальные реабилитационные программы и обеспечить доступ к этим программам всех нуждающихся в них инвалидов;
- использовать реабилитационные технологии прежде всего в учреждениях общего типа и только при необходимости в специализированных учреждениях и службах;
- создать адекватную потребностям инвалидов среду жизнедеятельности, устранив все препятствия для активной жизни инвалидов;
- предоставить инвалидам возможность получить общее и профессиональное образование, а также принять необходимые меры для обеспечения их производственной адаптации и занятости;
- обеспечить необходимые условия для занятий физической культурой, спортом и участия в культурной жизни общества;
- развивать научные исследования в области реабилитации и в смежных областях;
- добиваться тесного сотрудничества между медицинскими учреждениями, учреждениями общего и профессионального образования, центрами занятости, органами социальной защиты, органами государственного управления различного уровня, общественными организациями инвалидов и другими заинтересованными организациями и устанавливать связи и порядок взаимодействия между ними.
В современном понимании реабилитация - это комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социализации инвалидов, формирования (восстановления) их социального статуса.
Весь комплекс реабилитационных мер в зависимости от применяемых технологий подразделяется на следующие компоненты:
• медицинская реабилитация:
• профессиональная реабилитация;
• психолого-педагогическая реабилитация;
• социокультурная реабилитация.
Их единство в процессуальном взаимодействии представляет собой необходимый состав реабилитационного комплекса.
Медицинская реабилитация инвалидов
- комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности. Медицинские меры реабилитации разнообразны и включают восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактику осложнений и прогрессирования заболевания.
Профессиональная реабилитация -комплекс мер, направленных на становление профессиональной трудоспособности инвалидов, а также на достижение инвалидом материальной независимости и самообеспечения. Профессиональная реабилитация включает экспертизу потенциальных профессиональных способностей, профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и переобучение инвалидов и их трудоустройство. Сущность профессиональной реабилитации не ограничивается мероприятиями по обучению (переквалификации). Она имеет прямое отношение к будущему трудоустройству и, следовательно, оказывает непосредственное влияние на качество и уровень жизни инвалида.
Психолого-педагогическая реабилитация - комплекс мер, направленных на устранение психологических барьеров на пути социализации инвалидов, коррекцию психологических деприваций, закрепление мотивации на общественно-полезную деятельность, на повышение социального статуса, гражданской позиции и ответственности личности.
В России сегодня профессиональная реабилитация инвалидов обычно заканчивается на уровне начального или среднего профессионального образования.
Подтверждение этого негативного факта дает анализ областного банка данных «Молодые инвалиды и высшее образование», созданного в ЧелГУ с целью всестороннего и постоянного мониторинга образовательных потребностей в корреляции с состоянием инвалидности. В него вошла информация о всех инвалидах от 15 до 25 лет, проживающих в городах и районах Челябинской области: общие сведения, медицинские сведения, уровень образования (достигнутый, получаемый и планируемый), специальность (полученная, получаемая и планируемая).
Анализ достигнутого уровня образования (по состоянию на 01.01.2001г.) показал, что только 0,78% молодых инвалидов имели высшее образование и 0,46% - неза-
конченное высшее. Неполное среднее образование имели 31,2% инвалидов, полное среднее - 28,06%, окончили специальную школу -11,8%, техникум - 4,41%. Совсем не имели образования 23,29% инвалидов. По состоянию на указанный момент времени основная часть инвалидов нигде не училась - 68,21%, 17,4% учились в средней школе, 5,21% - в ПТУ, 4,46% - в техникумах и 4,72% - в вузах. Из общего числа 4,51% и 4,24% инвалидов собирались соответственно учиться дальше в училищах и техникумах, а 16,36% хотели бы получить высшее образование.
Сопоставляя полученные данные с тем фактом, что в России сегодня около 20% занятого населения имеют высшее образование, можно сделать вывод, что потребности молодых инвалидов в высшем образовании (16,36%) совпадают с тенденциями общества. Однако число инвалидов, имеющих высшее образование (1,24% с высшим и незаконченным высшим), отчетливо отражает социальный заказ, связанный с потребностями молодых инвалидов в высшем образовании.
Реабилитационные возможности высшей школы в отношении лиц с ограниченными физическими возможностями несомненны. Более того, в последнее время роль высшего образования для инвалидов по ряду объективных причин существенно возрастает.
В постиндустриальном обществе происходит вытеснение низкоквалифицированного труда высококвалифицированным, связанным с современными знаниями, высокими технологиями и наукоемкими отраслями деятельности. В связи с этим рынок труда, итак достаточно узкий для инвалидов, в подавляющем большинстве своем не имеющих высшего образования, сокращается до минимума.
Экономическое расслоение общества привело инвалидов в категорию наиболее уязвимых по уровню их материального состояния. В современном мире образование, профессионализм и материальное вознаграждение тесно связаны. Получая за квалифицированный труд достойное вознаграждение, человек с инвалидностью из получателя пособия превращается в обычного налогоплательщика, который в состоянии обеспечить необходимый уровень жизни себе и семье.
Полноценное высшее образование способствует утверждению человека с ограниченными физическими возможностями в обществе, является мощным средством его социальной защиты, повышения его социального статуса, гражданственности, активного участия в общественной жизни. В условиях современной
социализации, когда в обществе происходят динамичные процессы, высшее образование составляет фундамент для гибкого вхождения в различные социальные роли и дает возможность для их перемены.
Высшее образование наиболее полно отвечает потребностям личности в непрерывном образовании и развитии, формирует мировоззрение и духовное содержание человека.
Для молодых инвалидов именно духовность представляет собой залог внутренней целостности и душевного здоровья, жизнестойкости, жизнеспособности, психологической готовности жить и работать в быстро меняющемся мире.
В Челябинском государственном университете разработана в теории и на практике система высшего образования инвалидов, к основным характеристикам которой относятся:
1. Годичная довузовская подготовка и адаптация
2. Интегрированное обучение студентов-инвалидов
3. Сопровождение интегрированного обучения студентов-инвалидов:
• организационно-педагогическое;
• психолого-педагогическое;
• медицинско-оздоровительное;
• технологическое, развитая техническая база;
• компенсационные средства обучения;
• социальное.
4. Безбарьерная архитектурная среда
5. Помощь в трудоустройстве
6. Внедрение дистанционного обучения
7.Информационно-просветительская деятельность
Организационную основу всей деятельности составляет инновационное структурное подразделение - Региональный центр образования инвалидов в составе Института проблем доступности высшего образования ЧелГУ, который оснащен современной технической базой для учебы инвалидов:
• специальный компьютерный класс (мультимедийные компьютеры, эргономическая мебель, локальная сеть, выход в Интернет);
• тифлотехническая лаборатория (рабочее место с брайлеровским дисплеем и брай-леровским принтером, читающая машина, телевизионное увеличивающее устройство);
• аудиотехника, аудиотека учебных курсов;
• - видеотехника, видеотека учебных курсов и методик психолого-педагогического сопровождения.
В главном учебном корпусе и первом общежитии ЧелГУ с целью создания безбарь-ерной среды произведена реконструкция. Оборудованы пандусы, переходы, специальные лифты, дверные проемы, специальные рабочие места в аудиториях, туалеты для студентов-инвалидов.
Реализованный системный и педагогический подход дал стабильные результаты успешной учебы студентов-инвалидов и их трудоустройства:
• ежегодный рост числа студентов-инвалидов (от 14 в 1993 году до 195 в 2004 году);
• рост числа факультетов, на которых учатся студенты-инвалиды (от 3 до 13);
• изменение соотношения очных и заочных студентов-инвалидов в сторону очного обучения;
• снятие ограничений по группам и причинам инвалидности, видам нарушений (рис. 1,2);
• широкий территориальный охват и открытие территориальных отделений, где студенты-инвалиды получают помощь в учебе, не покидая своего места жительства по заочнодистанционной методике (рис.3).
• рост числа слушателей-инвалидов, уменьшение отсева на довузовском этапе, 70% абитуриентов-инвалидов поступает в вуз через организованную довузовскую подготовку;
• показатели учебы: отсев за все годы составил 4 человека, успеваемость студентов-инвалидов, взятая для примера на экономическом факультете абсолютная - 97% (в целом по факультету 68%), качественная - 58% (в целом 45%);
• процент трудоустройства равен 90,6%, что свидетельствует об эффективности профессионального обучения.
Однако анализ сложившейся ситуации дает основания сделать вывод о недостаточном развитии сферы социальной и культурной деятельности молодых инвалидов, которая не может рассматриваться как некоторое второстепенное «приложение» к таким областям, как медицинское обслуживание и профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями, их материальное обеспечение.
В дальнейшем следует акцентировать внимание на особой, ничем не компенсируемой роли деятельности, связанной с включением в различные формы социокультурной практики. Это то особое пространство развития, которое
содержит весьма широкий спектр выбора форм самоосуществления, несет в себе функцию психологической компенсации и восстановления разорванных социальных и социальнопсихологических сетей взаимодействия инвалидов.
Учитывая структурную специфику инвалидности в современном обществе, прежде всего значительное количество инвалидов с возможностями, ограниченными лишь в каком-то определенном отношении, очевидна значимость сферы культуры, различных видов культурной деятельности как, с одной стороны, возможной, а с другой - необходимой области социализации, самоутверждения и самореализации людей с частично ограниченными возможностями.
Особое место в системе досуговой деятельности инвалидов должно принадлежать спорту - как массово-оздоровительному, так и соревновательному, что связано еще с одной структурной особенностью инвалидности в современном обществе - значительным количеством инвалидов молодых возрастов. Выделяя данную форму времяпрепровождения, акцентируем внимание именно на последнем, соревновательном аспекте её развития, поскольку очевидна особая роль данной формы деятельности в формировании позитивной, «достигательской» мотивации, в выработке установки на преодоление самого себя в сопоставлении с другим, но во многих отношениях подобным тебе человеком. Соревновательность стимулирует личность превзойти саму себя, стремясь превзойти своего соперника, что создает мощный социальнопсихологический фон самоутверждения личности, её приобщения к сетям социального взаимодействия. Спорт как занятие физическими упражнениями, как тренировка мышц, требующая и значительных волевых усилий, позволяет инвалидам любой категории настолько развить определенные функции своего тела, что ошибки и невозможность других функций почти не замечаются. Занятия спортом предполагают здоровый образ жизни и правильное питание, соблюдение режима труда и отдыха, позволяют отдохнуть, развлечься, отвлечься от грустных мыслей, вызванных состоянием инвалидности. Все это позволяет инвалиду поддерживать и улучшать свое физическое состояние и самочувствие. Вместе с тем спорт содействует интеграции инвалида в общественную жизнь, и не только в кругу друзей и в семье, а и в отвечающей его наклонностям профессии. Он позволяет ему включиться в социальные контакты с другими людьми.
Участие в спортивных соревнованиях дает возможность людям с ограниченными физическими возможностями здоровья испытать радость победы над своим соперником , достигнутой на основе воли, настойчивости, длительной подготовки, самоотверженного труда. Он получает возможность пережить необычайно радостное чувство победы над самим собой, над своими слабостями и недостатками, радость самоутверждения, самореализации и самосовершенствования, радость ощутить себя полноценным, а не ущербным человеком, имеющим ограниченные возможности здоровья. Он получает возможность достигнуть то, что на первый взгляд кажется просто фантастичным и невозможным.
Учитывая эти и другие возможности, заключенные в спорте, для социальной реабилитации и интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья, в последние годы практически во всем мире предпринимаются активные усилия по организации и развитию спорта для инвалидов - от организации небольших спортивных соревнований до проведения таких масштабных соревнований, как Параолимпийские игры, Спешлолимпик и др. В ряде стран разработаны комплексные программы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди инвалидов, в том числе детей.
Несмотря на значимость выделенного аспекта обеспечения интеграции инвалидов в общество, сегодняшнее состояние данной сферы деятельности инвалидов характеризуется спорадичностью проводимых мероприятий, не системностью подхода к обеспечению её функционирования и развития.
Недостаточный уровень развития сферы культуры и спорта в контексте жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями, досуговых видов деятельности инвалидов, предопределен рядом факторов и обстоятельств, которые могут быть сведены к двум основным группам:
а) неразвитость соответствующей инфраструктуры досуговой деятельности инвалидов;
б) отсутствие сложившихся социальных ориентаций (как на уровне идеологии, так и обыденных представлений), способствующих конституированию и развитию данной области деятельности инвалидов, а также соответствующих социально-организационных решений.
Создание нового уровня организационного обеспечения культурно-творческой, спортивной деятельности инвалидов предпо-
лагает создание устойчивой структуры (центра), который бы обеспечил систематичность такого рода деятельности, ее социальноадаптивный и креативный характер. Проблема состоит в том, чтобы найти такие виды физкультурно-спортивной и досуговой деятельности, такие формы её организации, которые были бы пригодны для инвалидов, соответствовали бы не только их физическому, но и психологическому состоянию и позволяли бы максимально полно и эффективно реализовать их потенциал в этой деятельности в сочетании с профессиональной учебой.
Такой инновационной структурой является учебно-досуговый комплекс, созданный в ЧелГУ с целью обеспечения социокультурной реабилитации.
Основные функции учебно-досугового комплекса:
• реабилитационная (в первую очередь, социокультурная реабилитация);
• интегративная;
• коммуникативная;
• креативная.
Эти функции реализуются через:
• спортивно-рекреативную деятельность со структурой, отражающей дифференциацию групп инвалидов по основным характеристикам;
• проведение систематических спортивных соревнований по различным видам инвалидного спорта с существенным расширением их спектра;
• участие в общих студенческих спортивных мероприятиях;
• профилактическую медицинско-
оздоровительную деятельность;
• психолого-педагогическую поддержку;
• организацию встреч по интересам, в том числе с преподавателями и специалистами;
• проведение художественно-творческих мероприятий, организацию творческих встреч и выставок;
• культурно-досуговую деятельность;
• учебную деятельность, в том числе самостоятельную учебную работу;
• прослушивание открытых лекций по сети Internet;
• общение в сети Internet, проведение Internet-форумов и конференций, дискуссий в сети on-line.
Комплекс имеет следующую структуру, которая позволяет проводить указанные выше виды деятельности:
^ спортивный зал для командных видов спорта;
> малый спортивный зал для тренажеров;
> малый спортивный зал для настольных игр;
> кабинет медицинского контроля и первичной диагностики;
> комната отдыха, в том числе для интеллектуальных спортивных игр (шахматы, бридж и т.д.);
> зал психологической разгрузки;
> комната для учебных самостоятельных занятий и написания научно-
исследовательских работ, поиска учебной и научной информации, общения в сети Internet;
> пункт профессиональной ориентации и профессиональной экспертизы;
> «виртуальное» кадровое агентство на основе сайта www.wil.ru («Путь к независимой жизни»), где студент-инвалид может ознакомиться с вакансиями, выставленными на сайт областной службой занятости и разместить свое резюме;
^ рабочие места для дистанционного обучения.
Учебно-досуговый комплекс ЧелГУ используется как для работы со слушателями-инвалидами на довузовском этапе, так и со студентами-инвалидами.
© Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф., Зорин В.А.,
Биушкина С. С., 2005
б2