Научная статья на тему 'Анализ итогов международного сотрудничества по доступности высшего образования, для. Инвалидов в рамках проекта Tempus III'

Анализ итогов международного сотрудничества по доступности высшего образования, для. Инвалидов в рамках проекта Tempus III Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ итогов международного сотрудничества по доступности высшего образования, для. Инвалидов в рамках проекта Tempus III»

В.Д. БАТУХТИН, Е.А. МАРТЫНОВА

г. Челябинск

Анализ итогов международного сотрудничества по доступности высшего образования, для. инвалидов в рамках проекта TEMPUS-III

Основной целью проекта международного сотрудничества ТЕМПУС-Ш по доступности высшего образования для инвалидов "Access and Participation of Disabled Students in Universities", проводимого в 2001-2003 гг. под эгидой Европейской комиссии, было создание сети, позволяющей распространять опыт с целью привлечения университетов к работе по обеспечению доступности высшего образования и интеграции молодежи с ограниченными физическими возможностями в систему высшего образования, а также для разработки направлений областной и национальной политики.

Проект состоял из двух этапов:

• Накопление приобретенного партнерами по проекту опыта работы с инвалидами, а также расширение и совершенствование имеющихся ресурсов; ознакомление с той категорией населения, на которую ориентирован проект. Важным элементом явилось развитие сотрудничества между учреждениями, участвующими в проекте.

• Разработка стратегии и политики по вопросам студентов-инвалидов на региональном и национальном уровнях. Создание областных партнерских объединений, состоящих из педагогического университета, классического университета и областной администрации; привлечение новых университетов и новых регионов, а также привлечение к работе на длительный срок местных и государственных властей.

Участниками проекта были Министерство образования РФ, российские вузы и университеты стран Евросоюза. В России это Московский городской педагогический университет, Нижегородский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный технический университет, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург), Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург), Челябинский государственный университет, Администрация Челябинской области. В государствам Европейского Союза: Лилльский научно-технологический университет (Франция), Вестминстерский университет (Великобритания), Национальный центр исследований и образования для детей с отклонениями в развитии (Франция), Лиссабонский технический университет (Португалия), Университет Северного Лондона (Великобритания). На втором этапе к проекту присоединились Томский политехнический университет и Саратовский государственный университет.

Основные направления деятельности, реализованные в ходе проекта:

• Исследование и анализ способов обеспечения доступности высшего образования для инвалидов. На основе специально разработанной анкеты был проведен анализ мероприятий, осуществленных участниками проекта с целью обеспечения условий доступности и интеграции в учебный процесс студентов с ограниченными физическими возможностями, а также мероприятий по содействию в трудоустройстве этих студентов. Был определен уровень обеспечения условий доступности образования для инвалидов в вузах- участниках проекта: организация учебного процесса, обустроенность помещений, оснащенность техническими средствами, развитие специальных форм и методов обучения.

• Изучение категорий населения с ограниченными физическими возможностями. Целью данного вида деятельности явилось детальное изучение как в

количественном, так и в качественном отношении молодых людей с ограниченными физическими возможностями, желающих получить высшее образование. Каждый из участников проекта в сотрудничестве с соответствующими областными властями определил состав молодых людей, которые могли бы быть интегрированы в учебный процесс, особенности их физических отклонений, степень удаленности проживания от крупных городских центров, уровень их образования.

• Анализ факторов, препятствующих интеграции. Целью данного вида деятельности явилось выявление и анализ действительных причин, мешающих интеграции инвалидов в учебный процесс.

• Проведение стажировок. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена подготовил и провел учебную стажировку и для преподавателей, и для сотрудников вузов, занимающихся вопросами лиц с ограниченными физическими возможностями.

• Создание сайта в сети Интернет. Челябинским государственным университетом создан сайт «Путь к независимой жизни» www.wil.ru, адресованный организациям и лицам, занимающимся вопросами интеграции и доступности высшего образования для молодых людей с ограниченными физическими возможностями.

• Создание партнерских групп. Целью этого вида деятельности было вовлечение новых вузов и распространение опыта обучения инвалидов на другие регионы.

В целом состоявшийся проект ТЕМПУС под эгидой Европейской комиссии был сориентирован на развитие российской системы высшего образования, на её сближение с европейскими системами. Внимание европейской комиссии выразилось в трех последовательных российских проектах по расширению доступности высшего образования для инвалидов (первые два были реализованы на базе Челябинского государственного университета). Последний, третий, этап ТЕМПУСа в форме сетевого сотрудничества, в начале которого было пять вузов, стал логическим, весьма необходимым и своевременным этапом объединения, обобщения и распространения опыта, накопленного в российских вузах. Внимание проекта было сконцентрировано на тех серьезных процессах, связанных с глобализацией, которые параллельно происходят в сфере высшего образования в странах Европейского сообщества и в России. Это такие приоритеты, как изменение целей высшего образования (гуманизация, социализация и развитие личности), их иерархии (социальноличностные), облегчение социализации в условиях динамично меняющегося общества, сближение национальных стандартов образования с европейскими, повышение социальной результативности высшего образования, расширение его доступности. Все это, вместе взятое, интегрирует общество, способствует развитию гуманистических отношений и демократическому развитию.

Эти цели находятся в полном согласии с национальной доктриной образования, призванного обеспечить воспитание граждан правового, демократического общества, граждан, уважающих права и свободы личности, способных к социализации в современных условиях, обладающих высокой нравственностью и толерантностью. Особая роль, как утверждается в программе модернизации российского образования, в условиях становления гражданского общества и сложившихся социальноэкономических условиях принадлежит высшему образованию людей с ограниченными физическими возможностями.

В личностном плане высшее образование дает свободу жизненного выбора и целей, духовную и материальную независимость, придает жизненную стойкость и гармонизирует существование, что особенно важно для молодых инвалидов. Высшее образование превращает инвалидов из пассивных потребителей социальных услуг в активных, деятельных и квалифицированных граждан.

В общественном плане от решения проблемы доступности высшего образования для инвалидов зависит степень развития демократических процессов, развития социального партнерства и плюрализма, гуманизации и интеграции общества.

Таким образом, цели и логика развития проектов ТЕМПУС Европейской комиссии в полной мере соответствует национальным интересам.

Поскольку при этом происходит развитие системы высшего образования, а развитие любой системы отражается на её состоянии, то, говоря о расширении доступности высшего образования, следует понимать, что новое свойство, возникающее в результате развития высшей школы, отражается не только на её функциях, но и на состоянии её структуры.

Поэтому, анализируя итоги состоявшегося проекта ТЕМПУС, их можно оценивать в социально-гуманитарном, содержательном и организационном аспектах.

Характеризуя гуманизирующую роль и итоги проекта ТЕМПУС, мы, безусловно, понимаем то, что высшее образование как сфера преемственности духовного потенциала общества при сохранении неравенства возможностей не может выполнять свою важнейшую функцию - культурно-гуманистическую, нравственную, связанную с идеями гуманизма, единства общечеловеческих культурных ценностей, нравственностью народа, заботящегося о своей незащищенной части, совместном существовании всех социальных слоёв.

Поэтому все участники проекта ТЕМПУС подходили к решению проблем именно на таком уровне, осознавая, что «противоречие всех противоречий» заключается в уровне понимания и признания обществом проблем инвалидов, в том числе в отношении их высшего образования. Тезис такого рода содержится в отчете Саратовского государственного университета: «Локальный подход к этой задаче без воздействия на весь спектр проблемы формирования социальной среды для данной категории граждан не может быть признан продуктивным.

Главный источник препятствий - не в ограниченных материальных и финансовых ресурсах или в недостаточном правовом описании проблемы, хотя это также имеет значение. Наше общественное сознание, реформируясь вместе с обществом, в какой-то мере утратило тот гуманистический потенциал, которым оно характеризовалось до 90-х годов ушедшего столетия. В условиях экономического спада и снижения жизненного уровня населения большинство наших граждан воспринимают свои возможности так же ограниченными и сосредотачивают внимание на выживании самых близких для себя людей. Уходит острота восприятия усугубившихся проблем тех граждан, которые плюс ко всему имеют еще и ограничения по здоровью. Поэтому без поднятия нравственной планки общественного сознания, без духовного очищения и властного покаяния мы не в состоянии полноценно решить ни одну из частных задач проблемных социальных групп.

Главная цель, которой подчинено все остальное: создать условия для

укрепления и развития милосердного и сочувственного отношения к людям с ограниченными возможностями по здоровью как нравственной потребности на личностном уровне и как социальной нормы - на уровне общественного сознания».

Итоги проекта ТЕМПУС, являющие реальную возможность достижения независимой жизни для инвалидов и социальной гармонии, несомненно, закрепили эту социальную норму в общественном сознании. Многочисленные публикации о проекте, выступления участников проекта на региональном, федеральном уровнях, широкое сотрудничество с общественными объединениями, общественные акции, научно-практические конференции и т.д., наконец, собственный жизненный опыт каждого из участников проекта позволяют говорить о возросшем уровне понимания проблемы. Появилась и новая сторона в общественном поведении. Сами инвалиды,

наблюдая положительный опыт вузов ТЕМПУСа, настаивают на своих правах, оказывают возросшее давление на властные и общественные структуры по расширению доступности для них высшего образования. В ряде регионов в ходе ТЕМПУСа созданы общественные объединения и Советы, в том числе самих инвалидов, нацеленные на решение этой проблемы.

Содержательную сторону проекта составляло изучение данной категории населения, анализ факторов, препятствующих интеграции, и работа по исследованию и обеспечению способов обеспечения доступности образования.

В ходе проекта ТЕМПУС каждый вуз-участник в силу своих возможностей провел фактологическое изучение данной категории населения. Получены характерные и весьма сходные результаты, хотя присутствует некоторая, в том числе методологическая, разобщенность для сравнения этих результатов. Однако и различные методологии, и опыт, накопленный вузами-участниками в этом направлении, следует рекомендовать для изучения и использования при создании Федеральной базы данных потенциальных абитуриентов-инвалидов в соответствии с предполагаемой федеральной концепцией профессионального образования инвалидов.

Анализ факторов, препятствующих интеграции, проведенный вузами-участниками ТЕМПУСа, характеризуется общностью позиций. Это - отсутствие информации об условиях поступления в вузы и обучения в них студентов- инвалидов, правовая неосведомленность этой группы населения. Это - отсутствие профориентационной службы для инвалидов в сфере высшего профессионального образования. Безусловно, законным основанием для реабилитационных мер является индивидуальная программа реабилитации, разрабатываемая медико-социальной экспертизой. И взаимодействие в некоторых регионах с этой службой, где оно было недостаточным, быстро налаживалось во время проекта ТЕМПУС.

Перечислим далее факторы, препятствующие интеграции. Это - низкий уровень довузовского образования и социальная и психологическая депривация абитуриентов-инвалидов; отсутствие в вузах системы довузовской адаптации и подготовки; трудности вступительных испытаний. Обращает на себя внимание новый появившийся совсем недавно неблагоприятный фактор - вступительные экзамены в вуз в форме ЕГЭ. Необходима разработка методической, процедурной и технологической поддержки проведения ЕГЭ для абитуриентов- инвалидов.

Присутствуют проблемы межличностного восприятия и отношений в среде студентов. Огромным препятствием является отсутствие безбарьерной среды в социуме и в вузе: как в отношении архитектурной среды, так и информационной. Сказывается низкий уровень жизни многих семей молодых инвалидов. Можно продолжать перечень проблем, стоящих перед студентом- инвалидом.

Во-первых, это отсутствие комплекса реабилитационных мер, сконцентрированных в высшем учебном заведении в той или иной организационной форме. Уровень проблемы определяется необходимостью межведомственного

взаимодействия, институализации этого комплекса реабилитационных мер, необходимостью разработки механизмов лицензирования и сертификации

реабилитационной деятельности в процессе высшего образования. Необходимо

учитывать, что само обучение как достаточно трудоемкий вид деятельности может дестабилизировать физическое и психическое состояние студента-инвалида. Наконец, нужны поиски правовых и организационных форм, поскольку для обычного вуза такой вид деятельности, как комплексная реабилитация, не является уставным. На практике, например, классический университет, обладая необходимым набором профессионального состава кадров и материальной базой, в состоянии обеспечить эти комплексные реабилитационные меры, но нормативная сторона на сегодняшний день не приведена в соответствие с такой практикой. В любом случае остается

необходимость тесного взаимодействия с органами социальной защиты и здравоохранения.

Во-вторых, это отсутствие нормативов по организации учебного процесса в случае обучения в вузах лиц с ограниченными физическими возможностями. Это отсутствие в штатном расписании вуза дополнительных ставок, предусмотренных в учреждениях, занимающихся проблемами инвалидов. Для осуществления реабилитационных мер нужны кадры с квалификацией психолога, реабилитолога, специалиста в области коррекционной педагогики, медицинские работники и т.д. Кроме того, необходим персонал среднего звена: техники, сурдопереводчики, методисты и т.д. Нужна система переподготовки таких специалистов с тем, чтобы они могли осуществлять свою профессиональную деятельность в сфере высшего образования, субъектно направляя ее на студентов-инвалидов. На сегодняшний день не организована система подготовки и переподготовки таких специалистов в системе высшего образования.

Техническое и методическое обеспечение учебного процесса для инвалидов играет огромную роль. Однако сегодня нет научно-рекомендованных методик по использованию в учебном процессе специальных комплексов технических средств. Техническая база, необходимая для студентов-инвалидов, отсутствует в подавляющем большинстве вузов.

Одним из путей, обеспечивающих условие доступности высшего образования, является дистанционное обучение, базирующееся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях. Говорить же о полномасштабном и высокоэффективном, законченном в своем системном исполнении дистанционном обучении сегодня в России могут лишь единичные вузы. Не разработан единый подход к формированию педагогических технологий обучения студентов-инвалидов, отсутствует научно разработанная общая концептуально-методологическая основа педагогического процесса в случае, когда обучаемый студент имеет физические нарушения.

Можно продолжать перечень этих проблем: отсутствие стабильности целевого финансирования вузов, индивидуальной финансовой помощи студентам-инвалидам из государственных и иных источников, необустроенность общежитий для инвалидов, отсутствие служб социальной поддержки студентов-инвалидов в вузе, неразвитость волонтерского движения, слабая связь с общественными организациями инвалидов в плане различных способов поддержки их учебы в вузе, практически полное отсутствие общественных объединений, созданных на базе учредительства вузами и имеющих целью развитие высшего профессионального образования инвалидов. Еще раз отметим отсутствие безбарьерной архитектурной среды, условий для культурного досуга, отдыха и спорта студентов-инвалидов в вузах.

Одним словом, проблем более чем достаточно, и вряд ли этот перечень можно считать законченным.

Если студент-инвалид, несмотря на все сложности, все-таки успешно закончил высшее учебное заведение, то перед ним встает следующая проблема.

Это - трудоустройство. Опыт показывает, что инвалид, получив высшее образование, но не найдя работу, оказывается в сложнейшей социальнопсихологической ситуации невостребованности и рассогласованности с обществом, отсутствия жизненной перспективы, нереализованности социального потенциала, разрыва между сохранением его существующего социального статуса и тем, которого он стремится достичь. В службах занятости отсутствует какой-либо существенный опыт по профориентации и трудоустройству инвалидов; нет четкого, основанного на нормативно-правовой базе взаимодействия этой службы с МСЭК. В результате инвалиды обращаются в службу занятости с рекомендациями МСЭК, содержащими

общие указания относительно условий труда, которые являются скорее определением предположительной трудовой возможности инвалидов. Отсутствует разработанность правовых и экономических норм отношений между образовательным учреждением и базовыми предприятиями. Эти недостатки, как и укоренившееся мнение об обременительности трудоустройства инвалидов для служб занятости и работодателей, приводят к сложившейся слаборегулируемой ситуации с трудоустройством инвалидов-выпускников.

Исходя из анализа существующих препятствий, в ходе проекта ТЕМПУС вузами-участниками выработаны и реализованы общие подходы к обеспечению доступности высшего образования для инвалидов.

В большинстве вузов-участников созданы внутренние структуры (центры, методические группы, советы и т.п.), уполномоченные реализовывать программы доступности для инвалидов во взаимосвязи с внутренними и внешними партнерами. В качестве методологического подхода за основу принимается непрерывное

беступиковое многоступенчатое (двух- и даже трехуровневое) образование,

включающее ступень вуза.

К развиваемым подходам относятся довузовская подготовка и адаптация, профессиональная ориентация, интегрированное, или смешанное, обучение, сопровождение обучения, дифференцируемое в основном по следующим направлениям - педагогическое, методическое, психологическое, технологическое, социальное, медицинско-оздоровительное. Решаются вопросы создания

технологической базы, разработки методик её использования для учебного процесса,

регулируется трудоустройство.

Практический и непосредственный результат - увеличение числа студентов-инвалидов в вузах-партнерах, расширение спектра специальностей, территориального охвата, снятие ограничений по видам и тяжести нарушений.

Остановимся на организационных аспектах влияния ТЕМПУСа.

Очевидный результат состоит в выработке общих подходов к проблеме и становлению их на практике. Известно, что становление философия трактует как переход из возможности в действительность. Это, в свою очередь, означает приобретение новых формирующих компонентов системы высшего образования.

Конечно, практика показывает, что даже без особых материальных затрат на инициативной основе можно достичь определенных результатов в решении проблем, возникающих у инвалидов, которые хотят поступать в вуз или обучаются в нем. Однако понятно, что это не есть долговременное решение проблемы. Поэтому так важно влияние накопленного опыта и самостоятельной инициативы вузов-участников ТЕМПУСа на институализацию процесса расширения доступности высшего образования.

Концептуальные подходы к созданию системы профессионального образования инвалидов в Российской Федерации, подготовленные Министерством образования, формулируют две взаимосвязанные задачи:

• реализация образовательных профессиональных программ по государственным образовательным стандартам как процесс профессиональной реабилитации через профессиональное образование;

• реализация реабилитационных средств как системы мер, обеспечивающих в пределах возможного компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов.

Отечественный и зарубежный опыт организации профессионального образования инвалидов убеждает в необходимости обеспечения организационноправовых форм и содержания деятельности образовательных учреждений.

В свете этого непрерывное интегрированное профессиональное образование инвалидов возможно при условиях:

• создания единой базы данных об обучающихся с отклонениями в развитии,

проходящих обучение в общеобразовательных учреждениях как в специальных (коррекционных) для детей с физическими недостатками, так и общего назначения, с целью формирования контингента будущих абитуриентов в базовых

учреждениях, с одной стороны, и, с другой - с целью формирования учреждением профессионального образования собственной учебно-методической и материальнотехнической базы для приема выпускников школ, относящихся к указанной категории;

• разработки рекомендаций медико-социальной экспертизы по индивидуальным

программам реабилитации инвалидов, по определению их возможностей к

обучению в интегрированной среде, а также формированию необходимых условий реализации такого обучения;

• обеспечения специальной учебно-реабилитационной технологической базы,

включающей специальные средства технической поддержки учебного процесса, систему учебно-методической и психолого-педагогической поддержки;

• разработки нормативов и источников финансирования образовательно-

реабилитационного процесса по всем статьям расходов.

Реализация интегрированного метода обучения инвалидов предполагает организацию в его структуре специального подразделения, обеспечивающего системные решения целого комплекса задач не только внутри вуза, но и в непосредственном взаимодействии с региональными органами исполнительной власти по направлениям социальной защиты населения, образования, здравоохранения, труда и занятости.

Рассмотренные выше базовые принципы концепции организации и

функционирования системы профессионального образования инвалидов по сути являются принципами интеграции учебного и реабилитационного процессов.

Конечно же, встает вопрос о практических мерах по реализации этих концептуальных подходов, вовлечении централизованных финансовых средств, создании соответствующей федеральной нормативной базы и регулирующих механизмов. Какова же связь этих российских институциональных проблем с итогами завершения проекта ТЕМПУС? Организационно эти концептуальные подходы основаны на окружном и региональном строительстве. Поэтому роль ТЕМПУСа, в ходе которого созданы региональные партнерские объединения, состоит в формировании готовых образцов региональных моделей, которые можно предложить для институционального строительства в сфере высшего образования, труда и социального развития. В связи с этим результаты ТЕМПУСа имеют существенное значение и находятся в русле национальных тенденций.

Существует еще одна важная сторона результатов ТЕМПУСа. При общей направленности на расширение доступности высшего образования проект дал развитие различным моделям построения системы высшего образования для инвалидов на базе: классических университетов, располагающих широким спектром специальностей и имеющих в своем кадровом составе специалистов в области реабилитации; педагогических университетов, имеющих в своем багаже огромный научный опыт, накопленный отечественной педагогикой; вузов другого профиля, имеющих развитые технологические, информационные возможности, гуманитарный потенциал, региональные связи. Найдены и апробированы определенные механизмы межведомственного взаимодействия, которые могут быть аппроксимированы на федеральный уровень. Представляется целесообразным держаться позиции сохранения вариативности региональных моделей, разработанных в ходе ТЕМПУСа, учитывая их генезис в регионах. При движении в сторону интегрированного обучения было бы, на наш взгляд, ошибкой отвергать переходные модели смешанного и даже

специального обучения, хотя бы потому, что любая форма обучения инвалидов, развивающаяся в вузах-партнерах по ТЕМПУСу и взятая за образец другими вузами, дает возможность конкретным молодым людям получить высшее образование, а не ждать, пока будут решены все проблемы в российском образовании. Выдающийся отечественный педагог Л.С.Выготский, указывая на большое будущее интегрированного обучения, отмечал трудности переходного процесса и необходимость всячески приближать образование к жизни. Этот же тезис оптимальности утверждают Стандартные правила ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Однако хотелось бы, чтобы был определенно решен вопрос об общности государственных стандартов и учебных планов по специальностям высшего профессионального образования для студентов-инвалидов. Это решение должно быть инвариантом всех разработанных моделей обучения студентов-инвалидов. Введение дополнительных, адаптирующих, коррекционных занятий существенно необходимая, но вариативная по форме и объему индивидуализированная составляющая в образовании математика,

экономиста, юриста и других, которые при полной интеграции не могут и не должны быть выделенными в отдельные учебные группы.

Эта составляющая может быть реализована в вузе в различной форме: в системе довузовской адаптации, психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения, дисциплин специализации, дополнительных образовательных услуг. Ряд вузов - партнеров по ТЕМПУСу предлагает создание специальных областных и городских центров реабилитации студентов-инвалидов, где были бы сконцентрированы виды психолого-педагогической деятельности по поддержке основного учебного процесса. Хотя, как минимум, следует рекомендовать вузам введение в штаты психолога, реабилитолога и социального работника для данного контингента студентов.

Одним из механизмов партнерства и распространения опыта в годы проекта служил созданный в ЧелГУ сайт «Путь к независимой жизни». Сайт не только выполнил свои прямые задачи, но и способствовал привлечению новых партнеров, послужил и продолжает служить местом встречи и общения многих организаций, вузов, специалистов, самих инвалидов. Его популярность растет в России и в Европе.

В заключение необходимо отметить, что успешные результаты состоявшегося проекта ТЕМПУС стали возможными благодаря высокой степени партнерского доверия и координации.

Этот проект оставляет свой достойный след и, безусловно, будет иметь продолжение не только в деятельности вузов-партнеров, но и в развитии системы высшего образования России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.