УДК 376 ББК 60.55.002
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ В ЧЕЛЯБИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Л. В. Елизарьева, С. А. Ярушева
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Рассматривается доступность высшего образования для инвалидов. Интегрированное обучение студентов-инвалидов организуется на основе как российского опыта, так и результатах международного сотрудничества. Сформирована система инклюзивного обучения студентов-инвалидов.
Ключевые слова: инвалидность, профессиональная подготовка, обучение студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья относится к числу проблем, актуальность которых не утрачивает своего значения. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий1.
Под инвалидом понимается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты2.
Стратегия доступности реализуется за счет системы инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзия предусматривает равное отношение ко всем студентам при создании специальных условий для тех из них, кто имеет особые образовательные потребности. Инклюзивное образование с организационной точки зрения подразумевает совместное обучение студентов-инвалидов вместе с другими студентами с учетом общих норм и требований к самому процессу и содержанию образования, а также к его качеству и конечному результату.
Данный факт обуславливает государство и общество обозначить важную задачу перед системой образования на современном этапе — создание необходимых условий для обеспечения
1 Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29 дек. 2012 № 273-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53. 31 дек. Ч. I. Ст. 7598.
2 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : Федер. закон от 24 нояб. 1995 № 181-ФЗ //
Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 48. 27 нояб. Ст. 4563.
доступности и качества образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Создание среды, доступной для инвалидов, выступает обязательным требованиям к развитию образовательных организаций современной системы высшего образования.
Челябинский государственный университет занимается обучением инвалидов с 1992 года. В ЧелГУ обучаются студенты с нарушениями зрения (в том числе полностью слепые), студенты с нарушениями слуха, студенты с поражением опорно-двигательного аппарата и других органов и систем. На сегодняшний день в университете сформирована и действует инновационная система доступности высшего образования для людей с ограниченными физическими возможностями, которая является уникальной для Российской Федерации. С этой целью предусмотрена такая особая структура, как региональный центр образования инвалидов (РЦОИ), который на сегодняшний момент не имеет аналогов в российских вузах — Региональный учебно-научный центр инклюзивного образования (РУНЦИО)3.
РУНЦИО — инновационное учебно-научное подразделение, которое организованно для создания и обеспечения специальных условий, гарантирующих доступность и инклюзивность высшего образования для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе сотрудничества с подразделениями университета, административными органами, образовательными учреждениями, органами социальной защиты, труда и занятости населения, медико-социальной экспертизы, научными и другими организациями города Челябинска, Челябинской области и РФ.
3 Программа развития инклюзивного образования в ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» на 2014—2018 гг. [Электронный ресурс] : утв. Приказом ректора ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» от 06 нояб. 2014 № 819-1. URL: http://www.csu.ru (дата обращения: 25.01.2017).
2017. № 2
Деятельность РУНЦИО направлена на создание специальных условий, направленных на обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по всем направлениям подготовки (специальностям) университета в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Основные задачи РУНЦИО:
1. Создание условий для инклюзивного обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ различных нозологий по программам довузовского, дополнительного и высшего профессионального образования.
2. Реализация системного образовательно-реабилитационного подхода к непрерывному инклюзивному профессиональному образованию студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательной организации высшего образования начиная с довузовской подготовки.
3. Координация межведомственного взаимодействия, в том числе с общеобразовательными и специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, учреждениями начального и среднего профессионального образования региона для обеспечения качества, доступности и непрерывности процесса образования студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ.
Достижение цели и решение задач РУНЦИО обеспечивается путем осуществления функций по трем направлениям: в области организационно-педагогической деятельности; научной и методической деятельности; информационно-просветительской и координационной деятельности.
На всех факультетах ЧелГУ каждый год насчитывается более ста студентов с инвалидностью по всем формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Среди студентов-инвалидов ЧелГУ двадцать один процент имеют первую группу инвалидности, двадцать четыре процента — вторую группу, пятьдесят три процента — третью группу, два процента имеют статус «ребенок-инвалид».
Более сорока процентов студентов имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающиеся на коляске, пятнадцать процентов студентов имеют нарушения зрения, девять процентов студентов — нарушения слуха, значительная часть студентов-инвалидов (около
тридцати двух процентов) имеет нарушения различных органов и систем организма.
К поступлению в ЧелГУ ежегодно по очной и дистанционной форме в Региональном учебно-научном центре инклюзивного образования готовятся около двадцати молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
С 1998 года 367 инвалидов успешно окончили ЧелГУ, в том числе 31 человек получил диплом с отличием. Более семидесяти процентов выпускников из числа инвалидов при этом трудоустроено.
В Челябинском государственном университете сложилась инновационная система высшего образования инвалидов, в основе которой лежит довузовская подготовка, инклюзивное обучение, дистанционные технологии и сопровождение учебы.
В университете принята Программа развития инклюзивного образования на 2014—2018 гг.. Главная цель Программы — повышение уровня доступности высшего образования для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ в ЧелГУ за счет создания специальных условий, которые обеспечивают получение ими высшего образования.
Задачи Программы:
1. Совершенствование локальной нормативной базы ЧелГУ, организационной, материально-технической основы инклюзивного образовательного процесса студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ в ЧелГУ.
2. Развитие безбарьерной архитектурной среды ЧелГУ.
3. Повышение уровня доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ЧелГУ.
4. Повышение качества высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ЧелГУ.
5. Формирование толерантной социокультурной среды в ЧелГУ.
В Программе предусматривается реализация мероприятий по организации образовательного процесса для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ, который подразумевает организационные мероприятия и разработку локальных нормативных актов, мероприятия по кадровому обеспечению и подготовке кадров, мероприятия по материально-техническому обеспечению образовательного процесса, мероприятия по адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспеченияобразовательного процесса для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ, мероприятия по организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, мероприятия по работе с абитуриентами из числа лиц с ограниченными возмож-
ностями здоровья и инвалидов, мероприятия по комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению, мероприятия по подготовке к трудоустройству и содействию трудоустройству выпускников-инвалидов и выпускников с ОВЗ, мероприятия по формированию толерантной социокультурной среды и организации волонтерской помощи, и мероприятий по развитию безбарьерной среды во всех учебных корпусах, спортивном зале, общежитиях, санатории-профилактории ЧелГУ.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
1. Увеличение доли доступных для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ учебных площадей ЧелГУ в общей их численности.
2. Увеличение доли преподавателей ЧелГУ, прошедших повышение квалификации в сфере инклюзивного образования.
3. Разработка адаптированных основных образовательных программ по направлениям подготовки высшего образования.
4. Увеличение удельного веса учебной и учебно-методической литературы, доступной в электронном варианте.
5. Разработка индивидуальных программ сопровождения образовательного процесса для всех поступивших в ЧелГУ студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ.
6. Заключение договоров с руководителями предприятий (организаций, учреждений) для предоставления мест прохождения практики студентам-инвалидам и лицам с ОВЗ.
7. Повышение удельного веса численности выпускников-инвалидов, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности.
Таким образом, можно подытожить, что для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ Челябинский государственный университет осуществляет комплексное сопровождение образовательного процесса, включающее организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, социальное, медицинско-оздоровительное, технологическое сопровождение, а также содействие в трудоустройстве.
В своей деятельности по реализации интегрированного обучения инвалидов ЧелГУ осуществляет широкое партнерство на различных уровнях: с региональными и муниципальными органами исполнительной власти, органами социальной защиты населения, образования, медицины и занятости, образовательными учреждениями, обществами инвалидов, общественными организациями, коммерческими структурами и т. д.
Сведения об авторах:
Елизарьева Лариса Вениаминовна — магистрант кафедры менеджмента Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. lorik_sheina@mail.ru.
Ярушева Светлана Александровна — доцент кафедры менеджмента Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. yarushevaca@mail.ru.
EXPERIENCE OF INCLUSIVE TRAINING
OF DISABLED STUDENTS IN CHELYABINSK STATE UNIVERSITY
L. V Elizaryeva
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. lorik_sheina@mail.ru
S.A. Yarusheva
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. yarushevaca@mail. ru
This article availability of the higher education to disabled people is considered. The integrated training of disabled students will be organized on a basis as Russian experience, and results of the international cooperation. The system of inclusive training of disabled students is created.
Keywords: invalidnost, vocational training, obucheniyestudentov-disabled and persons with limited opportunities of health