КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
О. А. Тимошенкова, мастер производственного обучения ГОУ СПО «Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий»
Каждый человек — хозяин своей судьбы. Всем известно, что будущее мы строим сами. И поэтому, заканчивая школу, начинаем задумываться о будущей профессии. Перед выпускниками школ раскинуты просторы профессиональных «направлений». Как сделать правильный выбор, не упустить свой шанс? Это тяжелый кропотливый труд — исследовать, обдумать, решить, каким именно будет твое будущее.
Я как заместитель председателя профориентационной комиссии Юргинского техникума машиностроения и информационных технологий (ЮТМиИТ) могу сказать, что в нашем образовательном учреждении большое внимание уделяется вопросу профессионального ориентирования школьников.
С целью познакомить учащихся школ города Юрги и Юргинского района с профессиями и специальностями, которым обучают в техникуме, оказать помощь в выборе трудового пути, координировать их интересы с кадровой потребностью города, области на базе техникума создана комиссия профориентации. В ее состав входят руководители, педагоги, мастера производственного обучения, социальные партнеры, агитбригады из числа обучающихся.
Успех любой работы в значительной степени зависит от ее старта. Профориентаци-
онные мероприятия должны быть хорошо подготовлены. Для этого необходимо выполнить ряд условий, которые помогут достигнуть поставленной цели и решить конкретные задачи.
Первое необходимое условие — планирование, т. е. составление плана профориентационной деятельности, который поможет определить список потенциальных абитуриентов и предусмотреть возможные трудности в работе. План профориентационной деятельности составляется на учебный год, его выполнение контролирует заместитель директора по учебной работе Т. В. Липовская.
Приемная комиссия в техникуме работает круглый год.
Второе условие — подготовка и проведение рекламной кампании.
Среди рекламных средств необходимо прежде всего выделить печатную продукцию. Это своего рода витрина, по которой потенциальные учащиеся и их родители судят об образовательном учреждении и предлагаемом обучении по специальностям и профессиям.
Печатная реклама техникума включает в себя:
• буклеты, содержащие наиболее полную информацию о профессиях и специальностях, ускоренной профессиональной подготовке, дополнительном профессиональном образовании и повышении квалификации, историческую справку, информацию об учебно-материальной базе и условиях приема;
• рекламные объявления о профессиях и специальностях техникума, курсах ускоренной профессиональной подготовки, дополнительном профессиональном образовании и повышении квалификации;
• рекламные объявления об условиях обучения и предлагаемых специальностях на заочном отделении;
• рекламные объявления о работе тренажерного зала и фитнес-зала;
• визитки;
• листовки с перечнем услуг по подготовке, переподготовке;
• творческие фотоальбомы учебных групп по профессиям и специальностям «сварщик», «токарь-универсал», «машинист крана металлургического производства», «банковское дело», «земельно-имущественные отношения», «строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «архитектура» и др.
Ведется работа со СМИ по созданию положительного имиджа образовательного учреждения.
Третье условие — взаимодействие со школами города.
Взаимодействие со школами ведется по следующим направлениям:
• составление совместных планов профориентационной работы техникума со школами города;
• установка стендов с информацией о профессиях и специальностях техникума, условиях приема;
• проведение классных часов, родительских собраний членами профориентационной комиссии техникума с привлечением агитбригады и с предоставлением буклетов, видеороликов, презентаций;
• анкетирование учащихся на темы «Кем я хочу стать», «Я и моя профессия»;
• проведение ярмарок учебных мест на базе техникума с презентацией профессий, специальностей, выступлением агитбригады.
К организации ярмарки учебных мест привлекаются все сотрудники техникума и студенты. Студенты в ярких нарядах угощают потенциальных абитуриентов и гостей мероприятия печатными пряниками с логотипом «ЮТМиИТ», напитками в стаканчиках с надписью «ЮТМиИТ — старт в будущее».
Сотрудники техникума представляют музыкальную презентацию, видеоролики о профессиях техникума, устанавливают большие яркие баннеры.
Для школьников проводятся мастер-классы с геодезическим оборудованием и использованием художественной росписи. Презентуются и работы (например робот, в основу которого заложена программа, написанная студентами тех-
никума, он исследует маршрут движения по лабиринту и ищет короткий путь).
В актовом зале техникума устраиваются концертно-информационные программы.
Организуется и проводится День открытых дверей для более 250 учеников школ города Юрги и Юргинского района с демонстрацией видеороликов о техникуме, презентацией выставки изделий выполненных руками студентов, проведением мастер-классов по отраслям, распространением рекламных буклетов и объявлений.
Техникум тепло принимает школьников, угощая вкусными булочками собственного производства и горячим чаем.
Кроме того, проводятся городские конференции, круглые столы, экскурсии на предприятия города.
Четвертое условие — взаимодействие с родителями школьников.
Пятое условие — сотрудничество с центром занятости населения, координационным советом по кадровой политике в городе Юрга.
К основным направлениям совместной работы ГОУ СПО ЮТМиИТ и государственной службы занятости населения Юрги и Юргинского района по профориентационной деятельности относятся:
• составление плана деятельности по профориентационной работе с учетом профиля профессий и специальностей;
• взаимообмен профессиональной информацией по состоянию дел на рынке труда и потребностей в квалифицированных кадрах;
• участие в профессиональных консультациях для групп населения (безработных граждан, школьников);
• организация совместных выездных рейдов на территории Кемеровской области с целью
профориентационного консультирования;
• заключение договоров с работодателями по профессиональной подготовке кадров по профилю профессий.
Таким образом, в техникуме успешно ведется профориентационная работа по всем основным направлениям. О качестве данной работы свидетельствуют как неослабевающий интерес к техникуму со стороны абитуриентов, родителей и социальных партнеров, так и стабильно высокие показатели ежегодного комплектования групп студентов, обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования.
Профориентационные мероприятия для родителей школьников:
• родительские собрания профориентационной тематики;
• индивидуальные консультации для родителей и школьников по вопросам профориентации;
• привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися;
• размещение информации о профессиях, специальностях техникума в СМИ, на сайте техникума и в социальных сетях;
• размещение информации о профессиях, специальностях техникума на предприятиях города и Юргинского района.