МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
организация профориентационнои работы в гоу спо «кемеровский технический техникум»
О. В. Курбатова, заместитель директора по УВР ГОУ СПО «Кемеровский технический техникум» Т. К. Кардаш, начальник отдела по профориентационной работе
В современных условиях развитие рынка образовательных услуг происходит особенно стремительно. Реорганизация сферы образования заставляет многие учебные заведения жить по принципам, которые диктует рыночная экономика. Ситуация еще и осложняется демографическим спадом 90-х годов, что в настоящее время вызывает дефицит потенциальных студентов. Проблема демографического спада касается страны в целом и Кемеровской области в частности.
В этих условиях особенно возрастает потребность в специалистах среднего звена и соответственно повышается значимость профориентационной работы среди выпускников школ и училищ.
Профориентации выпускников школ в Кемеровском техническом техникуме уделяется большое внимание. В этом направлении ведется серьезная работа с применением новейших информационных технологий и элементов маркетинговой деятельности.
С целью ознакомления учащихся школ города и других потенциальных потребителей образовательных услуг со специальностями, по которым ведется обучение в техникуме, оказания им помощи в выборе трудного пути, координации их интересов с кадровой потребностью города создан отдел профориентации.
Работа отдела профориентации планируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на учебный год с начальником отдела с учетом направлений разработанной в техникуме Программы по профориентации. Отчетными документами работы отдела являются анализ работы за полугодие, учебный год, результаты комплектования групп обучающихся. На период с 1 июня по 31 августа отдел профориентации функционирует в рамках приемной комиссии техникума.
В своей профориентационной работе особое внимание педагогический коллектив уделяет техническим специальностям. Работа в техникуме по данному направлению осуществляется планомерно и реализуется по следующим направлениям:
• работа с учащимися 9-х и 11-х классов;
• работа с учащимися профессиональных училищ;
• взаимодействие с работодателями;
• работа с родителями.
Особенностью профориентационной работы в техникуме является то, что студенты техникума обеспечивают значительную часть данной работы. К агитации привлекаются студенты 1-го и 2-го курсов, то есть вчерашние школьники, которые говорят с абитуриентами на одном языке, а зачастую вообще являются их друзьями или знакомыми. Они постоянно поддерживают связь с учениками школ: проводят беседы, разъясняя основные моменты профессиональной подготовки специалистов в КТТ. Для школьников и учащихся профтехучилищ проводятся групповые и индивидуальные экскурсии по техникуму.
Одним из самых ярких мероприятий профориентационной работы является «День открытых дверей». В этот день школьников знакомят со специальностями, по которым ведется подготовка, с материально-технической базой, а также потенциальные абитуриенты обеспечиваются информационными материалами. В ходе данного мероприятия школьникам демонстрируются видеоролики по специальностям, фильм о техникуме, выставка лучших дипломных проектов студентов. Широко представлены на выставке технические модели и художественно-прикладное творчество студентов. Но самым интересным, на наш взгляд, является то, что школьникам демонстрируются химические опыты, в которых они принимают непосредственное участие, повышая тем самым интерес и значимость химии как науки и важность ее для нашего региона.
Для успешного проведения профориентаци-онной работы из числа лучших студентов техникума формируются агитбригады, выступающие с концертами и рассказом о техникуме перед выпускниками школ города и области. В техникуме постоянно действуют три агитационные бригады. Еще около 25 человек активно участвуют в профориентационой работе. Это разработка информационного раздаточного материала (сту-
- МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАПЬ
денты предлагают свои нестандартные варианты), выезды в города Кемеровской области (в свои школы), выезды на родительские собрания, в Центр обучения кадров КОАО «Азот» и на другие предприятия.
ГОУ СПО «Кемеровский технический техникум» большое внимание уделяет развитию социального партнерства. В процессе реализации данного направления техникум заключил договоры с работодателями. Предприятия, с которыми заключены договоры и налажены партнерские взаимоотношения, предоставляют производственные площади для проведения практических занятий и прохождения практики студентов, также мы успешно привлекаем работодателей к участию в защите курсовых и дипломных работ, научно-исследовательских проектов студентов. Многие из студентов трудоустраиваются на предприятия, являющиеся социальными партнерами.
Основными социальными партнерами техникума являются такие градообразующие предприятия, как:
• КОАО «АЗОТ»;
• ООО ПО «Химпром»;
• ОАО «КОКС»;
• ОАО «МРСК Сибири - Кузбассэнерго РЭС» и др.
Техникум поддерживает тесные связи по про-фориентационной работе с городскими и районными центрами занятости населения Кемеровской области.
Очень важно проводить профориентацион-ную работу не только среди школьников и учащихся профтехучилищ, но и среди родителей, так как влияние родителей на своих детей достаточно велико. С этой целью организуются встречи преподавателей и студентов техникума с родителями в школах и на предприятиях. Презентация техникума и ознакомление с основными специальностями осуществляются при помощи использования мультимедийной установки. Родители имеют возможность в динамике проследить учебный процесс и творческую жизнь техникума, а также познакомиться с технологическим и информационным обеспечением учебного процесса.
Большие планы существуют у отдела профори-ентационной работы ГОУ СПО «Кемеровский технический техникум» на следующий учебный год:
• совместные выставки технического и художественного творчества на базе школ и техникума, спортивные соревнования, день в техникуме (посещение школьниками открытых мероприятий, уроков, практик в учебных мастерских и т. д.);
• дальнейшее сотрудничество с социальными партнерами, заключение договоров с различными образовательными учреждениями;
• приглашение детей из школ для участия в различных внеклассных мероприятиях: научно-практических конференциях и круглых столах;
• проведение психологического консультирования и тестирования;
• организация традиционных профориента-ционных акций для учащихся выпускных 9-х и 11-х классов г. Кемерово и области в стенах техникума (экскурсия в музей и библиотеку техникума, знакомство с материальной базой, выставка творческих работ студентов, демонстрация фильмов об учебном заведении, презентации специальностей, концерты);
• организация деятельности общественной приемной и совета по связям с выпускниками;
• организация выезда преподавателей техникума в школы Кемеровской области для проведения профориентационной работы.
Профориентационная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса в техникуме. Профориентационая работа, проводимая в техникуме, позволяет выпускникам школ и профтехучилищ получить необходимую
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
информацию о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда, и сделать правильный выбор. Своевременное реагирование на востребованность рынка труда, развитие социального партнерства, приведение учебно-материальной базы в соответствие с современными требова-
ниями, внедрение в учебно-воспитательный процесс современных педагогических технологий - все это направлено на повышение качества подготовки специалистов в ГОУ СПО «КТТ», воспитание у молодежи чувства патриотизма, нравственности и ответственности.
экология образования как фактор формирования кадровой политики региона
А. А. Аредакова, методист ЦПиПС ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово Е. И. Клычкова, методист
Впервые понятие «экология» было введено немецким ученым Э. Гек-келем в 1869 году и определялось как биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганиз-менных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы [2].
Со временем понятие «экология» модернизировалось и стало определяться как наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современная экология интенсивно изучает также и проблемы взаимодействия человека и социума,человека и человека. Сформировались новые научные направления, такие как «экология образования», «социальная экология», «экология общества» и др.
Доминантным направлением является экология общества, обеспечивающая равновесие во взаимоотношениях человека и природы, человека и общества, человека и цивилизации, регулирующая социоприродные отношения, соединяющая природу и культуру, обеспечивающая сохранение культурного наследия, духовной, нравственной жизни человека.
Содержание понятия «экология общества» неразрывно связано понятием «экология образования». Построение системы данного направления экологии базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х годах такими учеными, как С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина [4]. Исходными стали представления о том, что качество экологически здорового общества наряду с социальными условиями -
основа физического и духовного здоровья человека, а образование и труд (профессия) - основа взаимодействия человека и общества, которая является фактором изменения и преобразования экологии взаимоотношений в обществе.
Знания и ценностные ориентации человека составляют основу содержания экологии образования. В качестве ядра системы данного направления в экологии А. Н. Захлебный выделяет четыре взаимосвязанных компонента: первый - познавательный (основные идеи о характере взаимодействия человека и общества, о глобальных экологических проблемах в обществе, путях их решения и т. д.); второй - ценностный (многосторонняя общественная и личная значимость образования и профессии); третий - нормативный (основы нравственных и правовых норм общества, правила поведения в окружающей среде и социуме в целом); четвертый -деятельностный (виды и способы деятельности обучающихся, направленные на формирование познавательных и практических умений в создании экологических взаимоотношений в обществе) [1].
Важнейшим аспектом современной экологии образования являются экологические законы взаимоотношений, которые касаются и материальной, и духовной культуры, и, таким образом, влияют на процессы, происходящие в социуме. Раскрывая смысл экологии образования, мы делаем акцент на том, что в мире и социуме все процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены, включая процессы благополучия, успешно-