ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА
Технологизация процесса профориентации
ИПАТЬЕВА
Екатерина Степановна,
отличник народного просвещения, методист Усть-Ордынского аграрного техникума, п. Усть-Ордынский (Иркутская область)
Аннотация
В статье представлен опыт применения в техникуме новых профориентационных психолого-педагогических технологий, развивающихся в рамках компетентностного подхода
Ключевые слова:
профориентационная работа, самоопределение, подходы к профориентации
БАЛДАНОВА Людмила Георгиевна,
отличник профессионально-технического образования РФ, заместитель директора по УВР Усть-Ордынского аграрного техникума, п. Усть-Ордынский (Иркутская область)
Профориентационная работа в Усть-Ордынском аграрном техникуме осуществляется на основе целевых комплексных программ. Учебное учреждение ориентирует обучающихся не столько на отдельные профессии, сколько на конкретную область сельского хозяйства, сферы обслуживания или промышленности с учетом потребностей Усть-Ордынского Бурятского округа в кадрах различной квалификации.
Планируя профориентационную работу со школьниками, коллектив техникума ставит пред собой следующие задачи:
- разработку и внедрение комплексной программы (системы) профессиональной ориентации, социального проектирования профессиональной карьеры, направленной на повышение престижа профессий учебного учреждения, повышение информированности о его деятельности у школьников, их родителей и потенциальных социальных партнеров;
- обеспечение набора в техникум из числа выпускников общеобразовательных учреждений, чьи знания, умения, профессиональные интересы, склонности и способности, состояние здоровья в наибольшей мере соответствуют требованиям профессий, по которым проводится обучение в учебном учреждении.
Социологический опрос
Для определения резервных возможностей по активизации профориентационной работы, а также выявления отношения обучающихся к избранной профессии в техникуме ежегодно проводится социологический опрос методом
В настоящее время от успешности профориентационной работы зависит функционирование учебного заведения и его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Постоянное совершенствование системы профориентации является неотъемлемой частью образовательного процесса.
анкетирования. Анкета состоит из пяти блоков вопросов:
1. факторы, влияющие на выбор профессии;
2. удовлетворенность поступлением и обучением в техникуме;
3. проявление интереса к изучаемым дисциплинам;
4. способы получения информации о техникуме;
5. источники получения информации о техникуме.
На вопрос «Какие факторы повлияли на выбор профессии?» 37% респондентов ответили, что желают в будущем стать фермером или открыть частное предприятие; 32,7% поступили в техникум по совету родителей; 13,8% — по совету друзей; 23,8% — с целью продолжения династии и 7,6% — просто приобрести профессию. 92,3% респондентов испытывают моти-вационное удовлетворение за счет созданных условий (организационных, учебных и коммуникационных) в учебном заведении.
30% опрошенных отметили слабое влияние школьных учителей на их самоопределение, 38,4% респондентов не мотивированы к выбору какой-либо профессии и проявляют к этому полное безразличие.
Основным источником информации о техникуме и профессиях первокурсники называют родителей и друзей (46,5%), самостоятельно получают эту информацию 38,7% респондентов.. Таким образом, основная цель профориентации состоит в том, чтобы не оставить молодого человека предоставленным самому себе при выборе профессии, а помочь ему в процессе успешного профессионального самоопределения.
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Объединение усилий
Для качественного проведения профессионального просвещения составляется план совместной работы педагогического коллектива техникума с управлениями образования муниципальных районов, отделом молодежной политики администрации Эхирит-Булагатского района, отделом образования на национальных (родных) языках администрации Усть-Ордынского Бурятского округа, Центром занятости Эхирит-Булагатского района, Усть-Ордынской библиотекой им. М.Н. Хангалова.
В течение 20 лет проводятся социологические опросы школьников, данные обрабатываются координационным советом, и по итогам опроса корректируется профориентационная работа.
Как показывают исследования, большую роль в профессиональном самоопределении выпускников школ играют их родители и друзья. Поэтому профориентаторы более активно сотрудничают с родителями, выступая на школьных родительских собраниях, привлекают к профориентационной работе студентов техникума (в течение 20 лет работает агитбригада «Непоседы», которая представляет техникум в школах округа).
Психологическая поддержка
Важным этапом профориентационной деятельности является психологическая поддержка поступающих в период работы приемной комиссии. Цель проводимой работы — формирование у ребят внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению своего профессионального развития, активизация психических, интеллектуальных свойств и качеств, влияющих на успешность деятельности в выбранной профессии.
Для достижения этой цели с абитуриентами с учетом их склонностей и профессиональных предпочтений проводится индивидуальное профориентационное занятие «Подтверждение профессионального выбора». Данная психодиагностика позволяет определить склонность поступающего к определенным видам профессиональной деятельности и дать предварительную прогнозную оценку относительно успеха в выбранной профессии и степени удовлетворения от собственного труда.
Три подхода
В настоящее время в техникуме используются следующие подходы к профориентации: информационный, диагностико-консультаци-онный, развивающий.
Информационный подход — обеспечение разнообразной достоверной информацией об образовательном учреждении, профессиях, по которым обучают в техникуме. Эффективными профориентационными формами работы в рамках данного подхода являются дни от-
крытых дверей, ежегодные областные ярмарки вакансий и профессий «Трудом велик и славен человек», встречи со специалистами, презентации, семинары, посвященные профориента-ционной тематике, справочники, рекламные и имиджевые статьи о техникуме в СМИ («В ногу со временем», «Я и моя профессия» и др.), видеоматериалы, сайт техникума, содержащий полную информацию о предоставляемых образовательных услугах.
Особое внимание уделяется разработке и обновлению информационного материала о техникуме. Рекламный материал содержит не только необходимую для поступающих информацию, но и привлекательно оформлен. Так, презентация техникума представлена мультимедийным материалом и отражает специфику профессиональной подготовки по всем профессиям, которые можно получить в учебном заведении.
Разработаны буклеты для поступающих, профессиопрограммы, в которых представлена информация об основной и дополнительных профессиях, необходимых знаниях и умениях.
Проводимые экскурсии по учебным аудиториям позволяют сформировать у школьника его мотива-ционную сферу и пробудить интерес к профессии. Стоит отметить, что такие экскурсии продолжаются больше отведенного для них времени, поскольку человеку всегда интересно взглянуть на то, что может в дальнейшем определить его жизненный путь.
Диагностико-консультационный подход — установление соответствия тому или иному виду деятельности путем сопоставления интеллектуальных, психологических особенностей школьника и требований к профессиям. К актуальным методам работы в данном направлении относятся: интервью-собеседование и анкетирование; профориентационное консультирование; профориентационные тесты, оценивающие потенциал обследуемых и их профессионально важные качества.
Развивающий подход — формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства. В рамках данного направления эффективно используются тренинги и мастер-классы, развивающие отдельные компетенции, необходимые для успешного освоения рабочих профессий; деловые игры, позволяющие примерить на себя различные профессиональные роли и воспроизвести ситуацию трудовых отношений.
За счет использования данных подходов техникум смог достичь хороших результатов в профориентационной работе: план набора абитуриентов на первый курс ежегодно выполняется.
Влияние школьных учителей на самоопределение будущих студентов техникума прослеживается слабо, о чем свидетельствуют 30% опрошенных
В течение 20 лет проводятся социологические опросы школьников, данные обрабатываются координационным советом, и по итогам опроса корректируется профори-ентационная работа