Научная статья на тему 'Технологизация процесса профориентации'

Технологизация процесса профориентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОДХОДЫ К ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ипатьева Екатерина Степановна, Балданова Людмила Георгиевна

В статье представлен опыт применения в техникуме новых профориентационных психолого-педагогических технологий, развивающихся в рамках компетентностного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ипатьева Екатерина Степановна, Балданова Людмила Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологизация процесса профориентации»

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА

Технологизация процесса профориентации

ИПАТЬЕВА

Екатерина Степановна,

отличник народного просвещения, методист Усть-Ордынского аграрного техникума, п. Усть-Ордынский (Иркутская область)

Аннотация

В статье представлен опыт применения в техникуме новых профориентационных психолого-педагогических технологий, развивающихся в рамках компетентностного подхода

Ключевые слова:

профориентационная работа, самоопределение, подходы к профориентации

БАЛДАНОВА Людмила Георгиевна,

отличник профессионально-технического образования РФ, заместитель директора по УВР Усть-Ордынского аграрного техникума, п. Усть-Ордынский (Иркутская область)

Профориентационная работа в Усть-Ордынском аграрном техникуме осуществляется на основе целевых комплексных программ. Учебное учреждение ориентирует обучающихся не столько на отдельные профессии, сколько на конкретную область сельского хозяйства, сферы обслуживания или промышленности с учетом потребностей Усть-Ордынского Бурятского округа в кадрах различной квалификации.

Планируя профориентационную работу со школьниками, коллектив техникума ставит пред собой следующие задачи:

- разработку и внедрение комплексной программы (системы) профессиональной ориентации, социального проектирования профессиональной карьеры, направленной на повышение престижа профессий учебного учреждения, повышение информированности о его деятельности у школьников, их родителей и потенциальных социальных партнеров;

- обеспечение набора в техникум из числа выпускников общеобразовательных учреждений, чьи знания, умения, профессиональные интересы, склонности и способности, состояние здоровья в наибольшей мере соответствуют требованиям профессий, по которым проводится обучение в учебном учреждении.

Социологический опрос

Для определения резервных возможностей по активизации профориентационной работы, а также выявления отношения обучающихся к избранной профессии в техникуме ежегодно проводится социологический опрос методом

В настоящее время от успешности профориентационной работы зависит функционирование учебного заведения и его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Постоянное совершенствование системы профориентации является неотъемлемой частью образовательного процесса.

анкетирования. Анкета состоит из пяти блоков вопросов:

1. факторы, влияющие на выбор профессии;

2. удовлетворенность поступлением и обучением в техникуме;

3. проявление интереса к изучаемым дисциплинам;

4. способы получения информации о техникуме;

5. источники получения информации о техникуме.

На вопрос «Какие факторы повлияли на выбор профессии?» 37% респондентов ответили, что желают в будущем стать фермером или открыть частное предприятие; 32,7% поступили в техникум по совету родителей; 13,8% — по совету друзей; 23,8% — с целью продолжения династии и 7,6% — просто приобрести профессию. 92,3% респондентов испытывают моти-вационное удовлетворение за счет созданных условий (организационных, учебных и коммуникационных) в учебном заведении.

30% опрошенных отметили слабое влияние школьных учителей на их самоопределение, 38,4% респондентов не мотивированы к выбору какой-либо профессии и проявляют к этому полное безразличие.

Основным источником информации о техникуме и профессиях первокурсники называют родителей и друзей (46,5%), самостоятельно получают эту информацию 38,7% респондентов.. Таким образом, основная цель профориентации состоит в том, чтобы не оставить молодого человека предоставленным самому себе при выборе профессии, а помочь ему в процессе успешного профессионального самоопределения.

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Объединение усилий

Для качественного проведения профессионального просвещения составляется план совместной работы педагогического коллектива техникума с управлениями образования муниципальных районов, отделом молодежной политики администрации Эхирит-Булагатского района, отделом образования на национальных (родных) языках администрации Усть-Ордынского Бурятского округа, Центром занятости Эхирит-Булагатского района, Усть-Ордынской библиотекой им. М.Н. Хангалова.

В течение 20 лет проводятся социологические опросы школьников, данные обрабатываются координационным советом, и по итогам опроса корректируется профориентационная работа.

Как показывают исследования, большую роль в профессиональном самоопределении выпускников школ играют их родители и друзья. Поэтому профориентаторы более активно сотрудничают с родителями, выступая на школьных родительских собраниях, привлекают к профориентационной работе студентов техникума (в течение 20 лет работает агитбригада «Непоседы», которая представляет техникум в школах округа).

Психологическая поддержка

Важным этапом профориентационной деятельности является психологическая поддержка поступающих в период работы приемной комиссии. Цель проводимой работы — формирование у ребят внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению своего профессионального развития, активизация психических, интеллектуальных свойств и качеств, влияющих на успешность деятельности в выбранной профессии.

Для достижения этой цели с абитуриентами с учетом их склонностей и профессиональных предпочтений проводится индивидуальное профориентационное занятие «Подтверждение профессионального выбора». Данная психодиагностика позволяет определить склонность поступающего к определенным видам профессиональной деятельности и дать предварительную прогнозную оценку относительно успеха в выбранной профессии и степени удовлетворения от собственного труда.

Три подхода

В настоящее время в техникуме используются следующие подходы к профориентации: информационный, диагностико-консультаци-онный, развивающий.

Информационный подход — обеспечение разнообразной достоверной информацией об образовательном учреждении, профессиях, по которым обучают в техникуме. Эффективными профориентационными формами работы в рамках данного подхода являются дни от-

крытых дверей, ежегодные областные ярмарки вакансий и профессий «Трудом велик и славен человек», встречи со специалистами, презентации, семинары, посвященные профориента-ционной тематике, справочники, рекламные и имиджевые статьи о техникуме в СМИ («В ногу со временем», «Я и моя профессия» и др.), видеоматериалы, сайт техникума, содержащий полную информацию о предоставляемых образовательных услугах.

Особое внимание уделяется разработке и обновлению информационного материала о техникуме. Рекламный материал содержит не только необходимую для поступающих информацию, но и привлекательно оформлен. Так, презентация техникума представлена мультимедийным материалом и отражает специфику профессиональной подготовки по всем профессиям, которые можно получить в учебном заведении.

Разработаны буклеты для поступающих, профессиопрограммы, в которых представлена информация об основной и дополнительных профессиях, необходимых знаниях и умениях.

Проводимые экскурсии по учебным аудиториям позволяют сформировать у школьника его мотива-ционную сферу и пробудить интерес к профессии. Стоит отметить, что такие экскурсии продолжаются больше отведенного для них времени, поскольку человеку всегда интересно взглянуть на то, что может в дальнейшем определить его жизненный путь.

Диагностико-консультационный подход — установление соответствия тому или иному виду деятельности путем сопоставления интеллектуальных, психологических особенностей школьника и требований к профессиям. К актуальным методам работы в данном направлении относятся: интервью-собеседование и анкетирование; профориентационное консультирование; профориентационные тесты, оценивающие потенциал обследуемых и их профессионально важные качества.

Развивающий подход — формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства. В рамках данного направления эффективно используются тренинги и мастер-классы, развивающие отдельные компетенции, необходимые для успешного освоения рабочих профессий; деловые игры, позволяющие примерить на себя различные профессиональные роли и воспроизвести ситуацию трудовых отношений.

За счет использования данных подходов техникум смог достичь хороших результатов в профориентационной работе: план набора абитуриентов на первый курс ежегодно выполняется.

Влияние школьных учителей на самоопределение будущих студентов техникума прослеживается слабо, о чем свидетельствуют 30% опрошенных

В течение 20 лет проводятся социологические опросы школьников, данные обрабатываются координационным советом, и по итогам опроса корректируется профори-ентационная работа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.