Научная статья на тему 'Комплексная правовая помощь участникам уголовного судопроизводства при осуществлении мер безопасности'

Комплексная правовая помощь участникам уголовного судопроизводства при осуществлении мер безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
787
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ / УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY MEASURES / STATE PROTECTION / LEGAL AID / PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS / GROUNDS FOR APPLYING SECURITY MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фадеев П. В.

Правовая помощь участникам уголовного процесса представлена как комплексное явление, включающее признаки международной правовой помощи, квалифицированной юридической помощи, а также деятельности государственных органов уголовного судопроизводства и профессиональных юристов (адвокатов, защитников, представителей) по содействию физическим и юридическим лицам в целях защиты, охраны и реализации их прав и законных интересов. Рассмотрены: правовая помощь при угрозе жизни, здоровью, правам участников уголовного процесса; деятельность отдельных субъектов уголовного судопроизводства, направленная на разъяснение прав лиц, подвергшихся криминальному воздействию. Определяются основания для осуществления мер безопасности, вносятся предложения по совершенствованию части 3 статьи 11 УПК РФ: «3. При наличии данных об угрозе причинения запрещенным уголовным законом деянием физического, имущественного, морального вреда либо иного вреда правам и законным интересам потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников, родственников или близких лиц суд (судья), прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания и дознаватель на основании их письменного (устного) заявления или по собственной инициативе не позднее двадцати четырех часов с момента их получения принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные частью девятой статьи 166, частью второй статьи 186, частью восьмой статьи 193, пунктом 4 части второй статьи 241 и частью пятой статьи 278 настоящего Кодекса, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE LEGAL AID TO THE PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS WHEN APPLYING SECURITY MEASURES

Legal assistance to the participants in criminal procedure is represented as a complex phenomenon, including the features of international legal assistance, qualified legal assistance, as well as the activities of public authorities in criminal proceedings and professional lawyers (attorneys, advocates, representatives) to assist physical and legal persons to protect, safeguard and realize their rights and interests. Legal assistance in case of threat to life, health, rights of participants in criminal proceedings is considered. The activity of certain subjects of criminal proceedings aimed at explaining the rights of crime victims is analyzed. The grounds for applying security measures are determined. Proposals for improving part 3 of article 11 of the RF Criminal Procedure Code are made: "3. In case there is a threat of causing physical, property, moral damage or other harm prohibited by criminal law to rights and legitimate interests of the victim, witness or other participants in criminal proceedings as well as their close relatives, relatives or close persons, the court (judge), the prosecutor, the head of the investigative agency, the investigator, the preliminary investigation agency take security measures, provided by part 9 of article 166, part 2 of article 186, part 8 of article 193, paragraph 4 of part 2 of article 241 and part 5 of article 278 of this Code as well as other security measures provided by the RF legislation, in respect of those persons within twenty-four hours on the basis of these persons' written (oral) statement or on their own initiative within their competence".

Текст научной работы на тему «Комплексная правовая помощь участникам уголовного судопроизводства при осуществлении мер безопасности»

ФАДЕЕВ П.В., кандидат юридических наук, доцент, [email protected] Факультет подготовки научно-педагогических и научных кадров;

Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 117437, Москва, Академика Волгина, 12

FADEEV P.V.,

Candidate of Legal Sciences, associate professor, [email protected] Faculty of scientific and teaching staff training;

Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Academician Volgin St. 12, Moscow, 117437, Russian Federation

КОМПЛЕКСНАЯ ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ УЧАСТНИКАМ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

Реферат. Правовая помощь участникам уголовного процесса представлена как комплексное явление, включающее признаки международной правовой помощи, квалифицированной юридической помощи, а также деятельности государственных органов уголовного судопроизводства и профессиональных юристов (адвокатов, защитников, представителей) по содействию физическим и юридическим лицам в целях защиты, охраны и реализации их прав и законных интересов. Рассмотрены: правовая помощь при угрозе жизни, здоровью, правам участников уголовного процесса; деятельность отдельных субъектов уголовного судопроизводства, направленная на разъяснение прав лиц, подвергшихся криминальному воздействию. Определяются основания для осуществления мер безопасности, вносятся предложения по совершенствованию части 3 статьи 11 УПК РФ: «3. При наличии данных об угрозе причинения запрещенным уголовным законом деянием физического, имущественного, морального вреда либо иного вреда правам и законным интересам потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников, родственников или близких лиц суд (судья), прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания и дознаватель на основании их письменного (устного) заявления или по собственной инициативе не позднее двадцати четырех часов с момента их получения принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные частью девятой статьи 166, частью второй статьи 186, частью восьмой статьи 193, пунктом 4 части второй статьи 241 и частью пятой статьи 278 настоящего Кодекса, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации».

Ключевые слова: меры безопасности, государственная защита, правовая помощь, участники уголовного судопроизводства, основания применения мер безопасности.

COMPREHENSIVE LEGAL AID TO THE PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS WHEN APPLYING SECURITY MEASURES

Abstract. Legal assistance to the participants in criminal procedure is represented as a complex phenomenon, including the features of international legal assistance, qualified legal assistance, as well as the activities of public authorities in criminal proceedings and professional lawyers (attorneys, advocates, representatives) to assist physical and legal persons to protect, safeguard and realize their rights and interests. Legal assistance in case of threat to life, health, rights of participants in criminal proceedings is considered. The activity of certain subjects of criminal proceedings aimed at explaining the rights of crime victims is analyzed. The grounds for applying security measures are determined. Proposals for improving part 3 of article 11 of the RF Criminal Procedure Code are made: "3. In case there is a threat of causing physical, property, moral damage or other harm prohibited by criminal law to rights and legitimate interests of the victim, witness or other participants in criminal proceedings as well as their close relatives, relatives or close persons, the court (judge), the prosecutor, the head of the investigative agency, the investigator, the preliminary investigation agency take security measures, provided by part 9 of article 166, part 2 of article 186, part 8 of article 193, paragraph 4 of part 2 of article 241 and part 5 of article 278 of this Code as well as other security measures provided by the RF legislation, in respect of those persons within twenty-four hours on the basis of these persons' written (oral) statement or on their own initiative within their competence".

Keywords: security measures, state protection, legal aid, participants in criminal proceedings, grounds for applying security measures.

В настоящее время совершенствование гарантий безопасности участников уголовного процесса является важной задачей, стоящей перед учеными и практическими работниками. Своевременно принятые меры безопасности позволяют сохранить жизнь, здоровье, имущество лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, способствуют реализации их прав и обязанностей, содействуют расследованию преступлений и разрешению уголовного дела по существу.

Однако статистика показывает, что в России ежегодно около 2 млн потерпевших и свидетелей в ходе расследования и рассмотрения уголовных дел по особо тяжким преступлениям получают угрозы с целью изменения либо отказа от даваемых показаний. Многие граждане, ставшие жертвами или свидетелями преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников либо не веря в эффективность помощи со стороны государственных органов*.

Указанные обстоятельства подтверждают и данные эмпирических исследований. Так, 16,3 % потерпевших испытывают реальную угрозу своей безопасности, но только 31,6 % из них обращаются в правоохранительные органы по вопросу обеспечения своей защиты. Удовлетворены действиями, направленными на обеспечение безопасности, всего 2,1 % опрошенных лиц. У 61,3 % потерпевших нет уверенности в том, что их безопасность при оказании содействия правосудию будет осуществлена надлежащим образом [1, с. 137]. Из числа опрошенных свидетелей и потерпевших, содействующих правосудию, 48 % меняют свои показания по соображениям собственной безопасности под влиянием шантажа, угроз, 67 % опасаются за свою безопасность [2, с. 4]. Изучение уголовных дел показывает аналогичные результаты [1, с. 139].

Как отмечается в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, государствам следует содействовать жертвам преступления, чтобы им предоставлялась

* Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы»: постановление Правительства РФ от 2 окт. 2009 г. N 792: ред. от 16 дек. 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 41. Ст. 4778; 2013. N 51. Ст. 6873.

надлежащая помощь на протяжении всего судебного разбирательства, принимались меры для охраны их личной жизни, обеспечения их безопасности, а также безопасности их семей и свидетелей с их стороны и их защиты от запугивания и мести**. Вместе с тем анализ показывает, что проблемы правового содействия*** участникам уголовного судопроизводства при необходимости осуществления мер безопасности, как правило, не входят в круг интересов ученых. В связи с этим исследование деятельности по оказанию правовой помощи участникам уголовного судопроизводства при угрозе лишения жизни и здоровья, нарушения имущественных и иных прав позволит восполнить этот пробел и стать одним из важных факторов, способствующих повышению эффективности правоприменительной практики и уголовно-процессуального законодательства.

На наш взгляд, деятельность по оказанию правовой помощи участникам уголовного судопроизводства по своей сущности схожа с деятельностью по государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса.

Во-первых, оба вида деятельности связаны прежде всего с правовым содействием потерпевшему, свидетелю и иным участникам уголовного процесса в устранении угрозы преступного воздействия на их права и законные интересы.

Как отмечается в юридической литературе, правовая помощь в уголовном процессе представляет собой основанную на нормах международного и национального права деятельность государственных органов уголовного судопроизводства и их должностных лиц, профессиональных юристов (адвокатов, защитников, представителей) и иных уполномоченных субъектов, связанную с использованием соответствующих юридических средств (способов, методов, приемов) и направленную на содействие физическим и

** Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.) // Международно-правовая защита прав и основных свобод человека: сб. между-нар. соглашений и рекомендаций: в 2 ч. / сост. Л.А. Новикова. Орел, 1997. Ч. 2. С. 47-49.

*** В русском языке слово «помощь» определяется как «содействие кому-нибудь в чем-нибудь, приносящее облегчение кому-нибудь» [3, с. 454].

юридическим лицам в целях защиты, охраны и реализации их прав и законных интересов при выявлении преступлений, их расследовании и судебном разбирательстве, а также реализации приговоров и иных решений [4, с. 240-241]. Иными словами, сущностью правовой помощи в уголовном процессе является правовое содействие участникам уголовного судопроизводства в целях предупреждения и пресечения преступлений, восстановления и реализации их прав и законных интересов, в том числе в сфере государственной защиты.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» под государственной защитой потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства понимается осуществление предусмотренных законом мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами*. Анализ показывает, что и при государственной защите уполномоченные субъекты в большей мере осуществляют деятельность, связанную с правовым содействием участникам уголовного судопроизводства, обратившимся за помощью, в целях предупреждения и пресечения в отношении их преступлений, устранения угрозы посягательства на их жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность, имущество, честь и достоинство. Суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания и дознаватель в обязательном порядке принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные ч. 3 ст. 11 УПК РФ.

Во-вторых, деятельность государственных органов уголовного судопроизводства как при применении мер государственной защиты, так и при оказании правовой помощи участникам уголовного процесса в случае угрозы их жизни, здоровью, имущественным и иным правам осу-

* О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: федер. закон от 20 авг. 2004 г. N 119-ФЗ: ред. от 4 июня 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. N 34. Ст. 3534; 2014. N 23. Ст. 2930.

ществляется на основе одних и тех же правовых актов с использованием одинаковых юридических средств [4, с. 231-240].

В-третьих, уголовно-процессуальные отношения при оказании правовой помощи и государственной защиты предполагают совместную активную деятельность физических лиц, с одной стороны, обладающих информацией о приготовлении, покушении или совершении преступления и изъявивших желание содействовать раскрытию и расследованию преступлений, судебному разбирательству уголовного дела, с другой - подвергшихся угрозам убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения их имущества либо совершения иных опасных противоправных деяний и нуждающихся в применении мер безопасности со стороны государственных органов для предотвращения и пресечения в отношении их противоправного воздействия.

Однако это не значит, что правовая помощь и государственная защита в уголовном судопроизводстве являются идентичными категориями. Представляется, что они имеют отличия, связанные с характером их деятельности.

1. Правовая помощь и государственная защита в уголовном судопроизводстве отличаются по субъектам осуществления этих видов деятельности. Оказание правовой помощи при принятии мер безопасности предполагает содействие физическим и юридическим лицам не только со стороны государственных органов уголовного судопроизводства и их должностных лиц, но и профессиональных юристов (адвокатов, защитников, представителей), а также иных субъектов. В отличие от правовой помощи государственная защита участников уголовного судопроизводства осуществляется только уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами.

2. Их отличия связаны с содержанием используемых юридических средств (способов, методов, приемов), призванных обеспечить эффективную защиту, охрану и реализацию прав и законных интересов участникам уголовного процесса. Учитывая, что правовую помощь оказывают не только государственные органы уголовного судопроизводства, но и представители негосударственных организаций, применяемые юридические средства (способы, методы, приемы) при оказании правовой помощи и государс-

твенной защите отличаются друг от друга. Так, государственная защита участников уголовного судопроизводства носит только государственно-властный характер [5, с. 1213; 6, с. 30-35]. При оказании правовой помощи, осуществляемой государственными органами уголовного судопроизводства и их должностными лицами, профессиональными юристами (адвокатами, защитниками, представителями), а также иными субъектами, уполномоченными выполнять определенные уголовно-процессуальные функции или участвовать в их реализации, используются правовые средства (способы, методы, приемы) не только властно-распорядительного, но и негосударственного характера. К ним следует относить правовые средства юридической помощи (юридические советы, консультации), а также любые другие средства, указанные в уголовно-процессуальном законодательстве или не запрещенные им, способствующие содействию физическим и юридическим лицам [4, с. 234-238]. Например, представитель потерпевшего или защитник обвиняемого могут разъяснить своим доверителям сущность действующих правовых актов о государственной защите, основания и порядок ее осуществления, право ходатайствовать о применении мер безопасности, а также оказывать содействие в реализации их прав и законных интересов в этом направлении. В случае вынесения постановления (определения) об отказе в применении мер безопасности или мер социальной защиты они имеют право помочь в обжаловании данных решений в вышестоящий орган, прокурору или в суд.

3. В качестве объекта уголовно-процессуальных отношений при оказании правовой помощи выступают права и законные интересы участников уголовного судопроизводства [4, с. 161-181], при государственной защите лиц, содействующих правосудию, - безопасность личности*, ее жизнь, здоровье, имущество.

4. Правовая помощь участникам уголовного судопроизводства осуществляется

* По мнению А.Ю. Епихина, безопасность — «комплекс условий, обеспечивающих состояние защищенности объекта охраны (защищаемого лица) от угрозы нападения либо фактического противоправного воздействия на него со стороны кого бы то ни было, направленных на оборону от имеющейся опасности или угрозы ее появления» [7, с. 53-54].

в целях защиты, охраны и реализации их прав и законных интересов при выявлении преступлений, их расследовании и судебном разбирательстве, в том числе при угрозе жизни, здоровью и т.д. Государственная защита, с одной стороны, осуществляется в целях устранения угрозы жизни, здоровью физических лиц, уничтожения и повреждения их имущества, с другой — способствует пресечению уклонений лиц, виновных в совершении преступления, от справедливого наказания либо мести за добросовестное участие в уголовном процессе, раскрытию и расследованию преступлений, судебному разбирательству уголовного дела.

Таким образом, анализ особенностей оказания правовой помощи и государственной защиты при угрозе жизни, здоровью, имущественным и иным правам участников уголовного процесса показал, что правовая помощь, с одной стороны, сходна по своей сущности с государственной защитой, а данную деятельность в большей мере осуществляют государственные органы уголовного судопроизводства, использующие одни и те же юридические средства. С другой стороны, правовая помощь участникам уголовного судопроизводства имеет свои отличия, связанные с объектом и целью осуществления этой деятельности, а также участием в ней не только государственных органов уголовного судопроизводства, но и профессиональных юристов (адвокатов, защитников, представителей), использующих соответствующие юридические средства (способы, методы, приемы) негосударственного характера.

Изучение вопросов оказания правовой помощи участникам уголовного судопроизводства при применении мер безопасности обозначило несколько основных причин их ненадлежащей реализации. По нашему мнению, одной из проблем, ограничивающих возможность потерпевшего и других участников уголовного судопроизводства на получение правовой помощи, является их крайне низкая информированность о праве на применение мер безопасности, основаниях и порядке осуществления государственной защиты.

Недостаточная эффективность правового содействия потерпевшим и другим участникам уголовного судопроизводства связана, с одной стороны, с их незнанием положений уголовно-процессуального законодательства о содержании и процедуре

избрания уголовно-процессуальных и иных мер безопасности и социальной защиты, с другой - с формальным подходом к разъяснению их права в этой сфере со стороны следователя, действия которого «...проявляются, как правило, в получении подписи потерпевшего в постановлении о признании его таковым, в том числе удостоверяющей факт ознакомления с правами и, что самое важное, разъяснений их» [1, с. 140]. Проведенные исследования по этому вопросу показали, что только треть опрошенных следователей информируют потерпевших об их праве на ходатайство о применении мер безопасности в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ [8, с. 241], и только 8,3 % из них разъясняют содержание этого права [1, с. 140].

На наш взгляд, в целях повышения эффективности реализации прав потерпевшего и других участников уголовного судопроизводства в данной сфере целесообразно обязать суд, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, орган дознания, дознавателя вручать им памятку, в которой разъяснять их право на государственную защиту, процедуру и механизм применения мер безопасности, а также составлять отдельный протокол разъяснения права потерпевшего и других участников уголовного судопроизводства в данной сфере [8, с. 241]. Следует отметить, что в некоторых странах потерпевшему обязательно разъясняются действия, которые он может предпринять в случае угрозы со стороны обвиняемого [9, с. 81].

Еще одной важной проблемой, влияющей на своевременное принятие мер безопасности в отношении потерпевшего и других участников уголовного судопроизводства, нуждающихся в правовом содействии со стороны государственных органов, является некорректная формулировка оснований их применения.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ фактическим основанием для принятия мер безопасности является наличие достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями. В статье 16 Федерального закона «О государственной

защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

Анализ показывает, что в одном случае термин «данные» усилен словом «достаточные», во втором - словосочетанием «о наличии реальной угрозы». С точки зрения русского языка* изложенные в таком контексте основания предписывают должностным лицам, принимающим решение о государственной защите, убедиться в наличии сведений, подтверждающих факт угрозы, с учетом интересов всех заинтересованных участников, и отвечающих определенным условиям. В любом случае эти данные и реальность угрозы должны быть проверены органом, уполномоченным на осуществление государственной защиты, и в течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) принимается решение о применении мер безопасности или об отказе в их применении.

С этим положением соглашаются многие ученые. Так, авторы одного из комментариев к УПК РФ указывают, что в соответствующем постановлении должны быть приведены обоснованные фактические данные, указывающие на наличие угрозы, которая должна быть реальной, а не мнимой, и т.п. [10, с. 51, 489]. Реальность возникновения угрозы, по мнению других ученых, может быть также установлена данными, полученными в ходе проведения оперативно-розыскных действий [11].

Такой подход к проверке оснований применения мер безопасности к потерпевшему и другим участникам уголовного судопроизводства способствует появлению многочисленных рекомендаций для практических работников. Например, рекомендуется при определении реальности угрозы учитывать следующие объективные обстоятельства:

* В Словаре русского языка слово «достаточный» разъясняется как «Удовлетворяющий потребностям, необходимым условиям», а слово «реальный» — «Действительно существующий, не воображаемый» [3, с. 144, 548].

1) тяжесть и характер преступления, в связи с которым возник вопрос о применении мер безопасности;

2) характеристику лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, которые каким-либо образом заинтересованы в исходе дела (прежние судимости, положение в обществе, материальное положение, особенности характера, психическая уравновешенность, религиозная и (или) национальная принадлежность (учет национальности и вероисповедания лица, от которого исходит или может исходить угроза, в данном случае никак не ограничит конституционные права данного лица; кроме того, традиции кровной мести и специфическое понимание нравственных категорий представителями определенных национальностей или религиозных групп заставляют относиться к исходящим от них угрозам и обещаниям с большей внимательностью);

3) уязвимость защищаемого лица [12, с. 79].

Анализ рассмотренных оснований показывает, что законодатель не только некорректно изложил их признаки, позволяющие признать необходимость принятия решения о мерах безопасности, но и не признал приоритетными интересы потерпевшего и других участников уголовного процесса, обратившихся за содействием в государственные органы уголовного судопроизводства.

На наш взгляд, на ущемление интересов потерпевшего указывает, во-первых, требование к должностным лицам, принимающим решение о применении мер безопасности, об обязательности проверки ходатайства (заявления, сообщения) с целью установления в течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) «достаточность данных» и «реальность угрозы» жизни, здоровью и имуществу. В реальной жизни часто встречаются ситуации, когда подтвердить наличие такой опасности для потерпевшего и других участников уголовного процесса со стороны обвиняемого или иных лиц не представляется возможным по различным причинам (разо-вость угрозы, отсутствие свидетелей и т.п.). В указанный срок для принятия решения установить достаточность данных о наличии признаков преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 309 УК РФ «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению

от дачи показаний либо к неправильному переводу», очень проблематично. В связи с «отсутствием» оснований разрешение подобных ситуаций, как правило, заканчивается отказом в применении рассматриваемых мер, что подтверждают 100 % опрошенных следователей и дознавателей [1, с. 142].

Во-вторых, объект уголовно-процессуальных отношений ограничен только правом на жизнь, здоровье и имущество. В действительности противоправное посягательство может быть направлено на честь и достоинство защищаемых лиц [13, с. 165], иные их права и законные интересы. В жизни имеют место ситуации, когда потерпевший или иной участник уголовного судопроизводства подвергается противоправному воздействию, например, в результате демонстративного преследования на улицах, фотографирования, ночных звонков, распространения порочащих сведений и т.д.

Следовательно, требование законодателя установить достаточные данные о признаках преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 309 УК РФ, в срок до трех суток, а также ограничение объекта уголовно-процессуальных отношений не способствуют признанию интересов потерпевшего и других участников уголовного судопроизводства, подвергшихся преступному воздействию, в качестве приоритетных.

В этом отношении заслуживает внимание проект УПК Республики Казахстан (по состоянию на 30 апреля 2013 г.), в котором предусмотрена отдельная глава 12, посвященная обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства. В соответствии с ч. 1 ст. 96 проекта УПК Республики Казахстан орган, ведущий уголовный процесс, обязан принять меры безопасности в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, других лиц, участвующих в уголовном процессе, а также членов их семей и близких родственников, если в связи с производством по уголовному делу имеются данные об угрозе совершения в отношении их насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния. В формулировке оснований для применения таких мер отсутствует словосочетание «достаточные данные». Кроме того, в ст.ст. 96-98 определено, что меры безопасности также применяются в целях защиты от разглашения государственных секретов либо сведений об интимных

сторонах жизни участвующих в деле лиц на основании устного (письменного) заявления потерпевшего или по собственной инициативе органов расследования в течение 24 часов с момента его получения. В отличие от российского уголовно-процессуального законодательства предусмотрены меры безопасности, которые позволяют учитывать степень опасности и реальность угрозы. В их числе официальное предостережение лицу, от которого исходит угроза применения насилия или других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном привлечении его к уголовной ответственности; избрание меры процессуального принуждения в виде запрета на приближение; и др.

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным в качестве оснований признать только требование участников уголовного судопроизводства о принятии в отношении их и иных лиц мер безопасности с тем, чтобы защитить потерпевшего даже от мнимой угрозы, чем допустить причинение ему вреда со стороны обвиняемого [1, с. 142-143]. По нашему мнению, такой подход, с одной стороны, упростит процедуру осуществления мер безопасности, с другой - потребует увеличения количества принимаемых уголовно-процессуальных мер безопасности, учитывающих степень опасности противоправного воздействия, а также совершенствования полномочий суда (судьи), прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя.

Существуют и иные проблемы неэффективности применения мер безопасности. В частности, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации указывает на недостаточное финансирование программы по защите потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства, недостаточность раз-

меров компенсации вреда, причиненного противоправными действиями, а также на отсутствие практических навыков применения защитных мер, предусмотренных законом, у сотрудников правоохранительных органов и др. [14]. Не уделяется внимания деятельности сотрудников частных охранных и детективных организаций, входящих в «негосударственную» часть российской правоохранительной системы. Однако, по нашему мнению, наиболее важными из них с точки зрения оказания правовой помощи-являются рассмотренные выше проблемы.

На основании изложенного, в целях своевременного и эффективного применения мер безопасности при оказании правовой помощи участникам уголовного судопроизводства, предлагаем ч. 3 ст. 11 УПК РФ изложить в следующей редакции:

«3. При наличии данных об угрозе причинения запрещенным уголовным законом деянием физического, имущественного, морального вреда либо иного вреда правам и законным интересам потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников, родственников или близких лиц суд (судья), прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания и дознаватель на основании их письменного (устного) заявления или по собственной инициативе не позднее двадцати четырех часов с момента их получения принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные частью девятой статьи 166, частью второй статьи 186, частью восьмой статьи 193, пунктом 4 части второй статьи 241 и частью пятой статьи 278 настоящего Кодекса, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации».

Список литературы

1. Синенко С.А. Обеспечение прав и законных интересов потерпевшего в уголовном судопроизводстве: монография. Хабаровск: Дальневосточный юрид. ин-т МВД РФ, 2013. 320 с.

2. Авдеев М.А. Теоретические и правовые основы обеспечения личной и имущественной безопасности участников уголовного судопроизводства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 28 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. 748 с.

4. Фадеев П.В. Теоретические основы правовой помощи участникам уголовного судопроизводства: монография / под ред. О.А. Зайцева. М.: Юрлитинформ, 2014. 280 с.

5. Шевченко К.Д. Процессуальные аспекты государственной защиты потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

6. Воронов Д.В. Порядок применения мер безопасности, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации // Алтайский юридический вестник. 2013. N 2 (2). С. 30-35.

7. Епихин А.Ю. Обеспечение безопасности личности в уголовном судопроизводстве. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. 331 с.

8. Комиссаров В.И., Славгородская О.А. Гарантии прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве // Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве: материалы междунар. науч.-практ. конф. М., 2011.

9. Кухта К.И., Махов В.Н. Правовой статус жертвы преступления (потерпевшего) в уголовном процессе США. М.: Юрлитинформ, 2008. 216 с.

10. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. М.: Юрайт, 2012. 1371 с.

11. Кобцова Т.С., Кобцов П.В., Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (постатейный). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Шнитенков А.В., Великий Д.П. Комментарий к Федеральному закону «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (постатейный). М.: Юрлитинформ, 2007. 112 с.

13. Ибрагимов И.М. Правомерные возможности защиты прав потерпевшего в российском уголовном процессе. М., 2008. 228 с.

14. Рос. газ. 2008. 4 июня.

References

1. Sinenko S.A. Obespecheniepravizakonnykh interesovpoterpevshego vugolovnom sudoproizvodstve [Ensuring the rights and legitimate interests of victims in criminal proceedings]. Khabarovsk, Far Eastern Law Institute of the Russian Interior Ministry, 2013. 320 p.

2. Avdeev M.A. Teoreticheskie i pravovye osnovy obespecheniya lichnoy i imushchestvennoy bezopasnosti uchast-nikov ugolovnogo sudoproizvodstva. Avtoref. Kand. Diss. [Theoretical and legal bases of the personal and property safety of participants in criminal proceedings. Autoabstract Cand. Diss.]. Moscow, 2009. 28 p.

3. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka [Russian dictionary: Some 57 000 words]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1988. 748 p.

4. Fadeev P.V. Teoreticheskie osnovy pravovoy pomoshchi uchastnikam ugolovnogo sudoproizvodstva [Theoretical Foundations of legal aid to participants in criminal proceedings]. Moscow, Yurlitinform Publ., 2014. 280 p.

5. Shevchenko K.D. Protsessual'nye aspekty gosudarstvennoy zashchity poterpevshikh, svideteley i drugikh lits, sodeystvuyushchikh ugolovnomu sudoproizvodstvu. Avtoref. Kand. Diss. [Procedural aspects of the state protection of victims, witnesses and other persons assisting in criminal proceedings. Autoabstract Cand. Diss.]. Moscow, 2004.

6. Voronov D.V. Poryadokprimeneniya mer bezopasnosti, predusmotrennykh Ugolovno-protsessual'nym kodeksom Rossiyskoy Federatsii [The procedure for application of security measures provided by the Criminal Procedure Code of the Russian Federation]. Altayskiy yuridicheskiy vestnik - Altai Law Herald, 2013, no 2 (2), pp. 30-35.

7. Epikhin A.Yu. Obespechenie bezopasnosti lichnosti v ugolovnom sudoproizvodstve. [Ensuring the safety of individuals in criminal proceedings]. St. Petersburg, Yuridicheskiy tsentr Press Publ., 2004. 331 p.

8. Komissarov V.I., Slavgorodskaya O.A. Garantii prav poterpevshego v ugolovnom sudoproizvodstve [Guarantee the rights of victims in criminal proceedings]. Okhrana pravisvobod cheloveka igrazhdanina v ugolovnom sudoproizvodstve [Protection of the rights and freedoms of individuals in criminal proceedings]. Moscow, 2011.

9. Kukhta K.I., Makhov V.N. Pravovoy status zhertvy prestupleniya (poterpevshego) v ugolovnom protsesse SShA [The legal status of the victim (victim) in criminal proceedings USA]. Moscow, Yurlitinform Publ., 2008. 216 p.

10. Kommentariy k Ugolovno-protsessual'nomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii [Commentary on the Criminal Procedure Code of the Russian Federation]. Moscow, Yurayt Publ., 2012. 1371 p.

11. Kobtsova T.S., Kobtsov P.V., Smushkin A.B. KommentariykFederal'nomuzakonu ot20avgusta2004 g. N 119-FZ «O gosudarstvennoy zashchite poterpevshikh, svideteley i inykh uchastnikov ugolovnogo sudoproizvodstva» (postat-eynyy). [Commentary to the Federal Law of 20 August 2004 N 119-FZ "On state protection of victims, witnesses and other participants in criminal proceedings" (itemized)]. Accessed at reference legal system "Consultant Plus".

12. Shnitenkov A.V., Velikiy D.P. Kommentariy k Federal'nomu zakonu "O gosudarstvennoy zashchite poterpevshikh, svideteley i inykh uchastnikov ugolovnogo sudoproizvodstva" (postateynyy) [Commentary to the Federal Law "On state protection of victims, witnesses and other participants in criminal proceedings" (itemized)]. Moscow, Yurlitinform Publ., 2007. 112 p.

13. Ibragimov I.M. Pravomernye vozmozhnosti zashchity prav poterpevshego v rossiyskom ugolovnom protsesse [Legitimate opportunities to protect the rights of the victim in the Russian criminal trial]. Moscow, 2008. 228 p.

14. Rossiyskaya gazeta - The Russian newspaper, 2008, 4 June.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.