Назначение детям синглетно-кислородных коктейлей на протяжении 10 дней дало возможность значительно уменьшить количество патогенной микрофлоры в носоглотке, повысить уровень нормальной микрофлоры и снизить активность воспалительных процессов.
В результате применения метода наблюдалось общее улучшение состояния здоровья детей, снижение острой заболеваемости, нормализация бактериальной микрофлоры у детей с хроническими тонзиллитами, «восстановление» микробиоценоза носоглотки, улучшение успешности, понижение уровня невротических и депрессивных состояний.
СКТ должны стать одним из базовых методов оздоровления детей в организованных коллективах. Сингл етно-кислородные смеси представляют собой обогащенные синглетным кислородом ингаляции, коктейли, приготовленные на основе столовой бутылированной и минеральной воды, фиточаев, соков, растительных сиропов.
Противопоказаний для применения метода не выявлено.
Только системный подход к решению проблемы сохранения здоровья детей на базе учреждений образования обеспечит фундамент здоровья взрослого населения и процветания государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Самосюк И.З., Чухраев Н.В., Писанко О.И. «Синглетно-кислородная терапия». Научно-методическое пособие. Киев-Москва, 2007 г.
2. Недшько В.П., Омелъченко J1.I., Кваштна Л. В. i соавт. Оргашзащя профшактичних i оздоровчих заход ¡в для д1тей вумовах загально освггшх навчальних заклад1в (методичш рекомендацп). Кшв - 2012.
ТУЙ1Н
Ма^алада теменинтенив"п резонанстьщ физиотерапия мен синглетпк-еттекпк сауьи^тыруды ^олданатын oi^y мекемелерУц негЫнде жузеге асырылатын балалар денсаулыгын са^тау багдарламасыныц уйымдастырылу ерекшел1ктер1 ^арастырылган.
Туйш сездер: синглетпк-еттекпк емдеу, теменинтенив"п резонанстьщ физиотерапия, балалар денсаулыгын са^гау.
SUMMARY
The articleKozhanovaA.K.andChuhraevN.V.describedthe features ofthe organizationof the programpreserve the healthof childrenon the basisof educational institutionsusing thesinglet-oxygenprevention andlow-intensityresonancephysiotherapy.
Keywords: singlet-oxygen therapy, physiotherapy lower intensity resonance and protecting the health of
children.
УДК 614.2 - 053.5 - 078=943.72
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
УЙГУРСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ
К. В. Рахимова, В. Р. Шим, К. К. Бисенбай, Н. Ф. Твилинёва
Казахский Национальный Медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова,
Аннотация
В статье представлены клинические наблюдения за 1008 школьниками уйгурской популяции в возрасте от 6-17 лет с патологией костно-двигательной системы (дисплазия соединительной ткани), половое развитие в сравнительном аспекте (по возрасту, полу, национальной принадлежности).
Ключевые слова: дисплазия соединительной ткани, уйгурская популяция, половое развитее, физическое развитие
По результатам комплексной оценки 1008 школьников менее половины из них признано здоровыми, но к 1 группе здоровья отнесено лишь 8% (80 человек), 32% (320 человек) школьников вошло в группу риска (2 группа здоровья). Больных школьников выявлено 60% (608 человек), из них детей с хронической патологией в состоянии компенсации - 49% (3 группа здоровья). Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Количественный состав школьников за период 2003-20005 г.г. по группам здоровья
Группа 2003-2004 учебный год 2004-2005 учебный год
здоровья
I 100 человек 80 человек
II 420 человек 320 человек
III 556 человек 608 человек
Итого 1076 человек 1008 человек
Из таблицы видно, что в 2004-2005 г.г. по сравнению с 2003-2004 г.г. в первой группе количество уменьшилось на 1%, во второй - на 7%, а в третьей группе увеличилось на 8%. Таким образом, показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения с каждым годом.
Наиболее часто регистрировались заболевания ДСТ костно-двигательной системы (сколиозы разной степени тяжести, плоскостопие, косолапость, деформация грудной клетки). Частота выявления синдрома ДСТ достаточно велика от 26-80%. По данным Нечаевой Г.И. и соавторов (1997 г.), от 74 до 85% детей школьного возраста имеют различные признаки ДСТ. Очевидным фактом является наличие малых аномалий развития патологии со стороны висцеральных органов, а еще в большей степени, это касается опорно-двигательной системы, дебют которой начинается в детском возрасте. В последние годы появилась тенденция к нарастанию частоты травматических повреждений позвоночника у детей и подростков. Статистические данные свидетельствуют о неуклонном росте заболеваемости опорно-двигательного аппарата у подростков, следствием чего является снижение толерантности скелета к воздействию травм.
По данным Щеплягиной Л. А. снижение плотности костной массы отмечается у каждого третьего ребенка при сниженной мышечной массе. Установлено, что имеется реальный риск развития остеопороза у подростков при сколиозе, плоскостопии, деформации грудной клетки.
Из 100 обследованных детей показатели денситометра были в пределах от 1 Б О до 2,5 ББ у 30 школьников (30%), что указывало на наличие у них остеопении. У 15 (15%) школьников установлен остеопороз, так как показатели денситометра были меньше - 2,5 ББ без переломов. Данные представлены на рис. 1.
члпппйур'
остеопения остеопороз здоровые Рис. 1. Показатели плотности костной системы у школьников
В этой группе ни у одного ребенка не было переломов. У детей имелись малые аномалии развития (MAP) и сколиоз II степени в сочетании с плоскостопием II-III степени.
Остеопороз встречался преимущественно у школьников старшего возраста: у 12 школьников 5-11 классов и у 3-х детей младшего школьного возраста (1-4 классы).
1-4 класс
Рис. 2. Частота встречаемости остеопороза у школьников
Учащиеся страдали заболеваниями ЦНС, органов пищеварения (в том числе и кариес), нарушением зрения в виде миопии, болезнями органов дыхания, аллергическими заболеваниями, болезнями эндокринной системы и нарушением обмена веществ, болезнями органов кровообращения. Согласно данным отчетов школьных врачей, признаки хронической патологии диагностированы только у 15%, в то время как количество таких школьников оказалось по данным нашего исследования 494 человека (49%).
Переломным этапом в развитии уйгурских школьников является период полового созревания, когда происходит сложная нейрогормональная перестройка организма. Физиологически сроки полового созревания варьируют в широком возрастном диапазоне.
Первые признаки полового созревания у отдельных мальчиков отмечены в 12 лет в виде оволосения на лобке и мутации голоса. К 14 годам оволосение на лобке и в подмышечных впадинах имели более половины мальчиков и составили 61,2%, а к 16 годам 34,5% мальчиков имели 3-ю стадию оволосения на лобке и более 22% - 2-3 стадию в подмышечных впадинах.
Первые пубертатные изменения в виде 1-й стадии развития молочной железы у отдельных девочек отмечены в 9-летнем возрасте, к 15 годам почти все девочки имели 2-3 стадию оволосения лобка, 34,8% - 3- стадию оволосения в подмышечных впадинах. Ведущим критерием полового созревания девочек является возраст первой менструации -менархе. Средний возраст менархе у девочек составил 13,2±09 лет.
Недостаточная эффективность диспансерных осмотров школьников обусловлено значительной загруженностью участковых врачей, отсутствием доступных методов диагностики преморбидных состояний и выявления групп риска. Поэтому очень важно, чтобы эффективность диспансеризации школьников была выше, что можно достичь проведением оздоровительных мероприятий непосредственно в школе.
Рассматривая социализацию как приобретение человеком опыта общественной жизни, выделяют ее основные направления, которые соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: морально - нравственной, познавательной, поведенческой, эмоционально - чувственной, межличностной. Именно с этих ключевых позиций проведена интерпретация данных мониторинга, где выявлялось статистическое состояние
169
нравственно-эмоциональных изменений. Проведено анкетирование, в котором были выделены специальные показатели самооценки развития нравственно-эмоциональной сферы учащихся. Проведена интерпретация данных анкет (духовное и физическое самочувствие учащихся), которые, как нам кажется, помогают косвенно выделить возможности воздействия школы на эмоциональные аспекты детей. Анализ анкетных данных позволил выявить, что и в школьном образовании ученик, прежде всего, ориентирован на себя. После окончания школы ученики намереваются:
Поступать в ВУЗ - 65%, в колледж - 10%, в лицей - 4%, работать - 2%.
Подавляющее большинство школьников не ориентированы на выбор рабочей специальности. Некоторые учащиеся (19%) не могут определиться в выборе дальнейшего направления своего жизненного пути. Среди проблем, которые учащиеся выделяют сами, требующие организованной поддержки специалистов, на первом месте - проблемы личностного характера, которые лежат в области взаимоотношений - конфликты с родителями, со сверстниками, неудачи в любви (23%); на втором - учебные проблемы до 15% учащихся; затем - чувство тревожности и неуверенности в себе - 11%. По данным анкет, ученики не видят в своем поведении негативных проявлений, за исключением прогулов уроков, в принятии решения жизненных проблем снижается, что говорит о росте социальной изоляции ученика школы. Ученики все меньше чувствуют поддержку взрослых и друзей, что в целом негативно сказывается на учащихся. Учащиеся достаточно положительно оценивают социально-психологический климат в школьном коллективе. Большинство ребят считает, что их поведение в коллективе класса отличается. Общая тенденция восприятия учащихся себя в коллективе и коллективных взаимоотношений показывает устойчивую позицию школьника в детской среде. Большинство школьников уверены, что отношения между учениками можно оценивать «как дружные». При восприятии ситуаций, как угрожающих личности, учащиеся естественно выделяют наличие ситуаций:
• «оскорбления и унижения» со стороны администрации и учителей - 14% учащихся;
• «оскорбления и унижения» со стороны сверстников - около 14% учащихся;
• «оскорбления и унижения» со стороны родителей - 15% учащихся;
• «совершение физического насилия» со стороны администрации и учителей -4% учащихся;
• «совершение насилия» со стороны родителей - 14% учащихся;
• «совершение насилия» со стороны сверстников - 15% учащихся;
• «совершение насилия» со стороны воспитателей - 4% учащихся.
Таким образом, результаты мониторингового наблюдения за школьниками уйгурской популяции позволили выявить особенности социально-нравственных и других аспектов воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Емельянова H.H. «Динамика роста и развития сельских школьников чувашей на рубеже XX и XI столетий». - канд. дис., Нижний Новгород, 2000 г. 130 с.
2. Лазарев К.Ю. «Оценка физического развития детей школьного возраста в генетически подразделенных популяциях Республики Адыгея» - канд. дтс., Краснодар, 1999 г., 187 с.
3. Мажура Н.В. «Особенности здоровья детей и подростков из социопатических семей, находящихся в реабилитационном центре» - канд. дис., Екатеринбург, 2001 г., 140 с.
4. «Справочник семейного врача» под редакцией Матвейкова Г.Л., Минск «Беларусь», 2000 г., 768 с.
5. Шабалов Н.П. «Детские болезни», учебник, 5-е издание, том 1. Санкт-Петербург, «Питер», 2005 г., 829 с.
6. «Рост и развитие. Питание» Книга №5. Основы охраны здоровья матери и ребенка. «ЮНИСЕФ», 1996 г., 85 с.
ТУЙ1Н
Ец жш суйек-^имылдат^ыш жуйенщ(зтдщ эртурл1 дэрежесшщ сколиозы, ^азтабан, майма^тьщ, деформация кегарек) ЖМД ауруга шалдыгулары "пркелдк Статистикальщ деректерлер ьщ- ^озгалыс аппараттыц ауру-сыр^ауына бас жасеспрмдердщ туралы удайы есуде айга^гайды, салдармен ненщ сулденщ толеранттылыгыныц темендет- жара^аттыц эсерЫе болып табылады. 100 зерттелер бала-шагалардан денситометрдщ керсетюштер1 шепнде 1 SD до 2,5 SD бас 30 о^ушылар (30%) болды, бул бас олардыц остеопениядан барыма деген нус^ады. Бас 15(15%) о^ушылар остеопороз тагайынды, ce6e6¡ денситометрдщ KepceTKimTepi -2,5 SD сыньи^гармен кем TycTi.
О^ы - турл1 органныц жэне жуйенщ ауруга шалдыгуларымен куйзелдг Бойынша есеп берудщ деректерлерЫщ мынадай о^ушылар саны ша деректерлер 494 адамныц(49%) бЬдщ зертте- ^алды.
Физиологияльщ еденд1 жетюудщ мерз1мдер1 кец возрастай диапазонда езгередг
Еденд1 жетюудщ белплер1 бас улдардыц - 61,2% 12-14 жаста белпле, ал 34,5% улдыц 16 жылына 3-ю
болды.
BipiHLui пубертат езгерютер турЫде суттщ безЫщ дамуыныц 1-й кезецшщ бас жеке ^ыздардыц ара 9-жаздыц белпле-, к 15 жылга жанныц барльщ ^ыздарда 2-3 шаттыц шаштануыныц кезецЫ болды, 34,8% - 3 -шаштану кезец ара подмышечных шу^ыр. Менархе ортаныц возраст бас ^ыздардыц 13,2±09 жас келдг
О^ушылар басым кепштИ жумыстыц мамандыгыныц талгамына деген багдарлаудг Б1реудщ о^ы-(19%) 63¡h¡k ем1рлк жолыныц одан api багытыныц талгамында аньи^талу бтмейдг Баста 6¡p¡hlij¡ жерде -^арым-^атынастыц облысында жататын жеке мЫездщ мэселелер1 - эке-шешелермен шата^тар, жастастармен, сэтаздктер кецтде(23%); екще - oi^y мэселелер до 15% о^ы-; кешн - беймазальи^гыц жэне ^органша^гьи^тыц ce3¡M¡ себе -11%.
А^ырында, мониторингтщ ^адагалауыныц нэтижелер1 соц уйгурской популяцияныц школьниками элеуметпк-адамдьи^тыц езгешелИнщ жэне тэрбиенщ сырттыц аспекттершщ ай^ындау ^ойды.
SUMMARY
The most frequently reported diseases DST osteo-skeletal system (scoliosis of varying severity, flatfoot, clubfoot deformity of the chest). Statistical data show a steady increase in the incidence of musculoskeletal system in adolescents, resulting in a reduced tolerance to the effects of skeletal injuries. Of the 100 children surveyed indicators densitometer were in the range of 1 to 2,5 SD SD in 30 students (30%), indicating that they have osteopenia. In 15 (15%) of pupils set osteoporosis as indicators densitometer were smaller - 2,5 SD without fracture.
Students suffering from diseases of various organs and systems. According to the report the number of such students has appeared according to our study of 494 people (49%).
Physiologically timing of puberty varies in a wide age range.
Signs of puberty in boys 12-14 years marked - 61.2%, and to 16 years 34.5% of the boys had a third stage of pubic hair distribution and more than 22% - 2-3 stage in the armpits.
First pubertal changes as the 1st stage of breast cancer in some girls marked in the age of 9 to 15 years, almost all the girls had stage 2-3 pilosis pubis, 34.8% - 3 - stage body hair in the armpits. The average age of menarche in girls was 13,2 ± 09 years.
The vast majority of students are not focused on the choice of working specialty. Some students (19%) can not determine the choice of the future direction of his career. In the first place - the problem of a personal nature, which lie in the field of relationships - conflicts with parents, peers, failure in love (23%); the second - learning problems and 15% of students; then - a sense of anxiety and insecurity -11 %.
Thus, the results of the monitoring observations of students Uighur population revealed features of the socio-moral and other aspects of education.