Научная статья на тему 'Комплексная оценка состояния здоровья городских школьников по данным углубленных медицинских осмотров (1980-2015 гг. )'

Комплексная оценка состояния здоровья городских школьников по данным углубленных медицинских осмотров (1980-2015 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
530
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ / SCHOOLCHILDREN / HEALTH GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богомолова Елена Сергеевна, Кузмичев Юрий Георгеевич, Бадеева Татьяна Владимировна, Писарева Анна Николаевна, Ашина Марина Владиславовна

Проведена комплексная оценка состояния здоровья школьников города Нижнего Новгорода с 1980 г. по 2015 г. по результатам углубленных медицинских осмотров. Использовались архивные данные медицинских осмотров школьников г. Горького в 1950 г. Выявили уменьшение количества школьников I и II групп здоровья, увеличение представительства детей III и IV групп здоровья. За 30 летний период увеличилось среднее количество морфофункциональных отклонений у одного школьника и индекс полиморбидности хронических заболеваний. Установлены выраженные возрастно-половые различия комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богомолова Елена Сергеевна, Кузмичев Юрий Георгеевич, Бадеева Татьяна Владимировна, Писарева Анна Николаевна, Ашина Марина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comprehensive evaluation of state of health of city school students in accordance with the data of enhanced medical examinations (1980-2015)

Schoolchildren health in Nizhny Novgorod have been studied from 1980 to 2015 yes. Used archival data of medical examinations of schoolchildren of the city of Gorky in 1950 year. The amount of schoolchildren of I and II health groups decreased, the quantity of schoolchildren of III and IV health groups increased. For 30 year period has increased the average number of morphological and functional abnormalities of one student and the index of multimorbidity chronic diseases. Installed expressed age and sex differences a comprehensive assessment of the health status of children and adolescents.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка состояния здоровья городских школьников по данным углубленных медицинских осмотров (1980-2015 гг. )»

■

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

ПЕДИАТРИЯ

Код специальности ВАК: 14.01.08

УДК: 612-053.4/.5-097-07

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ДАННЫМ УГЛУБЛЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ С1980-2015 года)

Е.С. Богомолова, Ю.Г. Кузмичев, Т.В. Бадеева, А.Н. Писарева, М.В. Ашина, С.Н. Ковальчук,

ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Богомолова Елена Сергеевна - e-mail: olenabgm@rambler.ru

Проведена комплексная оценка состояния здоровья школьников Нижнего Новгорода с 1980 по 2015 год по результатам углубленных медицинских осмотров. Использовались архивные данные медицинских осмотров школьников г. Горького в 1950 г. Выявили уменьшение количества школьников I и II групп здоровья, увеличение количества детей III и IV групп здоровья. За 30 летний период увеличилось среднее количество морфофункциональных отклонений у одного школьника и индекс полиморбидности хронических заболеваний. Установлены выраженные возрастно-половые различия комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков.

Ключевые слова: школьники, группы здоровья.

Schoolchildren health in Nizhny Novgorod have been studied from 1980 to 2015 yes. Used archival data of medical examinations of schoolchildren of the city of Gorky in 1950 year. The amount of schoolchildren of I and II health groups decreased, the quantity of schoolchildren of III and IV health groups increased. For 30 year period has increased the average number of morphological and functional abnormalities of one student and the index of multimorbidity chronic diseases. Installed expressed age and sex differences a comprehensive assessment of the health status of children and adolescents.

Key words: schoolchildren, health groups.

Введение

Развитие современного общества, его темпы во многом обусловлены развитием одной из наиболее многочисленных его групп - детского населения. И в первую очередь такой ее важной характеристикой, как здоровье [1, 2]. В детском возрасте формируются физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциалы. Вместе с тем тревогу вызывает рост детской и подростковой патологии, так как перспективы социального и экономического развития страны, достижение высокого уровня жизни, науки и культуры зависят от уровня здоровья детей сегодня [3, 4].

Согласно данным официальной статистики, лишь 10-14% детей школьного возраста практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, а 35-40% - хронические заболевания [4, 5].

Интенсификация учебного процесса усугубляет негативные тенденции дисгармоничного физического развития (дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и нервно-мышечной систем), способствует их прогрессированию и хронизации функциональных нарушений и заболеваний [6, 7]. По официальным данным 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в период обучения в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в хронические заболевания [8].

В сложившихся условиях динамическое слежение за показателями здоровья в регионах РФ является особенно актуальным с точки зрения своевременного обнаружения неблагоприятных тенденций в здоровье детского населения и реагирования на них путем разработки и проведения мероприятий регионального и федерального уровня.

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Для выявления причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания в рамках проводимого социально-гигиенического мониторинга важно определить региональные особенности показателей здоровья детей и подростков [5, 9]. Наиболее информативным и убедительным методом изучения состояния здоровья детского населения является комплексная оценка состояния здоровья.

Цель исследования: изучить результаты комплексной оценки состояния здоровья городских школьников Нижнего Новгорода по данным углубленных медицинских осмотров.

Материал и методы

В Нижнем Новгороде динамические наблюдения за здоровьем детского населения проводятся на протяжении более чем 30 лет. С 1980 по 2015 год бригадой квалифицированных специалистов ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» МЗ РФ проводились углубленные медицинские осмотры школьников 7-17 лет Нижнего Новгорода. В 1980 г. обследовано 3042 чел., в 1992 г. - 4041 чел., в 2002 г. - 5978 чел. и в 2015 г. -2034 чел. Использовались архивные материалы Горьковского педиатрического института «Санитарное состояние школ г. Горького в 1950 г.» и данные медицинских осмотров 1950 г. - 22 931 чел. [10]. Комплексная оценка состояния здоровья школьников проводилась в соответствии с Приказом МЗ РФ № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» от 30.12.2003 г. Полученные материалы позволили определить основные тенденции состояния здоровья городских школьников.

Обработка данных: формирование базы данных осуществлялось в СУБД FoxPro v.6.0. Статистическая обработка и анализ данных были проведены с использованием пакета прикладных программ: Statgraphics 5.1, Statistica v.6.0.

Результаты и их обсуждение

За период наблюдения произошли существенные изменения в распределении школьников по группам здоровья. Практически исчезло представительство группы здоровый детей (I группа здоровья), снизившись с 39,0% в 1950 г. до 0,03% в 2015 г. Значительно уменьшилась доля школьников со II группой здоровья (1980 г. - 57,5%, 2015 г. -10,5%). Доля детей с III группой здоровья увеличилась с 11,8% в 1950 г. до 84,1% в 2015 г. (рис. 1).

На уровне статистической значимости выявлены различия в распределении мальчиков и девочек по группам здоровья. Представительство мальчиков с I группой здоровья существенно больше, чем у девочек: в 1980 г. - в 1,4 раза, в 1992 г. - в 2,1 раза, в 2002 г. - в 1,6 раза. В 2015 г. не выявлено девочек с I группой здоровья. Девочек с IV группой здоровья значительно больше, чем мальчиков. В 1950 г. доля девочек IV группы здоровья в 1,4 раза больше, чем доля мальчиков IV группы здоровья, в 1980 г. - в

1.03 раза, в 1992 г. - в 2,4 раза, в 2002 г. - в 2 раза, в 2015 г. -

1.4 раза. Представительство мальчиков II группы здоровья снизилось с 61,3% в 1950 г. до 10,0% в 2015 г., а с III группой здоровья увеличилось с 12,4% в 1980 г. до 85,5% в 2015 г. В 1950 г. было выявлено наибольшее количество девочек (43,68%) с I группой здоровья, в 1980 г. -со II группой здоровья (58,75%). У большей части девочек в 1992 г (49,98%), в 2002 г. (63,96%) и в 2015 г. (82,87%) была установлена III группа здоровья.

Обследование детей на момент поступления в образовательное учреждение является важным информативным критерием в разработке мероприятий по улучшению здоровья детского населения в условиях образовательной среды. На уровне статистической значимости доля детей семи лет, имеющих I группу здоровья, за изучаемый период уменьшилась в 16,5 раза (с 12,9% - в 1980 г., до 0,8% -2015 г.). Представительство школьников семилетнего возраста со II группой здоровья снизилось в 19 раз (с 56,1% - в 1980 г., до 14,8% - в 2015 г.). Количество детей, имеющих III группу здоровья, при поступлении в школу увеличилось. В 1980 г. III группу здоровья имели 22,7% детей, в 2015 г. -78,9% детей. IV группа здоровья в 1980 г. была выявлена у 8,3% семилетних школьников, в 2015 г. - у 5,45%, в 1992 г. и 2002 г. доля таких детей была незначительна (1,59% и 0,56% соответственно).

Доля подростков (учащиеся 15-17 лет) с I группой здоровья уменьшилась в 5,9 раза (с 10,8% - в 1980 г. до 1,8% -2002 г.). В 2015 г. подростков с I группой здоровья не выявлено. II группа здоровья в 1980 г. была установлена у 53,4% подростков, в 2015 г. - у 5,5% подростков. Школьники III группы здоровья в 1980 г. составляли 21,7%, в 2015 г. их доля увеличилась до 89,0%. Представительство подростков с IV группой здоровья снизилось с 11,2% в 1980 г. до 5,5% в 2015 г.

Одним из критериев комплексной оценки состояния здоровья является наличие или отсутствие морфофунк-циональных отклонений (МФО) и/или хронических заболеваний (ХЗ). За весь период наблюдения количество детей, имеющих функциональные отклонения и хронические заболевания, увеличилось.

В 1980 г. на одного школьника приходилось 1,7±0,04 МФО, в 1992 г. - 2,6±0,03 МФО, в 2002 г. - 2,6±0,03 МФО и в 2015 г. - 4,8±0,03 МФО. Нагруженность МФО (среднее число зарегистрированных МФО на одного школьника) у девочек (3,0±0,03 МФО) достоверно больше, чем у мальчиков (2,8±0,04 МФО) (р=0,000). Среднее количество ХЗ в стадии клинической ремиссии на одного школьника достоверно увеличивается, так, в 1980 г. на одного школьника приходилось 0,32±0,03 ХЗ, в 1992 г. - 0,8±0,02 ХЗ, в 2002 г. - 1,2±0,02 ХЗ и в 2015 г. - 2,3±0,02 ХЗ (р=0,000). Количество ХЗ с редкими клиническими ремиссиями и с

С2=14099,34, СС=12, p=0,000 РИС. 1.

Динамика распределения школьников по группам здоровья (1950-2015 гг.), %.

частыми обострениями на одного школьника достоверно снижается с 0,13±0,005 ХЗ на одного школьника в 1980 г. до 0,05±0,005 ХЗ в 2015 г. (р=0,000). У школьниц достоверно выше индекс полиморбидности ХЗ: 1,3±0,005 ХЗ против 1,1±0,004 ХЗ у школьников (р=0,0010).

Количество МФО у первоклассников увеличивается в течение всего периода наблюдений. В 1980 г. на одного семилетнего школьника приходилось 1,7±0,16 МФО, в 1992 г. - 3,0±0,14 МФО, в 2002 г. - 2,8±0,11МФ0, в 2015 г. -4,57±0,16 МФО (р=0,000). У девочек нагруженность МФО больше, чем у мальчиков (рис. 2).

Количество ХЗ в стадии клинической ремиссии, рассчитанное на одного школьника 7 лет, с 1980 по 2015 г. достоверно увеличивается (1980 г. - 0,32+0,03 ХЗ, 1992 г. -0,85+0,02 ХЗ, 2002 г. - 1,2+0,02 ХЗ, 2015 г. - 2,3+0,02 ХЗ) (р=0,000). Среднее количество ХЗ с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, на одного семилетнего школьника достоверно уменьшается с 1980 г. (0,13+0,005 ХЗ) к 1992 г. (0,03+0,004 ХЗ), а в 2015 г. незначительно увеличивается до 0,05+0,005 ХЗ на одного школьника (р=0,000). Индекс полиморбидности ХЗ у семилетних девочек (1,37+0,004 ХЗ) достоверно выше, чем у мальчиков этой же возрастной группы (1,15+0,003 ХЗ) (р=0,000).

Значительно увеличивается за весь период наблюдения нагруженность МФО у подростков. В 1980 г. на одного подростка приходилось 1,5+0,13 МФО, в 1992 г. - 2,59+0,05 МФО, в 2002 г. - 2,5+0,1 МФО, в 2015 г. - 5,0+0,06 МФО (р=0,000). У девочек число выявленных МФО достоверно больше, чем у мальчиков (р=0,0450) (рис. 3).

Количество ХЗ в стадии клинической ремиссии на одного подростка достоверно растет, так, в 1980 г. на одного подростка приходилось 0,37±0,09 ХЗ в стадии клинической ремиссии, в 1992 г. - 0,9±0,07 ХЗ, в 2002 г. - 1,5±0,04 ХЗ и в 2015 г. - 2,8±0,05 ХЗ (р=0,000). Количество ХЗ с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями достоверно снижается с 0,14±0,02 ХЗ на одного подростка в 1980 г. до 0,04± 0,008 ХЗ в 2015 г. (р=0,000). У девочек-подростков достоверно выше индекс полиморбидности ХЗ: 1,6±0,005 ХЗ против 1,3±0,004 ХЗ у мальчиков этой же возрастной группы (р=0,0010).

Заключение

Мониторинг состояния здоровья школьников Нижнего Новгорода, проводимый с 1980 по 2015 г., и используемые архивные данные медицинских осмотров школьников в 1950 г. подтверждают общую тенденцию снижения потенциала здоровья подрастающего поколения. За весь период наблюдения практически исчезло представительство группы здоровый детей, значительно уменьшилась доля школьников со II группой здоровья и увеличилась доля детей с III группой здоровья. Среднее количество МФО и ХЗ в стадии клинической ремиссии на всех школьников увеличивается за весь период наблюдения. Диспансеризация детей школьного возраста приводит к положительному результату - уменьшению у школьников количества ХЗ с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями. Полученные данные служат основанием для создания профилактической образовательной среды, разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий обучения и оздоровительно-реабилитационных мероприятий для учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С. Состояние проблемы здоровья подростков в России. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. № 6. С. 10-14.

Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S. Sostoyanie problemy zdorov'ya podrostkov v Rossii. Problemy social'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii mediciny. 2014. № 6. S. 10-14.

2. Баранов А.А., Степанова М.И. Новый методический подход к гигиенической оценке условий обучения и воспитания детей в образовательных организациях. Гигиена и санитария. 2014. № 93 (4). С. 110-115.

Baranov A.A., Stepanova M.I. Noviy metoditeskiy podkhod k gigienicheskoy ocenke usloviy obycheniya i vospitaniay detey v obrazovatel'nykh organizaciaykh. Gigiena i sanitariay. 2014. № 93 (4). S. 110-115.

3. Зайцева Н.П., Устинова О.Ю. Риск ассоциированные нарушения здоровья детей и подростков: оценка, профилактика, коррекция. Вопросы школьной и университетской медицины. 2016. № 1. С. 20-25.

Zayceva N.P., Ustinova O.Yu. Risk associirovannye narusheniya zdorov'ya detey i podrostkov: ocenka, profilaktika, korrekciya. Voprosy shkol'noy i universitetskoy mediciny izdorov'ya. 2016. № 1. S. 20-25.

4. Ищенко А.И., Козырева Ф.У. Основы мониторинга здоровья школьников в современных условиях. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2013. № 4 (4). С. 72-78.

Ischenko A.I., Kozyreva F.U. Osnovy monitoringa zdorov'ya shkol'nikov v sovremennykh usloviyakh. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2013. № 4 (4). S. 72-78.

5. Ануфриева Е.В., Ножкина Н.В. Состояние здоровья школьников и современные программы развития системы школьного здравоохранения в регионе. Руководителю ЛПУ. Здравоохранение сегодня. Росмедпортал. ком. 2012. № 3. С. 16-21.

6 1 5 О сЗ

у*

I § з I а =j о Ii2 -э- 5 1 1 0 1 0

1980 г. 1992 г. 2002 г. 2015 г. —♦—мальчики -"—девочки

РИС. 2.

Динамика числа МФО у мальчиков и девочек 7 лет 1980-2015 гг., р=0,000.

1980 г 1992 г. 2002 г. 2015 г.

—малшики -■—девочки

РИС. 3.

Динамика числа МФО у мальчиков и девочек 14 лет, 1980-2015 гг., р=0,000.

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Anufrieva E.V., Nozhkina N.V. Sostoyanie zdorov'ya shkol'nikov i sovremennye programmy razvitiya sistemy shkol'nogo zdravookhraneniya v regione. Rosmedportal.kom. 2012. № 3. S. 16-21.

6. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С. Динамика заболеваемости московских школьников в процессе получения основного общего образования. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013. № 3. С. 18-26.

Sukhareva L.M., Namazova-Baranova L.S. Dinamika zabolevaemosti moskovskikh shkol'nikov v processe polucheniya osnovnogo obschego obrazovaniya. Voprosy shkol'noy i universitetskoy mediciny i zdorov'ya. 2013. № 3. S. 18-26.

7. Теппер Е.А., Таранушенко Т.Е. Динамическая оценка состояния здоровья детей, начавших обучение в школе в разном возрасте. Педиатрия. 2013. № 1. С. 149-157.

Tepper E.A., Taranushenko T.E., Dinamicheskaya ocenka sostoayniya zdorov'ya detey nachavshikh obuchenie v shkole v raznom vozraste. Pediatriya. 2013. № 1. S. 149-157.

УДК: 613.955:572.51

8. Ганузин В.М. Динамика показателя патологии опорно-двигательного аппарата у детей за период с 1998 по 2013 г. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 3. С. 35.

Ganuzin V.M. Dinamika pokazatelya patologii oporno-dvigatel'nogo apparata y detey za period s 1998po 2013 g. Voprosy shkol'noy i universitetskoy mediciny i zdorov'ya. 2014. № 3. S. 35.

9. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. Педиатрия. 2012. № 91 (3). С. 9-14.

Baranov A.A. Sostoyanie zdorov'ya detey v Rossiyskoy Federacii. Pediatriya. 2012. № 91 (3). S. 9-14.

10. Санитарное состояние школ г. Горького в 1950 г.: отчет о НИР; Горьковский педиатрический институт. / исполн. Спитковская З.А. Горький. 1952. 23 с.

Sanitarnoe sostoyanie shkolg. Gor'kogo v 1950 g.: otchet o NIR; Gor'kovskiy pediatricheskiy institut/ispoln. Spitkovkaya Z.A. Gor'kiy. 1952. 23 s.

El

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ИЗМЕНЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГЕМОДИНАМИКИ У ДЕВОЧЕК 11-17 ЛЕТ ГОРОДА МАГАДАНА

Л.И. Гречкина, В.О. Карандашева,

Научно-исследовательский центр «Арктика» ДВО РАН, г. Магадан

Гречкина Людмила Ивановна - e-mail: ludmila-50@mail.ru

Исследовали онтогенетические закономерности изменения функциональных показателей гемодинамики у девочек 11-17 лет г. Магадана (n=520). В результате исследования установлено, что максимальные синхронные изменения таких гемодинамических параметров, как САД, СВ, УО, МСЛЖ и ОПСС, происходят в период наиболее интенсивного увеличения длины и массы тела («пубертатный скачок») - 11-13 лет, и совпадают со средним возрастом наступления менархе у девочек (12,24±0,06 года). Выявлены изменения характера внутрисистемных корреляционных взаимосвязей между гемодинамическими показателями и их связи с основными антропометрическими параметрами.

Ключевые слова: онтогенез, девочки-подростки, показатели гемодинамики, Северо-Восток России.

The examinees were 11-17-year-old female residents of Magadan city (n=520). The examination was carried out to study common ontogenetic factors of changes in hemodynamic functionality. We observed the following parameters: systolic arterial pressure, cardiac output, peak circulation volume, left ventricle contractility and total peripheral vascular resistance. The findings of the study testified that maximal synchronous changes in above hemodynamic parameters fell on the age of maximal growth in the body height and mass («adolescent discontinuity») that is 11-13 years old, and covered the middle age of the coming of menarche in girls at 12,24±0,06. Besides, alterations in intrasystem correlations between hemodynamic indices and their relation to basic anthropometric parameters were revealed.

Key words: ontogenesis, adolescent girls, cardiovascular system, Russia's northeast.

Введение

Одним из важнейших разделов возрастной физиологии является изучение морфофункционального развития детей и подростков. В настоящее время на Северо-Востоке России наметилась отчетливая тенденция к формированию устойчивой популяции уроженцев из числа пришлых восточных славян. Детский контингент Магаданской области представлен в основном их потомками в первом-третьем поколении. Известно, что на физическое развитие и формирование функциональных систем организма в процессе онтогенеза оказывает большое влияние комплекс природно-климатических, экологических и социально-гигиенических факторов внешней среды. [1]. Функциональное состояние

сердечно-сосудистой системы является одним из важнейших показателей, характеризующих адаптационно-приспособительные механизмы развития, особенно в сенситивные периоды [2, 3]. Все более широкое распространение в возрастной физиологии получают методы комплексной оценки состояния сердечно-сосудистой системы и физического развития подростков [4, 5].

Природно-климатические и экологические условия Северо-Востока России, признанные как экстремальные для проживания человека, оказывают выраженное влияние на физическое развитие детей, состояние и развитие его физиологических систем в процессе онтогенеза. Поэтому актуальным является изучение функционального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.