— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
УДК 378.1+373.1+371.2(571.56) А И. Голиков, В. М. Саввинов, К. К. Кривошапкин, Е. П. Стручкова
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Статья посвящена изучению модели региональной системы образования на примере Республики Саха (Якутия). Представлены сведения о современном состоянии системы образования в республике и выявлены особенности ее организации. Также рассматриваются методы анализа и оценки образовательных систем на региональном уровне, приведены принципы данной процедуры и основные индикаторы.
Ключевые слова: Региональная система образования, оценка, методы сбора данных, методы анализа, ступени образования, территориальные диспропорции.
ГОЛИКОВ Алексей Иннокентьевич - д. п. н., директор Педагогического института СВФУ имени М. К. Аммосова.
E-mail.ru: [email protected]
GOLIKOVAleksey Innokentevich - Doctor of Pedagogical Sciences, director of Teacher Training Institute, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov.
E-mail.ru: [email protected]
САВВИНОВ Василий Михайлович - к. п. н., проректор по стратегическому развитию СВФУ имени М. К. Аммосова.
E-mail.ru: [email protected]
SAVVINOV VasilyMihajlovich - Candidate of Pedagogical Sciences, Vice Rector for Strategic Development North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov.
E-mail.ru: [email protected]
КРИВОШАПКИН Константин Константинович - к. б. н., проректор по научно-исследовательской работе и естественно-математическому направлению СВФУ имени М. К. Аммосова, начальник управления научно-исследовательских работ.
E-mail.ru: [email protected]
KRIVOSHAPKIN Konstantin Konstantinovich - Candidate of Science in Biology, Vice Rector for Natural and Mathematical Sciences and Research North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. Head of Department.
E-mail.ru: [email protected]
СТРУЧКОВА Елена Павловна - начальник отдела по работе с научными учреждениями управления научно-исследовательских работ СВФУ имени М. К. Аммосова, аспирант Российского университета дружбы народов.
E-mail.ru: [email protected]
STRUCHKOVA Elena Pavlovna - Manager Science and Research Department North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, postgraduate student of RUDN University.
E-mail.ru: [email protected]
А. I. Golikov, V M. Savvinov, K. K. Krivoshapkin, E. P Struchkova
The Complex Assessment of a Regional Education System Development in the Republic of Sakha (Yakutia): Research Methodology
The main issue of the article is a model of the regional educational system on the example of the Republic of Sakha (Yakutia). There are a data on the current state of the education system in the republic and the peculiarities of its organization. The authors consider methods of analysis and evaluation of education systems at regional level, the principles of this procedure and its 'indicators.
Keywords: the regional education system, evaluation, data collection methods, methods of the analysis, level of education, territorial imbalances.
Введение
Отличительной чертой современного этапа развития образования в Российской Федерации стала его регионализация и муниципализация. В их основе лежит обеспечение единого образовательного пространства в стране с учетом национально-региональных особенностей субъектов федерации. По-другому это можно определить, как «конкретная привязка к месту». Уникальность природно-географических, социально-экономических, этно-демографических и иных условий в стране, динамичность развития образования обуславливают многообразие моделей образовательных систем. Каждая из них, имея определенную инвариантную составную, отличается своими национально-региональными особенностями.
В этом аспекте исследование проблем оценки и управления развитием территориальных образовательных систем можно рассматривать как одно из направлений деятельности, обеспечивающее решение конкретных социально-педагогических задач на основе фундаментальных теорий. Актуальность данной проблемы повышается в условиях разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 г. с определением целевого видения до 2050 г.
Изучение модели региональной системы образования
В республике приняты законы «О государственной поддержке сельских образовательных учреждений», «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)», «Об учителе», предусмотрены механизмы повышенного финансирования сельских школ и меры социальной поддержки сельских учителей. Реализуется программно-целевой механизм управления развитием региональной системы образования: разработаны и внедряются государственные программы «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 гг.», «Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) на 20122016 гг.», «Безбарьерная среда на 2012-2016 гг.», целевая программа «Семья и дети Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 гг.» и др. [1]. Региональная система образования Республики Саха (Якутия) представлена государственными и муниципальными учреждениями дошкольного, общего и дополнительного образования детей, профессионального образования (среднего, высшего и дополнительного).
Характер экономики Республики Саха (Якутия) - доминирование сектора добычи природных ресурсов - определяет и уровень образованности населения, который оказывается более низким, чем в среднем по России. Среди населения, занятого в экономике республики, доля людей, имеющих высшее образование, в 2013 г. составила 29,9 % (в РФ - 31,7 %) 141. При этом в экономике республики занята сравнительно большая доля людей, имеющих лишь «школьное» (среднее общее и основное общее) образование - 26,4 % (в РФ - 23,7 %).
По данным на 1 января 2016 г., в республике действуют 673 дошкольных учреждения, в них воспитывается 65967 детей. Сеть общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) обеспечивает вариативность образования. Функционируют 646 школ, в т. ч. 636 - дневных, 15 - вечерних, в которых обучаются 136943 ребёнка. Общее образование по программам углубленного изучения предметов предоставляют 29 гимназий и 18 лицеев, 32 общеобразо-
вательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов. Работают 2 кадетские школы, 22 специальные (коррекционные) школы. В 49 школах выпускники с аттестатом о среднем общем образовании получают свидетельство о профессиональной подготовке. В республике действуют 79 агрошкол.
В 2015-2016 учебном году в общеобразовательных и специальных (коррекционных) школах обучались 5551 ребёнок-инвалид, из них в 75 дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида - 603 (1,07% от общего числа детей-инвалидов) ребёнка; в 23 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях всего - 2237 обучающихся, из них детей-инвалидов - 482 (8%); в общеобразовательных учреждениях обучается 1233 (20%) ребёнка-инвалида. Численность детей по состоянию на 1 января 2016 г. в 8 детских домах республики составляло 300 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Региональной особенностью является то, что 73,3% дневных школ находятся в сельской местности, в них обучались 53946 человек (40 % от общей численности обучающихся). 20% детей обучается во второй смене. По статистическим данным Министерства образования РС (Я), на 2016 г. всего насчитывается дневных общеобразовательных учреждений 636, из них: городских школ - 180, что составляет 28,3 %; сельских школ 456 - 71,3 % от общего количества. Из общего количества школ республики малокомплектных школ - 249, что составляет 53,7% от общего количества сельских школ.
Республиканская сеть учреждений дополнительного образования детей включает 206 организаций дополнительного образования по всем ведомствам, в т. ч.: 111 организаций, находящихся в ведомстве министерства образования РС (Я), 85 организаций, находящихся в ведомстве министерства культуры и духовного развития, 10 организаций, находящихся в ведомстве министерства спорта. Действуют 625 детских общественных организаций и объединений, в которых состоит 74 103 ребёнка. Из них государственную регистрацию имеют 11 детских общественных объединений. Всего в образовательных учреждениях республики с детскими общественными объединениями работают 828 педагогических работников.
Подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в Республике Саха (Якутия) осуществляется по 75 профессиям и 125 специальностям СПО в 50 профессиональных образовательных организациях, а также в 5 вузах. Контингент студентов, обучающихся по программам СПО, составляет ежегодно в среднем более 23 тыс. человек (в том числе 2 тыс. человек в вузах).
В настоящее время в республике действуют 7 образовательных учреждений высшего образования. В них проходят обучение 26 851 человек. Например, контингент некоторых государственных образовательных учреждений по состоянию на 01.09.2016 г. представлен в количестве: Северо-Восточного федерального университета - 15587 студентов, Якутской государственной сельскохозяйственной академии - 3197, Арктического государственного института культуры и искусств - 382, Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта - 610. Также образовательную деятельность на территории республики ведут 8 филиалов высших учебных заведений других регионов России. По количеству исследователей и преподавателей с учеными степенями (кандидатов, докторов наук) в пересчете на 10000 занятых в экономике (15,22 чел.) Республика Саха (Якутия) в 2012 г. входила группу лидеров Дальневосточного федерального округа (наряду с Приморским краем - 17,2, Еврейской АО
- 16,2, Магаданской областью - 13,7 чел. на 10000 занятых в экономике). При этом особенно выраженный рост количества ученых в Республике Саха (Якутия) происходил в 2005-2012 гг.
- рост составлял в среднем по 3,7 % в год [2].
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова является одним из 10 федеральных вузов страны, которые ориентированы на решение геополитических задач и удовлетворение кадровых потребностей крупных межрегиональных инвестиционных проектов. В состав университета входят 6 научно-исследовательских институтов, 13 институтов, 5 факультетов, 3 филиала - Политехнический институт в г. Мирный, Технический институт в г. Нерюнгри и Чукотский филиал, который был открыт в конце 2010 г. в г. Анадырь, а также 2 колледжа и 1 лицей. Профессорско-преподавательский состав насчитывает 1601 чел.
(с внешними совместителями), из них 1339 основных сотрудников. Всего 209 докторов наук и 845 кандидатов наук (по состоянию на 01.10.2016 г.)
Спектр теоретических разработок, затрагивающих современные проблемы управления образовательными системами в условиях Республики Саха (Якутия), достаточно широк. Но в целом научно-обоснованные модели управления развитием образовательных систем, учитывающие национальные и региональные особенности, находятся на стадии формирования. В то же время практические поиски новых форм и технологий управления на местах осуществляются в большей степени стихийно.
Такие тенденции, как растущая дифференциация образовательных учреждений, переориентация системы на удовлетворение разнообразных, динамично изменяющихся требований рынка труда и самих обучающихся, изменение механизмов финансирования, ставят перед системой управления образованием новые задачи и делают сам процесс управления гораздо более сложным. Это требует наличия своевременной и объективной информации о состоянии системы образования и процессах, протекающих в ней, информации, которая стала бы основой для анализа и прогноза ситуации и принятия на их основе обоснованных решений на всех уровнях управления.
Как показывает анализ, в современной теории и практике образования складываются два противоречия:
- во-первых, противоречие между декларируемой ориентацией системы образования на открытость, доступность и эффективность и сохранившимися общественно-педагогическими стереотипами в области оценки управления образованием;
- во-вторых, противоречие между необходимостью отслеживания эффективности, своевременной корректировки принимаемых управленческих решений по развитию территориальных систем образования и недостаточностью разработанных методов и механизмов оценки на различных уровнях управления.
Формирование различных моделей региональных систем образования определяет необходимость проведения исследований по оценке развития образования, выявлению территориальных диспропорций в обеспечении доступности и качества образования в республике, составлению прогноза развития образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Анализ исследований в области управления и существующей практики развития образования свидетельствует о том, что оценка представляет собой один из важнейших компонентов управления, что, в свою очередь, требует выявления научных оснований его построения в современных условиях. Как отмечают многие эксперты, в глобальной перспективе в политике в области образования наблюдается тенденция к более продуктивистскому взгляду на качество и цели образования. По мнению экспертов ЮНЕСКО, «Оценка», «корректировка», «эффективность», «результативность», «результаты», «финансово-налоговые препятствия» и, разумеется, «людской капитал» - это лишь немногие из признаков того, насколько продуктивист-ский подход проник в политику образования, по сравнению всего лишь с 30 годами назад» [3].
В связи с этим в последние годы наблюдается значительный рост внимания к оценке во всем мире, в том числе со стороны ведущих международных организаций и агентств, происходит встраивание систем мониторинга и оценки в программы и проекты на стадии их разработки. Начинает складываться теория оценки социальных программ [4].
В то же время, анализ показывает, что в управлении образованием аппарат оценки до сих пор практически не был востребован. Показатели развития образования определяются на основе данных официальной образовательной статистики, статистики собираемой региональными и муниципальными органами управления образованием и мониторинга деятельности образовательных учреждений. При этом анализ данных проводят, как правило, органы управления образованием, напрямую заинтересованные в позитивных результатах. Избыточность информации, отсутствие квалифицированных специалистов ведут к невозможности комплексного анализа и интерпретации собираемых данных.
Особенностью образования является сложность оценки результативности деятельности системы образования, поскольку здесь имеет место «многослойное», разноаспектное пере-
плетение социальных и экономических эффектов. Они могут и должны рассматриваться и по отношению к отдельному человеку, личности (например, социальный эффект - повышение доступности образования для каждого; экономический - повышение уровня заработной платы работников в прямой зависимости от уровня получаемого ими образования либо устойчивый рост прибыли на личные инвестиции в образование и устойчивый карьерный рост).
В этих условиях становится необходимым создание системы оценки развития образования. Эта проблема наиболее остро ощущается на уровне территориальных (муниципальных, городских, районных) систем образования. Если на уровне федерации и регионов проводятся исследования по разработке методологии оценки социальных программ, обоснованию индикаторов оценки результатов региональных программ развития образования, распространению итогов реализации образовательных проектов, создан и действует специализированный портал, то исследования по оценке развития территориальных образовательных систем, в том числе реализации программ развития образования, находятся только на стадии формирования.
В международной практике принято к оценке национальных образовательных систем подходить с осторожностью, учитывая колоссальные различия в специфике отдельных стран, от географического положения и климата до институциональных и культурных традиций. Оценка развития региональных систем образования, должна, с одной стороны, учитывать сложившиеся в мировой практике принципы, с другой - отражать особенности развития образования.
Опыт участия в оценке развития образовательных систем различного уровня - регионального и муниципальных позволяет выделить следующие принципы оценочной деятельности в образовании: непротиворечивость экспертных суждений и оценок; системность выражения позиции; согласованность с законодательными актами; соответствие с убеждениями экспертов; агрегированность критериев оценки (укрупненные показатели - не более 7-8); реальность (временные, ресурсные и другие рациональные показатели при вынесении оценочных суждений); простота и доступность суждений [5].
Данные принципы позволяют обеспечить системность и результативность оценки управления развитием образовательных систем, учесть ценности и убеждения участников оценки, могут быть применимы при оценке региональных систем образования. Для того, чтобы полученная в ходе оценки информация действительно являлась основанием для принятия решений, она должна соответствовать следующим качественным показателям: объективность
- полученные результаты должны отражать реальное состояние образования, а личностный фактор должен быть минимизирован; точность - погрешности измерений должны быть такими, чтобы гарантировать значения истинных показателей с приемлемой точностью; полноту
- источники информации должны перекрывать возможное поле получения результатов или корректно репрезентировать его; достаточность - объем информации должен соответствовать потребностям органов управления образованием и быть достаточным для принятия того или иного решения; систематизированность (структурированность) - информация, полученная в ходе оценки, должна быть структурирована и систематизирована с учетом качества источников информации и информационных запросов субъектов образовательного процесса и всех заинтересованных в этой информации лиц; оптимальность обобщения - информация должна соответствовать тому уровню задач, которые необходимо решить на основании результатов оценки; оперативность (своевременность) - информация должна носить в большей степени управленческую, а не историческую ценность, т. е. быть такой, чтобы на ее основании существовала возможность принятия решения по развитию образования; востребованность информации. Если информация нужна только органам управления, то мониторинг и оценка превращаются в пустую формальность и обузу для тех, кто ее собирает.
Основу оценки развития региональных образовательных систем составляет сбор сведений об образовательной ситуации, который базируется на определенных исследовательских методах.
Количественные методы дают конкретные (цифровые) характеристики изменений во внешней среде (рождаемость населения, миграции, удельный вес детей возраста и т. д.), в образовательной сети (динамика числа образовательных учреждений, обеспеченность детей
возраста местами в учреждениях), ресурсного потенциала (кадрового, финансового, материально-технического). Источником для количественных оценок являются, в основном, данные государственной статистики. Большой объем материала дают результаты мониторинга реализации региональных и муниципальных программ развития образования или мониторинга качества образования (в той или иной мере проводится каждым муниципальным органом управления образования).
Качественные методы позволяют определить поле проблем и пространство развития региональной системы образования, степень доступности и качества образования. В самом общем виде можно выделить следующие качественные методы сбора данных, применяемые при оценке развития региональных образовательных систем: изучение документации и аналитических материалов, наблюдение, анкетирование, опрос, интервью, метод фокус-групп, метод Делфи, SWOT-анализ, исследование конкретных случаев. Преимущества качественной оценки заключаются в гибкости методик и возможности их адаптации к конкретной ситуации, их «открытости» и быстроте проведения. Использование качественных методов дает более глубокое понимание позиций всех заинтересованных сторон и системы их приоритетов, а также условий и процессов, влияющих на развитие систем образования.
При анализе состояния региональной системы образования могут быть использованы как данные, полученные в ходе опросов, интервью, SWOT-анализа, так и имеющаяся в регионе, муниципальном районе нормативная документация и статистические материалы. Глубина и сложность анализа зависит от конкретной ситуации, цели и задач проводимой оценки. Имеются следующие методы анализа: а) методы количественного анализа: описательный анализ (описание ситуации с помощью данных) используется, когда требуется ознакомить с ситуацией, дать количественные параметры явления; сравнительный анализ используется, когда основное внимание уделяется сравнению развития образования в одном муниципальном районе с другим районом, текущей ситуации с прошлым; реляционный (относительный) анализ выявляет взаимосвязи между разными показателями и переменными, между разными событиями и явлениями; б) методы качественного анализа: методы индивидуальных оценок: контент-анализ; ситуационный анализ; эпизодический анализ; методы коллективных экспертных оценок: метод комиссий, метод коллективной генерации идей (мозговая атака), метод Делфи.
В исследовании могут быть использованы методика описания индикаторов, используемых для проведения анализа состояния региональных систем образования и на основе учета факторов, характеризующих социокультурную специфику региональных систем образования; методика дифференциации социально-экономического развития улусов (районов) и городов Республики Саха (Якутия); методика оценки эффективности региональных целевых программ; проблемная диагностика.
В ходе исследования возможно общее методологическое требование, предъявляемое к инструментарию мониторинга на стадии его разработки: использование взаимодополняющих методов сбора и анализа данных; сочетание в рамках единой системы показателей результатов использования качественных и количественных методов исследования; вторичный анализ проведенных ранее исследований.
Изменение в развитии региональной системы образования описывается многими сложными процессами, которые можно описать и качественно и количественно. Поэтому при анализе данных в процессе оценки должны сочетаться как качественные, так и количественные методы исследования. Только при их сбалансированном использовании оценка развития региональной системы будет адекватной.
Значительная дифференциация территории республики по природно-климатическим условиям, социально-экономическому развитию, с одной стороны, необходимость группировки на более крупные районы, учитывающие эти особенности, - с другой, предопределяют разделение на 36 муниципальных районов и 5 достаточно крупных групп (районирование).
Заключение
С учетом существующего практического опыта оценки систем образования разного уровня, имеющегося в мировой и отечественной образовательной практике инструментальных
средств, а также запросов основных потребителей образовательных услуг, нами разработаны индикаторы развития региональных систем образования.
Система статистических индикаторов должна удовлетворять целому ряду требований, и, прежде всего, соответствовать своему основному предназначению - обеспечивать комплексную (интегральную) оценку состояния и тенденций развития региональной системы образования. Поэтому при формировании индикаторов учитывается их релевантность цели построения системы, их полноты и адекватности с точки зрения предоставления информации для всестороннего исследования процессов, происходящих в образовании в республике и отдельных муниципальных районах, возможности дальнейшего практического применения.
Работа была поддержана в рамках государственного задания Минобрнауки России высшим учебным заведениям в сфере научной деятельности (проект № 28.809.2016/БЧ по теме «Организация комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), направленных на развитие производительных сил и социальной сферы республики, с проведением комплексной научной экспедиции с участием Российской академии наук»).
Литература
1. Общая информация социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). URL: http://sakha.gov.ru/node/1106 официальный сайт.
2. Республика Саха (Якутия) - 2050. Форсайт-исследование / под ред. Е. И. Михайловой, В. С. Ефимова / - Якутск: Издательский дом Северо-Восточного федерального университета, 2014. - 182 с.
3. Всемирный доклад по образованию 2003. Сравнение мировой статистики в области образования. - Монреаль: Статистический институт ЮНЕСКО, 2003.
4. Кузьмин А. И. Оценка проектов и программ. ООО «Компания «Процесс Консалтинг».
- М., 2005.
5. Саввинов В. М. Принципы оценки социальных программ // Педагогический альманах.
- 2004. - № 1. - С. 21-24.
References
1. Obshhaja informacija social'no-jekonomicheskogo razvitija Respubliki Saha (Jakutija). URL: http://sakha.gov.ru/node/1106 oficial'nyj sajt.
2. Respublika Saha (Jakutija) - 2050. Forsajt-issledovanie / pod red. E. I. Mihajlovoj, V S. Efimova / - Jakutsk: Izdatel'skij dom Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta, 2014. -182 s.
3. Vsemirnyj doklad po obrazovaniju 2003. Sravnenie mirovoj statistiki v oblasti obrazovanija. -Monreal': Statisticheskij institut JuNESKO, 2003.
4. Kuz'min A. I. Ocenka proektov i programm. OOO «Kompanija «Process Konsalting». - M., 2005.
5. Savvinov V. M. Principy ocenki social'nyh programm // Pedagogicheskij al'manah. - 2004. -№ 1. - S. 21-24.