Научная статья на тему 'Комплексная оценка процесса социально-демографического развития муниципалитетов России'

Комплексная оценка процесса социально-демографического развития муниципалитетов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / СРЕДНЕДУШЕВОЙ ДЕНЕЖНЫЙ ДОХОД / STANDARD OF LIVING / DEMOGRAPHIC PROCESS / COMPREHENSIVE ASSESSMENT / PER CAPITA INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Русановский Виктор Александрович, Марков Владимир Александрович

В настоящее время устойчивое положение административно-территориальных единиц государства определяется состоянием и динамикой множества параметров, в том числе социально-демографического характера. Современные вызовы и условия развития России диктуют необходимость пристального внимания органов управления и экспертного сообщества к процессам, связанным с формированием доходов у населения и обеспечением условий для повышения качества жизни граждан, особенно в территориальном разрезе страны. В силу важной роли демографических процессов для развития территориальных образований внимание современных исследователей и экспертов сконцентрировано на поиске интегральных показателей и осуществлении на их основе комплексного анализа социально-демографических тенденций. При этом в целях расчета интегральных показателей целесообразно провести подготовительные и поэтапные расчетные процедуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE PROCESS OF SOCIO-DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT OF RUSSIAN MUNICIPALITIES

The article argues that stability of administrative-territorial parts of the state is determined by many parameters, including socio-demographic ones, and their dynamics. Current challenges and conditions for development in Russia create a situation when it is necessary for governing bodies and the expert community to pay closer attention to the processes that determine the level of income of the population and create conditions for improving the quality of life and standard of living especially in terms of regional differences. Due to important role of demographic processes in the development of Russian regions, the attention of researchers and experts is drawn on the search for integral indicators and using them to present a comprehensive analysis of socio-demographic trends. At the same time, in order to calculate integral indicators, it is advisable to carry out preparatory and phased calculations.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка процесса социально-демографического развития муниципалитетов России»

76 Вестник СГСЭУ. 2019. № 4 (78) ♦-♦

Viktor Aleksandrovich Rusanovsky, Виктор Александрович Русановский,

Doctor of Economics, professor, доктор экономических наук, профессор,

leading researcher of the department ведущий научный сотрудник отдела научной работы и инноваций,

of Academic research and Innovation, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

Saratov socio-economic institute (branch) РЭУ им. Г.В. Плеханова

of Piekhanov Russian University of Economics ^ v.rusanovsky@mail.ru

Vladimir Aleksandrovich Markov, Владимир Александрович Марков,

PhD in Economics, associate professor, кандидат экономических наук, доцент,

Saratov socio-economic institute (branch) Саратовский социально-экономический институт (филиал)

of Piekhanov Russian University of Economics РЭУ им. Г.В. Плеханова

markov.saratov@mail.ru

УДК 332.142(470)

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ РОССИИ*

В настоящее время устойчивое положение административно-территориальных единиц государства определяется состоянием и динамикой множества параметров, в том числе социально-демографического характера. Современные вызовы и условия развития России диктуют необходимость пристального внимания органов управления и экспертного сообщества к процессам, связанным с формированием доходов у населения и обеспечением условий для повышения качества жизни граждан, особенно в территориальном разрезе страны. В силу важной роли демографических процессов для развития территориальных образований внимание современных исследователей и экспертов сконцентрировано на поиске интегральных показателей и осуществлении на их основе комплексного анализа социально-демографических тенденций. При этом в целях расчета интегральных показателей целесообразно провести подготовительные и поэтапные расчетные процедуры.

Ключевые слова: уровень жизни, демографический процесс, комплексная оценка, среднедушевой денежный доход.

COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE PROCESS OF SOCIO-DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT OF RUSSIAN MUNICIPALITIES

The article argues that stability of administrative-territorial parts of the state is determined by many parameters, including socio-demographic ones, and their dynamics. Current challenges and conditions for development in Russia create a situation when it is necessary for governing bodies and the expert community to pay closer attention to the processes that determine the level of income of the population and create conditions for improving the quality of life and standard of living especially in terms of regional differences. Due to important role of demographic processes in the development of Russian regions, the attention of researchers and experts is drawn on the search for integral indicators and using them to present a comprehensive analysis of socio-demographic trends. At the same time, in order to calculate integral indicators, it is advisable to carry out preparatory and phased calculations.

Keywords: standard of living, demographic process, comprehensive assessment, per capita income.

В ходе анализа территориального развития государства важно иметь возможности и инструментарий для оценки состояния социально-демографических процессов, протекающих в нем и на его отдельных территориях.

Важная роль в процессе управления принадлежит осуществлению комплексной оценки демографического процесса, которая позволяет выявить как положительные, так и отрицательные тенденции и изменения в данной сфере, а также провести анализ эффективности реализуемой политики и внести корректировки в мероприятия по воздей-

ствию на демографические параметры развития территории [11]. Для осуществления данной задачи требуется осуществить подбор соответствующего метода для комплексной оценки демографических тенденций, который сочетал бы в себе подходы объективного и субъективного характера.

Анализ научной литературы позволяет предложить следующий алгоритм проведения комплексной оценки демографических процессов [7; 12].

Первая стадия. На данной стадии исследования требуется определиться с показателями, которые будут использоваться для оценки демографических

* Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» в рамках научного проекта «Моделирование и оценка пространственной асимметрии социально-демографического развития муниципалитетов России».

НБЫ1994-5094 ♦-

77 -♦

процессов. В целом их можно сгруппировать в несколько основных блоков, характеризующих ключевые демографические явления: смертность (общая, возрастная, смертность по причинам ее возникновения и т.п.) и рождаемость (общие и повозрастные показатели рождаемости и т.п.). Показатели в данных блоках должны позволить не только дать комплексную оценку протекающим на территории демографическим процессам, но и выработать органам власти конкретные действия для сохранения или обеспечения положительной их динамики. Таким образом, «...хорошо подобранная система показателей позволяет оценить последствия принятых решений, определить приоритеты в решении проблем, сравнивать ситуации в течение определенного времени и движения» [12].

Вторая стадия. Данная стадия сводится к определению шкалы для оценки воздействия на демографический процесс. Самое главное - установить уровень значения тех или иных параметров, рост или уменьшение которых приводит к отрицательному воздействию на демографические процессы. Основой для установления данных критических параметров могут стать оценки и рекомендации экспертного сообщества.

Третья стадия. Эта стадия заключается в проведении сравнения фактически полученных значений демографических процессов за период исследования с критическими (пороговыми) значениями для выявления степени отклонения.

Четвертая стадия. Включает комплексную оценку протекающих в демографической сфере процессов. На этой стадии проводится интегральная оценка демографических процессов. Необходимость проведения и получения интегральной оценки проистекает из значительного количества частных показателей, которые используются и применяются в ходе разработки и реализации демографической политики, программ в данной сфере.

В целях расчета интегральных показателей требуется провести ряд подготовительных и расчетных процедур.

Во-первых, нужно осуществить подбор соответствующих показателей. Выбор должен быть основан на том, чтобы значения по данным показателям были официальными, доступными, понятными и характеризовались периодичностью составления, относительной простотой расчета, а также давали картину состояния одного из значимых демографических процессов. К примеру, к таким показателям можно отнести коэффициент рождаемости и коэффициент смертности, а также ряд других (коэффициент младенческой смертности, удельный вес родившихся вне брака и т.п.), собираемых органами власти в рамках требований по обязательной статистической отчетности. Данные показатели позволяют оценить состояние брачных и семейных отношений в обществе, а также степень младенческой смертности, которая является значимым индикатором для определения

текущего состояния социально-экономических условий жизни населения и сигналом для органов власти и управления в части понимания демографической ситуации по восполнению населения.

Во-вторых, требуется провести стандартизацию данных. Это связано с тем, что показатели, применяемые для оценки процессов в демографической сфере, имеют различные единицы измерения (промилле, количество человек, проценты и пр.). Для проведения стандартизации можно использовать различные подходы и методики. В ходе проведения такой процедуры можно выйти на возможность группировки всего массива показателей на две основные группы, каждая из которых имеет общую направленность: негативные (отражают нарушение репродуктивных установок в обществе, т.е. снижение численности населения) и позитивные (те, что демонстрируют положительную динамику, т. е. увеличение численности населения). Кроме того, при распределении показателей необходимо понимать суть их влияния, т. е., к примеру, более высокие числовые значения негативных показателей, характеризующих смертность населения, показывают то, что демографическая ситуация определяется падением численности населения и снижением его средней продолжительности жизни.

В-третьих, необходимо провести интегральные (обобщающие) расчеты. Интегральные показатели оценки демографического процесса можно определить воспользовавшись так называемой среднегеометрической величиной на основе частных индексов показателей, которые характеризуют наиболее значимые аспекты в демографических явлениях.

В-четвертых, требуется провести понятную и объективную интерпретацию полученных результатов (для этого можно использовать групповой метод).

Пятая (завершающая) стадия. Данная стадия заключается в выявлении субъективных оценок, репродуктивных ожиданий общества и ожиданий общества от проводимой государством политики в отношении развития демографической сферы [2; 3]. На этой стадии исследования важно понять, что побуждает членов семьи (и отдельно женщин) заводить детей, а также влияет на их желание создавать многодетную семью (становиться многодетной матерью). Требуется также выявить и сгруппировать основные мотивы, для чего можно воспользоваться одним из классических методов изучения мнения населения - проведение социологического опроса. Отметим, что проведение «регулярной комплексной оценки процессов в демографической сфере является жизненно необходимым условием для принятия эффективных решений органами власти на всех уровнях (региональном, муниципальном и других) в целях проведения демографической политики и ее возможной корректировки» [1].

78 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 4 (78) -♦

Кроме того, необходимо понимать и то, что на демографические тенденции и социальную ситуацию в обществе в целом оказывают влияние разные параметры, в том числе связанные с уровнем жизни населения, прежде всего среднедушевой размер его доходов. Следует отметить, что размер доходов в определенной степени влияет на демографические процессы: к примеру, высокие доходы позволяют получить медицинские услуги более высокого качества или приобрести дорогостоящие препараты. Кроме того, некоторые семьи заводят детей после того, как приобретают более устойчивое материальное положение (собственное жилье, высокооплачиваемую работу и др.).

Отметим, что экономические процессы оказывают непосредственное воздействие на уровень и качество жизни населения и служат основой для формирования в обществе позитивного или негативного настроения людей. Так, например, ухудшение экономической ситуации ведет к возникновению депрессии в обществе, падению уровня занятости и благосостояния граждан [1].

Сегодня в ряде научных работ анализируются процессы, связанные с формированием доходов у населения. В одних работах внимание акцентируется на рассмотрении важности формирования и реализации социально ориентированной политики в регионах и стране для обеспечения поэтапного роста и повышения качества уровня жизни населения [13]. В других исследованиях указывается на то, что в условиях всеобщей глобализации игнорирование вопроса о росте уровня жизни населения может привести к ситуации, когда значительная часть населения будет проживать в условиях невысокого материального благополучия, что связано с риском дальнейшего ухудшения ситуации в обществе (рост бедности, социальной напряженности и т. п.) и ростом угрозы для национальной безопасности страны [9]. Также встречаются исследования, где проводится оценка уровня жизни и уровня его неравенства у населения, выясняются причины и последствия для регионов усиления дифференциации в доходах населения [6], а также исследования, посвященные рассмотрению направлений совершенствования социальной политики в соответствии с эволюционной моделью развития, в которой основным условием является качественный рост человеческого капитала, а не только, к примеру, спросовые характеристики расширения внутреннего рынка [4].

Для получения объективной оценки уровня жизни населения необходимо учитывать разные аспекты. Однако, как правило, инструменты и методы оценки уровня жизни населения базируются на использовании сложных многофакторных экспериментов, которые основаны на учете мнений профессионалов, экспертов и/или интегрированных параметров [15]. Так, ученые из Института социологии РАН указывают на то, что для оценки уровня жизни населения следует использовать комплекс индикаторов, который, по их мнению, включает

46 параметров [14]. Также объективную оценку уровня жизни населения можно получить при сравнительном анализе среднедушевого денежного дохода населения и величины утвержденного прожиточного минимума. В научной литературе можно встретить и другие мнения и подходы.

Подобные исследования, как правило, проводятся исследовательскими центрами или учреждениями, занимающимися вопросами в сфере изучения доходной политики и социальной обеспеченности населения.

Кроме того, в настоящее время для России, регионов и муниципалитетов необходимо разработать новую концепцию и выработать инструменты управления для обеспечения стимулирования занятости населения, развития экономики, ориентированной на достойное вознаграждение людей за трудовую деятельность. Для этого требуется, в частности, провести работу по совершенствованию и внедрению (организационно-правовому закреплению) методики объективного расчета среднедушевого денежного дохода населения, особенно в территориальном разрезе [10]. Для установления среднедушевого дохода населения на уровне муниципальных образований требуется использовать официальные статические данные и отчеты, которые давали бы детальную картину социального и экономического положения муниципалитетов.

Однако, как показывает работа С. А. Павловой [10], данное исследование сопряжено с рядом трудностей, которые определяются тем, что не все статистические показатели, обязательные к учету муниципалитетами, заполняются, а также не всегда соблюдаются методики, в том числе и единицы измерения (утвержденные Росстатом), в ходе статистического наблюдения на муниципальном уровне. Кроме того, в представленных паспортах муниципальных образований отсутствует ряд необходимых сведений, что может стать препятствием к проведению качественного исследования.

Для обеспечения в России роста среднедушевого дохода населения необходимо осуществить качественное изменение социально-экономической ситуации в стране. Следует обратить внимание на то, что общая величина дохода населения муниципалитета может быть получена в ходе суммирования следующих значений: фонда заработной платы всех сотрудников организаций; объема сельскохозяйственной продукции, произведенной подсобными хозяйствами граждан, фермерскими хозяйствами и отдельными предпринимателями; начисленных населению субсидий на оплату коммунальных услуг и на жилье; а также предоставленных средств в рамках оказания социальной помощи на оплату жилья и услуг ЖКХ. Кроме того, важно провести анализ структуры населения, проживающего на территории муниципалитета, в том числе по степени его экономической активности (вовлечения в хозяйственно-производственную деятельность), а также

ISSN 1994-5094 ♦-

79 -♦

установить численность людей старше, младше трудоспособного возраста и находящихся в трудоспособном возрасте.

Для определения уровня экономического развития и социальной стабильности муниципалитета требуется проводить анализ уровня занятости местного населения, размера среднедушевого дохода населения, а также степени экономической активности населения, проживающего на территории муниципального образования. Подробную картину экономической активности населения и его дифференциации по уровню доходов может дать анализ структуры занятых по величине дохода и его соотношению с величиной прожиточного минимума [10].

Социально-экономическую ситуацию на территории муниципального образования отражает не только показатель среднедушевого дохода населения, но и степень дифференциации населения по уровню дохода. Особое опасение у местных органов власти должна вызывать ситуация, при которой на территории муниципалитета высок уровень численности граждан трудоспособного возраста, у которых отсутствует постоянный источник дохода, либо их доход на границе прожиточного минимума. Поэтому для полной картины социально-экономической ситуации развития муниципального образования целесообразным является расчет коэффициента бедности, представляющего собой соотношение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума и общей численности населения, проживающего на территории муниципального образования, измеряемый в процентном выражении. Следует отметить, что бедные слои населения, особенно их увеличивающаяся доля на территории, ведет к социальной напряженности, дополнительным расходам бюджета (на социальную поддержку таких категорий граждан), перекосам в экономике и т. п. Поэтому так важно, чтобы граждане не только оставались экономически активными участниками хозяйственных процессов, но и имели равные возможности для повышения своего уровня жизни и получения доходов, намного выше установленного в обществе прожиточного минимума.

Оценить уровень благосостояния бедного населения (имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума) можно, по мнению Е.С. Миковой и М.С. Гостевой, с помощью применения такого параметра, как глубина бедности. Он представляет собою «величину, которая определяется как разница между значением прожиточного минимума и фактическим доходом людей. В данной ситуации для населения, у которого среднедушевой денежный доход незначительно превышает уровень прожиточного минимума, значение индекса глубины бедности определяется как ноль» [8].

Особую важность приобретает сегодня понимание того, что для эффективного управления (принятия управленческих решений) на уровне муниципалитетов необходимо проведение комплексно-

го социально-экономического анализа развития территории, в том числе анализа степени экономической активности и размера среднедушевого дохода местного населения, коэффициента бедности и масштаба дифференциации занятого населения муниципалитета по уровню дохода, а также структуры источников доходов и занятости населения в муниципальном образовании.

В целом, как нам представляется, нужно учитывать в ходе предпринимаемых управленческих решений численность не только тех граждан, которые находятся за чертой бедности и получают доход на уровне прожиточного минимума, но и тех, у кого доход чуть выше прожиточного минимума. Данное утверждение следует из того, что социально-экономические процессы в условиях глобализации подвержены влиянию многих негативных факторов. К примеру, для России даже незначительные колебания цен на природные ресурсы и сырье на международных рынках отражаются на деятельности отраслей реального сектора экономики, а также размерах заработной платы работников, занятых в них. Последствия данной ситуации могут заключаться в том, что доходы у работников этих отраслей упадут до уровня минимального прожиточного минимума.

Таким образом, с целью обеспечения эффективного управления как социальными, так и экономическими процессами в территориальном разрезе необходимо:

- проведение комплексного анализа, в котором рассматриваются объективные и субъективные аспекты, влияющие на демографические процессы, с использованием математических и социологических методов анализа ситуации, что дает возможность установить проблемные места в демографических процессах и демографической политике, а также основание для выработки органами власти наиболее эффективного управленческого решения в целях повышения рождаемости населения, улучшения его здоровья (особенно важно иметь хорошее здоровье для людей в репродуктивном возрасте), укрепления института семьи, а также снижения смертности населения, борьбы с вредными привычками (особенно у молодежи, в том числе в части злоупотребления алкогольными напитками) и укрепления в обществе института и культа полноценной семьи;

- проведение анализа текущего положения в социально-демографической сфере развития территории и прогнозирование таких параметров, как величина доходов населения, уровень бедности населения, уровень экономической активности населения.

1. Бабина Е.Н. Формирование системы индикаторов экологически устойчивого развития территории. URL: www.5rik.ru/na5/01356.htm (дата обращения: 20.05.2019).

2. Блинова Т.В. Демографические угрозы и ограничения развития сельских территорий России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 2 (71). С. 14-19.

80 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 4 (78) -♦

3. Блинова Т.В. Социально-демографические факторы развития аграрного сектора России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2013. Т. 170. С. 25-41.

4. Данканич С.А. Неравенство доходов населения: виды и последствия // Проблемы современной экономики. 2011. № 3. С. 59-63.

5. Каким должен быть хронологический период исследования? URL: http://www.zpu-journal.ru/asp/matriculation/ faq/chronology/ (дата обращения: 03.06.2019).

6. Костылева Л.В. Неравенство населения региона: социологический аспект // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания». 2010. № 7. С. 33-38.

7. Левина Е.И. Методика оценки демографических процессов в регионе // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2016. № 3 (35). С. 185-195.

8. Микова Е.С., Гостева М.С. Статистический анализ уровня бедности в Красноярском крае // Проблемы современной экономики. 2012. № 7. С. 55-59.

9. Павливский А.Е. Предпосылки и проблемы бедности и неравенства доходов населения в современной России // Бизнес в законе. 2010. № 5. С. 222-224.

10. Павлова С.А. Разработка методики расчета и анализа среднедушевого дохода населения в разрезе муниципальных образований в целях совершенствования социально-экономической обстановки // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 10. С. 63-74.

11. Русановский В.А. Демографический фактор долгосрочного экономического роста: возможности, ограничения, асимметрия // Вестник Саратовского социально-экономического университета. 2015. № 5 (59). С. 41-46.

12. Скриган А.Ю. Опыт формирования системы индикаторов устойчивого развития города. URL: http://www.izd. pskgu.ru/projects/pgu/storage/prj/prj_09/prj_09_14.pdf (дата обращения: 24.04.2019).

13. Степченко Е.В. Количественные и качественные параметры уровня жизни населения региона // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2008. № 7. С. 214-218.

14. Тихонова Н.Е., Давыдова Н.М., Попова И.П. Индекс уровня жизни и модель стратификации российского общества // Социологические исследования. 2004. № 6. С. 120-129.

15. ЧеремисинаН.В. Уровень жизни населения региона: экономико-статистический анализ (на примере Тамбовской области) // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2012. № 5. С. 154-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.