Научная статья на тему 'Социально-экономическое развитие Республики Татарстан: вызовы демографии и миграции'

Социально-экономическое развитие Республики Татарстан: вызовы демографии и миграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1775
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сакаев Василь Тимерьянович

Статья рассматривает основные демографические тренды в современном Татарстане. Автор определяет возможные последствия влияния демографических процессов на социально-экономическое развитие региона. Дан анализ половозрастной и территориальной структуры населения, выявлена специфика и основные проблемы демографического развития региона в ближайшей перспективе. Рассмотрена миграция населения, в частности определены ее объемы, основные направления и роль в экономике региона. Отдельное внимание уделено социальной структуре населения, в том числе определению уровня бедности. Результаты исследования могут быть применены в политико-экономическом прогнозировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сакаев Василь Тимерьянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Economic Development of the Republic of Tatarstan: the Challenges of Demography and Migration

The paper deals with the main demographic trends in modern Tatarstan and the possible effects of demographic processes on the social and economic development of the region. The author analyzes age and gender as well as territorial structure of the population, reveals particularities and main problems of the short-term regional demographic development and studies the migration of the population from the point of view of its extent, main directions and role. The attention is focused on the social structure of the region, i.e. the level of poverty. The results of the research can be used in political and economic forecasts.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан: вызовы демографии и миграции»

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Социология

УДК 314(470.41) УДК 314(470.41)

Социально-экономическое развитие Республики Татарстан: вызовы демографии и миграции

Сакаев В.Т.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры социальных наук Набережночелнинского института

Казанского (Приволжского) федерального университета

Статья рассматривает основные демографические тренды в современном Татарстане. Автор определяет возможные последствия влияния демографических процессов на социально-экономическое развитие региона. Дан анализ половозрастной и территориальной структуры населения, выявлена специфика и основные проблемы демографического развития региона в ближайшей перспективе. Рассмотрена миграция населения, в частности, определены ее объемы, основные направления и роль в экономике региона. Отдельное внимание уделено социальной структуре населения, в том числе определению уровня бедности. Результаты исследования могут быть применены в политико-экономическом прогнозировании.

Ключевые слова: Республика Татарстан, демографические процессы, социально-экономические аспекты.

Республика Татарстан является одним из ключевых в экономическом отношении регионов России. В регионе активно реализуются перспективные инновационные проекты в области промышленности и науки. Все это позволяет предполагать сохранение за Татарстаном лидирующих позиций в стране и в будущем, однако в ближайшее десятилетие республика столкнется с новыми вызовами: вызовами демографии и миграции. Необходимо определить и оценить содержание этих вызовов и дать прогноз возможного воздействия их на социально-экономическое положение региона.

Население республики на 1 января 2014 г. насчитывало 3838230 чел. В Татарстане насчитывается 662,7 тыс. чел. моложе трудоспособного возраста (до 18 лет) и 852,3 тыс. чел. старше трудоспособного возраста (женщины - старше 55 лет, мужчины - старше 60 лет) [1].

Таблица 1 демонстрирует серьезные потери населения в возрастных группах от 30 до 49 лет. Эти потери имеют разные причины. Их можно считать и «демографическим эхом» Второй мировой войны, но в то же время это и последствия повышенной смертности в указанных возрастных когортах и миграций 1990-х гг. Характерно, что в сельской

местности потери населения наблюдаются только в возрасте от 30 до 39 лет, а в городском населении серьезные потери заметны в возрастах от 30 до 49 лет.

Относительно трудовых ресурсов следует отметить, что значительная часть рабочей силы находится в пенсионных или предпенсионных возрастах (50-69 лет). В ближайшие 10-15 лет следует ожидать серьезного сокращения численности трудовых ресурсов, так как на смену многочисленным поколениям 1950-х и 1960-х гг., придут существенно меньшие поколения 1990-х - первой половины 2000-х гг. По нашим расчетам, численность трудоспособного населения региона (при исключении миграции и сохранении возраста выхода на пенсию) сократится на 8-10 % в течение ближайших 10-15 лет (200-250 тыс. чел.). Примерно через 30 лет регион столкнется еще с одним вызовом - старением трудовых ресурсов. Нынешние поколения 20-35-летних станут пенсионерами или будут в предпенсионных возрастах, а на смену им в трудоспособный возраст вступят малочисленные возрастные когорты. Можно прогнозировать существенный дефицит рабочей силы в регионе, особенно в молодых возрастах, в краткосрочной (5-10 лет) и в долгосрочной перспективе (20-30 лет).

216

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Социология

Таблица 1

Распределение численности населения Республики Татарстан по полу и возрастным группам на 1 января 2013 г. (чел.) [2]

Возраст (лет) Все население Городское население Сельское население

Муж. и жен. Муж. Жен. Муж. и жен. Муж. Жен. Муж. и жен. Муж. Жен.

3822038 1766901 2055137 2900747 1323691 1577056 921291 443210 478081

в том числе в возрасте, лет:

до 1 года 55154 28475 26679 42901 22192 20709 12253 6283 5970

1-4 188330 96592 91738 146728 75222 71506 41602 21370 20232

5-9 194572 99932 94640 149096 76533 72563 45476 23399 22077

10-14 186598 96037 90561 135384 69846 65538 51214 26191 25023

15-19 204120 102487 101633 147842 73459 74383 56278 29028 27250

20-24 308983 151663 157320 245324 118207 127117 63659 33456 30203

25-29 343946 173095 170851 280038 138584 141454 63908 34511 29397

30-34 280907 138612 142295 230691 112515 118176 50216 26097 24119

35-39 264976 128610 136366 207932 99734 108198 57044 28876 28168

40-44 240553 115696 124857 178065 83422 94643 62488 32274 30214

45-49 267181 126520 140661 194694 88318 106376 72487 38202 34285

50-54 315459 145803 169656 238880 105906 132974 76579 39897 36682

55-59 273746 119005 154741 211019 88555 122464 62727 30450 32277

60-64 216442 90393 126049 167338 68214 99124 49104 22179 26925

65-69 104661 40997 63664 79871 30911 48960 24790 10086 14704

70 и более 376410 112984 263426 244944 72073 172871 131466 40911 90555

В половозрастной структуре имеет место дисбаланс. В городской местности имеет место превышение числа женщин над числом мужчин, причем серьезный дисбаланс начинает проявляться фактически с 35 лет и старше (исключая возрастную группу 20-24 года, где тоже имеет место сильный дисбаланс). В сельской местности - картина обратная: практически до пенсионного возраста число мужчин превышает число женщин (табл. 2).

Численность городского населения РТ на 1 января 2014 г. составила 2920511 чел., сельского населения -917719 чел. Доля городского населения составляет 76,1 %. В то же время таблица 3 показывает, что в городах региона, за исключение столицы и индустриальных центров, численность населения, как правило, уменьшается. Это актуализирует проблему малых городов, которая в значительной степени вызвана низким уровнем развития социально-экономической сферы этих городов и миграцией молодежи в более крупные городские центры, прежде всего в Казань.

В республике в последние годы наблюдается усиление миграционных процессов. В 2013 г. в РТ прибыло

Таблица 2

Соотношение численности мужчин и женщин по возрастным группам в 2013 г. (на начало года) [2]

На 1000 мужчин приходится женщин

Возраст (лет) Городское Сельское Все

население население население

В среднем 1191 1079 1163

в том числе в возрасте, лет

0-4 947 948 947

5-9 948 944 947

10-14 938 955 943

15-19 1013 939 992

20-24 1075 903 1037

25-29 1021 852 987

30-34 1050 924 1027

35-39 1085 975 1060

40-44 1135 936 1079

45-49 1204 897 1112

50-54 1256 919 1164

55-59 1383 1060 1300

60-64 1453 1214 1394

65-69 1584 1458 1553

70 и старше 2399 2213 2332

Из общей численности население в возрасте

моложе трудоспособного 945 950 946

трудоспособном 995 818 952

старше трудоспособного 2590 2247 2487

217

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Социология

190068 иностранных граждан и лиц без гражданства (в 2011 г. - 134404, в 2012 г. - 166550). Однако, в 2013 г. на миграционную обстановку влияние оказала прошедшая в г. Казани XXVII Всемирная летняя Универсиада. Значительная часть прибывших - граждане стран СНГ. Так, на государства СНГ приходилось около 70 % всех въехавших и вставших на миграционный учет (2008 г. - 69 %, 2009 г. - 72 %, 2010 г. - 69 %, 2011 г. - 72 %, 2012 г. - 71 %, 2013 г. - 70 %). Большая часть из них - из Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана и Кыргызстана (табл. 4).

Также в 2012 г. в регион прибыло 41918 иностранных граждан из стран дальнего зарубежья, в 2013 г. -50360 (прирост на 20 %). В течение последних 5-7 лет в регион в основном прибывают граждане Турции, Германии, Италии, США, Франции (табл. 5). В то же время в 20122013 гг. увеличилось в 4 раза количество прибывших граждан КНР. На это повлияли следующие причины. Во-первых, строительство заводов ОАО «Аммоний» в Менделеевском районе, где трудятся в основном граждане КНР. Во-вторых, увеличение числа обучающихся граждан КНР в вузах (в 2012 г. в целях обучения въехало 408 граждан КНР, а в 2013 г. - 654). В-третьих, многие предприятия используют в своей деятельности оборудование, произведенное в КНР, что требует соответствующего обслуживания китайскими специалистами. В-четвертых, введение в эксплуатацию технополиса «Новая Тура», где работают в основном граждане Китая.

На протяжении последних пяти лет для Татарстана устанавливалась одна из самых максимальных квот на привлечение иностранной рабочей силы. На 2013 г. для РТ квота была установлена в 3500 чел., что являлось самой большой среди субъектов Приволжского округа. Ежегодно некоторое число разрешений на временное проживание выдавалось вне квоты для граждан, родившихся на территории РСФСР или РФ, либо имеющих близких родствен-ников-граждан РФ (в 2012 г. - 1115,

Таблица 3

Динамика численности населения городов Республики Татарстан в 2009-2013 гг.

(города с населением свыше 50 тыс. чел.; постоянное; на начало соответствующего года; тыс. чел.)* [3]

Городской населенный пункт 2009 г 2010 г 2011 г. 2012 г 2013 г

Казань 1130,7 1136,6 1145,4 1161,3 1176,2

Альметьевск 141,9 142,1 146,5 147,7 149,0

Бугульма 90,2 89,9 89,0 88,3 87,7

Елабуга 70,0 70,5 70,9 71,2 72,1

Зеленодольск 99,1 99,1 97,7 97,9 97,9

Лениногорск 65,5 65,5 64,0 63,7 63,9

Набережные Челны 507,9 510,3 513,8 516,6 519,0

Нижнекамск 226,6 227,1 234,1 234,9 235,4

Чистополь 61,1 61,1 60,8 60,8 61,0

* Без подчиненных населенных пунктов. Данные за 2009-2010 гг. приведены без учета итогов Всероссийской переписи населения - 2010 г., c 2011 г. - с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 г.

Таблица 4

Численность прибывших в Республику Татарстан граждан стран СНГ в 2012-2013 гг. [4]

№ п/п Страна 2012 год 2013 год

количество доля в % количество доля в %

1 Узбекистан 48 432 33,4 56 453 33,9

2 Таджикистан 14 234 9,8 16 908 10,1

3 Азербайджан 10 078 7,0 10 494 6,3

4 Кыргызстан 6 840 4,7 7 434 4,5

5 Украина 5 717 3,9 6 731 4,0

6 Казахстан 7 996 5,5 6 083 3,6

7 Армения 3 114 2,2 4 599 2,8

8 Беларусь 2 268 1,6 2 729 1,6

9 Молдова 1 730 1,2 2 113 1,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего 102 941 71,1 116 288 69,8

Таблица 5

Численность иностранных граждан из стран дальнего зарубежья, прибывших в Республику Татарстан [4]

№ п/п Страна 2012 г. 2013 г.

Количество доля в % количество доля в %

1 Турция 6 740 4,7 8 688 5,2

2 Германия 6 128 4,2 6 285 3,8

3 Китай 2 353 1,6 4 074 2,4

4 США 1 931 1,3 2 330 1,4

5 Италия 2 481 1,7 2 096 1,3

6 Франция 1 767 1,2 1 690 1,0

Всего 41 918 28,9 50 360 30,2

218

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Социология

в 2013 г. - 1421). Разрешения в основном выдавались гражданам Узбекистана (40 %), Таджикистана (18 %), Азербайджана (7 %), Кыргызстана (7 %), Казахстана (7 %). Аналогичная ситуация и при оформлении вида на жительство.

Относительно трудовой миграции следует отметить, что ежегодно устанавливаемая квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в РТ не используется в полном объеме. В 2012 г. квота была выбрана на 65 % (20169), в 2011 г. - на 39 % (14184). В 2012 г. разрешения были выданы 3930 иностранным работникам, прибывшим из стран дальнего зарубежья, 13445 - из стран СНГ и 2794 - проживающим по временным разрешениям. В 2013 г. были оформлены разрешения на работу 15946 иностранным гражданам (на 21 % меньше чем в 2012 г.), в том числе разрешения были оформлены 11111 гражданам стран СНГ и 4835 - стран дальнего зарубежья. Граждане Узбекистана составляли основную долю в их числе в 2013 г. (46 %). Распределение по отраслям экономики дано в таблице 6.

Большинство мигрантов трудятся по специальностям, не требующим квалификации, и востребованы в основном в строительстве (маляры, штукатуры, каменщики, разнорабочие). В РФ нет ограничений доступа на рынок труда неквалифицированных работников, но следует учитывать, что масштабное привлечение относительно дешевой неквалифицированной иностранной рабочей силы является фактором риска для экономического развития, так как не способствует модернизации производства.

С 1 июля 2010 г. в РФ действует особый упрощенный порядок привлечения иностранных работников для использования в домашнем хозяйстве, которые могли трудиться по договору с физическими лицами без учета квот и получения разрешений на работу (на основании патента). В 2013 г. иностран-

ным гражданам было оформлено 20165 патентов (2012 г. - 26085, 2011 г. - 18124). С 2015 г. действие системы патентов было расширено, но одновременно были ужесточены требования к получению патентов. Эти меры, несомненно, окажут влияние на интенсивность миграций.

Что касается численности иностранных граждан, то, по оценке УФМС, в зависимости от времени года в 2013 г. ежедневно легально находилось от 55 до 70 тыс. иностранных граждан, в том числе: 2025 тыс. трудовых мигрантов (с разрешениями на работу или патентами), 4 тыс. студентов, 19 тыс. лиц, постоянно или временно проживающих в республике, и 10-25 тыс. чел., прибывших в гости к родственникам или в качестве туристов [4]. В 2014 г. в связи с событиями на Украине появились новые миграционные потоки - беженцы, число которых составляет сейчас официально более 2000 чел.

Масштабы нелегальной миграции можно оценить лишь по данным о зафиксированных нарушениях порядка пребывания. В 2013 г. УФМС за данные нарушения к административной ответственности привлекло 18213 иностранных граждан, что на 49,7 % больше, чем в 2012 г. (12164). В 2013 г. было выявлено 2751 иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность без соответствующих документов (в 2012 г. - 2892), при этом граждане стран СНГ составляли 95 % от всех нарушителей [4]. В 2013 г. из региона за пределы РФ было выдворено 1706 иностранных граждан.

В настоящее время иностранные рабочие составляют около 1 % от экономически активного населения региона, поэтому их вклад в экономику в целом невелик. Распределение квот на привлечение иностранной рабочей силы в Татарстане в 2014 г. показывает, что большинство иностранных граждан привлекаются по рабочим профессиям, при этом значительная часть занимается неквалифицированным трудом. Как показывают исследования, внешняя трудовая миграция в России пока практически не влияет на состояние рабочей силы в обрабатывающей промышленности (в 2012 г. в обрабатывающей промышленности доля иностранных рабочих в общей численности рабочей силы составила всего 1,6 %), но иностранная рабочая сила играет большую роль в реализации инфраструктурных проектов, в том числе в моногородах (Набережные Челны, Нижнекамск, Мен-делеевск).

Таблица 6

Оформлено разрешений на работу в 2009-2013 гг. по отраслям в % [4]

Отрасль народного хозяйства 2009 г 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Строительство 60,8 57,6 55,7 62,5 73,6

Коммунальные и социальные услуги 10,5 10,9 11,9 11,8 8,3

Транспорт 5,4 7,6 8,4 58,0 5,3

Общественное питание 6,7 9,4 9,5 8,7 5,8

Сельское хозяйство 1,5 2,2 1,3 2,3 2,4

Обрабатывающее производство 1,5 1,2 1,8 1,8 1,8

Торговля 9,4 7,7 8,7 5,7 1,1

Культура и спорт 0,4 0,6 0,4 0,2 0,4

Добыча полезных ископаемых 0,3 0,3 0,03 0,2 0,2

Другие 3,5 2,6 2,1 1,0 1,0

219

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Социология

Официальный уровень безработицы в Татарстане невелик. В октябре 2013 г. в службе занятости состояли на учете 17,7 тыс. безработных граждан, или 0,86 % экономически активного населения региона (в РФ - 1,3 %). Но многие безработные не встают на учет в службу занятости из-за небольшого размера пособия по безработице, а также велика роль скрытой безработицы (неполная занятость), которая не отражается в официальной статистике, но влияет на социально-экономическую ситуацию. Сейчас в регионе имеется до 45 тыс. открытых вакансий, то есть спрос на рабочую силу превышает официальный уровень безработицы в 2 раза (на 1 вакансию приходится 0,4 безработного, в прошлом году - 0,6), но большинство предлагаемых вакансий либо с низкой зарплатой, либо с тяжелыми условиями труда.

Начиная с 2014 г., в Татарстане происходит снижение численности трудоспособного населения. В следующие три года численность трудоспособного населения сократится примерно на 26 тыс. чел., а количество работников пенсионного возраста увеличится. Поэтому должна усилиться конкуренция за рабочую силу, в основном на предприятиях с тяжелыми и вредными условиями труда и компенсировать дефицит рабочих придется за счет внутренней миграции и иностранной рабочей силы.

Но в случае ухудшения экономической ситуации на рынке труда может сложиться и обратная ситуация и в 2015-2016 гг. число официальных безработных может возрасти (по оценкам некоторых экспертов) до 60-70 тыс. чел. В Татарстане также расположено 7 моногородов, в ряде из которых официальный уровень безработицы превышает региональный. Высокий уровень безработицы наблюдается в ряде муниципальных районов.

Татарстан занимает первое место по уровню среднемесячной зарплаты среди всех регионов Приволжского округа. Это делает регион привлекательным для мигрантов и свидетельствует об определенном социальном благополучии региона. В то же время в регионе сохраняется проблема бедности (табл. 7). В 2011 г. в РФ «бедными по доходам» (с ежемесячным денежным доходом ниже прожиточного минимума) являлись 22,5 % населения, «бедными по лишениям» - 12,6 %, в соответствии с обоими подходами - 30,3 % населения [5]. В Татарстане в 2012 г. численность «бедных по доходам» составила 254,49 тыс. чел. (6,7 % населения). Численность «бедных по доходам» в Татарстане в целом имеет тенденцию к некоторому снижению: в 2011 г. таковых насчитывалось 307,75 тыс. (8,1 % населения). Доля «бедных по доходам» в Татарстане существенно ниже федерального уровня, хотя в 2013 г. имело место некоторое ухудшение ситуации с бедностью. По всей видимости, нынешняя экономическая ситуация также приведет к росту этого показателя в 2015-2016 гг.

Что касается уровня «бедности по лишениям» в Татарстане, то такие данные отсутствуют. Можно лишь экстраполировать общероссийские данные и предположить, что этот уровень составляет 10-12 %.

Также в Татарстане продолжает сохраняться высокий уровень социального расслоения. Разница в доходах 10 % наиболее и наименее обеспеченных групп населения составляет 17 раз (табл. 8). В 2013 г. более 65 % населения региона имели денежные доходы ниже среднедушевого показателя (26122,9 руб.). По статистике, к среднему классу (среднедушевой доход равняется или превышает 6 минимальных прожиточных минимумов на человека в месяц) можно условно отнести менее 19,3 % населения региона. По мнению председателя Комитета Госсовета Татарстана по экономике, инвестициям и предпринимательству М. Галеева, в реальности таковых в регионе только 13 %, бедных - 6-7 %, богатых - около 13,8 % населения.

Таблица 7

Уровень бедности населения Республики Татарстан [6]

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума,

2012 г 2013 г.*

тыс. чел. 248,88 275,56

в процентах от общей численности населения 6,5 7,2

Острота бедности, % 0,68 0,76

Глубина бедности, % 1,72 1,91

*Данные за 2013 г. являлись предварительными.

Таблица 8

Дифференциация доходов населения Татарстана [6]

Денежные доходы 2012 г 2013 г*

100% 100%

в том числе по 20-ти процентным группам населения:

пеpвая (с наименьшими доходами) 5,1 5,1

втоpая 9,7 9,8

третья 14,7 14,8

четвертая 22,5 22,5

пятая (с наивысшими доходами) 48,0 47,8

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) 0,425 0,421

Соотношение доходов 10-ти процентов наиболее и наименее обеспеченного населения, раз 17,0 16,6

*Данные за 2013 г. являлись предварительными.

220

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Социология

Таким образом, Татарстан в ближайшее десятилетие столкнется с несколькими вызовами: ухудшение половозрастной структуры населения (оно провоцирует дефицит рабочей силы, особенно высококвалифицированной и в обрабатывающих отраслях промышленности); усиление миграционных потоков, состоящих в основном из неквалифицированной и низкооплачиваемой иностранной рабочей силы (усилит конкуренцию в этом сегменте рынка труда и не будет способствовать решению проблемы дефицита высококвалифицированных работников); сохранение достаточно высокого уровня бедности в республике (отчасти оно вызвано притоком иностранной низкооплачиваемой рабочей силы, часть из которой оседает в качестве постоянного населения). При сохранении миграционных (приток низкооплачиваемых работников) и демографических трендов (старение населения) можно прогнозировать сохранение в будущем и высокой степени социальной дифференциации населения региона.

Литература:

1. Материалы Инвестиционного портала Республики Татарстан. - URL: http://www.invest.tatar. rn

2. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. - URL: http://tatstat. gks.ru

3. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 г. - URL: http://www.gks.ru/free_ doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612. htm

4. Информация УФМС по Республике Татарстан о миграционной ситуации. - URL: http://tatarstan. ru/file/pub_245230.doc

5. Слободенюк Е.Д. Бедные в России: структура группы и социальная динамика: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - М., 2014. - 29 с.

6. Комплексный информационно-аналитический доклад «Социально-экономическое положение Республики Татарстан» / Официальный сайт Та-тарстанстата. - URL: http:////http://tatstat.gks.ru

Social and Economic Development of the Republic of Tatarstan: the Challenges of Demography and Migration

VT. Sakaev

Branch of the Kazan (Volga Region) Federal University to Naberezhnye Chelny

The paper deals with the main demographic trends in modern Tatarstan and the possible effects of demographic processes on the social and economic development of the region. The author analyzes age and gender as well as territorial structure of the population, reveals particularities and main problems of the short-term regional demographic development and studies the migration of the population from the point of view of its extent, main directions and role. The attention is focused on the social structure of the region, i.e. the level of poverty. The results of the research can be used in political and economic forecasts.

Key words: the Republic of Tatarstan, demographic processes, socio-economic aspects.

221

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.