Научная статья на тему 'Комплексная оценка инновационности учебно-методического комплекта «Байкальский сундучок»'

Комплексная оценка инновационности учебно-методического комплекта «Байкальский сундучок» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОСТЬ / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATIVENESS / COMPLEX ASSESSMENT / ECOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Портнягина Марина Александровна

В статье рассмотрены подходы к комплексной оценке инновационности УМК «Байкальский сундучок», которые могут быть применены при оценке любого нового образовательного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex assessment of innovativeness of teaching kit «Baikal small treasure chest»

The article considers approaches to a complex assessment of innovativeness of teaching kit «Baikal treasure chest», which can be used at the assessment of any new educational product.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка инновационности учебно-методического комплекта «Байкальский сундучок»»

лио. В нем собраны различные материалы, документы, свидетельствующие о достижениях в профессиональной педагогической деятельности. Основное преимущество метода оценки портфолио заключается в том, что оно является инструментом оценивания и самооценки собственных достижений. Портфолио позволяет педагогу широко и разнообразно презентовать профессиональные достижения и компетенции.

Одной из целей введения портфолио как инструмента мониторинга профессиональных достижений является оценочно-стимулирующая (основание для начисления стимулирующей части заработной платы). Члены Управляющего совета ДОУ оценивают результаты образовательной деятельности педагогов через их порт-фолио. Работая в качестве экспертов, родители проявляли свое несогласие с некоторыми критериями оценки, корректировали их показатели. Они пытались реально соизмерить возможности педагогов с выделенными критериями оценки, например, как различить должностные обязанности с инновацией, креативностью.

По нашим наблюдениям, постепенно стало возрастать понимание роли портфолио со сто-

роны педагогов. Мы пришли к пониманию того, что необходима внешняя экспертиза деятельности педагогов, возрастает необходимость контроля качества. К сожалению, на сегодня существует один показатель - это участие детей в различных конкурсах, другие внешние показатели пока отсутствуют. В настоящее время идет процесс корректировки критериев оценки деятельности педагога в соответствии с существующей реальной практикой работы с детьми.

Таким образом, деятельность ДОУ в условиях автономного учреждения открывает перспективы и возможности дальнейшего развития, продвижения инновационных идей, повышения качества образования дошкольников.

Литература

1. Пуденко Т.И. Разработка программы развития муниципальной (региональной) системы дошкольного образования: науч.-метод. пособие. - 2013. - 80 с.

2. Намсараев С.Д., Фомицкая Г.Н. Тенденции и проблемы развития внешней оценки качества общего образования в региональных образовательных системах // Вестник БГУ. - 2012. - Вып. 1. Педагогика. -С. 68-72.

Лопсонова Зинаида Баторовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики начального и дошкольного образования Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected].

Lopsonova Zinaida Batorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of pedagogy of primary and pre-school education, Buryat State University. E-mail: [email protected].

УДК 37.016 © М.А. Портнягина

Комплексная оценка инновационности учебно-методического комплекта «Байкальский сундучок»

В статье рассмотрены подходы к комплексной оценке инновационности УМК «Байкальский сундучок», которые могут быть применены при оценке любого нового образовательного продукта. Ключевые слова: инновационность, комплексная оценка, экологическое образование.

M.A. Portnyagina

Complex assessment of innovativeness of teaching kit «Baikal small treasure chest»

The article considers approaches to a complex assessment of innovativeness of teaching kit «Baikal treasure chest», which can be used at the assessment of any new educational product. Keywords: innovativeness, complex assessment, ecological education.

В 2012 г. вышел комплект учебных материалов «Байкальский сундучок», разработанный в качестве пособия для учащихся младших и средних классов, их педагогов и родителей. В состав комплекта «Байкальский сундучок» входят учебная книга для учащихся, педагогов и

родителей, карточки для дидактической игры «Живой мир Байкала», плакат «Над водой и под водой и на побережье Байкала», карта «По заповедным тропам Байкала», компакт-диск (содержание пособия на русском и английском языках). Иллюстрированные материалы о флоре и

М.А. Портнягина. Комплексная оценка инновационности учебно-методического комплекта «Байкальский сундучок»

фауне Байкала, географии озера и его жителях предоставляют познавательную информацию и призваны привить любовь к родному краю, стремление участвовать в природоохранной деятельности на благо жемчужины планеты - озера Байкал.

Одним из главных достоинств названного комплекта мы считаем его инновационность как системное свойство, которая проявляется в УМК «Байкальский сундучок» в рамках его системных взаимодействий.

Разработанный авторским коллективом ученых Педагогического института Бурятского государственного университета при научном консультировании ведущих ученых -экологов Бурятии проект объединил усилия представителей гражданского общества, науки и бизнеса, общественных организаций и образовательных учреждений. Он явился результатом образовательного проекта Байкальского информационного центра «Грань», Программы развития Организации Объединенных наций (ПРООН) и компании Кока-Кола (ТССС).

Педагоги, родители и учредители образовательных учреждений Республики Бурятия положительно отнеслись к созданию УМК «Байкальский сундучок». Для образовательных учреждений УМК был востребован как средство достижения предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов согласно требованиям новых ФГОС НОО и ООО. Проявляются первые социальные эффекты: выявились основные потребности заказчиков УМК, их предпочтения и целевые установки по применению УМК в учебном процессе. Среди потребителей выступили не только образовательные учреждения, но и общественные организации, особо охраняемые природные территории, библиотеки, турфирмы и те, кто имеет отношение к экологическому просвещению населения.

Самооценка инновационности данного комплекта была произведена не как оценка его внутреннего свойства, а как возможная степень его влияния на внешние по отношению к нему объекты или системы, в частности, основные образовательные программы образовательных организаций Республики Бурятия, но и соседних субъектов страны: Иркутской области и Забайкальского края.

В основе разработки нашего комплекта был положен анализ целой серии книг по бай-каловедению многих авторов, изданных в разных регионах, предназначенных для различных категорий обучающихся. В качестве пат-тернового модуля выступила реализованный в

проекте ПРООН «Каждая капля имеет значение» «Черноморская шкатулка». Однако инно-вационность проекта состоит не просто в улучшении отдельных показателей - учебников по байкаловедению достаточно, но и это изменение принципов внутрисистемного взаимодействия учебных материалов и, как следствие необратимое преобразование системы.

Из двух возможных форм инновационно-сти - потенциальной и фактической - второй вид инновационности нашего продукта определяется тем реальным вкладом, который он внесет в качественное преобразование образовательной, этнокультурной, социально-экономической системы Байкальского региона. Этот вклад зависит не только от самого объекта, а также и от характеристик механизма продвижения инновационных преобразований. Уже сегодня мы наблюдаем изменения в учебных планах и образовательных программах некоторых пилотных ОУ, включение в процесс родительской, научно-

педагогической, культурной общественности города и республики, возрастающий интерес к продукту со стороны субъектов, соседствующих с Бурятией.

Для дальнейшего продвижения УМК «Байкальский сундучок» необходим, на наш взгляд, рыночно - административный комплекс механизмов. Условиями, способствующими успешности продвижения нашего продукта, мы считаем:

- рекомендательное включение курса «Байкаловедение» в учебный план всех ОУ Республики Бурятия и соседних регионов (Иркутская область, Забайкальский край);

- переиздание «Байкальского сундучка» для возможности обеспечения комплектом всех школ республики и желающих;

- разработку инновационного портфеля «Байкальский сундучок», что сделает проект господствующим в данном сегменте и дополнение вышеназванными изданиями для других возрастных групп;

- естественная (внутренняя) инновацион-ность проекта влечет за собой развитие сетевой модели его внедрения. Отсюда выстраивание сети байкальских школ, реализующих проект «Байкальский сундучок», что будет способствовать разработке технологии применения УМК, взаимодействию образовательных учреждений в экологическом пространстве Байкальского региона;

- рассмотрение «Байкальского сундучка» не только как коммерческий проект, а в первую очередь как образовательный экологический проект. Решение этого вопроса лежит в

плоскости коммуникативных ресурсов гражданского общества, государства и бизнеса посредством принятия государственных решений, учитывающих и частные (бизнес), и общественные (гражданское общество, государство) интересы.

Потенциальная инновационность продукта отражает предельно возможные качественные преобразования подсистем, а так же внутри- и межсистемных взаимодействий, которые могут произойти при максимально благоприятных условиях для продвижения соответствующего инновационного комплекта в системе. Складывается новый портфель проектов, которые касаются других возрастных групп или иных областей деятельности в рамках экологии озера Байкал: «Байкальский рюкзачок» -правила поведения в походе, родительский всеобуч «Мама, папа, я - байкальская семья», мини-сундучок для дошкольников, производство экологически чистых продуктов под брендом «Байкальский сундучок» и др. [1] В будущем УМК «Байкальский сундучок» может быть реализован в образовательных учреждениях на всей территории нашей страны.

Инновационность продукта состоит и в том, что он отходит от стандартных форм обучения и выводит на рынок образовательных услуг собственную уникальную программу. В основе образовательной программы лежит идея о том, что эффективное обучение - это обучение на основе включения обучающихся в продуктивную деятельность, создание ими творческих работ, исследовательских проектов, участие в социальной практике, приобретение личного опыта.

Формы проведения занятий по УМК могут быть различными: дискуссии, деловые игры, моделирование, эксперимент, интерактивное обучение и др. Преимуществом данного продукта является и то, что фактический материал в нем помещается по избыточному принципу, согласно которому учитель, тьютор, родители, воспитатели, учащиеся могут выбрать именно тот материал, который им нужен и важен.

Оригинальность продукта УМК «Байкальский сундучок» состоит в том, что найдено решение вопросов экологии Байкала и экологического образования школьников, выгодное многим сторонам:

• бизнесу в качестве продвижения продукции местных производителей и их брендов;

• науке с точки зрения создания своего объекта исследования и отслеживания его развития;

• образованию региона с точки зрения социализации учащихся и повышения уровня экологической культуры;

• экономике Байкальского региона, т.к. Байкал как экскурсионный объект повышает интерес к региону;

• гражданскому обществу, жителям Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края, т.к. решают проблемы экологии региона.

Инновационным можно считать и управление проектом, которое носит сетевой характер. Он предполагает вовлечение в экологическую образовательную деятельность новых субъектов, дополнительно к уже вошедшим в проект образовательным учреждениям Бурятии. Сетевые участники проекта могут разрабатывать новые самостоятельные проекты, могут вести свою деятельность в рамках программы или портфеля проектов. От управления отдельным проектом в начале нашей деятельности через управление программой (из нескольких проектов) мы перешли к управлению инновационным портфелем проектов под общим названием «Байкальский сундучок». Целью создания портфеля стало получение коммерческой выгоды для продвижения нашего инновационного продукта.

Вывод, который можно сделать на основе приведенного анализа, заключается в том, что при переходе к сетевому партнерству происходят интеграция инновационности, объединение усилий участников сети при производстве своих образовательных и научно -технологических продуктов. Современная сетевая форма самореализации актора по содержанию заключается в понимании проблемы, сборе необходимой информации, ее преобразовании для получения научного продукта и технологической реализации, позволяющей осуществить непосредственное производство конкретного продукта. Причем для потребителей инновации процесс осуществляется в реальном времени в режиме открытого доступа к информации.

Главными плюсами проекта «Байкальский сундучок» с позиций инновационности мы считаем снижение временных затрат на осуществление педагогического процесса в рамках предмета «Байкаловедение» и освобождение ресурсов для другой деятельности педагога. Достижение лучшего результата не требует дополнительных затрат от педагога по сбору и систематизации регионального и краеведческого материала.

Д.Д. Санжина. Воспитание языковой толерантности на материале национальной литературы

На настоящем этапе подготовки увеличения тиража, на наш взгляд, необходимо проведение маркетинговых исследований по определению рынка сбыта, скрытых или очевидных потребностей потребителей УМК «Байкальский сундучок», которые необходимо удовлетворить; определению набора полезных с точки зрения потребителей характеристик продукта (уровень качества, функциональные свойства, внешнее оформление, упаковка, торговая марка; цена и др.); определению формы поддержки товара (послепродажное сопровождение, гарантии, доставка и другие дополнительные услуги). Для определения полезности продукта можно применять декомпозиционный подход путем опроса респондентов и дальнейшего ранжирования преимуществ, которые респонденты отдали тому или иному показателю и продукту в целом. Используя рейтинги преимуществ, оценивают сначала частные полезности, а потом рассчитывают ценности полной полезности продукта в целом. В процессе инновационной деятельности принято разрабатывать и проверять концепцию нового товара, так как если идея принята к реализации, то концепцию самой идеи проверять нет смысла.

Необходимо прогнозировать и активно формировать новые потребности на основе требований времени. Для этого нужно провести тестирование, что определит составляющие качества нового продукта:

- функциональное соответствие, способность правильно выполнять базовую функцию;

- дополнительные функции - диапазон возможностей продукта кроме базовой функции;

- соответствие - соблюдение норм и стандартов на уровне совершенства, которое было заявлено во время разработки;

- надежность - отсутствие опечаток, неточностей и дефектов;

- долговечность - полезный срок действия нового продукта;

- эстетичность - дизайн, внешний вид, цвет и др.;

- качество - репутация, имидж, уровень восприятия продукта.

Таким образом, на образовательном поле Бурятии появился инновационный учебно-методический комплект «Байкальский сундучок», который был принят педагогической общественностью и активно применяется в образовательном процессе инновационных школ Бурятии.

Предложенные в статье подходы к комплексной оценке инновационности УМК «Байкальский сундучок» могут быть применены и при оценке любого нового продукта в сфере образования. Проблемы, решаемые сегодня авторами УМК, актуальны для создателей учебных и учебно-методических пособий и их формулировка может быть полезна для ученых, работающих в данной области. Преобладающий сегодня проектный подход при распределении финансов в социальной сфере требует от авторов выделения инновационных признаков в создаваемых ими продуктах, что вызывает необходимость формирования определенных навыков в оценке инновационности.

Литература

1. Портнягина М.А. Технология разработки рабочей тетради по УМК «Байкальский сундучок» // Экология. Образование. Общество: материалы меж-дунар. конф. - Улан-Удэ, 2013.

2. Захлебный А.Н., Гнеушева Т.А. Байкал для всех // Педагогика. - 2013. - №3. - С. 122-125.

Портнягина Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии и методики преподавания Педагогического института Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected]

Portnyagina Marina Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of philology and methodology of teaching, Buryat State University.

УДК 37.016:811 © Д.Д. Санжина

Воспитание языковой толерантности на материале национальной литературы

Статья посвящена языковой толерантности на примере бурятской литературы. Языковая толерантность есть реализация общего этического принципа толерантности средствами языка, и представляет собой выражение значимой лингвокультурологической универсалии в речевой деятельности человека.

Ключевые слова: язык, толерантность / нетолерантность, лингвокультура, дружба, взаимопонимание, межнациональное общение, культурный барьер, компромисс, свой, чужой, конфликт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.