УДК 330.1 Вукович Галина Григорьевна
доктор экономических наук,
профессор кафедры прикладной экономики
и управления персоналом
Кубанского государственного университета
Магомедов Камал Уллубиевич
соискатель кафедры прикладной экономики и управления персоналом Кубанского государственного университета [email protected]
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВОГО ФАКТОРА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Vukovich Galina Grigoryevna
D.Phil. in Economics, Professor of the Applied Economy and HR Management Department, Kuban State University [email protected]
Magomedov Kamal Ullubiyevich
PhD applicant of the Applied Economy and HR Management Department, Kuban State University [email protected]
COMPLEX ASSESSMENT OF THE LABOUR FACTOR'S EFFICIENT APPLICATION IN THE REGIONAL DEVELOPMENT
Аннотация:
В статье на основе анализа проблем эффективного использования трудового фактора регионального развития доказано, что основной путь уменьшения уровня безработицы - создание максимально гибкого рынка труда, способного достаточно быстро реагировать на изменение сложившейся конъюнктуры.
Ключевые слова:
региональное развитие, рынок труда, трудовой фактор, региональная политика.
Summary:
The article studies problems of the labour factor's efficient application in the regional development. It's proved that the main way of the unemployment level decrease is formation of the most flexible labour market capable to respond quickly to the change of the existing conjuncture.
Keywords:
regional development, labor market, labor factor, regional policy.
Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, инициируемых, разрабатываемых и осуществляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития субъектов Российской Федерации.
Участие Российской Федерации в финансировании объектов, включенных в программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, выступает основным средством активного воздействия на обеспечение социальной защиты населения, научно-технического прогресса, развитие рыночной инфраструктуры, охраны окружающей природной среды, государственной поддержки отраслей промышленности, строительства, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, связи и дорожного хозяйства в регионах Российской Федерации и средством обеспечения развития федеративных и национальных отношений.
В условиях перехода российской экономики к системе рыночных отношений с их свободой выбора и конкуренцией объективно реализуется процесс суверенизации республик, краев, областей РФ, связанный с укреплением их политического статуса, усиле-
нием экономической самостоятельности и становлением основ финансово-бюджетной независимости. Знания о территориях, их ресурсах, производственном и экономическом потенциалах, методах управления и формах организации общественного хозяйства при этом являются одним из факторов их эффективного и динамичного использования.
Все более заметную роль начинает играть региональная политика, которая оказалась востребованной всем ходом экономических реформ, поскольку исследует такие важные процессы, как природно-ресурсный потенциал территории и его воспроизводство, демографию и занятость населения, уровень и качество жизни, взаимодействие региональных рынков и механизмы управления этими процессами. Развитие регионов, необходимость их реструктуризации представляет собой момент реализации общегосударственной стратегии управления и предполагает не просто упорядочение отдельных звеньев и свойств организованной региональной системы, но и внедрение в эту систему современных тенденций в практике государственного регулирования и управления регионом [1].
Управление экономикой страны и регионов выступает ключевым звеном сложной цепи хозяйственных процессов, и формирование системы эффективного управления остается одной из первостепенных задач государства. Масштабные вызовы, с которыми столкнулась Россия, требуют выработки стратегического курса социально-экономического развития, направленного на придание ей статуса ведущей мировой державы, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. определяет в качестве такого стратегического курса переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития, основанному на расширении использования сравнительных конкурентных преимуществ России и востребованности новых источников экономического роста. Одно из конкурентных преимуществ России - демографический потенциал территорий, рациональное и эффективное использование которого способно обеспечить стабильную занятость населения, устойчивое многоотраслевое развитие, высокие уровень и качество жизни населения.
При изучении региональных проблем и путей развития регионов необходимо принять во внимание, что российские регионы заметно отличаются друг от друга. Данные различия носят территориальный, природно-географический характер, а также различия в экономическом потенциале. Проводимые исследования производственной и социальной инфраструктуры, количества предприятий и организаций, численности населения и уровня занятости призваны рассматривать не только имеющийся потенциал региона. Проблемы эффективности функционирования региональных экономических систем на сегодняшний день особенно актуальны. При этом ключевым положением выступает достижение не просто оптимального сочетания общегосударственного и регионального управления, а эффективной саморегулируемости региональных экономических систем при активной роли государственных и региональных органов государственной власти.
Повышение роли регионов в осуществлении стратегических социальноэкономических преобразований требует применения комплексного интегрального подхода к развитию как социально-территориальной подсистеме общества, выполняющей ряд важнейших народнохозяйственных функций, в том числе производственную, демографическую, социально-культурную, природоохранную, рекреационную. В целях реализации комплексного подхода к социально-экономическому развитию регионов необходимо осуществить систему мер государственной поддержки, предусматривающих:
- обеспечение занятости населения и повышение его доходов на основе диверсификации экономики и развития альтернативных видов деятельности;
- улучшение качества социальной среды и условий жизни населения за счет повышения доступности и качества предоставляемых услуг в области образования, здравоохранения, культуры, повышения уровня инженерного обустройства и обеспеченности жилищным фондом, развития транспортной и энергетической инфраструктуры, средств коммуникации;
- преодоление информационной изолированности на основе формирования отвечающей современным требованиям системы информационно-консультационной поддержки, обеспечивающей инновационный путь развития территорий [2].
По нашему мнению, в настоящее время формирующуюся систему занятости населения необходимо рассматривать с позиций обеспечения условий наиболее эффективного функционирования всех экономических субъектов, расположенных как на территории региона, так и за его пределами. Региональный же подход к решению различных проблем управления развитием региональной системы занятости населения как ключевого индикатора социально-экономического развития регионов в последнее время выходит на первый план, так как именно на региональном уровне возможно принятие наиболее эффективных и оптимальных решений. Регионы стремятся к достижению устойчивых темпов социально-экономического развития, обеспечивающих повышение уровня и качества жизни населения. Это возможно лишь за счет формирования инновационной, инвестиционно привлекательной, социально ориентированной и эффективной экономики, которая бы опиралась на имеющиеся у региона преимущества и ресурсы.
В условиях федеративного государства, с учетом масштабов территории страны для решения задачи сокращения различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований приоритетным направлением региональной политики должны стать разработка и практическое внедрение комплекса инструментов, обеспечивающих жесткую мотивацию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления к наращиванию собственного экономического потенциала соответствующих территорий.
Предоставляемая за счет вышестоящих бюджетов финансовая и иная поддержка регионам и муниципальным образованиям должна рассматриваться как вспомогательный механизм региональной политики и сопровождаться условиями, стимулирующими опережающее экономическое развитие отстающих субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Одновременно ключевой задачей выступает сохранение условий для динамичного развития лидирующих, с точки зрения экономического развития, территорий [3]. Следует отметить, что применение на федеральном уровне разнообразных инструментов влияния на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, включая модернизацию системы занятости населения, федеральные целевые программы, Инвестиционный фонд, особые экономические зоны, венчурное финансирование, осуществляется без должной координации, в отсутствие четких приоритетов региональной экономики, на поддержку развития которых необходимо направить действие указанных инструментов. Это существенно препятствует проведению эффективной региональной политики, дестимулирует органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления к наращиванию собственных доходов и развитию территорий, не позволяет решить задачи сокращения межрегиональных различий в уровне обеспеченности граждан бюджетными услугами и поступательного социальноэкономического развития регионов. Как следствие, это приводит к нарастанию дисбаланса в социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации. Однако в условиях отсутствия единой общефедеральной системы целей развития государства и стимулирования реализации экономического потенциала субъектов Российской Федера-
ции такие меры лишь усугубляют остроту проблемы. В связи с этим многие аспекты управления социально-экономическим развитием регионов РФ в условиях кризиса требуют корректировки. Кроме того, возникает необходимость в новом подходе к управлению на региональном уровне, разработке методов регулирования процессов социальноэкономического развития регионов.
Многочисленные исследования процессов регионального управления в субъектах Российской Федерации показали, что ключевым условием при распределении полномочий управления между территориями различных рангов (республика, область, город, район) выступает положение о том, что совокупность региональных воспроизводственных циклов, пространственно локализованных на территории конкретного ранга, должна определять круг функций и полномочий того или иного уровня власти. Критерий распределения социально-экономических функций управления между различными уровнями территориальной системы - степень локализации использования результатов выполняемых функций. Не масштабы и количественные параметры социально-экономического развития, а совокупность осуществляемых функций должна стать отличительной особенностью административно-территориальных образований различных рангов [4]. Такой подход к решению данной проблемы позволяет конкретизировать ответственность за решение социально-экономических задач на каждом уровне регионального управления.
Одной из проблем управления на региональном уровне остается отсутствие четкого алгоритма модернизации системы занятости населения. Поэтому главной задачей в сфере модернизации системы занятости населения на современном этапе развития становится объединение имеющихся отдельных элементов управления в целостную систему. Вместе с тем, модернизация системы занятости населения должна опираться на понимание того, что, во-первых, региональная экономическая система имеет сложную структуру (отраслевую, корпоративную), во-вторых, для управления составными элементами данной системы требуется разработка специфических механизмов управления, в-третьих, эти механизмы должны быть взаимно непротиворечивы.
В последнее время наблюдается рост регионализации социально-экономических процессов и все в большей степени функции управления и регулирования этих процессов переходят от федерального уровня к региональному, поскольку существенные различия в российских регионах практически исключают общий подход и требуют проведения гибкой региональной политики, в том числе и в вопросах функционирования рынка труда.
За последнее время опубликовано большое число работ, посвященных изучению регионального рынка труда. Сложились различные подходы и толкования, противоположные точки зрения, в частности, на определение понятий «регион» и «рынок труда». Многообразие подходов и трактовок отражает большой интерес ученых к данной проблеме. Существование разнообразных подходов положительно влияет на развитие научной мысли, однако теоретические разногласия отрицательно сказываются на практике.
Как представляется, регион - это часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, исторических, национальных, культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъектов Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов. В любом случае данная территория должна характеризоваться целостностью, комплексностью, специализацией и управляемостью.
Рынок труда, на наш взгляд, - это система правовых, социально-экономических и трудовых отношений в рамках социального мира и согласия, возникающих между работодателями и наемными работниками с участием государственных и общественных организаций, на основе спроса и предложения по поводу оплаты и условий труда, социальных
гарантий, социальной защиты и поддержки и т. п. Необходимо отметить, что отношения на рынке труда не ограничиваются только актом купли-продажи, они затрагивают все, что связано с системой социального партнерства и защиты, образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, с управлением занятостью на предприятиях на федеральном и региональном уровнях.
Как уже отмечалось, для современной России характерны достаточно большие различия в развитии региональных рынков труда. Оценка регионального рынка труда может осуществляться по следующим показателям: уровень экономической активности населения, уровень занятости населения; уровень общей безработицы; уровень регистрируемой безработицы; доля безработных, ищущих работу двенадцать и более месяцев, в общей численности безработных; доля работающих неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках по инициативе администрации; коэффициент напряженности на рынке труда, исчисленный как отношение общей численности безработных к количеству вакансий. С использованием метода ранжирования территорий по значениям каждого их этих показателей можно рассчитать для каждой территории общий показатель и сопоставить его с общим показателем по России.
Несмотря на некоторые положительные тенденции (например, рост численности занятого населения), коренного перелома на региональных рынках труда не произошло. Недостаточное развитие в ряде субъектов Федерации общественных работ, временной занятости несовершеннолетних граждан, новых технологий взаимодействия с работодателями по повышению мобильности рабочей силы, малого бизнеса и предпринимательства не позволяют обеспечить высокие темпы реализации региональной политики регулирования рынка труда.
Необходимо отметить, что при разработке конкретных мер региональной политики на рынке труда, следует учитывать не только количественные различия в уровне социально-экономического развития рынка труда, но и основные факторы, обусловившие эти различия: наличие у региона внутренних резервов для перелома социально-
экономической динамики, инновационное развитие, зависимость решения внутренних проблем от поддержки на федеральном и региональном уровнях, от политики местных властей и т. д.
Ссылки:
1. Ханиев Р.Р. Стратегия управления социально- экономическим развитием региона // Экономика управления. 2009. № 3/6 (44).
2. Смирнов В.В. Особенности эффективного управления развитием региона // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 6. С. 117-124.
3. Ермолаев Д.В. Проблемы повышения эффективности управления социально-экономическим развитием региона // Регионология. 2010 № 4. С. 69-72.
4. Селезнева И. Политика занятости: изменение роли субъектов Федерации в ее существовании // Человек и труд. 2008. № 12. С. 32-35.
References (transliterated):
1. Khaniev R.R. Strategiya upravleniya sotsial'no- ekonomicheskim razvitiem regiona // Ekonomika upravleniya. 2009. № 3/6 (44).
2. Smirnov V.V. Osobennosti effektivnogo upravleniya razvitiem regiona // Audit i finansoviy analiz. 2007. № 6. P. 117-124.
3. Ermolaev D.V. Problemy povysheniya effektivnosti upravleniya sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem regiona // Regionologiya. 2010 № 4. P. 69-72.
4. Selezneva I. Politika zanyatosti: izmenenie roli sub"ektov Federatsii v ee sushchestvovanii // Chelovek i trud. 2008. № 12. P. 32-35.